Пригодятся и родные, и импортные

  В России, несмотря на кризис, идет модернизация оборудования в добывающей отрасли.

На карьерах и шахтах России, несмотря на экономические трудности, проводится обновление производственного парка. Это не каприз руководителей предприятий, а требование рынка – только с высокой производительностью сегодня можно оставаться конкурентоспособным. А потому компании покупают многомиллионное оборудование, чтобы быть «в тренде» и пережить тяжелые времена, не потеряв клиентов. В свою очередь поставщики готовы предложить самую разнообразную продукцию.

УРАЛ – РОДИНА ЭКСКАВАТОРОВ

Шагающий экскаватор ЭШ 20.90С  производства Уралмашзавода  будет  эксплуатироваться  на  разрезе  Красногорский  ОАО  «Южный  Кузбасс»  (входит в  Группу  «Мечел»).  Машина  предназначена  для добычи  угля  открытым  способом.  Как  сообщили  в пресс-службе,  новый  экскаватор  спроектирован  и изготовлен для работы в самых сложных горно-геологических и климатических условиях, при температуре до -50ºС. Его производительность – до 6 млн куб.м породы в год.

Это  первый  шагающий  экскаватор  Уралмашзавода,    оснащенный    инновационной    системой электропривода переменного тока, которая делает машину  более  надежной  и  экономичной  в  эксплуатации. ЭШ 20.90С оборудован системой автоматической  смазки  и  системой  автоматических  защит, оберегающей оборудование от неправильных действий экипажа. Информационная система позволяет контролировать работу механизмов экскаватора в  режиме  реального  времени,  все  данные  отображаются на сенсорном экране в кабине машиниста.

«Пуск уралмашевского драглайна, отвечающего всем  современным  требованиям,  –  это  большое событие  не  только  для  Уралмашзавода  и  «Южного  Кузбасса»,  но  и  для  всей  горнорудной  отрасли России,  –  отметил  начальник  отдела  шагающих экскаваторов  Уралмашзавода  Евгений  Спицын.  – Шагающий   экскаватор   с   приводом   переменного тока,  с  новыми  системами  управления  вызывает огромный  интерес  у  российских  горняков.  Многие заказчики  готовы  приехать  в  Кузбасс,  чтобы  собственными   глазами   убедиться   в   эффективности нашей машины».

На  Уралмашзаводе  также  продолжается  изготовление   ЭКГ-18   для   отечественных   заказчиков: отгружена  машина  АО  «Полюс»,  собираются  экскаваторы  для  компаний  «Кузбассразрезуголь»  (входит  в  УГМК-Холдинг)  и  «Стройсервис».  В  2015  году Уралмашзавод  приступил  к  реализации  большой программы  по  изготовлению  горного  оборудования   для   отечественных   заказчиков.   Подписаны контракты на поставку восьми экскаваторов ЭКГ-18. Пять машин ЭКГ-18 завод изготовит для ЗАО «Строй-сервис», два экскаватора − для ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»,  один  экскаватор  уже  изготовлен  для АО  «Полюс».  Всего  в  2016  году  на  Уралмашзаводе запланировано  изготовить  6500  тысяч  тонн  экскаваторного оборудования.

На сборочном участке цеха №50 прошли испытания  двух  дробилок  для  Ковдорского  горно-обогатительного комбината и «Карельского окатыша». Как сообщает пресс-служба предприятия, машины новой конструкции собирали в цехе в две-три смены.

Дробилки среднего дробления КСД-2200Гр-ДМ1 для  АО  «Ковдорский  ГОК»  и  мелкого  дробления КМД-3000Т2ДП-М  для  «Карельского  окатыша»  – первые  машины  данных  модификаций,  которые изготовит Уралмашзавод.

«Для  «Карельского  окатыша»  мы  уже  делали дробилки среднего дробления с подобным диаметром основания. Но это машина новой конструкции, где применяются другие марки сталей», – рассказал заместитель  начальника  цеха  по  обработке  крупных узлов Виктор Макаров.

