Семь раз отмерь: весы для машин большой и малой грузоподъемности

Точный учет является одной из ключевых основ бизнеса. Поэтому, чтобы нивелировать погрешность, на производстве, в промышленности, в сельском хозяйстве, торговле, жилищном и дорожном строительстве нередко возникает технологическая необходимость взвешивания машины. Впрочем, роль весов не ограничивается одной только проверкой массы груза.

 

Автомобильные весы на самом деле играют более значимую роль, чем может показаться на первый взгляд. Список задач, который стоит перед ними, весьма внушительный: предотвращение хищения материалов, контроль и учет товарооборота, контроль оптимальной загрузки транспортного средства, а также улучшение репутации компании и, наконец, расширение рынка сбыта.

Но для того, чтобы эффективно справляться с поставленными задачами и минимизировать риски возможных убытков предприятия из-за просчетов, устройства должно обладать рядом характеристик, таких как:

  • Высокий уровень точности измерения.
  • Большой показатель верхнего предела взвешивания.
  • Прочность, износостойкость конструкции, удобство пользования.
  • Способность выдерживать эксплуатацию в экстремальных условиях.

     Впрочем, еще совсем недавно, когда использовались механические весы, с первым пунктом могли возникнуть достаточно серьезные проблемы. Данное оборудование не могло похвастаться идеальной точностью, допуская, пусть, и не критичные, но весьма ощутимые погрешности. Пришедшие им на смену и практически полностью вытеснившие своих устаревших собратьев современные же электронные тензонометрические автовесы способны выдавать максимально точные данные о массе транспортного средства. Это стало возможным благодаря оснащению устройств высокоточными тензодатчиками.

    Конструкция электронных весов радикально отличается от механических. Во-первых, для электронных весов не требуется больших затрат при возведении фунамента. Во-вторых, современная конструкция электронных весов позволяет снизить затраты на транспортировку до места установки, а впоследствии и сократить время на монтаж оборудования. В-третьих, электронная система существенно сокращает время взвешивания груза. НаконецЮ электронные весы могут быть интегрированы в автоматизированные системы учета и контроля взвешивания, адаптированного под цели и особенности конкретного предприятия.

  Сейчас существует множество классификаций весов, и одна из основных – с точки зрения особенностей процедуры взвешивания. В данном случае выделяют две группы. В первую входят весы со статическим протоколом взвешивания, при котором машина занимает место на платформе, а измерительные манипуляции проводятся при полном обездвиживании транспортного средства. Вторая группа –весы с динамическим протоколом работы, способные определять массу отдельных автомобилей непосредственно в движущемся потоке без необходимости остановки транспорта, что значительно экономит время. Впрочем, статичные   весы обладают большей точностью взвешивания и меньшей погрешностью при взвешивании.

  Также весы делят по разновидности конструкции на две группы – фундаментные и бесфундаментные. Первые нуждаются в монтаже, который, к слову, является процессом крайне трудоемким: для всех устройств этого типа необходимо подготовить приямок, залить фундамент, установить раму, залить ее, установить платформу, откалибровать, поверить. Бесфундаментные же не нуждаются в мощной опоре, они намного удобнее в эксплуатации за счет своей мобильности и высокой скоростью запуска в эксплуатацию. Достаточно перевезти их на нужную площадку и сразу же приступить к измерениям.

    Среди российских пользователей в последнее время помимо перехода на автоматизированные устройства наблюдается тенденция широкого использования принципа поосного взвешивания, при котором вес определяется путем суммирования усилий, создаваемых каждой осью либо совмещенные мосты транспортного средства. Благодаря конструкции монтаж таких весов не требует много времени и больших усилий, а также отпадает необходимость в проведении строительных работ по изготовлению далеко не дешевого фундамента. Кроме этого, весы для поосного взвешивания просты в обслуживании, их можно подключать к компьютерной сети предприятия для автоматизации учета контроля процессов отгрузки и снабжения.

