И ускорят, и окупятся

  Современные модели спецтехники позволяют быстро окупить себя благодаря инновациям.

Рынок спецтехники не стоит на месте: он постоянно развивается, предлагая потребителю все новые модели. И хотя усложнение моделей ведет к их прогнозируемому удорожанию, в конечном итоге современные машины позволяют сделать работы быстрее, сэкономить на топливе и покупке других видов техники, упростить работу оператора и в результате – получить экономическую обоснованность трат на инновации.

САМИ ВОЗЯТ, САМИ ГРУЗЯТ

Сегодня  на  рынке  уверенным  спросом  пользуются   грузовые   автомобили,   оснащенные   КМУ –  краном-манипулятором  универсальным  –  как отечественного,  так  и  импортного  производства. Преимущества таких машин очевидны. Грузоподъемное  оборудование  имеет  привод  от  мощного дизельного силового агрегата, отпадает необходимость  при  перевозке  грузов  покупать/заказывать автокран для погрузки-разгрузки.

Грузоподъемность  современных  как  автомобилей, так и КМУ позволяет работать с достаточно широким  спектром  грузов.  Производители  в  зависимости  от  грузоподъемности  кранов-манипуляторов  делят  их  на  три  основные  группы:  легкие (до  3000  кг),  средние  (от  3000  до  8000  кг)  и  тяжелые (более 10000 кг). При этом грузоподъемность крана-манипулятора  делится  на  два  вида:  максимальная (соответствует самому большому весу на минимальном вылете стрелы – 1,5-2,2 м) и минимальная (масса груза, которою может перемещать стрела при ее максимальном вылете).

ЛЮЛЬКА ВЫСОКОГО ПОЛЕТА

Манипулятор  также  можно  использовать  для проведения  работ  на  высоте:  к  нему  можно  прицепить   монтажную   корзину,   куда   помещаются рабочие,   материалы   и   инструменты.   При   этом популярностью  пользуются  «люльки»  отечественного производства. Они отличаются безопасностью при  эксплуатации  (оснащены  высокими  бортами, ограждающими  человека  от  выпадения),  наличием червячного редуктора поворотного механизма (устройство  необходимо  для  повышения  маневренности   навесного   оборудования),   компактностью  транспортировки  оборудования  (подвесное колено  может  быть  зафиксировано  в  транспортном  положении),  надежным  гидравлическим  цилиндром.

Автомобили с КМУ можно использовать в температурном диапазоне от -40° до +40°С. Они пользуются  популярностью  у  транспортных  и  строительно-монтажных компаний, организаций сферы жилищно-коммунального  хозяйства.  Есть  модели и  для  экстремальных  условий,  когда  краны-манипуляторы  устанавливаются  на  полноприводные грузовики (например, на Урал-4320).

Итак,   преимущества   очевидны.   С   грузовым автомобилем,  оснащенным  КМУ,  появляется  возможность  перевозить  самые  разнообразные  грузы, обладающие крупными размерами и большой массой,  при  этом  без  аренды  или  покупки  грузовиков и автомобильных кранов по отдельности (и затрат потом на их заправку, техническое обслуживание, на зарплату персоналу).

Сегодня  машинами  с  КМУ  никого  не  удивишь. Но буквально десять лет назад в России они были редкостью.  Этим,  в  частности,  воспользовались продавцы   японских   подержанных   автомобилей. А  потому  на  улицах  до  сих  пор  можно  встретить старенькие праворульные грузовички с манипуляторами.

НЕ РОЕТ, А ЛОМАЕТ

Также  в  последнее  время  получили  широкое распространение  гусеничные  экскаваторы  с  длинной  стрелой.  В  отличие  от  своих  собратьев  они предназначены  не  для  землеройных  работ,  а  для сноса зданий и сооружений. На стрелу закрепляется навесное многотонное оборудование, которое и разрушает необходимые объекты.

