Алексей Гринкевич: «На данный момент наши вездеходы – одни из лучших вездеходов страны»

   О лесных мульчерах в России не так много информации, а о том, что их в нашей стране тоже делают – вообще никаких сообщений. В то время как в Сургуте команда изобретателей создала машины, аналогов которым нет в мире, – это плавающие мульчеры-болотоходы. Возможно, такая машина станет палочкой-выручалочкой для тех, кто вынужден расчищать трассы в болотистой местности. Но пока однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что машины новые, почти никем не опробованные, и не все их изъяны еще известны. Создатель машин-вездеходов «Тром» Алексей Гринкевич рассказал о неоспоримых преимуществах своих машин и о проблемах, с которыми пришлось столкнуться.

 

– Вы являетесь главным конструктором «Трома»?

 

   – Да, я руководитель завода «Тром» и его конструктор.

 

– Как давно вы занимаетесь разработками машин-вездеходов?

 

   – Около 10 лет.

 

– Вы занимались разработкой только болотоходов?

 

   – Нет, у меня немало других изобретений, которые не связаны со спецтехникой. С 18 лет я занимался кузовным ремонтом и покраской машин, и опыт в этом деле у меня был приличный, поэтому первое мое изобретение было связано с созданием новых покрасочных камер для автомобилей. Принцип работы моего изобретения заключался в следующем: необходимо забирать с улицы воздух, нагревать до температуры, оптимальной для покраски машины, и затем выбрасывать на улицу загрязненный воздух. А так как в Сургуте холодно и, например, забирать воздух при -40 и нагревать его до +20 градусов крайне неэкономично, поэтому пришлось придумать камеру с нестандартной системой вентиляции и дополнительными фильтрами, которая позволяет значительно экономить энергию и средства. Камеры очень хорошо себя зарекомендовали: на моей станции техобслуживания и у друзей-коллег они работают уже 17 лет.

 

– Как появилась идея создания плавающих вездеходов?

 

    – Было время, когда я увлекся рыбалкой и охотой. Эти увлечения непосредственно связаны с водой: постоянно нужно забираться в глубь озер, болот. Решил собрать себе машину, и получилось. Потом один друг пришел, посмотрел – понравилось. Потом другой. В общем, так и затянуло. Когда я пытаюсь что-то сделать, то очень стараюсь делать это либо лучше всех, либо вообще не берусь, если чувствую, что не тяну. Нам удалось это воплотить в наших вездеходах. Они лучшие по проходимости, по надежности и по целому комплексу показателей. «Тром-8» стало со временем  именем нарицательным в наших краях. Мы сделали уже больше сотни разных машин: плавающие буровые установки, плавающие экскаваторы, мульчеры. При этом плавающих мульчеров нигде больше не существует в мире.

 

– То есть аналогов такой машины нет?

 

    – Нет. Можете себе представить, насколько интересно ее придумывать, потому что нужно создать то, чего никогда до тебя не было. Здесь как раз проходит граница между изобретателем и механиком, который, образно говоря, может вместо болта «на 12» болт «на 14» поставить. Таких коллективов, как у нас, всегда было немного. Это как космические корабли на пустом месте построить, понимаете? Надо же было сначала понять, как вообще это взаимодействует, собрать ученых. Понятно, что сравнение не совсем корректное и уровень не тот, но принцип тот же. В нашем производственном процессе я обычно выступаю в роли генератора идей, поэтому какие-то сложные вопросы приходится решать на ходу. Например, я ничего не понимал в гидравлическом оборудовании, но прошло четыре года, и теперь я могу практически любую гидравлическую схему собрать.

 

– Вы самостоятельно разбирались или специально где-то учились?

 

   – Я самоучка – пришлось самому разбираться. Какие-то узкоспециализированные вещи в гидравлике, например, мне неизвестны в силу того, что они у нас не применяются. Но если понадобится, то наложить на имеющуюся базу какие-то отдельные детали достаточно легко. Так мы и создали свой необычный мульчер. По сути, у нас все машины уникальные, поэтому появляются те, кто пытается их копировать и заработать на этом.

 

– Так у вас же патент?

 

   – Ну и что? У нас патентное законодательство толком не работает. Можно подать в суд, но это бесперспективно. Например, один из первых вездеходов купили питерские ребята, а через какое-то время появилась фирма, которая производит такие же вездеходы. Причем они даже не стесняются. Также в Тюмени такая фирма появилась. Но разница между нами и ними – в подходе: мы пытаемся сделать идеальную машину, а потом на ней заработать. А они просто хотят «срубить денег по-быстрому». Человек, который действительно хочет сделать что-то правильное и хорошее в этой жизни, воровать не будет. Он возьмет что-то существующее, например, трактор, и усовершенствует его так, чтобы получился супертрактор. Тогда это достойно уважения. А на воровстве далеко не уедешь.

