Обзор дорожной и коммунальной техники России.
Сегодня сложно представить жизнь людей без коммунальной дорожной техники. Она строит и поддерживает в эксплуатационном состоянии инфраструктуру, обеспечивая комфортное проживание и передвижение. На российском рынке широко представлены модели отечественного производства: их выбирают за относительную дешевизну, неприхотливость и приспособленность к местным условиям.
СЕТИ ТРЕБУЮТ РЕМОНТА
Состояние основных фондов инфраструктуры России, даже несмотря на «тучные нулевые», отличается высокой степенью износа. С начала 90-х годов инвестиции в основные фонды были резко сокращены. Так, по оценкам экспертов, в сегменте ЖКХ нормативный срок отслужили более 60% инфраструктуры и оборудования. В свое время Дмитрий Медведев заявил, что ЖКХ в России стоит на грани «катастрофы».
На приведение изношенных фондов до нормативного состояния требуется более 6 трлн рублей, в отрасли с каждым годом увеличивается аварийность.
Виктор Басаргин, будучи министром регионального развития, объяснил причины аварий. «Их основные причины носили техногенный характер, в основном из-за ветхости основных фондов, и только 15% произошли из-за так называемого «человеческого фактора», – отметил чиновник. По признанию министра, «средства, которые затрачиваем на устранение аварийных и чрезвычайных ситуаций, сопоставимы с теми средствами, которые расходуются на подготовку отопительного сезона».
Такая же ситуация в дорожном хозяйстве. По данным министерства транспорта, сейчас в нормативном состоянии находится порядка 38,5% региональных дорог и 2/3 федеральных. К концу года 70% федеральных дорог будут соответствовать нормативным требованиям.
Все эти проблемы нужно решать, а сделать это без спецтехники невозможно. Тем более что многие образцы применяются как в сфере дорожного хозяйства, так и в сегменте ЖКХ.
АСФАЛЬТ ПОСЛУЖИТ ЗАНОВО
Дорожные и коммунальные машины – очень большой сегмент спецтехники. Всемирная энциклопедия «Википедия» по запросу выдает 34 страницы – начиная от асфальтоанализатора и заканчивая холодным ресайклингом.
Холодный ресайклинг представляет собой укрепление (стабилизацию) грунтов, каменных материалов и асфальтового гранулята, получаемого в результате дробления асфальтобетонного лома с различными вяжущими, путем предварительного фрезерования и смешения на дороге. Машины для ресайклинга были разработаны после соответствующей модернизации дорожных фрез и машин для стабилизации грунта.
Главным агрегатом этих машин является фрезерно-смешивающий барабан с большим количеством специальных резцов. Вращаясь, барабан измельчает материал дорожного покрытия.
Как правило, укрепление грунта производится с применением специализированных химических добавок к вяжущим веществам (портландцемент). Данный метод позволяет производить работы в 3-5 раз быстрее по сравнению с традиционными методами стабилизации грунтов. Наиболее распространенными считаются ресайклеры фирм Wirtgen, Caterpillar, Bomag.
ГАЗ ПУЩЕН…
В последнее время популярностью стала пользоваться спецтехника на газомоторном топливе – благодаря своей экологичности и экономии. Одним из первых российских мегаполисов, который приобрел такую коммунальную технику, стал Екатеринбург.
В 2012 году в Екатеринбурге появились первые пять автомобилей КАМАЗ, работающих на метане – их получила компания «Облкоммунэнерго». Это были автобус, самосвал, мусоровоз и дорожно-уборочный аппарат.
Машины приобрели в лизинг. Тогда стоимость нового автопарка составила порядка 24 млн рублей. Экспертам предстояло подсчитать экономический и экологический эффект от этих КАМАЗов.
Тогда же рассматривался вопрос производства подобной техники на Среднем Урале. Правда, организовать его не удалось. Единственное, чем может похвастаться Свердловская область – производство уборочных машин на заводе имени Калинина.
