Разнообразие транспортируемых автоцистернами грузов – черта современной экономики

При упоминании об автоцистернах обычно сразу представляется замасленный бензовоз. Однако сегодня перечень грузов, транспортируемых в цистернах, настолько расширился, что одно их перечисление займет немало времени. Цистерны на колесах используются для доставки жидких химических реагентов, сжиженного газа, цемента, многих видов сыпучих веществ, огромное число автоцистерн задействовано в пищевой отрасли. О тенденциях в области производства автоцистерн, непредназначенных для транспортировки светлых и темных нефтепродуктов, в этой статье.
 
ПОХУДЕНИЕ АВТОЦИСТЕРНАМ ТОЛЬКО НА ПОЛЬЗУ
 
   Тенденция к снижению веса своей продукции наблюдается практически у всех производителей цистерн в мире. Сегодня спросом пользуются цистерны самонесущих конструкций. Это в основном связано с тем, что рамная компоновка, хотя она и является более прочной, увеличивает массу всего автопоезда, а при разработке новых моделей автоцистерн борьба идёт буквально за каждый килограмм. Ведь, уменьшая собственную массу автопоезда, производитель увеличивает, тем самым, полезную грузоподъёмность, а это сокращает количество поездок, необходимых для доставки определённого объёма материалов, и прямо влияет на прибыль перевозчика.
 
    Кроме того, безрамная конструкция имеет целый ряд дополнительных преимуществ по сравнению с установкой цистерны на раму. Во-первых, безрамная схема позволяет менять длину автоцистерны, её базу. Центр тяжести такой конструкции располагается ниже, чем рамной, что придаёт всему автопоезду большую устойчивость. Положительным фактором безрамной конструкции является и сниженная металлоёмкость.
 
      Также конструкторы достигают снижения массы автопоезда, используя современные автокомпоненты, например, колёсные диски из алюминиевого сплава. Ещё в 1948 г. были изобретены кованые алюминиевые диски, и год за годом алюминиевые колесные диски все чаще устанавливают на крупнотоннажные грузовики. Диски меньшей массы повышают топливную эффективность, способствуя перевозке товаров с меньшей нагрузкой на экологию: ведь если грузовики сжигают меньше топлива, то в атмосферу попадает меньшее количество парниковых газов и вредных веществ.
 
          Инженеры подразделения, занимающегося выпуском дисковой продукции, входящего в состав американской корпорации Alcoa Inc., разработали и запатентовали специальный сплав MagnaForce™ для производства дисков. Новый сплав на 17% прочнее применявшегося до сих пор сплава Alcoa 6061. Изготавливаемые из нового сплава колёсные диски получили название Ultra ONE™, они на 47% легче дисков аналогичного размера, изготовленных из стали, а собственная масса автопоезда при использовании дисков Ultra ONE™ снижается более,чем на 0,6 т. 
 
   В отечественной практике для изготовления цистерн используют сталь 09Г2С, а также конструкционную низколегированную сталь для сварных конструкций 17ГС либо же сталь специального назначения ST52-3 (Германия). Эти стали характеризуются отличной свариваемостью как при подогреве свариваемых материалов, так и без их нагрева. Также описываемые стали отличаются устойчивостью к перегреву и препятствуют образованию трещин. Листовая сталь 09Г2С не теряет своих качеств в температурном диапазоне от -70°C
до +450°С. После закалки и отпуска из сплава изготавливают детали цистерн.
 
     Но сегодня всё чаще сталь 09Г2С заменяют при производстве цистерн на листовой алюминий, особенно когда речь идёт о производстве цистерн, предназначенных для транспортировки продукции предприятий пищевой и химической промышленности. Применение алюминиевого сплава имеет ряд бесспорных преимуществ. Прежде всего, листовой алюминий весит гораздо меньше, чем стальные листы аналогичной прочности. Плюсом алюминия являются и его антикоррозионная стойкость, сохранение эксплуатационных характеристик при экстремально низких температурах, износостойкость, длительный срок службы. Пищевые автоцистерны, служащие для перевозки продуктов питания, изготавливают из особой марки алюминия или стали – пищевой.
 