 

– И что с этим делать?

 

   – Ничего. У таких людей не получится развития, потому что они скопировали машину 5-летней давности и не знают, что с ней дальше делать, опыта-то изначального нет у них. А у нас есть, поэтому мы все время на 2–3 шага впереди. Это же по сути не мое изобретение, в технике оно известно как привод Робсона, но в качестве основного движителя он не применялся, только как вспомогательный. А мы его основным движителем сделали. Я называю его «гибкая шестерня».

 

– В чем особенность этого привода?

    – Он по своей сути имеет очень низкий механический КПД, потому что на прогиб колеса и на трение тратится много энергии, но при этом такой привод позволяет одним мостом небольшой размерности, например от автомобиля «УАЗ», вращать сразу четыре колеса практически любых вменяемых размеров, то есть относительно стандартных трансмиссий конструктив предельно легкий и исключительно простой. Мы специально разработали свою пресс-форму с поперечным протектором, и теперь колесо имеет размер 1650х600 мм, это практически размер от трактора «Кировец», при этом оно легкое и бескамерное. У вездехода конструкция трансмиссии такая, что его сломать не может даже пьяный геолог. Ролик может «прощелкнуть» на колесе, но сломать мост, который его приводит в действие, или кардан, или раздаточную коробку он не может – жесткого привода-то нет. Такой вездеход становится безопасным, потому что это не просто машина, а комплекс мер, которые позволяют добраться до места назначения и обратно живым и здоровым. Понимаете, если мы уехали за 120 км, через пять рек переправились, а еще и в непогоду, то выбраться оттуда пешком физически невозможно, поэтому машина должна быть в первую очередь самая неубиваемая. Именно это качество среди вездеходной братии ценится превыше всего. Есть и недостатки – крутящий момент ограничен возможностями резины колес, потому создать большой трактор на таком приводе невозможно.

 

– Как вам пришла в голову идея создать плавающий мульчер?

 

     – По сути, по наитию, я не знаю, как рождаются в голове мысли. У меня нет высшего образования, даже гуманитарного. У меня только средняя школа. И мне немного помогает то, что у меня нет технического образования. Наше образование, к сожалению, не учит мыслить нестандартно. Моему сыну 23 года. Он работает в моей команде. Вот он окончил СибАДИ (Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия. – Прим. ред.). Умный парень, грамотный, но их там учили, как делать нельзя, а не как делать нужно. Им дают примеры какие-то, клише, шаблоны. А когда 18-летнему мальчишке профессорами вложен в голову шаблон, что какой-то механизм не работает, потому что в 30-х годах немцы или американцы делали нечто похожее и не получилось, то парень и пробовать не будет. Простой пример: роликовый привод известен давно. Когда я стал работать над своим вариантом такого  привода, то решил позвонить в МГТУ им. Н. Э. Баумана: добрался до какого-то доцента кафедры колесных машин и рассказал ему, что я делаю такой механизм. Он мне сказал: «Молодой человек, ни в коем случае так делать не надо. Машина нормально не поедет, поставьте  лучше цепи». К счастью, он ошибался. Вездеход работает. И не просто работает: на данный момент наши вездеходы – одни из самых лучших вездеходов страны, а может, даже и мира.

    Но оговорюсь, я прекрасно понимаю, что без базового технического образования и мощного коллектива ученых что-то по-настоящему серьезное типа авианосца или атомного реактора, того же космического корабля, например, построить невозможно. А наш вездеход прост, он только необычен.

 

– Вы уже демонстрировали свои изобретения на выставках?

 

     – Да, на местных выставках показываем. В интернете есть реклама с видео.

   

– В каком направлении сейчас ведете разработки, кроме плавающих мульчеров?

 

     – Вот я вам интересную вещь расскажу. Все знают, что вертолет Ми-8 – классная машина. А у него КПД меньше, чем у паровоза. В час тратится 800 литров хорошего авиационного керосина, на котором он пролетает 150–200 км и перевозит 3 тонны груза. Так вот, мы делаем вездеход, который везет груза столько же, а топлива тратит, естественно, в разы меньше. Предполагаем на коротком плече – до 100 км – вертолетные перевозки частично заменить. Мы его собираем на гидромотор-колесах: это редуктор, в который вставлен гидромотор, а сверху на редуктор надето огромное колесо. Также есть гидравлический предохранитель для стравливания лишней нагрузки. То есть это самая безопасная машина. Там только шланги разведены, и больше там ничего нет: ни карданов, ни мостов. Сложностей немало, но машина предельно интересная.

