Рынок экскаваторов в России болезненно реагирует на все изменения экономической ситуации.
Экскаваторы незаменимы на выемке грунта, подготовке стройплощадки, прокладке инженерных коммуникаций, демонтажных, мелиоративных работах, при дорожном строительстве. В нашей стране производство экскаваторов началось в тридцатых годах прошлого века – толчком для этого стала индустриализация. Сегодня отечественные машиностроители предлагают самый разнообразный ассортимент – от маленьких машин до шагающих карьерных гигантов, которые управляются экипажами. В свою очередь зарубежные производители, несмотря на сложности в политике и экономике, также стараются «завоевать» на российском рынке своего покупателя.
КОВШОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
Колесные экскаваторы широко используются при прокладке коммуникаций и благоустройстве территории в условиях плотной городской застройки. Гусеничные предназначены для выполнения больших объемов работ, в том числе на слабых и топких грунтах. Экскаваторы на автомобильном шасси незаменимы для работы на удаленных строительных объектах. В качестве базы для них используется шасси «КамАЗ» или «Урал».
Карьерные гусеничные экскаваторы предназначены для разработки и погрузки полезных ископаемых и пород вскрыши на открытых горных работах, а также для отвалообразования и погрузочных работ на складах и в схемах циклично-поточной технологии. В зависимости от категории пород работы производятся либо с предварительным рыхлением взрывом, либо без. Экскаваторы выпускаются для различных климатических условий.
В свою очередь гусеничные драглайны предназначены не только для разработки полезных ископаемых и пород вскрыши, но и для погрузки в транспортные средства. Машина может быть укомплектована ковшами разных типов и адаптирована под конкретные условия эксплуатации. Эти машины могут быть использованы на любых небольших карьерах с мягкими породами (глина, песок, мергель), на территории шахт, где есть необходимость в небольших вскрышных работах, на угольных разрезах, карьерах строительных материалов, на россыпных месторождениях золота, а также при проходке траншей, строительстве каналов и дамб, работе на шламовых полях техногенного происхождения.
Есть еще гибридный тип землеройных машин – это экскаваторы-погрузчики. Такая техника совмещает функции классического экскаватора и фронтального погрузчика. Машины позволяют вести выполнение различных строительных задач: рытье котлованов и траншей, погрузка и перевозка горных пород, угля, грунта, щебня, сельскохозяйственной продукции, древесной щепы и др. Как правило, они имеют рулевую колонку и джойстик для управления различными узлами и гидравлическими опорами.
Давайте окинем взглядом основных производителей экскаваторов в России и посмотрим, что они предлагают сегодня потребителям.
ОСТАЛИСЬ СИЛЬНЕЙШИЕ
Первые советские экскаваторы были выпущены в Коврове Владимирской области в апреле 1931 года. С конвейера завода вышло в общей сложности около 90 тыс. единиц техники, создано 64 различные марки и модификации. Экскаваторный завод «Ковровец» состоит в настоящее время в группе компаний ГАЗ и включен также в дилерскую сеть предприятий, входящих в дивизион «Спецтехника».
История завода «Тверской Экскаватор» (ТВЭКС) началась в 1943 году с выпуска товаров народного потребления, запчастей и узлов для экскаваторов. После окончания войны завод собрал первый в стране экскаватор на пневмоколесном ходу с канатной подвеской (модель Э-255). В 70-х годах предприятие начало производить гидравлические колесные и гусеничные экскаваторы.
В 2011 году в рамках партнерства с компанией Terex завод начал сборку экскаваторов-погрузчиков серии TLB. Сегодня завод специализируется на выпуске колесных и гусеничных экскаваторов, экскаваторов-погрузчиков, вилочных погрузчиков. Машины могут выпускаться в различных вариантах комплектации с использованием как отечественных, так и импортных комплектующих. В настоящее время завод «Тверской экскаватор» входит в компанию «РМ-Терекс» корпорации «Русские Машины».
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» выпускает не только железнодорожные вагоны и танки, но и экскаваторы. Их производство началось в начале 90-х годов прошлого века. Первые модели были изготовлены по документации Воронежского экскаваторного завода – гусеничные ЭО-5126 (32 т) и колесные ЭО-33211 (18 т). В 2004 году на УВЗ стали выпускать 28,5-тонные гусеничные ЭО-4126.
Сегодня на предприятии создание первого опытного образца 23-тонного экскаватора ЭО-41211А перешло в завершающую стадию. В феврале специалисты завода начали создавать опытный образец, и он практически готов. Также началось создание первой версии второй модели – 19-тонного экскаватора ЭО-33222А. На следующих этапах техника будет подвергнута типовым испытаниям, а цеха подготовят к выпуску новой продукции. Как сообщили в пресс-службе компании, производственный план на 2016 год – 50 единиц техники каждой модели.
Еще одним крупным производителем экскаваторов является компания «Четра». Предприятие из Чебоксар производит три типа гусеничных экскаваторов – ЭГП-200, ЭГП-230 и ЭГП-270. Все машины могут выполнять работы при температурах от -40°С.