       Подмосковное предприятие ЗАО «Бецема» разработало 14 моделей цементовозов, а модель БЦМ-150 (Фото №3), по утверждению руководства предприятия, является первым отечественным материаловозом с цистерной из алюминия. Применение лёгкого металла позволило достичь снаряжённой массы полуприцепа не выше 4,8 т, при этом вместимость цистерны 30 м3, а грузоподъёмность – 34,5 т. Для сравнения, «Бецема» производит полуприцеп ТЦ-21,3 (Фото №4), который имеет те же параметры грузоподъёмности и вместимости, но масса снаряжённого полуприцепа составляет 9,0 т! В конструкции БЦМ-150 используется пневмоподвеска, оси SAF, и система ABS Wabco. Разгрузка осуществляется подачей сжатого воздуха, который нагнетается электроприводным компрессором.
 
    Самая мощная модель, предлагаемая инженерами «Бецема» – это цементовоз БЦМ- 55.1, который может перевезти 53 м3 цемента за один рейс. В качестве материала цистерны БЦМ-55.1 используется алюминиевый лист марки АМг5. В модели не предусмотрена самозагрузка, а выгрузка производится с помощью винтового электрического компрессора Tuthill T-65 (Фото №5). Для облегчения и ускорения выгрузки используется механизм подъёма цистерны, который осуществляется при помощи итальянского гидрооборудования компании Binotto. Большой угол наклона дает возможность удалять цемент из цистерны почти полностью, остаток составляет не более 0,3%.
 
     Но основной «выигрыш» в массе цистерны конструкторы получают за счёт использования более лёгких и, в тоже время, достаточно прочных материалов. Например, только заменив стальные переборки-волнорезы на алюминиевые, конструкция цистерны становится гораздо легче. Волнорезы необходимы для гашения гидравлических ударов, возникающих при движении неполной автоцистерны, они ввариваются внутри цистерны. Площадь такой перегородки составляет не менее 70% от площади поперечного сечения цистерны, при этом
таких волнорезов может быть установлено внутри цистерны не один, а несколько.
 
       Современное предприятие из Чувашии ЗАО ЧП «Сеспель» получило известность в стране благодаря тому, что в короткие сроки компании удалось освоить выпуск автоцистерн и автопоездов с цистернами, предназначенных для доставки самых различных жидких и сыпучих материалов. В следующем году на предприятии будут отмечать 10-летний юбилей со дня выпуска первой продукции. Цистерны в качестве надстройки монтируются в цехах предприятия на шасси автомобилей КамАЗ, МАЗ, Ford Cargo различных моделей. «Сеспель» может предложить покупателям более 140 моделей полуприцепов с цистернами из нержавеющей стали, а также из алюминиевых сплавов, из низколегированной стали. Продукция Сеспель сегодня отвечает всем международным стандартам качества и востребована во многих странах мира.
 
   За преимущества лёгкого металла приходится платить повышенную цену, но, как утверждают специалисты «Сеспель», затраты стоят того. Например, муковоз SF3U41, представляющий собой 3-осный полуприцеп-цистерну с общей массой в 36,28 т, изготавливается из низколегированной стали. Муковоз рассчитан на грузоподъёмность в 27 т, а ёмкость цистерны составляет 40,5 м3. Масса же снаряжённого самого полуприцепа с цистерной – 9,28т.
 
   В то же время аналогичный полуприцеп-цистерна SF3U48, рассчитанный также на транспортировку муки, зерна, комбикормов, производится специалистами «Сеспель» из алюминиевого сплава, поэтому его снаряжённая масса всего 5,6 т. Грузоподъёмность модели достигает 30 т, а вместимость 48 м3. И при всём этом общая масса SF3U48 на 680 кг ниже, чем масса SF3U41. 
 
    Алюминиевый сплав в листах толщиной 5-6 мм использует для производства 25 – 65-кубовых цистерн предприятие из Воронежской области ГК «Алексеевка ХИММАШ». На заводе изготавливают много видов цистерн, монтируют их на шасси MAN, Isuzu, Volvo, Scania. Но около двух десятков моделей полуприцепов, предназначенных для транспортировки цемента и иных сыпучих материалов, причём отличающихся высоким качеством и надёжностью, изготавливают на предприятии из алюминиево-магниевого сплава, что, безусловно, увеличивает полезную грузоподъёмность этих автоцистерн и полуприцепов по сравнению с аналогичными моделями конкурентов.
 