ИГОРЬ ИБРАГИМОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ «КОММУНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ» КОМПАНИИ «ТРАДИЦИЯ-К»:
Современный динамичный мир не знает слова «вчера». То, что выходит за рамки отпущенных сроков, теряет возможность на реализацию. «Здесь и сейчас» – девиз тех компаний, которые хотят существовать «Завтра». Поэтому одним из главных своих преимуществ компания «Традиция-К» называет внимание к актуальным потребностям клиентов. Ведущая роль при этом отдана обеспечению качественных поставок точно в срок. Конкурентная среда создает благоприятные условия для постоянного совершенствования и развития направления дорожно-строительной техники.
Компания «Традиция-К» – активный участник программы импортозамещения – с гордостью представляет навесное оборудование российского завода-изготовителя Технопарк «Импульс», которое соответствует запросам рынка по характеристикам и по качеству. Продуктовая линейка включает весь спектр коммунального оборудования для строительной самоходной техники: щетки дорожные дисковые, снегоуборочные отвалы, шнекороторы, ковшевые и бункерные солепескоразбрасыватели. Всегда в наличии оборудование для благоустройства парковых и придорожных территорий, тротуаров, а также садовых хозяйств: паллетные вилы, навесной экскаватор, пересадчик деревьев. С каждым годом появляются новинки!
Российская прописка производителя позволяет не зависеть от внешних факторов, таких как: курс национальной валюты, таможенные задержки, нестабильное качество комплектующих. Минимизация рисков продавца не может не сказаться положительно на выполнении обязательств перед партнерами и покупателями. А четкое понимание целей и задач клиентов позволяет уверенно конкурировать на рынке дорожно-строительной техники, производя и предлагая навесное оборудование мирового класса по доступной цене.
Ведение Россией активной внешней политики естественным образом потребует задействования внутренних ресурсов страны. Мало кто верит в господдержку, но, по оценкам экспертов, вариантов развития событий всего два: вновь открыть поток импорта продовольственных и непродовольственных товаров в страну либо активно вкладывать деньги в технологии собственного промышленного сектора и добиться тем самым устойчивой позиции на мировом рынке с конкурентоспособным продуктом. Поэтому компания «Традиция-К» смотрит на перспективы развития рынка коммунальной и строительной спецтехники весьма оптимистично.
«АРСЕНАЛ» ГРЕЙДЕРОВ И ФРЕЗ
Одним из старейших и крупнейших производств коммунальной дорожной техники является «Брянский арсенал». Предприятие было основано аж в 1783 году. Более чем за двухвековую историю завод неоднократно менял профиль, выпуская, в основном, военную продукцию.
После Великой Отечественной войны завод приступил к освоению производства дорожно-строительных машин. Завод «Брянский арсенал» – это единственный производитель в России, выпускающий полный модельный ряд автогрейдеров. В зависимости от назначения автогрейдеры предлагаются в различном исполнении – от упрощенных моделей легкого класса до полноприводных машин тяжелого класса. Наряду с производством автогрейдеров предприятие также выпускает прицепную технику, дорожные фрезы и асфальтоукладчики.
В настоящее время завод «Брянский Арсенал» входит в компанию «РМ-Терекс», корпорации «Русские Машины».
В периметр бизнеса компании «РМ-Терекс» также входят известные машиностроительные заводы: «Тверской экскаватор», «Челябинские строительно-дорожные машины», Заволжский завод гусеничных тягачей. Предприятия специализируются на выпуске строительно-дорожной и специальной техники, которая широко используется в дорожном, гражданском и промышленном строительстве, коммунальном хозяйстве, горнодобывающей отрасли, лесном хозяйстве, нефтегазовой отрасли. В мае 2012 года было открыто совместное предприятие с американской корпорацией Terex.
«БОЧКИ» И ЕМКОСТИ
Еще один крупный российский производитель – это АО «Мценский завод коммунального машиностроения», он же «Коммаш». Предприятие ведет свою историю от основанного в 1956 году Мценского механического завода.
«Коммаш» специализируется на выпуске спецтехники, монтируемой на шасси «МАЗ» и «КамАЗ». Это различного типа мусоровозы и контейнеровозы, ассенизационные, каналоочистительные и илососные машины, машины для уборки улиц.
