Вверх
Вниз

Телефон: (343)272-49-00



9 июля 2018

Архангельская область: промышленный, научный и инновационный потенциал – в судостроении

Размещение своей статьи

29 июня кораблестроители России во второй раз отметили свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1667 году царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве первого русского корабля – фрегата «Орел». Согласно архивным данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства. 

Колыбель русского флота – Архангельск. Архангельская область – край современного судостроения и российской космонавтики, лесной индустрии и рыбной промышленности. Основные компетенции региона формируют лесопромышленный, судостроительный и добывающий комплексы.  

На сегодняшний день актуально увеличение доли гражданских проектов на кораблестроительных предприятиях за счет производства отечественного оборудования для морской нефтегазовой отрасли. Это обеспечит не только развитие местной промышленности, но и позволит снизить зависимость от зарубежных поставщиков.

Об особенностях региона и достижениях местных промышленников рассказал министр экономического развития Архангельской области Семен Вуйменков. 

Семен Алексеевич, в 2018 году в Архангельской области отмечен существенный прирост индекса промышленного производства. Что составляет промышленную основу вашего региона?

– В структуре промышленного производства региона ведущее положение занимают предприятия лесопромышленного комплекса и машиностроения.

Индекс промышленного производства в целом по Архангельской области за пять месяцев 2018 года составил 123,2 %. Рост обеспечивают в первую очередь такие отрасли, как судостроение и судоремонт, добыча полезных ископаемых, а также целлюлозно-бумажное производство.

Машиностроительный комплекс Архангельской области на протяжении многих лет сохраняет свою высокую значимость для социально-экономического развития региона. В нем заключен не только промышленный, но и научный, и инновационный потенциал региона. Базовые секторы машиностроительного комплекса представлены судостроением, судоремонтом, специальным машиностроением, производством электрооборудования.

Рост показателей обусловлен завершением работ и спуском на воду атомного подводного крейсера Военно-морского флота России «Казань» (АО «ПО «Севмаш»), третьего судна в серии четырех спасательных буксиров проекта 20180 – «Академик Александров» (АО «ЦС «Звездочка») и подводный ракетоносец «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А» (АО «ПО «Севмаш»).

В настоящее время на предприятиях отрасли производится гарантийное обслуживание оборудования бурового комплекса на морской ледостойкой стационарной платформе «Приразломная», а также реализация проектов в рамках выполнения государственного оборонного заказа.

На АО «ПО «Севмаш» ведутся работы по строительству 13 атомных подводных лодок проектов «Ясень» и «Борей», проводится послегарантийное техническое сопровождение эксплуатации авианосца «Викрамадитья» ВМС Индии. В настоящее время АО «ПО «Севмаш» осваивает производство новых резервных двигателей для кораблей проекта «Борей», необходимых для улучшения маневренности атомных подводных лодок.

Предприятие успешно реализует программу импортозамещения, и новейшие российские атомные подводные лодки будут на 100 % укомплектованы оборудованием отечественного производства.

В настоящее время Центром пропульсивных систем АО «ЦС «Звездочка», объединяющим проектные и производственные мощности, ведется разработка и освоение производства подруливающих устройств и винторулевых колонок механического типа в диапазоне мощностей от 500 кВт до 9 МВт. К 2020 году АО «ЦС «Звездочка» сможет обеспечивать потребности отечественного судостроения в подруливающих устройствах и винторулевых колонках механического типа практически по всей номенклатуре – от буксиров до ледоколов.

Семен Алексеевич, эффективным методом развития отдельных отраслей и региональной экономики в целом признан кластерный подход. Есть ли кластеры на территории Архангельской области?

– Да, на территории нашей области функционируют два территориальных кластера. Первым был создан судостроительный инновационный территориальный кластер распоряжением губернатора от 09 апреля 2012 года № 300-р в целях реализации «Стратегии социально-экономического развития Архангельской области в период до 2030 года», повышения конкурентоспособности судостроительной отрасли региона за счет реализации эффективного взаимодействия предприятий, научных учреждений и органов власти.

Судостроительный кластер включен в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров и поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Виды деятельности участников кластера: кораблестроение, судостроение, судоремонт и машиностроение.

В состав кластера входит 41 предприятие. Ключевыми организациями-участниками являются предприятия кораблестроения и судоремонта: АО «ПО «Севмаш», АО «ЦС «Звездочка», АО «СПО «Арктика», АО «Северный рейд», ЗАО «Промышленные технологии», некоммерческое партнерство «Красная кузница», Архангельский филиал «СРЗ «Красная кузница» АО «ЦС «Звездочка», ООО «ХС Морское проектирование», ООО «МРТС Терминал», ООО «Северная судостроительная корпорация», ООО «НПК «Морсвязьавтоматика», ООО «ТЕХНОТРАНС», ООО «Волна-С», ООО «Вальма».