В    частности    подобную    модель-новинку    на всемирной    выставке    BAUMA    2016,    проходившей  в  Мюнхене  в  апреле,  представила  компания Komatsu. Гусеничный экскаватор с длинной стрелой PC490LC-10  как  раз  предназначен  для  сноса  зданий.  Он  специализируется  исключительно  на  тяжелых  работах  по  разрушению  крупных  промышленных зданий. При разработке новой гусеничной базы особое внимание было уделено устойчивости экскаватора, что выразилось в удлинении гусениц и создании специальной гидравлической системы, которая позволяет менять расстояние между ними в пределах от трех до четырех метров. Это облегчает транспортировку и увеличивает максимальный рабочий  вес  до  70  тонн.  Максимальная  рабочая высота   длинной   стрелы   экскаватора   составляет 28  метров,  а  горизонтальный  вынос  колеблется  в пределах от 3,35 до 16,5 метра. С полноразмерным тяжелым    5-тонным    навесным    оборудованием PC490LC-10 HRD может работать на высоте до 17,4 метра.

С  появлением  подобной  техники  была  решена часть   проблем,   возникающих   при   сносе   именно  крупных  объектов.  Подрыв  зданий  не  всегда представляется  возможным.  Раньше  в  подобных случаях  обычные  экскаваторы  с  помощью  кранов устанавливались на крышу сносимого сооружения, и оператор начинал разрушение, находясь на высоте, практически под собой, передвигаясь в зависимости от снесенных конструкций с место на место. Согласитесь,  такая  технология  не  может  быть  названа достаточно безопасной и нетрудоемкой.

САНИТАР ЛЕСА

Нельзя  не  упомянуть  и  о  мульчерах,  которые сегодня  все  «смелее»  появляются  на  российском рынке.  Название  пришло  из  сельского  хозяйства, где широко применяется способ мульчирования – покрытия почвы слоем перегноя, соломы (мульчи) для защиты от испарения или замерзания.

Сфера их применения: подготовка к лесопосадкам,  создание  противопожарных  полос,  обслуживание лесных дорог, измельчение пней, расчистка трасс  нефте-  и  газопроводов,  ЛЭП,  полос  отвода  и откосов  автомобильных  и  железных  дорог.  Кроме того,  на  Западе  они  широко  применяются  при  обслуживании  парковых  дорог,  садоводстве  и  ландшафтных  работах,  подготовке  спортивных  трасс, подготовке грунта и дорог фермерских хозяйств, а также культивации земель.

Как это ни странно, но в России – с ее традиционно мощной лесной отраслью – эти агрегаты были практически не известны, хотя их применение для некоторых видов работ может быть экономически весьма  эффективным.  В  случаях,  когда  собирать щепу не планируется или ее объемы незначительны,  а  приоритетом  является  скорость  вырубки, преимущества  мульчеров  очевидны,  они  могут одновременно  и  вырубать  растительность,  и  утилизировать ее. А при расчистке территории, когда надо удалить растительность вместе с корнями или подготовить грунт, альтернативам мульчерам нет.

ДИСКАМИ И РОТОРОМ

Для измельчения древесно-кустарниковой растительности  применяют  технологии  дискового  и роторного  измельчения.  Основным  инструментом является дисковая фреза с закрепленными на ней зубьями  из  твердосплавного  материала,  которые устанавливаются  на  стрелу  экскаватора  или  трактора  и  позволяют  срезать  и  измельчать  подлесок, стволы и пни практически любого диаметра за несколько проходов. Привод дисковых фрез осуществляется от гидромотора, подключенного к гидросистеме.  Площадь  работы  дисковых  измельчителей небольшая, но размеры, вес и энергопотребление по сравнению с роторными несколько меньше, что определяет их относительно невысокую стоимость. К  недостаткам  таких  измельчителей  можно  отнести необходимость частой смены зубьев при работе на поверхности грунта.

На мульчерах роторного типа закреплен в торцах   вращающийся   вал   (ротор),   который   может быть  оснащен  подвижными  молотками,  измельчающими древесину за счет ударного воздействия, или  неподвижными  резцами  с  твердосплавными вставками,    измельчающими    древесину    разрезанием.  Иногда  используется  комбинированный вариант − режущие молоты, оснащенные твердосплавными резцами.