История Саранского экскаваторного завода начинается c 1943 года с образования мотороремонтного завода, где восстанавливали двигатели грузовых автомобилей, пострадавших на фронте. В 1959 году решением правительства СССР мотороремонтный завод был преобразован в Саранский экскаваторный завод. В 1960 году изготовлены первые 610 экскаваторов, а всего до начала 2005 года завод выпустил более 192 тысяч машин. Сегодня «САРЭКС» производит экскаваторы на базе колесных тракторов МТЗ-80/82, ЮМЗ-6АК.
Стоит отметить, что на момент распада Советского Союза на его территории находилось около 30 предприятий, изготавливающих экскаваторы.
ШАГ ЗА ШАГОМ
Карьерные шагающие экскаваторы используются в горнодобывающей промышленности при добыче полезных ископаемых (уголь, сланцы, руды черных и цветных металлов, золото, сырье для химической промышленности, огнеупоров и др.) открытым способом. Их назначение – это вскрышные работы с укладкой породы в выработанное пространство или на борт карьера. При разработке пород повышенной прочности требуется частичное или сплошное рыхление взрыванием. Отечественные модели надежно работают при температуре от -50 до +40°С.
Отметим, что единственным производителем в России шагающих карьерных экскаваторов является Уралмашзавод (в Советском Союзе их сборка была также организована на Новокраматорском машиностроительном заводе на Украине). Крупнейший экскаватор, когда-либо созданный в СССР, – ЭШ-100/100 – с 1976 года находился в эксплуатации на Назаровском разрезе в Красноярском крае. Машина получилась удачной, ЭШ-100/100 эксплуатировался около 15 лет. В начале 90-х в связи с частыми сменами собственников экскаватор был законсервирован из-за падения объемов добычи угля, хотя разрез на тот момент себя не исчерпал. После консервации электрика потихоньку растаскивалась на медь, а машина все больше приходила в негодность, поэтому было принято решение сдать ее на металлолом уже полностью.
ИНОМАРКИ С КОВШАМИ
На российском рынке также широко представлены модели экскаваторов зарубежного производства – как новые, так и бывшие в употреблении. Если посмотреть данные интернет-площадки по покупке и продаже спецтехники и транспорта Mascus (свыше 240 тыс. посетителей в России и около 4 млн 250 тыс. со всего мира), покупателям предлагается купить модели 209 (!!!) марок. Неспециалисту многие названия не скажут ровным счетом ничего, а другие будут ассоциироваться скорее с автомобильными брендами, а не производителями спецтехники.
По количеству предложений лидирует Caterpillar. И это несмотря на то, что модели Cat в среднем дороже аналогов на 20-30% за счет того, что производитель не «стесняется» устанавливать на свои машины самые современные системы управления и оборудование премиум-класса.
Если составить «хит-парад – ТОП-10» предложений, то он выглядит следующим образом:
– Caterpillar – 6755
– Komatsu – 2420
– Hitachi – 2248
– Volvo – 1738
– JCB – 1126
– Liebherr – 976
– Kubota – 679
– Yanmar – 617
– New Holland – 582
– Kobelco – 574
До начала экономического кризиса ежегодный рост объемов рынка гидравлических экскаваторов в России составлял 4-5%. При этом продажи импортной техники росли на 50-60% за счет сокращения закупок машин российского производства. Стабильная экономика позволяла покупателям выбирать более качественные и производительные модели, тогда как российские производители могли привлечь ценовой политикой. Например, цена импортного экскаватора с ковшом вместимостью 0,8 куб.м составляла около $110 тыс., а аналогичная машина российского происхождения с ковшом вместимостью 1,25 куб.м стоила $85 тыс.
Сегодня картина совершенно иная: в России стали покупать меньше иностранных экскаваторов. По данным маркетинговой компания ID-Marketing, в конце 2015 было отмечено снижение импорта этого вида техники. В четвертом квартале прошлого года была осуществлена поставка в Россию 30 единиц колесных экскаваторов. Общая стоимость техники составила $2 993 090, что на 91,3% меньше, чем в 2014 году. Тем не менее, было импортировано на один экскаватор больше, чем в 3 квартале. Больше всего машин было завезено из Германии (33,3% от общего числа поставок). Второе и третье места принадлежат Японии и Корее (у обеих – 16,7%).
Гусеничная техника массой 10-20 тонн была ввезена в количестве 37 единиц на сумму $2 147 453, что означает падение в сравнении с 2014 годом на 42,3%. Абсолютное лидерство здесь принадлежит экскаваторам из Японии, на долю которых пришелся 81% от всего объема техники. Китаю принадлежит 10,8%, Великобритании – 2,7%.
Экскаваторы массой 20-33 тонны: ввезено 107 единиц техники общей стоимостью $9 233 651. Снижение поставок в денежном выражении составило 76,3%. Лидерство среди стран-поставщиков принадлежит Японии (39,3%), за ней следуют Китай (27,1%) и Корея (26,2%).