Какие приоритетные проекты у судостроительного кластера?

– В рамках кластера реализуются и планируются к реализации приоритетные кооперационные проекты. Четыре проекта АО «Производственное объединение «Севмаш», реализуемые до 2020 года по техническому перевооружению и модернизации производственных мощностей для крупноблочного строительства, обеспечения строительства наплавных энергоблоков, изготовления судовых подшипников и контейнеров для отработанного ядерного топлива.

Также АО «Центр судоремонта «Звездочка» ведет три проекта по модернизации и развитию винтообрабатывающего производства, повышению энергоэффективности инфраструктуры (проект модернизации производственной площадки на базе Архангельского филиала «СРЗ «Красная кузница»). Еще ряд проектов посвящен реконструкции и модернизации производственных мощностей предприятий кластера в целях полноценного участия организаций – участников кластера в перспективных нефтегазовых проектах: «CПГ-2» (изготовление модулей верхних строений платформы), «Каменномысское-море» (изготовление платформы и трех блок-кондукторов), «Северо-Каменномысское» (изготовление платформы). Отдельный проект связан с созданием автоматизированной системы обеспечения ремонтной и нормативной документацией судоремонтных и судостроительных предприятий, входящих в состав судостроительного кластера Архангельской области (центр ремонтной документации). Плюс существуют инфраструктурные проекты участников для обеспечения и развития производственной сферы и сферы научных разработок.

Помимо производственных инвестиционных проектов, реализуются проекты, направленные на развитие объектов инновационной инфраструктуры, такие как развитие инжинирингового центра конструкторско-технологического сопровождения производства импортозамещающей высокотехнологичной продукции; развитие и обеспечение деятельности инжинирингового центра для проведения измерений, испытаний, контроля и исследований в судостроении.

Тесное взаимодействие крупных компаний с малым и средним бизнесом дает синергетический эффект, который становится настоящим двигателем прогресса. Какая положительная динамика зафиксирована у вас?

– Стратегией развития судостроительного кластера предусмотрено более 50 комплексных мероприятий в различных направлениях деятельности на период до 2020 года.

Ключевые цифры:

– 50,5 тысяч занятых на предприятиях кластера;

– в период до 2018 года объем инвестиций на реализацию проектов (связанных с производством гражданской продукции) составляет более 1 млрд руб.

С момента создания кластера по настоящее время в 1,5 раза выросла выработка на одного работника на предприятиях кластера, что значительно превышает общероссийские показатели; объем отгруженной продукции с 2013 года вырос в 1,7 раза; обеспечен стабильный прирост высокопроизводительных рабочих мест (до 10 % ежегодно), при этом более 70 % всех рабочих мест на предприятиях кластера являются высокопроизводительными.

По сути, в любом кластере крупные предприятия отрасли обеспечивают заказами малые, а те помогают гигантам сэкономить время и деньги, поставляя свою продукцию по доступной цене и в кратчайшие сроки.

– В составе кластера порядка 20 субъектов малого и среднего предпринимательства. Одним из направлений развития кластера является усиление кооперации между ними и якорными предприятиями. С этой целью периодически проводятся Дни подрядчика.

Возможности субконтрактации между участниками кластера позволяют эффективно развивать действующие компании и повышать номенклатуру и объемы продукции, производимой в регионе.

Приведите наиболее яркие примеры такой субконтрактации участников кластера.

– Ярким примером успешной локализации и импортозамещения в Архангельской области является Центр пропульсивных систем, созданный на базе Центра судоремонта «Звездочка».

Это абсолютно новое для России производство винторулевых колонок и подруливающих устройств. Центр объединил в себе лучшие российские возможности в области проектирования и изготовления пропульсивных комплексов.

Опытные конструкторские и рабочие кадры, а также современное оборудование позволили к настоящему времени обеспечить различными пропульсивными установками свыше 20000 судов и кораблей. Практически все суда ледокольного флота России, в том числе крупнейшие в мире атомные ледоколы «Россия», «Сибирь», «Арктика», «Таймыр», «Вайгач», «50 лет Победы» оснащены гребными винтами, изготовленными на предприятии АО «ЦС «Звездочка». Все винты прошли испытания арктическими льдами, что является высшим критерием оценки качества и надежности.

Еще один успешный проект – это производство оффшорных герметичных контейнеров для бурового шлама, организованного на одном из судоремонтных предприятий региона, в Группе компаний «Оптимист». Раньше нефтесервисные компании, работающие в Арктике, были вынуждены арендовать такие контейнеры у зарубежных поставщиков. Особо отмечу, что производство контейнеров осуществляют компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу.