Завод «Коммаш» имеет полный набор подразделений основного производства и развитую инфраструктуру вспомогательного. На заводе в рамках Комплексной целевой научно-технической программы постоянно модернизируется производство, внедряются новые технологии.
Производственные цеха оснащены станками с ЧПУ, комплексами лазерной и плазменной резки металла, универсальными листогибочными прессами. Более 10 лет на заводе сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008). Неоднократно Мценский завод «Коммаш» становился лауреатом программы «100 лучших товаров России».
Техника оснащается гидравликой, рукава высокого давления которой изготавливаются из металлорукавов, соответствующих европейскому стандарту DIN. Это исключает вероятность их разрыва и протечек масла в местах соединений. Кроме этого, детали, работающие в условиях повышенных коррозии и износа, подвергаются цинкованию или хромированию. При необходимости отдельные детали проходят термическую обработку.
ЗАУРАЛЬСКИЕ ДОЛГОЖИТЕЛИ
Курганскому заводу дорожных машин более 70 лет, его машины работали не только в России, но и, в частности, использовались при строительстве дорог и аэродромов почти в 50 странах мира.
Завод устанавливает спецтехнику на шасси КАМАЗ, МАЗ, ОАО «ГАЗ». Всего предприятие разработало и выпустило более 400 моделей и модификаций различной дорожно-строительной и коммунальной техники.
Среди российских производителей «Кургандормаш» находится на лидирующих позициях при производстве вакуумных подметально-уборочных машин. В последние годы освоен выпуск новых моделей: КО-318М на базе шасси МАЗ-5337, а также КО-318Д на шасси КАМАЗ-53605 с 2-мя всасывающими узлами.
Обновился и модельный ряд дорожных машин: МД-53605 на базе шасси КАМАЗ-53605; МД-43253 на базе шасси КАМАЗ-43253; МД-5337 на базе шасси МАЗ-5337; МД-4380 на базе шасси МАЗ-4380.
Среди других новинок отлично зарекомендовала себя такая дорожно-строительная разработка, как «бюджетный» автогудронатор ДС-39Г на базе шасси ГАЗ-3309. Отлично проявило себя и быстросъемное оборудование автогудронатора ИС-6, предназначенное для установки в кузов самосвала любой марки. К разработкам последних двух лет относятся автогудронаторы ДС-4570 на базе шасси МАЗ-457043 и ДС-4380 на базе шасси МАЗ-4380.
В России большой популярностью пользуется битумощебнераспределитель ДС-180. Его новая модификация ДС-180Д имеет автономный двигатель, благодаря этому полуприцеп используется без привязки к определенному тягачу.
АО «Кургандормаш» производит битумовозы с функцией распределения битума (полноприводное шасси МАЗ-631705 объем цистерны — 16 куб.м). Обновлен и модельный ряд ассенизационной техники, имеющей вместимость цистерны от 3,8 куб.м до 14 куб.м.
Минувшей зимой «Кургандормаш» совместно с нижегородским автозаводом «ГАЗ» презентовал новую компактную вакуумную подметально-уборочную технику – универсальную машину УКМ-2500 и уборочный автомобиль на базе «ГАЗон NEXT».
УКМ-2500 предназначена для выполнения комплекса работ по круглогодичному содержанию и уборке городских территорий и, в зависимости от вида установленного навесного оборудования, может выполнять различные функции. На предприятиях выразили уверенность, что в рамках программы импортозамещения техника будет успешно продаваться.
Отметим, что порядка 40% продукции предприятия идет на экспорт в страны СНГ.
РЫБИНСКИЕ УПЛОТНИТЕЛИ
Завод «Дорожных машин» из Рыбинска раньше специализировался на катках-уплотнителях. Сегодня предприятие осуществляет серийное производство дорожной уплотняющей техники, автогрейдеров, снегопогрузчиков, компакторов для полигонов твердых бытовых отходов и фронтальных погрузчиков. Коллектив предприятия насчитывает более 150 человек.
Это машиностроительное предприятие полного технологического цикла – от проектирования до изготовления деталей и сборки готовой продукции.