РОССИЙСКИЙ ВАРИАНТ

На российском рынке представлены практически  только  иностранные  образцы.  Однако  недавно  стало  известно,  что  в  Красноярске  разработан уникальный   российский   мульчер   (наш   журнал сообщал об этом в предыдущем номере). Модель «ТайгаМастера-250»    появилась  благодаря  специалистам,  которые  около  10  лет  занимаются  поставками  и  обслуживанием  европейской  техники такого  рода.  Это  позволило  учесть  все  сильные  и слабые  стороны  европейских  аналогов  и  создать машину,  более  адаптированную  для  территорий Сибири и Дальнего Востока.

Аппарат    позволяет    использовать    широкую номенклатуру  рабочего  оборудования,  такого  как мульчер,  ротоватор,  снегоуборщик  и  другие.  Двигатель  мощностью  250  л.с.  обеспечивает  высокую производительность  наряду  с  низкими  эксплуатационными  затратами.  Рабочий  орган  приводится в  движение  через  механическую  систему  отбора мощности  от  двигателя,  исключающую  наличие гидравлических компонентов,  подверженных воздействию низких температур.

Не  исключено,  что  мульчеры  ожидает  судьба бетононасосов. Впервые в нашей стране их массово  применили  во  время  устранения  последствий аварии  на  Чернобыльской  атомной  станции.  До этого  момента  такие  агрегаты  были  откровенной экзотикой,  хотя  на  Западе  они  давно  и  широко применялись.  Сегодня  же  без  бетононасоса  трудно  представить  даже  небольшую  стройплощадку. Может  быть,  и  мульчеры  также  получат  в  России широкое распространение.

ДЖОЙСТИКИ РУЛЯТ

Еще  одно  популярное  веяние  сегодня  –  установка  на  спецтехнику  новых  систем  управления: вместо   привычных   рычагов   оператор   машины управляет  ей  с  помощью  электрогидравлических джойстиков.  Это  новшество,  по  словам  специалистов,  позволяет  снизить  количество  движений водителя на более чем 70%. Это увеличивает производительность  труда,  при  этом  сам  оператор устает  намного  меньше,  что  также  положительно сказывается на качестве проводимых работ. Да, из-за установки джойстиков машина дорожает, но как показывает практика, «овчинка стоит выделки».

Такая  система  управления  сама  по  себе  достаточно  не  нова,  но  позволить  устанавливать  ее  на спецтехнику могут далеко не все производители. В частности на состоявшемся 22 марта в Сочи семинаре  «Эффективные  технологии  дорожного  строительства» компания Caterpillar представила новые грейдеры, управляемые джойстиками. Некоторые представленные модели были полноприводными, что   обеспечивает   высокую   эффективность   при работе  на  слабонесущих  грунтах  и  при  больших объемах.

ДЕНИС КУВАЕВ, ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ ОАО «ЧЕТРА-ПРОМЫШЛЕННЫЕ МАШИНЫ»:

Усложнившиеся   экономические   условия   заставляют  покупателя  все  более  взвешенно  подходить к выбору спецтехники, и поэтому естественно, что на первый план сегодня выходят такие характеристики оборудования, как оптимальное сочетание его цены и качества, а также эффективность работы спецтехники при одновременной экономии ресурсов – времени, топлива, материала. Последнее гарантируют  интеллектуальные  системы,  которыми оснащаются специальные машины.

Например,  повысить  конкурентоспособность  и прибыльность  предприятия  за  счет  эффективного решения  задач  управления  парком  машин,  снижения затрат на его содержание, упорядочения его эксплуатации,  продления  срока  службы,  а  также обеспечения безопасности эксплуатации помогают системы онлайн мониторинга спецтехники.

Так, на все виды промышленной техники ЧЕТРА в  базовой  комплектации  устанавливается  система мониторинга   оборудования   на   базе   российской спутниковой  системы  навигации  ГЛОНАСС.  Разработана данная система на базе технических требований Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ) при участии конструкторских бюро, заводов-изготовителей,  а  также  сервисных  предприятий концерна «Тракторные заводы».