Есть ли, кроме судостроительного, другие кластерные проекты?

– Новый кластерный проект, направленный на импортозамещение и позволяющий локализовать на территории Российской Федерации производство традиционно импортируемых товаров, – это запуск производства импортозамещающих полимерных покрытий, адаптированных к арктическим условиям, которые могут использоваться в судостроении, строительстве, окраске металлических конструкций и подобных областях.

Особенностью разработанного покрытия является возможность его использования при температурах до -15 °C и в условиях высокой влажности. Проект реализуется ОАО «Котласский химический завод».

А какие перспективы развития предприятий судостроительного комплекса в Архангельской области?

– Близость Северного морского пути открывает перед нами большие возможности, учитывая огромный экономический потенциал арктического шельфа России. Архангельская область обладает современной высокотехнологичной промышленностью.

Мощнейшим двигателем экономики нашего региона является судостроение. Оно доминирует в структуре промышленного производства, обеспечивая значительный вклад в валовый региональный продукт.

Большая часть предприятий отрасли – это предприятия оборонно-промышленного комплекса (АО «ПО «Севмаш», АО «ЦС «Звездочка», АО «СПО «Арктика» и др.)

В перспективе судостроительные предприятия Архангельской области после 2025 года могут столкнуться с проблемой снижения загрузки в связи со значительной неопределенностью объемов гособоронзаказа. На сегодняшний день мощности якорных судостроительных предприятий региона практически на 100 % задействованы в реализации гособоронзаказа. Таким образом, у предприятий ограничены возможности своевременной диверсификации производства и снижения уровня рисков при сокращении объема работ в сфере военно-промышленного комплекса.

– Архангельская область – опорный регион промышленного освоения Арктики.

 – Мы видим большой потенциал для развития местной промышленности в производстве оборудования и морской техники для добычи на шельфе, морских добычных платформ, оборудования для переработки нефти и газа. Архангельская область на протяжении длительного времени глубоко интегрирована в проекты освоения Арктики. Региональные судостроительные и машиностроительные предприятия успешно освоили производство буровых платформ, оборудования для добычи и переработки нефти и газа, выпуск объемных металлоконструкций, различного судового оборудования.

Региональные судостроительные предприятия с начала 90-х годов накопили значительный опыт строительства морских нефтегазодобывающих сооружений. Ими построены МЛСП «Приразломная» (Севмаш), СПБУ «Арктическая» («Звездочка»), нижние основания полупогружных платформ для иностранных заказчиков (Севмаш) и другие объекты.

На Севмаше внедрен в производство комплекс конструкторских и технологических разработок для изготовления сосудов под давлением, колонного оборудования, универсальных буровых лебедок, устьевой арматуры и другого нефтегазового оборудования, внедрены технологии транспортировки и сборки на плаву крупногабаритных металлоконструкций из хладостойких сталей. «Звездочка» при подготовке к Штокмановскому проекту освоила производство элементов подводных добычных комплексов, осуществляла программу подготовки по сборке, испытанию, пусконаладке и обслуживанию оборудования для добычи на шельфе. На АО «ПО «Севмаш» в 2006 году изготовлен наплавной энергоблок Кислогубской приливной электростанции (Мурманская область).

В перспективе судостроительные предприятия Архангельской области способны и могут участвовать в нефтегазовых проектах, реализуемых и планируемых к реализации в Арктической зоне России. Продолжается подготовка к участию в нескольких проектах, связанных с освоением Арктических месторождений, которые в 2018 – 2020 годах планируются к началу практической реализации. Это проекты по строительству «Кольской верфи», изготовлению крупнотоннажных модулей проекта «СПГ 2» и ледостойкой стационарной платформы и блок-кондукторов для месторождения «Каменномысское-море».

Спасибо за подробные ответы. Успеха Вам. 

 

Беседовала Екатерина Кузьмина.


 

 

Голосовать (0)

 

Размещение своей статьи
Разместить объявление Объявления
Поиск:
Рубрики:
Подрубрики:
Тип объявления:
Цена: Техника:
Город:
Рубрика: Бурение / Тип объявления: Аренда Сдам в аренду МБУ-140 Тюмень

Сдам в аренду, отвечу на все интересующие вопросы в диалоге.