   Впрочем, без ложки дегтя не обходится ни одна бочка. У поосных весов наряду с множество преимуществ есть и значительный минус – точность измерений у этих устройств на порядок ниже, чем у весов для статического взвешивания.

   В свою очередь в зависимости от способа установки поосные весы имеют подкладное и врезное исполнение. Врезные конструкции представляют собой грузоприемную платформу, установленную в залитую по периметру бетоном металлическую раму на одном уровне с проезжей частью дороги, что предельно упрощает процесс взвешивания.

   Наиболее мобильный вариант весов большой грузоподъемности – подкладные весы, имеющие небольшую собственную массу, способные заряжаться от автомобильного аккумулятора и без проблем транспортируемые в кузове грузовика.

  Вообще же на каждый способ измерения существуют определенные ограничения. Так, жидкости можно взвешивать только на весах для статического взвешивания, тогда как весы для поосного или группового взвешивания в движении не могут использоваться для данных целей.

 

Кто есть кто на рынке автовесов

   Если говорить о предложении на рынке, то эксперты подразделяют автовесы по максимальной массе и длине платформы: от 60 т и выше и длиной платформы от 4 м и выше. Отечественные стандартные весы имеют высоту балок продольного расположения не меньше 240 мм. По ГОСТу автомобильные весы разделяют по максимальной величине взвешивания: до 30 т, до 60, 80 и 100 т. При этом при использовании тензодатчиков необходимо ориентироваться на ГОСТ Р8.726-2010 (OIMLR60:2000 (Е)), а также отвечать всем требованиям, заявленным при сертификации.

   Основное распространение на рынке получили отечественные весы с высокой степенью локализации и применением деталей собственного производства. Большая часть отечественных производителей использует высокотехнологичное производство как металлоконструкций, так и тензодатчиков. Так, у ключевых игроков рынка импортируемые комплектующие не превышают 15%.

  • Один из лидеров – московская компания «ФизТех», присутствующая на рынке практически 30 лет. В продуктовой линейке производителя – весы автомобильные электронные (ВАЭ) для взвешивания в статике всего автомобиля, переносные подкладные весы (ВТП-А), врезные поосные весы для взвешивания в движении (ВАЭ-ВД) и в статике (ВАЭ-ВС). Отличительная черта всех моделей – универсальность, безотказность в работе и удобство эксплуатации. Львиная доля инженерных разработок инженеров предприятия нацелена на непрерывное улучшение показателей надежности и функциональности автовесов. Оборудование отвечает требованиям ГОСТ 29329–92 и ГОСТ 30414–96, сертифицировано, внесено в Госреестр средств измерения под № 19242-03, 18880-04.

  При изготовлении всех автомобильных весов «ФизТех» используются морозостойкие тензодатчики FLINTEC (Германия), выполненные из нержавеющей стали с наивысшей степенью пылевлагозащиты IP68. Их применение гарантирует бесперебойную работу оборудования при температурах от –40 до +80 °С при любых погодных условиях. Подключение любой модели весов к компьютеру осуществляется стандартным кабелем для разъема RS-232 к COM-порту. Результата измерений можно вывести на большое светодиодное табло или принтер через систему проговаривания веса. Также можно оснастить весы радиостанцией, передающей результаты взвешивания на терминал без прокладки кабеля.

   Кроме важных конструктивных особенностей моделей, увеличивающих точность и надежность весов, к числу их преимуществ можно отнести большое удобство в эксплуатации, которое обеспечивается поставляемым в комплекте программным обеспечением, работающим в среде Microsoft Windows 98, ME, XP.

    Модели ВАЭ состоят из нескольких грузоприемных платформ, что устанавливаются на балки с тензорезисторными датчиками, от которых через распределительную коробку сигнал поступает на весовой терминал, где производится индикация результатов взвешивания. Номенклатура компании включает более 20 модификаций весов пределом взвешивания от 10 до 80 т и длиной грузоприемных платформ от 6 до 23 м. Также в линейке есть весы с нестандартными параметрами, например, для карьерных самосвалов. Весы работают в двухдиапазонном режиме, что позволяет проводить более точные измерения веса за счет меньших значений поверочных делений первого диапазона.