Благодаря    телематическим    терминалам    со встроенными приемниками ГЛОНАСС в режиме реального времени можно непрерывно отслеживать местоположение  машин,  скорость  их  движения  и техническое состояние: расход топлива, аварийные значения  давления  и  температуры  в  двигателе и  трансмиссии  и  проч.,  а  также  анализировать эксплуатационные   параметры   основных   систем техники  и  предоставлять  владельцу  парка  машин и сервисным службам в удобном виде результаты такого контроля.

Представим такую ситуацию. Бульдозер работает в труднодоступной местности, и вдруг на панели приборов   появился   сигнал,   предупреждающий об  изменениях  параметров  давления  в  системе смазки  двигателя.  Нередко  машинист,  каким  бы опытным он ни был, не в состоянии самостоятельно определить причину неполадки, а эксплуатация машины  в  аварийном  режиме  может  привести  к выходу ее из строя и, возможно, к дорогостоящему ремонту впоследствии,. Между тем, система мониторинга позволяет оперативно передавать информацию  о  неполадке  в  диспетчерский  центр,  где  в свою  очередь  абонентский  терминал  будет  иметь интерфейс,   обеспечивающий   взаимодействие   с бортовым  управляющим  и  регистрирующим  оборудованием:   контроллерами   управления   двигателем,  трансмиссией  и  навесным  оборудованием, регистратором кранового ограничителя нагрузки и другими приборами, позволяющими получить не-обходимую информацию о технических параметрах работы  техники.  В  итоге  собранная  информация позволит  оперативно  выявить  причину  неисправности.

Система  мониторинга  техники  ЧЕТРА  функционирует следующим образом: абонентский телематический терминал непрерывно получает сигналы, передаваемые  со  спутников  ГЛОНАСС,  и  после  их обработки   определяет   местоположение   техники ЧЕТРА, а также скорость и направление ее движения.  Помимо  этого,  терминал  отслеживает  техническое  состояние  машин,  обрабатывая  сигналы, поступающие с бортовых датчиков.

Полученная  информация  по  каналам  сотовой  связи  GSM  передается  на  сервер  и  сохраняется  в  базе  данных,  позволяющей  хранить информацию   по   тысячам   единицам   техники, оснащенной абонентскими терминалами. С сервера  информация  через  Интернет  поступает  в диспетчерские  центры  сервисных  служб  и  владельцев техники ЧЕТРА.

Одновременно  по  желанию  клиента  на  любую строительную   технику   может   быть   установлена система  нивелирования  Leica,  которая  непосредственно  связана  с  системой  управления  машины и  позволяет  достигать  высокого  уровня  автоматизации   производственных   процессов,   а   также высочайшей  точности  работ  в  полностью  автоматическом  режиме  с  контролем  оператором  основных  параметров  рабочего  процесса.  При  этом достигаются  отличные  показатели  эффективности производства, экономии топлива, снижение объема инженерных работ.

Технологии   компании   Leica   позволяют   увеличить  производительность  машин,  скорость  их работы, а также сократить затраты материала при любых землеройных работах, где требуется точное позиционирование  ковша  экскаватора  или  отвала бульдозера: при строительстве дорожного полотна, профилировании уклонов дорог, возведении и эксплуатации водных сооружений и трубопроводов и других видах строительства.

Работают  3D  системы  нивелирования  iCON  от Leica, которыми оснащается землеройное оборудование, следующим образом: сигналы, полученные со спутников (ГЛОНАСС/GPS), позволяют определять положение машины, тогда как датчик, установленный непосредственно на отвале, – контролировать на мониторе положение кромки отвала по высоте и уклону относительно проекта, загруженного в бортовой  компьютер.  В  итоге  технологии  Leica  позволяют добиться точности позиционирования отвала бульдозера или ковша экскаватора ЧЕТРА до 2-3 см по  высоте  и  до  1-2  см  в  плане  в  автоматическом режиме.

Интеллектуальные  системы,  такие  как,  например,  система  нивелирования,  увеличивают  стоимость машины при покупке, однако в зависимости от объема выполняемых работ система нивелирования может окупиться менее, чем за один год благодаря  увеличению  производительности  техники, скорости ее работы при одновременной экономии топлива и материалов (песка, щебня и др.)

Похожие записи

Оставить комментарий