Уральские энтузиасты собираются покорить на вездеходе Северный полюс.
Вездеход «Бурлак», разработанный специально для арктических путешествий уральскими энтузиастами, успешно прошел испытания. Редакция журнала «Спецтехника и нефтегазовое оборудование» приняла решение выступить информационным партнером проекта. О том, как создавалась чудо-машина, когда участники экспедиции намерены отправиться к цели, рассказывает участник и спонсор экспедиции Максим Белоногов. В планах путешественников ни много ни мало – покорить Северный полюс.
– Максим Александрович, как возникла идея создания вездехода «Бурлак»?
– Все началось со знакомства с екатеринбургским конструктором Алексеем Макаровым. Я увлекаюсь дайвингом и путешествиями, а у Алексея были замечательные проекты автомобильного туризма. Например, на самодельном вездеходе «Макар» он объехал весь северный Урал и добрался до самой крайней материковой точки Евразии, мыса Челюскин.
Русский Север, Полярный Урал – это удивительные по красоте, туристической привлекательности и научной ценности территории. А за ними – океан и Северный полюс. Туда можно попасть на вертолете или ледоколе. А вот автомобильному транспорту он впервые покорился совсем недавно. В 2009 году Василий Елагин организовал Морскую ледовую автомобильную экспедицию и первым в мире добрался до Северного полюса на колесных автомобилях «Емеля». Тогда машины были оставлены во льдах навсегда, экипаж вернулся назад на вертолетах. В 2011-2015 годах Елагин совершил кругосветное путешествие на аналогичных машинах, пересек Северный полюс и доехал до Канады. По его словам, это было проще, чем развернуться и поехать назад на Северную Землю.
Поход Елагина вдохновил Алексея Макарова спроектировать такую машину, на которой можно достичь полюса автономно, без заброски авиацией топлива и продуктов питания, и вернуться на материк Евразия своим ходом. Этого не делал еще никто в мире! В 2015 году мы собрали команду единомышленников, готовых отправиться с нами на Северный полюс, и начали строить настоящий арктический вездеход-амфибию.
– Как создавался опытный образец: в какой мастерской, с использованием каких узлов и агрегатов?
– «Бурлак» полностью собран в гаражной мастерской Алексеем Макаровым и его механиками. Аналогов у этой машины нет, она проектировалась с нуля под конкретную задачу – достичь Северного полюса. А для этого машине придется долго передвигаться при минусовых температурах по бездорожью, глубокому снегу, торосам, соленым льдам и воде. Чтобы машину было легко обслуживать и не мерзнуть, доступ ко всем узлам и агрегатам сделан изнутри салона.
Из готовых решений в машине использованы турбодизельный двигатель Toyota 1KZ-TE мощностью 145 л/с, надежные бортовые редукторы от БТР-60. Большинство узлов разрабатывали сами. Например, раздаточные коробки, которые распределяют крутящий момент от АКПП на 3 моста. Шины сделаны по спецзаказу в Китае. В конструкции предусмотрена централизованная система подкачки колес. Есть гребной винт, он приводится в движение через кардан от коробки переключения передач и позволяет машине маневрировать на воде. Плавучесть обеспечивают герметичная конструкция лодки и поплавки, расположенные внутри дисков колес.
Салон «Бурлака» просторный, прочный и теплый. Он рассчитан на 10 человек и способен перевозить до 2 тонн груза без потери плавучести. Кузов обшит алюминием. Внутри установлены два автономных отопителя по 2 кВт. В случае критической поломки экипаж может находиться внутри «Бурлака» около 20 дней, пока не прибудет помощь.
Для экипажа оборудованы 8 спальных мест, кухня с газовыми горелками для приготовления еды, умывальник, душ. В машине ежедневно можно получать до 30 литров питьевой воды за счет таяния снега теплом, выделяемым от выхлопной системы. В условиях продолжительного автономного путешествия комфортные бытовые условия особенно важны.
– Как машина показала себя на испытаниях в этом году? Насколько серьезны будут доработки?
– «Бурлак» успешно прошел испытания на Приполярном Урале и в Карском море. С нами ездил Василий Елагин как опытный полярник. Нам были важны его советы, а он хотел посмотреть, как такую большую и тяжелую машину будет держать соленый лед.
Испытания включали пробег длиной 2800 км по труднопроходимой местности, льдам и воде. По пути достигли наивысшей точки Урала – горы Народной. Несмотря на рекордное количество снега в горах, около 4-5 метров, машина показала отличную проходимость. «Бурлак» поднимался в гору под углом наклона около 30 градусов, спускался траверсом. На высоте более 1800 метров воздух разряженный, однако двигатель работал без сбоев. На зимниках удавалось развивать скорость до 40 км/час, а по тундре – около 15 км/час.
Водные испытания проходили на Байдарацкой губе. Проехали по соленому льду разной толщины, чтобы определить, какая выдерживает машину в это время года. Минимальная толщина составила 40 сантиметров – это позволяет экспедиции двигаться к цели. Толщина кажется большой, но соленый лед не похож на пресный, это совсем другая субстанция, сверху рыхлая, снизу – каша. И поскольку там постоянный дрейф, то лед неоднородный по толщине и плотности.
В месте торошения льда протестировали способность машины держаться на плаву, маневрировать и выбираться на берег, проверили, как крестовины в карданах, сальники и прочие части реагируют на соленую воду. По льдам и воде вездеход преодолел около 120 км и выехал на берег в устье реки Хохорейтосё.
Весь маршрут преодолели за 16 дней, хотя рассчитывали потратить на это 3 недели. Ни одной серьезной поломки не было, только на обратном пути уже отвалилось колесо у прицепа. Эксплуатационные характеристики вездехода оправдали ожидания на каждом этапе испытаний.
Сейчас составляется список возможных доработок. Например, нужно продумать защиту для гребного винта и улучшить эргономику: изменить высоту дверных ручек, переставить разъемы для зарядки переносных радиостанций. Бытовые условия устроили всех.
– Как будет проходить покорение Северного полюса: сколько человек примет участие, какой маршрут, за какое время?
– Отправимся командой из 8 человек. Экспедиция будет проходить в два этапа. Планируем в 2017 году на двух вездеходах «Бурлак» дойти до полярной станции на острове Голомянном архипелага Северная Земля, оставим машины и вернемся домой. А в 2018 году состоится штурм Северного полюса. Дорогу рассчитываем преодолеть за 1,5-2 месяца. Топливо и продукты питания повезем с собой на прицепах.
– Планируется ли в дальнейшем серийное производство машины?
– Вопрос закономерный, ведь освоение Арктики – это государственная задача. Есть много различных вездеходов с грузоподъемностью до 1 тонны, но вездеходов в формате «Бурлак» нет, а необходимость в такой технике есть. Машина имеет громадные перспективы использования в различных сферах. Интерес к ней уже проявляют в Камчатке и других районах Крайнего Севера. Сделать одну-две машины и наладить серийное производство – большая разница, другой уровень вложений как финансовых, так и организационных. При наличии спроса все возможно. А пока «Бурлак» поможет нам осуществить детскую мечту о Северном полюсе.