Также испытания успешно прошла дробилка для Ковдорского ГОКа (Мурманская обл.). В сборочном цехе  Уралмашзавода  испытание  конусных  и  щековых  дробилок  проводится  на  новом  стенде,  который введен в эксплуатацию в 2014 году. Оборудование стенда позволяет производить одновременную обкатку двух дробилок. В первом полугодии планируется  изготовить  три  дробилки  КСД-2200  для  АО «Ковдорский  ГОК»,  ОАО  «СУМЗ»  (г.  Ревда)  и  компании  «РУСАЛ-Ачинск»,  две  дробилки  КМД-2200  для компании «РУСАЛ-Ачинск» и АО «Ковдорский ГОК», а  также  две  крупные  дробилки  КМД-3000Т2-ДП-М для  предприятия  «Карельский  окатыш».  Еще  одну дробилку  КМД-1750Т-Д  Уралмашзавод  изготовит для ЗАО «ОРМЕТ».

НЕОБХОДИМО ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО

Александр Кнышенко, технический директор АО «Угольная компания «Северный Кузбасс»:

–  Под  руководством  АО  «Угольная  компания «Северный Кузбасс» находятся шахты Березовская и Первомайская, которые на сегодняшний момент испытывают  потребность  в  следующей  технике  и оборудовании:

– комбайны проходческие;

– скребковые конвейеры;

– буропогрузочные машины;

– ленточные перегружатели;

– ленточные конвейеры;

– буровое оборудование;

– насосные агрегаты.

Наша  компания  приобретает  оборудование  в основном  отечественного  производства,  но  проходческие комбайны отечественного производства не  удовлетворяют  текущим  горно-геологическим условиям  шахт  компании,  поэтому  рассматриваются варианты приобретения украинских и китайских  аналогов.  Очистной  комбайновый  комплекс, приобретенный  в  2015  году  на  шахту  Березовская  для  запуска  новой  лавы,  также  импортного производства  (Польша).  Скребковые  конвейеры, ленточные перегружатели, ленточные конвейеры, буровое  оборудование,  насосные  агрегаты  приобретаются в основном у отечественного производителя.

Для осуществления эффективной политики импортозамещения  необходимо  повысить  качество отечественного   оборудования.   Внедрить   новые технологии,  которые  позволят  изготавливать  оборудование, удовлетворяющее текущим горно-геологическим условиям.

Сохранение   жизни   и   здоровья   персонала   – первостепенная  задача  на  производстве.  Добыча угля  и  проведение  подготовительных  выработок на  шахтах  сопряжены  с  высокой  опасностью  для жизни  и  здоровья  персонала  и  требуют  неукоснительного соблюдения техники безопасности.

УГЛЮ НУЖНЫ ГРУЗОВИКИ

На     предприятия     УК     «Кузбассразрезуголь» (предприятие  сырьевого  комплекса  УГМК)  в  2016 году  поступили  12  новых  карьерных  самосвалов БелАЗ-75306.  Как  сообщили  в  пресс-службе  холдинга,  это  первые  в  2016  году  технологические автомобили,  которые  приобретены  в  рамках  программы модернизации производства.

Обновление   парка   технологических   автомобилей  по-прежнему  остается  одним  из  основных пунктов  программы  модернизации  производства УК  «Кузбассразрезуголь».  Так,  на  Бачатский  угольный  разрез  поступили  шесть  БелАЗов  грузоподъемностью 220 тонн: два автомобиля уже собраны, четыре карьерных самосвала находятся в процессе сборки.

«БелАз   приходит   на   4-х   железнодорожных платформах, – рассказал заместитель начальника УАТ по эксплуатации филиала «Бачатский угольный разрез» Константин Сусоев. – Если доставляют автомобильным  транспортом,  то  один  разобранный БелАЗ   занимает   шесть   тралов.   Кузов   приходит отдельно.  Работа  по  сборке  БелАЗа  занимает  8-12 дней.  Начинается  с  кузова,  его  собирают  из  пяти частей  –  сначала  стягивают,  потом  производят сварочные  работы:  рама  автомобиля  ставится  на переднюю балку, устанавливается редуктор-мотор колеса и задний мост, далее устанавливаем кронштейн  на  переднюю  подвеску,  все  это  крепится  к передней балке. Потом на колеса крепятся крылья, и на них уже устанавливаем кабину. В завершение машину  поднимаем,  ставим  на  тумбы,  подцепляем  датчики,  колеса,  одновременно  настраиваем электронику. Осталось самосвал запустить и завезти под кузов».

