В тесном сотрудничестве с Министерством по чрезвычайным ситуациям России компания «Авторос» на базе вездехода «Шаман» спроектировала и воплотила в металле уникальный арктический спасательный центр, который позволяет успешно осуществлять операции в экстремальных условиях северных широт. Модель обладает не только хорошей проходимостью, но и высоким уровнем комфорта. По словам конструкторов, аналогов этой машине нет ни в России, ни за рубежом.
В качестве базовой модели для спасательной машины МЧС «Шаман» был выбран неслучайно. Модель уже себя успешно зарекомендовала себя в условиях Крайнего Севера благодаря опять же уникальной подвеске (подвеска независимая), системе рулевого управления, компоновке салона, удобству работы водителя и экипажа. В частности, «Шаманы» получили признание в Норильске, Нарьян-Маре, на Чукотке.
Кроме того, стоит отметить, что силовые структуры сегодня уделяют повышенное внимание удобству работы экипажа. А отличительной чертой вездехода является комфортное нахождение в салоне даже при длительных перегонах по несколько тысяч километров. Гражданская же версия «Шамана» сравнима с машинами премиум-класса.
В закрытой раме размещены все элементы и агрегаты трансмиссии. Колесная формула 8х8, независимая подвеска всех колес и оригинальные шины низ-кого давления гарантируют плавность хода и надежное комфортное передвижение в условиях зыбких труднопроходимых болот и заснеженных участков зимней тундры, с легкостью преодолевать водные преграды. Легкосъемный гребной винт помогает развивать скорость по водной поверхности до 5 км/ч.
«Шаман» не нужно перевозить на прицепе или трале по дорогам общего пользования, он сам может передвигаться от места стоянки до места эксплуатации.
Система рулевого управления имеет три режима работы: водитель может выбрать поворот передних осей для движения на высоких скоростях, подруливание колес задних осей для минимального радиуса поворота или поворот всех колес в одну сторону, так называемый режим «краба». При этом для переключения режимов достаточно воспользоваться кнопками на приборной панели. Автоматическая подкачка колес работает также в трех режимах: «шоссе», «снег», «болото» – или можно в ручном режиме выбрать необходимое давление в каждом. Удобству управления в «Шамане» вообще уделено повышенное внимание. Центральное расположение водителя и большая площадь остекления обеспечивают отличную обзорность, все приборы и переключатели расположены максимально близко от водителя.
При разработке версии «Шамана» для работы в Арктике были учтены все пожелания МЧС России. Кабину дополнительно утеплили, она оснащена подогревателями, окнами с двойным остеклением и с подогревом (подогреваются также зеркала заднего вида). Корпус снаружи выкрашен в бело-синие цвета – дело в том, что в природе синий цвет в чистом виде не встречается, и машина всегда будет заметной.
Снаружи корпуса установлены проблесковые маячки, световая мачта для освещения места происшествия, маяк поиска, позволяющий видеть расположение машины в туман или пургу. Имеются камера заднего вида (изображение идет на монитор на панельной панели), лебедка с тягловой силой 8 тонн. При возвращении на базу с помощью электрического подогревателя двигателя, подключаемого к сети, можно поддерживать рабочую температуру, как самого мотора, так и салона.
К вездеходу также предполагается одноосный прицеп на шинах низкого давления грузоподъемностью 800 кг.
Сам салон рассчитан на водителя, командира и четырех бойцов спасательной группы. Они могут воспользоваться холодильником, электрочайником, газовой плитой, лавками-сидениями, которые раскладываются в спальное место. Все это дает экипажу возможность провести в автономном режиме в условиях низких температур несколько дней. В салоне размещены сейф для оружия, багор, спасательные жилеты, аптечки, ремни, теплые одеяла, радиостанции диапазона УКВ, КВ, FM и другое оборудование для проведения спасательных операций и оказания первой помощи.
Таким образом, оснастив дополнительным оборудованием и без того сверхпроходимый и комфортный вездеход, конструкторам компании «Авторос» удалось создать уникальный спасательный комплекс, предназначенный для работы в температурном диапазоне от -60 до +50 градусов по Цельсию. Как отмечают специалисты, аналогов такому «Шаману» нет не только в России, но и в мире. Доказательством тому – высокая оценка МЧС, которое предполагает использовать машину в самых экстремальных условиях.