     Ярким примером успешного использования на предприятии «Алексеевка ХИММАШ» инновационных материалов можно назвать единственную 2-осную модель цементовоза СМ-42. Масса снаряжённого полуприцепа составляет всего-то 4,7 т, при этом полезный объём цистерны достигает 42 м3, а грузоподъёмность 29,3 т. Такие показатели получены за счёт использования в качестве материала цистерны алюминиевого сплава. Аналогично и 3-осный полуприцеп линейки СМ-65, с самым большим полезным объёмом цистерны в 65 м3 и грузоподъёмностью в 30,0 т, имеет массу снаряжённого полуприцепа всего 6,44 т.
 
         Интерес у покупателей вызывает модель СМ-32 Vacuum, предназначенная для доставки цемента либо сыпучих строительных смесей. Система вакуумной самозагрузки позволяет совершать этим полуприцепом технологический цикл «погрузка, доставка, разгрузка» автономно, без внешних насосных устройств. Модель СМ-32 Vacuum незаменима там, где отсутствует вспомогательное оборудование, например, при разгрузке попавшего в ДТП цементовоза. Для того, чтобы выдерживать высокое отрицательное давление, создаваемое вакуумной установкой, конструкция цистерны существенно усилена. 
 
ЦИСТЕРНЫ, РАСШИРЯЮЩИЕ НАШ РАЦИОН ПИТАНИЯ
 
     К транспортным средствам, задействованным при перевозке пищевых наливных грузов, а это различные растительные масла, патока, концен- траты соков, виноматериалы, предъявляются строгие требования, причём требуется не только соблюдение идеальной чистоты внутри резервуаров и стерильное состояние насосов для перекачивания. Пищевая автоцистерна должна соответствовать стандартам безопасности, экологичности, а главное – обеспечивать максимальную сохранность качеств перевозимых продуктов.
 
      Если речь идёт о изотермических цистернах, спрос на которые из года в год растёт, то, для транспортировки, например, сырого молока цистерна, изготовленная из пищевой нержавеющей стали или пищевого алюминия, должна иметь слой термоизоляции из полимерного покрытия или же слой минваты, армированной стекловолокном, толщиной от 50 до 150 мм. Материалом цистерн может быть и листовая хромоникелевая сталь, однако в этом случае внутренняя поверхность цистерны должна пройти закалку и специальную обработку.
 
    Также пищевые цистерны должны герметически закрываться, поскольку даже минимальное
количество воздуха «извне» может изменить свойства и состояние продукта, привести к его порче.
 
     Качественные молоковозы выпускает известное в России и за её пределами предприятие
«Рустрак» из Н. Новгорода. Два вида утеплённых овальных цистерн на базе автомобилей Hyundai HD78 и Isuzu FVR 34 могут транспортировать по 4 и 9,5 м3 молока соответственно. Основная цистерна молоковоза изготавливается из нержавеющей пищевой стали AISI 305, а наружная – либо из стали AISI 305, либо из обычной стали с ЛК-покрытием. В качестве утеплителя между обшивками мастера «Рустрак» закачивают вспененный полиуретан либо используют современный утеплитель ФРП-1, ещё именуемый фенольнорезольный пенопласт, имеющий отличные изотермические свойства. Цистерны молоковозов разделены на термоизолированные секции, 2 и 3 соответственно, во всех секциях в горловинах смонтированы краны-воздушники, а запорные устройства – двухточечные. Кстати, говоря о цистернах «Рустрак», надо отметить что, кроме пищевых, предприятие выпускает также вакуумные 4 и 5 – кубовые автоцистерны, однако последней разработкой «Рустрак» стал автотопливозаправщик (АТЗ) на базе ГАЗон Next, рассчитанный на транспортировку в элипсной 2-секционной цистерне 5,3 м3 дизтоплива либо бензина. Этот заправщик на базе шасси ГАЗ сегодня единственный в стране, конструкцияи характеристики которого были одобрены специалистами Группы ГАЗ, а модель включена в прайс-лист предприятия.
 
     Топливозаправщик оснащён современным оборудованием: в комплектацию входят импортные напорно-всасывающие рукава для перекачки топлива Gassoflex / Tescoflex с быстроразъёмным соединением Elaflex, используется импортный блок пневмоуправления PDB-TS-1/4-1, в каждом отсеке цистерны установлен дыхательный клапан c огнепреградителем. Цистерна сварена из 3-миллиметровой стали 09Г2С и снабжена экологическим коробом, причём штампованное донце цистерны с отбортовкой исключает любое подтекание ГСМ.
 