   Существует два варианта исполнения весов ВАЭ: «Стандарт» и «Экстра». К преимуществам первого типа относятся специальные модули защиты датчиков, обеспечивающие повышенную устойчивость к боковым ударам и весовым перегрузкам, антирезонансные демпферы, увеличенная жесткость платформы и улучшенное антикоррозионное покрытие. Обе модели имеют самую низкую цену в соответствующих классах.

  Модели ВАЭ-ВД (весы автомобильные электронные для взвешивания в движении) предназначены для поосного взвешивания автомобилей и автопоездов в движении в любом направлении с последующим автоматическим суммированием результатов взвешивания. Они представляют собой грузоприемную платформу на тензорезисторных датчиках, установленную на одном уровне с проезжей частью дороги в металлическую раму, которая залита по наружному периметру бетоном. Тензорезисторные датчики расположены над платформой, в боковых ограждениях, что исключает их засорение и заливание. Взвешивание в динамике происходит при скорости движения через весы не более 5 км/ч, а результаты рассчитываются поставляемым программным обеспечением с использованием персонального компьютера (ПК).

   Выпускаемые модели отличаются наибольшим пределом взвешивания (60, 100, 200 и 300 т – от среднетоннажных грузовых автомобилей до карьерных самосвалов) и размерами грузоприемных платформ.

   ВТП-А (весы транспортные подкладные автомобильные) – малогабаритные модели, которые предназначены для статического поосного или поколесного взвешивания автотранспорта при поочередном или одновременном (в случае соединения платформ) наезде колесных пар на грузоприемные платформы. Модели легки и удобны, имеют встроенные ролики и ручку для переноски или перекатывания одним человеком. Пандусы для заезда встроены в платформу.

   Весы ВТП-А производят с наибольшим пределом взвешивания от 1 до 15 т и платформой размерами 750х560 или 1000х620 мм. ВТП-А, как и другие модели, работают в двухдиапазонном режиме. Оборудование также поставляется в двух вариантах исполнения: «Стандарт» с защитой IP67 от кратковременного погружения в воду) и диапазоном рабочих температур от –20 до +65 °С и «Экстра» с защитой IP68 от –40 до +80 °С.

  • Еще один яркий представитель рынка разработчиков и производителей электронных автомобильных весов как на российском рынке, так и в ближнем зарубежьевесоизмерительная компания «Тензо-М» (ВИК «Тензо-М»). Автомобильные весы предприятия отлично подходят для эксплуатации в специфическом климате России в диапазоне температур от –30 до +40 °С, благодаря чему находят широкое применение на различных предприятиях пищевой, добывающей и перерабатывающей промышленности.

    В продуктовой линейке производителя – автомобильные весы для статического взвешивания, имеющие погрешность не более 0,03…0,1%, весы для поосного взвешивания автомобилей в движении с погрешностью 2%, которые применяют службы контроля по автомобильным дорогам, а также предприятия, взвешивающие недорогой продукт¸ для которых такая погрешность не являются критичными.

   Все модели, выпускаемые ЗАО «ВИК «Тензо-М», в стандартной комплектации имеют возможность для передачи данных в компьютерную сеть предприятия для накопления в базе данных результатов всех взвешиваний. Эти первичные данные являются основой для последующей обработки информации по любым алгоритмам и программам, необходимым для эффективного ведения хозяйственной деятельности, например, распечатка объема продаж за неделю, месяц, квартал или ассортимента и количества продукции, отпущенной определенному покупателю за месяц. Поставляемое базовое программное обеспечение позволяет организовать совместимость накопленных результатов взвешиваний с целым рядом распространенных прикладных программ: «Бухгалтерия 1С», «MS Excel» и любыми другими программными средствами, работающими в среде Windows, и открывает широкие перспективы для компьютерного учета и контроля товарных и сырьевых потоков предприятия