Наряду с типичным для машиностроительного предприятия производственным арсеналом, ООО «Завод «Дорожных машин» располагает таким специальным оборудованием, как установка газо-плазменной резки с программным управлением для выполнения раскроя металлических листов толщиной до 80 мм; четырехвалковая гидравлическая листогибочная машина для изготовления вальцов к каткам; специальный стенд для наладки и проведения испытаний элементов гидрооборудования и гидросистем; установка для изготовления рукавов высокого давления.
УРАЛЬСКИЙ УБОРЩИК
Импортозамещение определяет спрос и в сегменте коммунальной техники. Как пример, машина МК2000 производства Публичного акционерного общества «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» из Екатеринбурга (ПАО «МЗИК»). Пред-приятие в 2016 году отмечает 150-летний юбилей и в настоящее время является одним из ведущих предприятий машиностроительного комплекса России.
С 2005 года завод серийно производит малогабаритные вакуумные уборочные машины, сейчас это машина МК-1500М2. В рамках реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» при поддержке министерства промышленности и торговли Российской Федерации ПАО «МЗИК» была разработана новая вакуумная уборочная машина МК2000.
В настоящее время изготовлен опытный образец этой «импортозамещающей» машины, серийное производство начнется в конце 2016 года.
«Заводом велись серьезные проработки конструктивных решений новой машины, учитывая опыт эксплуатации МК-1500М2, а также зарубежных аналогов, – рассказала заместитель начальника коммерческого отдела ПАО «Машиностроительный завод имени М.И.Калинина» Юлия Юдина. – Полноприводная машина МК2000 оснащена отечественными вакуумной установкой и бензиновым двигателем, который способен работать на метане и пропане, гидростатической трансмиссией. Поворотные мосты увеличивают маневренность МК2000. Объем бункера для смета 2 куб.м. Производительность вакуумной установки 13 000 куб.м/час. Щеточный узел с двумя /тремя щетками. Машина может производить вакуумную уборку при температуре до -150°С. Для зимнего использования машина оборудуется пескоразбрасывателем и другим навесным оборудованием. Летом машину можно использовать в качестве поливомоечной установки. МК2000 создана с учетом основных запросам потребителей в качестве, цене, дизайне и стоимости эксплуатации».
ДОЛЛАР ОПРЕДЕЛИЛ
Как отмечают эксперты, в настоящее время сохраняется тенденция увеличения спроса на отечественную спецтехнику в связи с ростом курса доллара. Об этом рассказал Андрей Завидин, коммерческий директор компании ООО «ТД Профессионал» (является официальным дилером холдинга «РМ-Терекс», который объединяет крупные машиностроительные заводы России: ЗАО «Тверской экскаватор», ЗАО «Брянский арсенал», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ЗАО «Заволжский завод гусеничных тягачей»).
По его словам, наиболее популярными являются модели дорожной техники: автогрейдеры моделей ГС-14.02.ГС-25.09, завод-изготовитель ЗАО «Брянский арсенал», автогрейдер ДЗ-98В, завод-изготовитель ЗАО «ЧСДМ» в ценовом диапазоне от 4,8 млн руб. до 9 млн рублей, универсальные экскаваторы-погрузчики TLB-825 производства ЗАО «ТВЭКС» со средней ценой 4,3 млн руб.
Основные виды выпускаемой техники:
– Автогрейдеры: ГС-10.01, ГС-10.07, ГС-14.02, ГС-18.05, ГС-25.09, TG 140, TG 180, TG 200, TG 250, ДЗ-98В.
– Колесные экскаваторы: WX-200, Tvex-180W, Tvex-140W, ЕК-18, ЕК-14, ЕК-12.
– Экскаваторы-погрузчики: TLB-825; TLB-995.
– Гусеничные экскаваторы: ТХ-210LC, ТХ-210NLC, ЕТ-14-90, ЕТ-16-90, ЕТ-18-90, ЕТ-26-90.
– Индустриальные перегружатели: Tvex-180i, ET-26i-30.
– Экскаваторы на автошасси: ЕА-17У, ЕА-17К, ТЭП-18.