Всего в этом году на Бачатский разрез должны поступить  16  новых  карьерных  машин:  15  –  БелАЗы-75306  и  один  углевоз  –  БелАЗ-75131-04.  В феврале  новая  техника  поступила  также  на  Краснобродский разрез (4 БелАЗа) и Кедровский разрез (2  машины).  Для  работы  на  новых  автомобилях создаются  дополнительные  бригады.  Уже  сегодня Бачатский  филиал  открыл  прием  на  работу  40  водителей. В целом же в компании с приходом новых самосвалов  планируется  трудоустроить  около  60 человек.

В этом году УК «Кузбассразрезуголь» планирует обновить  более  чем  десятую  часть  парка  технологических  автомобилей.  В  общей  сложности  в течение  года  на  разрезы  компании  поступят  59 новых машин, все – представители самых востребованных  на предприятиях моделей: БелАЗ-75306  грузоподъемностью 220 тонн, БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн (из них семь углевозов), а также  БелАЗ-7555Д  грузоподъемностью  55  тонн.  На  эти  цели  планируется  выделить  6,1  млрд  рублей.

РУДНИК – ОДИН В ДРУГОМ

В  свою  очередь,  объем  инвестиций  в  развитие подземного  рудника  Гайского  ГОКа  (предприятие металлургического  комплекса  УГМК)  в  2016  году превысит  1,3  млрд  рублей.  Данные  средства  будут направлены на реализацию стратегического проекта развития предприятия «Вскрытие и разработка глубоких горизонтов подземного рудника в этаже 830-1310  метров»,  реализацией  которого  занимается Шахтостроительного управления ПАО «Гайский ГОК».

В настоящее время работники ШСУ завершили строительство  бетонно-растворного  узла  (БРУ)  на горизонте 1075 м. «При ведении работ по креплению горных выработок требуется большое количество бетона, – отметил главный инженер Гайского ГОКа  Александр  Туленков.  –  Строительство  БРУ  на нижнем горизонте обеспечит оперативную доставку бетона до рабочих мест, что, конечно, же, будет способствовать  увеличению  производительности труда  как  работников  ШСУ,  так  и  подземного  рудника».

Еще   один   объект,   который   предстоит   сдать шахтостроителям в эксплуатацию во втором квартале 2016 года, – это ремонтный пункт самоходной техники  и  горного  оборудования,  расположенный на горизонте 990 метра, в нем будет обслуживаться оборудование, работающее на горизонтах с 830 по  1075  метр.  Такая  приближенность  ремонтного пункта  должна  обеспечить  более  мобильный  выход машин на линию.

В текущем году ШСУ комбината продолжит вести углубку ствола шахты «Скиповая», по которому планируется производить выдачу всей горной массы с нижних горизонтов подземного рудника в этаже 1070-1310 метров. После фазы подготовительных работ шахтостроителям предстоит приступить к проведению горно-капитальных работ по строительству  и  оснащению  дробильно-конвейерного комплекса №5. Данный комплекс, расположенный на отметке 1095 метра, предназначен для дробления и транспортировки руды к стволу шахты Новая с горизонтов 990 и 1075 метров.

Реконструкция  подземного  рудника  направлена   на   увеличение   его   производительности до 7 млн тонн руды в год. «По сути, Гайский ГОК ведет  строительство  нового  рудника  в  руднике действующем.    Преодолевая    технологические сложности,   это   строительство   позволит   нам ежегодно наращивать существующие мощности подземного  рудника  по  добыче  руды.  Так,  по плану 2016 года подземному руднику предстоит добыть  6,5  млн  тонн  руды,  что  на  триста  тысяч тонн  превысит  показатель  прошлого  года»,  – резюмировал Александр Туленков.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ «АЛРОСЫ»

Юрий Бескакотов, заместитель начальника управления корпоративных коммуникаций и рекламы АК «АЛРОСА»:

–    Компания    «АЛРОСА»    осваивает    месторождения разными способами, которые и определяют перечень необходимого оборудования и техники.