Благодаря использованию многоопорной модульной схемы грузоприемной платформы автомобильные весы «Тензо-М» имеют малую строительную высоту, что позволяет устанавливать их над поверхностью асфальта двора или врезать в приямок малой глубины. Для предотвращения раскачивания весов в конструкции платформы предусмотрены регулирующие болты-ограничители и отбойные закладные детали в стенах приямка  или в заездных пандусах.

  Примечательно то, что среди конкурентов компания «Тензо-М» является единственным производителем, в цехах и лабораториях которого организован полный производственный цикл, начиная от заготовки металла и заканчивая готовыми датчиками, металлоконструкциями весов, микропроцессорными весовыми терминалами и базовым программным обеспечением сетевой поддержки.

  Автомобильные весы для статического взвешивания (модели М8200А низкопрофильного и низкомостового типов) и динамического (М8200Д) для работы в диапазоне температур от –30 до +40 °С предлагает компания «Метра» из г. Обнинск. Опционально покрытия платформы моделей могут быть выполнены из цинка, что поможет усилить защиту от воздействий внешней среды.

  Основное отличие моделей двух типов в том, что при одинаковой длине грузоприемного устройства для весов низкомостового типа требуется, как правило, меньше датчиков. Весы можно устанавливать над поверхностью и в приямок. Они имеют повышенную защиту от рывков при остановке и в начале движения автомобиля, широкий температурный диапазон эксплуатации и в зависимости от конструкции 4, 6 или 8 тензодатчиков, неприхотливы в обслуживании и просты в транспортировке.

  Конструкция М8200Д низкопрофильная, фундамент – экономичный и быстровозводимый. Модель неприхотлива и удобна в обслуживании.

  • НПО «Весы» (г. Екатеринбург) выпускает серию моделей ВАТП для взвешивания в статике с НПВ 30, 60 и 90 т. Грузоприемное устройство весов может состоять из одного или нескольких модулей. Длина каждого модуля 6, 9 или 12 м, ширина – 3 м, а их число определяется грузоподъемностью, требуемой длиной и условиями эксплуатации. Для поосного взвешивания в движении (на скорости 3…10 км/ч) производятся модели серии ВАТПВ с пределом нагружения оси 10, 20 и 100 т. ГПУ по кабельному соединению связано с персональным компьютером, установленным в весовом помещении. Высокая степень защиты весового оборудования обеспечивается благодаря разным вариантам комплектации весов компьютерным оборудованием, включая компьютеры промышленного исполнения, а комплектация устройства блоком масштабного усиления позволяет увеличить расстояние от ГПУ до весового помещения до 1 км.

  Среди других игроков отечественного рынка весоизмерительного оборудования можно отметить следующие:

 

  • «Сибтензоприбор» (г. Топки, Кемеровская обл.). Предприятие выпускает 12 моделей весов ВЭМА-С20 с НПВ от 20 до 60 т для статического взвешивания двух- и трехосных автомобилей, в том числе с прицепами и полуприцепами, а также автопоездов.
  • Завод химического оборудования (г. Армавир). Здесь производят весы с НПВ от 10 до 100 т, в том числе для поосного взвешивания, на базе тензометрических датчиков голландской фирмы Revere Transducers Europe.
  •  «Тензор» (г. Ростов-на-Дону). Предприятие поставляет весы ВС.А-01 для статического взвешивания с НПВ 50 т. Модель состоит из грузовой платформы с въездными пандусами, установленной на двух грузоприемных модулях-опорах, оборудованных тензорезисторными датчиками силы и электронными блоками регистрации, усиления и преобразования результатов измерений. Результаты взвешивания поступают в вычислительный комплекс на базе IBM-совместимого компьютера со специальным программным обеспечением, осуществляющим формирование и ведение базы данных о перемещаемых грузах, статическую обработку этих данных и оформление отчетных документов.
  • Невские весы (г. Санкт-Петербург). В линейке производителя весы ВСА от 20 до 100 т, длина платформы от 6 до 26 м с погрешностью от 5 кг. В бесфундаментных ВСА-С максимальная нагрузка до 40 т с той же погрешностью. Для взвешивания КРС используются электронные весы серии ВСП-4 максимальной массой до 5000 кг.