   Удачным решением является раскладная алюминиевая лестница, необходимая оператору для подъёма на площадку, установленную в верхней части цистерны. Площадка из алюминиевого просечного листа нужна оператору для доступа к горловине. В целях безопасности используется также раскладной алюминиевый поручень, снабжённый фиксатором, предотвращающим самопроизвольное открытие. Из алюминия изготовлены и крышки горловин, а также все коммуникации АТЗ, что является редкостью для машин данного класса в отечественной практике. Использование алюминия снижает массу цистерны, предотвращает образование узлов коррозии.
 
    Узел выдачи топлива в АТЗ размещён сзади, с возможностью слива как в правую, так и в левую сторону по ходу движения машины, и это увеличивает АТЗ «Рустрак» возможности для маневрирования.
 
      Часто пищевая цистерна на полуприцепе или прицепе оснащается системой подогрева. Автономный отопитель быстро создаст паровую рубашку, нагреет до нормальной температуры донные клапаны, обеспечивающие выгрузку перевозимого продукта, и согреет верхние загрузочные люки, которые нужны для заполнения резервуара новыми продуктами.
 
     Соблюдение санитарных норм предполагает тщательную мойку цистерны после выгрузки,
а также промывку технологического оборудования и оснастки. Иногда моющая система встраивается в цистерну. В комплектацию мойки входят установленные в каждом отсеке цистерны шаровые моечные форсунки. К форсункам подаётся моющий и дезинфицирующий растворы, нагнетаемый насосом мойки по общей для всех форсунок магистрали. Но чаще мойки делают стационарными, экономически это более выгодно. Американская компания KMT International Inc. предлагает модульную систему автоматической санитарной мойки, рассчитанную на мойку одной или сразу двух цистерн. В различных вариантах комплектации производительность мойки может составлять от 15 до 40 цистерн в сутки (Фото №10). Система отвечает требованиям «3A», действующим в США и предъявляемым к оборудованию для мойки цистерн, перевозящих пастеризованное молоко. Оборудование компании KMT International Inc. так же имеет разрешения и сертифицикацию таких крупных компаний, как Coca Cola, Nestle, Arrowhead и многих других. 
 
     Современные пищевые цистерны часто имеют по несколько изолированных резервуаров, предназначенных для перевозки жидких пищевых продуктов. Этим продуктам нередко требуются чрезвычайно стабильные условия для хранения и транспортировки, т.к. при изменении температуры может нарушиться их химсостав или консистенция. В лучших образцах пищевых «термосов» внутренний объём делится на 3 или 4 секции. В каждой секции можно транспортировать различные жидкие грузы, причём температура для каждой секции может устанавливаться и контролироваться автономно.
 
     С целью лучшей сохранности груза цистерны такого рода оборудуют герметичной системой загрузки и выгрузки. Температурный режим может корректироваться, все данные о состоянии продукта фиксируются в «памяти» приборов рефрижератора и могут быть представлены по первому требованию получателя товара.
 
    На рынке наибольшей популярностью пользуются 3-осные термоизолированные цистерны, выпускаемые французской компанией G. Magyar SA (Фото №13). Хорошего качества рефрижераторные надстройки-цистерны изготавливает польская компания Pro-Wam Sp.z o.o, а также крупнейшая в Европе немецкая компания Schwarte-Milfor. Эти компании производят колоссов емкостью 25 – 30 тыс. л, предназначенных для доставки особенно уязвимых от изменений температуры продуктов. Для поддержания температуры на заданном уровне используется система подогрева днища, а боковые стенки цистерн обшиты толстым слоем
минерального утеплителя.
 
      В современных европейских полуприцепах-цистернах считается обычным делом установка датчиков, позволяющих постоянно отслеживать состояние транспортируемого груза и моментально извещать водителя, а, в случае необходимости, при помощи систем спутниковой связи, и диспетчерскую службу компании, о возникшей аварийной ситуации, когда температура отклоняется от нормы до критических параметров.
 