Для    карьеров    возникает    необходимость в    приобретении    экскаваторов,    погрузчиков, бульдозеров,  колесных  бульдозеров,  буровых станков, автосамосвалов, компрессорного и насосного оборудования. Каждый карьер уникален по своим характеристикам, геологическим условиям, крепостям пород и другим особенностям, это, соответственно, влияет на выбор техники и оборудования   с   различной   производительностью и характеристиками.

Для россыпных месторождений – экскаваторы,  погрузчики,  бульдозеры-рыхлители,  насосное  оборудование  с  соответствующими  характеристиками.

Для    подземных    рудников    перечень    техники    и    оборудования    еще    разнообразнее:  проходческие  комбайны,  погрузо-доставочные машины,  подземные  самосвалы,  буровые  установки,   электровозы,   конвейерный   транспорт, насосные  установки,  компрессоры,  лебедки  и ряд  другого  оборудования.  Все  оборудование приобретается с требованиями к исполнению по пылевлагозащите (IP) и взрывозащите (РВ).

Перечень   фирм,   техника   и   оборудование которых  применяется  в  АК  «АЛРОСА»,  разнообразен.  Так,  горная  техника  для  открытых  горных  работ  представлена  фирмами  CAT,  Liebherr, Dressta,   Четра,   LeTourneau,   Ижорские   заводы, Atlas  Copco  и.д.р.  Подземная  техника  представлена  фирмами  Sandvik,  Atlas  Copco,  Paus,  GHH, XCMG, Normet, ООО «МАЙНЕР» и д.р.

Каждая  компания  заняла  свою  определенную  нишу  в  процессе  технического  оснащения добычи.  К  положительным  сторонам  использования техники вышеперечисленных фирм можно отнести современность, высокую производительность,    надежность,    ремонтопригодность. Однако  есть  и  слабые  стороны,  например,      на запасные части и материалы, необходимые для проведения  плановых  технических  обслуживаний и ремонтов,  большие сроки поставок. Плюс валютная составляющая.

В  последнее  время  ситуация  кардинально меняется.  Такими  фирмами,  как  CAT, Liebherr, Atlas  Copco,    на  площадках  производственной деятельности АК «АЛРОСА» открыты склады-магазины  с  присутствием  сервисных  инженеров. Активно  занимаются  созданием  сервиса  с  аналогичным подходом фирмы Paus, GHH, XCMG.

В    связи    со    значительным    превышением фактического  курса  иностранных  валют  относительно  плановых  параметров,  в  связи  с    его нестабильностью  с целью выработки  экономически  обоснованных  решений  о  закупке  материально-технических  ресурсов  и  оборудования импортного  производства  в  декабре  2014  года в  АК  «АЛРОСА»  создана  «Временная  комиссия по  рассмотрению  вопросов  приобретения  материально-технических  ресурсов  и  оборудования импортного производства».

Итогом  работы  комиссии  только  по  поставкам подземного оборудования стала существенная экономия финансовых ресурсов.

В  АК  «АЛРОСА»  при  разработке  технического  задания  на  поставку  оборудования  большое внимание уделяется требованиям безопасности. В  техническом  задании  указываются  защиты  и блокировки, требования к исполнению оборудования  по  пылевлагозащите  (IP),  взрывозащите (РВ),   сигнализации   и   освещению,   нанесению светоотражающих знаков и противоскользящих покрытий и т.п.

Также    особо    описываются    требования    к климатическому  исполнению,  к  созданию  комфортных   условий   для   работы   персонала   при пониженных  до  -50°С  и  повышенных  до  +45°С температурах.

ВАЛЕРИЙ КОЗЛОВ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР ООО НПО «ПРОМЭК-ЭКСПО»: «ОСТОРОЖНО! СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ».