– Гусеничные снегоболотоходы: ГАЗ-3351, ГАЗ-3344, ГАЗ-34039 (12,13,23,32,33), ГАЗ-3409 «Бобр», ГАЗ-34039 «Ирбис».
– Вилочные погрузчики ВП-05-00.
Кроме вышеперечисленной техники, компания осуществляет поставки многофункциональных мини-погрузчиков Ant750, Ant1000 производства ОАО «КЭМЗ» и вездеходов на колесах низкого давления компании «ТРЭКОЛ».
«С начала 2016 года цены на спецтехнику RM TEREX изменились и выросли в среднем на 3-5 %, – резюмировал Андрей Завидин. – Специалисты прогнозируют, что вероятнее всего, уже с 4 квартала этого года на рынке дорожно-строительной техники продолжится тенденция роста цен в среднем также на 5 %».
ГРЕЙДЕР ТОЖЕ ПРИГОДИТСЯ
Еще один известный производитель – ЗАО «Дормаш» («DM») – уже более 60 лет является крупнейшим отечественным разработчиком, изготовителем и поставщиком дорожно-строительной техники: автогрейдеров, бульдозеров и фронтальных погрузчиков. Техника изготавливается в различных модификациях для разных отраслей строительной и дорожной инфраструктуры.
Орловский завод выпускает модельный ряд автогрейдеров класса 100, 140, 180, 250; модельный ряд бульдозеров тягового класса 10, 15; модельный ряд фронтальных погрузчиков грузоподъемностью 2,7 т, 3,5 т, 4,5 т.
Самой востребованной номенклатурой производимой продукции является автогрейдер ДЗ-122Б-7 (класс 140), выпускаемый с двигателем «ЯМЗ-236 М2» – 180 л.с., механической коробкой переключения передач и жесткой рамой. Простое устройство автогрейдера позволяет производить ремонт и техническое обслуживание собственными силами и в любых условиях эксплуатации.
ЭД 405-В1: ОДНА МАШИНА ДЛЯ ВСЕХ СЕЗОНОВ
В современных условиях растет популярность дорожных машин на базе самосвала КАМАЗ-6520. Универсальный автомобиль с высокой грузоподъемностью – такое выгодное антикризисное решение предлагает Завод Комплексные Дорожные Машины имени М. И. Калинина. Кузов машины ЭД 405-В1 оборудован быстросъемной системой, позволяющей осуществлять монтаж и демонтаж за оборудования за 15 минут без применения каких-либо грузоподъемных устройств и механизмов. Благодаря этому автомобиль может использоваться и как самосвал: для перевозки снега, песка и мусора.
Зима – солеразбрасывающее оборудование и оборудование для распределения жидких реагентов, которое после проведения модернизации не уступает импортным аналогам и идентично им в своем функционале. В зимнее время может использоваться как оборудование для распределения жидких реагентов с системой автоматического регулирования параметров рас-пределения независимо от скорости движения. Пескоразбрасывающее оборудование предназначено для равномерного распределения противогололедной смеси на поверхности дорожного полотна.
Лето – поливомоечное оборудование. Поливомоечное оборудование устанавливается в само-свальный кузов и предназначено для поливки и мойки дорожного полотна. Может быть выполнено в двух вариантах: металлическая емкость или пластиковые баки.
Межсезонье – установка для ямочного ремонта ЯР-7. Установка для ямочного ремонта предназначена для быстрого и эффективного ремонта дорожного покрытия методом пневмонабрызга. Технология не требует специальной подготовки участка. Весь процесс состоит из четырех операций: 1. Очистка ремонтируемой поверхности от грязи и влаги воздушной струей. 2. Предварительная заливка ее битумной эмульсией. 3. Заполнение ремонтируемой выбоины смесью щебня и эмульсии. 4. Присыпка ее сухим щебнем. Вы получаете качественное и долговременное покрытие. Обслуживающий персонал машины состоит из двух человек (водитель и оператор). Во время выполнения ремонтных работ машина занимает одну полосу проезжей части дороги и поэтому не блокирует движение. Отремонтированная дорога пригодна для эксплуатации сразу после окончания работ.