   Также вполне обыкновенной сегодня является комплектация пищевых цистерн автоматическими пробоотборниками. Дело в том, что при приёме сырого молока, в соответствии с санитарными нормами, для лабораторного анализа необходимо брать так называемые «средние» пробы продукта. Прежде лаборант или оператор делали это вручную, и результат не всегда получался объективным. Но в современных молоковозах, укомплектованных системой взятия проб, водителю нужно лишь запрограммировать примерный объём загружаемого молока. А автоматика уже произведёт забор необходимого количества проб, распределив их в соответствии с загружаемым количеством продукта, и заполнит пробами предварительно промаркированные пробирки таким образом, чтобы можно было исследовать состав молока всех слоёв.
 
    Использование современных технических решений позволяет не только реально управлять температурным режимом, но и иметь точную информацию о количествах перевезенного груза, блокировать работу насоса при достижении контрольного уровня заполнения цистерны. Отдельной опцией даже предлагается установка портативного принтера, позволяющего печатать накладные, счета и др. документы прямо в кабине водителя-экспедитора.
 
ФЛЕКСИТАНК – ИННОВАЦИОННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННЫМ ЦИСТЕРНАМ
 
       Английское словосочетание flexible tank, которое переводится как «эластичный бак», в со-
кращённой форме выглядит как flexitank. Первая реклама флекситанков, или «резервуаров, изготовленных из многослойного материала ткани и резины», появилась в 1959 г., она была заявлена английской компанией Imperial Chemical Industries. Сегодня же флекситанки – универсальное решение для транспортировки жидкостей и наливных грузов, не имеющих класса опасности по классификации ООН.
 
    Это эластичный резервуар, с объемом 10 – 24 тысяч литров, удерживающий жидкость собственной конструкцией, не требующий каких-либо дополнительных приспособлений и поддерживающих устройств, применяющийся для перевозки различными видами транспорта, включая перевозку в морских контейнерах, автомобильных и рефрижераторных полуприцепах. 
 
     В России флекситанки достаточно широко используются для транспортировки вина и виноматериала, растительного масла, животных жиров, концентратов соков, сиропов, патоки, пищевых добавок, солода и других подобных продуктов питания. Во флекситанках хранят даже воду подразделения МЧС на случай пожаров. 
 
    Что касается непищевых продуктов, то во флекситанках прекрасно можно транспортировать
и хранить неопасные химические вещества, такие как технические масла и присадки к ним, синтетические смолы, моющие средства, эмульсии, глицерин, некоторые виды водорастворимых красок, чернила, удобрения, латекс и многое другое.
 
    Безусловно, флекситанки имеют преимущества, по сравнению с использованием стандартных автоцистерн, ведь даже при выгрузке цистерны закладываются потери до 1%, потери же при вы- грузке флекситанка не превышают 0,5%.
 
    В мире около 40 компаний-производителей флекситанков, каждая компания придерживается своей технологии изготовления ёмкостей. Например, немецкая компания Büscherhoff производит свои танки из трёхслойного полиэтилена, причём слои сварены между собой. Затем добавляется слой высокобарьерных плёнок, состоящий, в свою очередь, из 7 слоёв полимеров PA и EVOH. Высокобарьерные плёнки могут быть заменены тонким слоем алюминия. Также в конструкции флекситанка компании Büscherhoff используется полипропиленовая ткань, кашированная внутри полиэтиленом. Для некоторых типов грузов немецкая компания дополнительно устанавливает в флексиконтейнерах отопительную подложку.
 
        Однако есть у флекситанков и недостатки. Так, как говорилось выше, ими нельзя пользоваться при перевозке опасных грузов, также запрещается перевозить флекситанки в рефрижераторных контейнерах. Ещё одним отрицательным фактором является возможность утечки содержимого флекситанка, несмотря на прочность самой конструкции, а также необходимость наличия специальных насосов при выгрузке.
 
  Проблемой является также и утилизация флекситанков, поскольку они являются одноразовыми. Экологи уже бьют тревогу, ведь при распространении флексиконтейнеров они станут мощным источником загрязнения окружающей среды, если, конечно, не будет изобретена специальная технология их утилизации.
 
   В рамках журнальной статьи трудно охватить весь спектр производителей современных автоцистерн. И всё же читатель может почувствовать, какой высокий уровень конкуренции в этом секторе экономики, и в каких непростых условиях работают отечественные производители пищевых и технических автоцистерн.

Похожие записи

Оставить комментарий