 

Гости из-за рубежа

 

  Хотя в большинстве случаев сейчас пользователи отдают предпочтение отечественной продукции, полную монополию российским заводам установить пока не удалось. Импортные весы представлены несколькими компаниями, наиболее часто встречающейся является продукция двух компаний – южнокорейской CAS и швейцарской Mettler Toledo.

     CAS выпускает подкладные автомобильные весы с НПВ 5 тыс. и 10 тыс. кг. Для всех моделей характерна компактность, легкость транспортировки. Конструкция платформы весов и кабелевводов разработана для применения в жестких внешних условиях. Продолжительность работы весов без подзарядки батарей – 20 ч, размер платформы – 600х340х60 мм. Диапазон рабочих температур – от –30 до +50 °С. Каждая платформа снабжена ЖК-дисплеем с подсветкой (пять знаков высотой 25 мм). Панель управления индикатора позволяет выбирать высвечиваемое показание веса между суммарной нагрузкой на все объединенные платформы или на конкретную платформу. Весы оснащены интерфейсом RS232C.

   Фирма Mettler Toledo выпускает весы трех типов. Для взвешивания в статическом режиме предназначено семейство наиболее точных весов 7560S. Весовой терминал показывает либо полный вес транспортного средства, либо вес осей или групп осей при использовании мультиплатформенных весов. Весы серии 7560SM – универсальные, поскольку позволяют производить и статическое, и динамическое взвешивание. Серия 7560M служит для взвешивания каждой оси автомобиля в движении с последующим суммированием результатов.

    В автомобильных весах Mettler Toledo используются цифровые тензодатчики, в весах CAS – аналоговые, принципиальное отличие которых заключается в уровне выходного сигнала. Цифровой тензодатчик имеет встроенное АЦП, благодаря чему уровень выходного сигнала составляет 5…6 В, что в свою очередь высокую помехоустойчивость и точность. В весах CAS жиспользуются индикаторы CI-5010 или CI-6000, а в моделях Mettler Toledo – терминал Index 310, предназначенный для работы с цифровыми датчиками DigiTol с памятью на 10 или 100 взвешиваний, в зависимости от модификации терминала.

     Как уже говорили выше, автовесы используются в промышленных, строительных отраслях, а также в сельском хозяйстве. К слову, для аграриев весы – один из ключевых факторов учета деятельности компаний, инструмент для повышения ее эффективности. Как показывают исследования и опросы, проводимые в том числе на отраслевой выставке «Агрорусь», среди представителей сельскохозяйственной отрасли наиболее востребованными являются платформенные весы: как однодатчиковые, так и четырехдатчиковые. Область применения оборудования широкая: входной контроль продукции, фасовка, учет сбора урожая, контроль веса скота, др. 

   Если же говорить об основных требованиям аграриев к весам, то наряду с уже упомянутыми выше точностью показаний и стойкостью к различным погодным условиям для представителей сельского хозяйства особое значение имеет автономность. Это связано с тем, что при работе в полях отсутствует точка подключения к электросети. И хоть весы относятся к разряду достаточно дорогостоящего оборудования, покупка высокотехнологичного, современного устройства – не роскошь, а эффективный инструмент повышения эффективности предприятия. А раз спрос есть, то производители, стремясь победить в борьбе за покупателя, и дальше будут стремиться перещеголять конкурентов, поставляя передовые решения.

 

Похожие записи

Оставить комментарий