   Такое создавали в государственном научном центре РФ «НАМИ» – это научно-исследовательский институт автомобильной промышленности. Они больше 10 лет собирали 6-колесный ЗИЛ «Гидроход». Но в итоге машина у них так и осталась ходовым макетом, с выводом, что КПД машины мал. Почему? На одну шестиколесную машину 23 механических редуктора. О каком приличном КПД может идти речь? И гидромоторы через кучу этих редукторов приводят колеса. Но если ты напрямую сделаешь гидромотор-редуктор в колесе, то потерь около 4 процентов, не считая гидравлических. Наша задача – заставить крутиться огромное колесо, и чтобы это было без поломок. Чтобы крупное колесо вращать механическим способом, нужен мост от трактора, причем тоже с бортовым редуктором. Он весит полтонны и больше. А мы поставили такой редуктор, который весит 100 кг. И гидромотор-редуктор – независимая конструкция, хоть 3-колесный, хоть 17-колесный вездеход можно построить.

 

– А как родилось такое название – «ТРОМ-8»?

 

     – У нас речка такая есть, Тромъёган. А «8» – это 2008 год разработки. Сейчас мы делаем машину «Тром-16». В ней уже используются новые разработки 2016 года. А машины-мульчеры называются «Тром-8 УЭС». УЭС – это универсальное энергетическое средство. Он ведь не только может мульчером работать, но и снег чистить, и даже заливать ледовые переправы через реку.

 

– Все машины вы только для себя делаете? Сами создаете и сами на них работаете?

 

     – Стандартные машины – плавающие вездеходы и плавающие буровые установки поставлены на поток.  Мы делаем по две машины в месяц. Они продаются очень успешно. И на своих машинах сами в поле работаем. Как иначе-то доводить до ума конструкцию? Силами клиентов – это в принципе неправильно.

– Какие перспективы у вашего завода?

 

      – Поле деятельности большое, бездорожье в нашей стране не скоро закончится.

 

– Для кого в первую очередь предназначены машины «Тром»?

 

     – В первую очередь мы хотим помочь подрядным компаниям, занятым монтажом или сервисным обслуживанием линейных сооружений ТЭК на самых заболоченных участках в ХМАО, ЯНАО. Наши снегоболотоходы «Тром-8» значительно облегчают ваши задачи. Практически все компании, эксплуатирующие наш вездеход, отмечают значительную разницу затрат на эксплуатацию и ремонты вездехода «Тром-8» по сравнению с гусеничной или иной колесной техникой. А также отмечается расширение производственных возможностей в связи с тем, что не нужно переносить все работы на зиму в территориях со слабонесущими грунтами.

      При продаже вездеходов мы всегда обучаем водителей премудростям эксплуатации техники. Из практики заметили, что в более крупных полугосударственных компаниях больше проблем с оперативным ремонтом и грамотным своевременным обслуживанием: из-за большого количества согласований на этапе покупки запчастей при поломке техники до их получения срок доставки может составлять до полугода. Подрядные организации с удовольствием покупают по 4–8 наших вездеходов сразу, раскусив экономическую эффективность и легкость обслуживания такой техники. В таких организациях, как правило, машина закрепляется за одним человеком, с которым всегда можно созвониться и получить оперативную информацию по любому агрегату и его обслуживанию с места работы, а также заказать запчасть и получить ее в ближайший день.

       Также мы предлагаем перед покупкой арендовать наши вездеходы для понимания эффективности решения ваших задач такой уникальной техникой.

       Возможен лизинг: с нами уже четыре года сотрудничают четыре лизинговых компании.

       По всем вопросам аренды, покупки и эксплуатации снегоболотоходов «Тром-8» можно звонить по телефонам: 8 (904) 472 27 25; 8 (922) 419 62 56; электронная почта: trom8x8@gmail.com.

       Предлагаем посетить наш сайт www.trom8x8.ru.

       Сборочное производство расположено в городе Сургуте, по улице Югорский тракт, ГСК 56.

 

628400, Тюменская область,

г. Сургут, ул. Югорский тракт, ГСК 56.

+ 7 (3462) 556-078

+7 (922) 419-62-56

+7 (904) 472-27-25

www.trom8x8.ru

e-mail: trom8x8@gmail.ru

 

                                                                                          Ирина Хозяинова, редактор сайта Top Mulcher

                                                                                                                                                  topmulcher.com                                             

Похожие записи

Оставить комментарий