Каждое предприятие закладывает в покупку оборудования, «устраивающего» по цене, определенные требования, которые сводятся к четырем моментам: это качество агрегатов, их простота в эксплуатации, качество готовой продукции, качественные и недорогие сменные запчасти. Это всегда очень ответственный выбор, так как крен в сторону одного требования неизбежно ведет к потерям в другом. Так, качество брендовых агрегатов может обернуться огромными расходами на обслуживание, а предпочтения легкого управления со сложной электроникой могут вылиться в длительные простои — из-за зависимости от сервисных служб изготовителя, договоры с которыми стоят миллионы. Вопрос, какой агрегат позволит получить ожидаемое качество товарного продукта, также не имеет однозначного ответа. Например, для получения щебня по первой группе лещадности одни, исходя из своей практики, выбирают центробежную дробилку, другие — роторную. Напрашивается вывод, что добывающему предприятию нужен такой производитель оборудования, который решает не отдельную задачу «купить дробилку», а весь комплекс технических проблем, с этим связанных. От проработки технологической схемы и подбора агрегатов до пусконаладки комплекса, получения готового продукта и гарантированной поддержки по запасным частям. Он должен не просто «втюхивать» покупателю свою номенклатуру,  но быть способным предложить комплексное решение производственных задач клиента, технически обоснованное и устраивающее по цене. Как при заказе, так и с точки зрения эксплуатационных расходов. Качество же агрегатов проверяется сегодня просто: достаточно посмотреть, как работают их аналоги у соседей или в близлежащем регионе.

СЕРГЕЙ ЧЕРВЯКОВ, КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, АКАДЕМИК АГН, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР  ООО «ТЕХНОЛОГИИ ГОРНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ»:

–    Сегодня    отечественные    производители строительных  и  карьерных  экскаваторов  вполне способны   удовлетворить   потребности   заказчиков. Так, например, в сегменте карьерных машин за последние пять лет появились модели с объемом ковшей до 35 куб.м., что как раз оптимально  подходит  под  грузоподъемность  карьерных самосвалов.  Кроме  того,  сегодня  витает  идея  создать экскаватор с объемом ковша 50 куб.м. Но, на мой взгляд, это преждевременно, хотя бы потому, что нет еще самосвалов, способных столько транспортировать.

Востребованными оказались модели экскаваторов  с  небольшим  объемом  ковша.  Так,  например,  созданный  ООО  «Технологии  горного  машиностроения»  карьерный  гусеничный  экскаватор ЭКГ-3 с объемом ковша 3 куб.м. является полноценным конкурентом гидравлическим машинам. Затраты на эксплуатацию ЭКГ-3 ниже, то же самое можно сказать и о его цене владения, складывающейся из стоимости при покупке машины и за-трат  на  ремонт  и  техническое  обслуживание  для заданного срока эксплуатации.

Экскаватор   дает   возможность   существенно облегчить  работу  горняков  на  небольших  месторождениях  рудных  и  нерудных  материалов,  поможет при погрузке в автомобильный транспорт грузоподъемностью  15-30  тонн,  железнодорожный транспорт и будет полезен в других работах. Для этой машины характерно сочетание высокой эксплуатационной надежности и ремонтопригодности. Кроме того, к преимуществам этой машины  можно  отнести  и  ее  небольшие  габариты,  и удобство в управлении.

В  последнее  время  в  связи  с  проводимой государством     политикой     импортозамещения принято   сравнивать   образцы   машиностроения отечественного и зарубежного производства. Я не думаю,  что  иностранные  компании-производители  имеют  в  нашем  сегменте  какие-то  преимущества  перед  российскими  моделями. Напротив, специалисты  отмечают,  что  многие  отечественные технические решения не только не хуже, но и свежее зарубежных аналогов.

Что  касается  производства  экскаваторов,  то оно  в  России  дешевле,  чем  за  рубежом.  А  промышленность  за  последние  годы  была  обеспечена  современными  станками  и  производственными линиями в значительном объеме – так что качество  деталей  и  сборки  соответствует  всем мировым стандартам.

Похожие записи

Оставить комментарий