 

Телефон: +79526715102

E-mail: yakovleff@yandex.ru

Название организации: ООО "НПП Инновации ТЭК"

Ссылка на сайт: http://innfes.com/

Рубрика: Запчасти, комплектующие / Тип объявления: Продажа Продам запчасти на Т-130,Т-170 Челябинск

Мы отправляем спецтехнику и запчасти на ДЗ-98, А-120, ДЗ-143, ДЗ-180, В-140, В-138, Т-170, Б-10 в любые регионы России и страны СНГ (Казахстан, Белоруссия).

 

Телефон: 8 (982)338-91-75

E-mail: pkpuralservis@mail.ru

Название организации: ООО ПКФ «УралСервис»

Ссылка на сайт: dt-rf.ru

Рубрика: Строительная техника / Тип объявления: Аренда Сдаём в аренду грузовую и строительную технику.

Сдаем в аренду строительную и грузовую технику, с персоналом и без! Работаем нал, безнал, с НДС и без. Ставропольский , Краснодарский край, респ. Крым, Ростовская область.

 

Телефон: 9282622599

E-mail: retorg@mail.ru

Название организации: ООО СТК

Ссылка на сайт: WWW. STKREAL.RU

Рубрика: Комплектующие / Тип объявления: Продажа Тяга ковшевая [центр] в сборе PC200-7 Хабаровск

 В наличии тяга ковшевая [центр] в сборе для экскаватора Komatsu PC200-7. Каталожный номер 20Y-70-33111

 

Телефон: +79141587187

E-mail: office@tks-gp.ru

Название организации: ООО "ТКС ГРУПП"

Ссылка на сайт: tks-gp.ru

Рубрика: Специализированный транспорт / Тип объявления: Продажа Новый автокран 300т Grove GMK6300L-1 в наличии Тюмень

Продается автокран Grove GMK6300L-1, новый в наличии в Санкт-Петербурге, растаможен Выпуск: декабрь 2017 Длина стрелы: 80м. Колесная формула: 12x8x12 Лизинг, trade-in, страхование. На площадке при осмотре возможен торг.

 

Телефон: +79650465181

E-mail: kranark5@yandex.ru

Название организации: ООО

Ссылка на сайт: http://kranark.ru/?manager=tania

Рубрика: Коммунальная техника / Тип объявления: Продажа / Техника: Б/У Продам мусоровоз Екатеринбург

 В связи с реорганизацией предприятия продадим в хорошие руки мусоровозы 2010, 2011 года выпуска.

 

Телефон: +7 (343) 278-86-18

E-mail: info@vr2004.ru

Название организации: ООО "Водоканалрегион"

Ссылка на сайт: http://vodokanalregion.com

Рубрика: Комплектующие / Тип объявления: Продажа Запчасти на ДЗ-143 Челябинск

248070000000 Рабочий орган 388500 225672200000 Круг поворот. с широким венцом 98700 225071200000 Круг поворот. с узким венцом 94500 Более подробно вы сможете узнать на нашем сайте

 

Телефон: 89823389175

E-mail: pkpuralservis@mail.ru

Название организации: ООО ПКФ «УралСервис»

Ссылка на сайт: https://dt-rf.ru

Рубрика: Оборудование и материалы (промышленное, строительное и др.) / Тип объявления: Продажа ДЕМОНТАЖ ТРУБ,ТРУБОПРОВОДОВ,МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ Сургут

Услуги/работы по демонтажу трубопровода, недействующие и отработанные нефтегазопроводы, собственный парк современной. (вся техника не старше 5лет) сертификат ISO9001:2015 , лицензия СРО особо опасные виды работ OHSAS18001:2007

 

Телефон: +7 (343)237-25-66

E-mail: nfo@123.ru

Название организации: СТС-Авто

Ссылка на сайт: http://sts-avto.com/

Рубрика: Оборудование и материалы (промышленное, строительное и др.) / Тип объявления: Продажа Производство и продажа грузоподъемного оборудования Пермь

Производство и продажа грузоподъемного оборудования от компании ООО «ПЗПО»: мостовые и козловые краны, траверсы, тали. Подъемное оборудование для производственных и промышленных предприятий.

 

Телефон: 8 (800) 200-99-61

E-mail: nfo@pzpo.ru

Название организации: ООО «ПЗПО»

Ссылка на сайт: http://pzpo.ru

Рубрика: Оборудование и материалы (промышленное, строительное и др.) / Тип объявления: Продажа / Техника: Б/У трубы б/у восстановленные под дорогу, на сваи конусные Екатеринбург

 трубы б/у восстановленные лежалая для металлоконструкций, опор, свай конусные так же в наличии другие диаметры 60- 1420 восстановленных и б/у труб на сваи, опоры, под дорогу, желоба

 

Телефон: +7 (343)344-11-30

E-mail: info@123.ru

Название организации: STS-MET.RU

Ссылка на сайт: STS-MET.RU