Грузовые международные перевозки на Урале: состояние и перспективы?

Транспортная отрасль сегодня переживает не самые простые времена. В то время как на внутренних линиях отмечается некоторое оживление, на рынке международных перевозок сохраняется нестабильная обстановка. Каково текущее состояние и перспективы рынка международных автомобильных перевозок в России? Об этом журналисту «Спецтехники и НГО» рассказал Александр Салаутин, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по УрФО.

 

ТЕАТР САНКЦИЙ

 

– В международном сегменте рынка грузоперевозок громадную роль играет политика. Например, из-за санкций, введенных Евросоюзом, и ответных российских мер были ликвидированы наработанные логистические схемы взаимодействия между грузоотправителями России и странами Европы. Александр Маркович, как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на рынке международных перевозок? Что происходит с международным грузовым автотрафиком?

 

–  После  введения  ЕС  санкций  в  2014  году  и соответствующих  «антисанкций»  рынок  международных  автомобильных    перевозок  пережил резкое падение.

 

Существенно  снизились  объемы  импорта.  А рост  ставок  по  кредитам,  60-дневные  задержки платежей   от   грузовладельцев   и   девальвация рубля  очень  сильно  повлияли  на  экономику  грузоперевозок.   Из-за   падения   курса   национальной   валюты   существенно   выросла   стоимость приобретения новой техники (до 40% в рублевом эквиваленте), запасных частей и топлива, а также заправка  топливом  в  странах  ЕС  (в  пересчете  на рубли).  Самой  серьезной  проблемой  стало  резкое  подорожание  лизинга,  так  как  большинство компаний закупало технику у зарубежных лизинговых  компаний,  которые  неизбежно  привязаны к иностранной валюте. В результате многие перевозчики  были  вынуждены  прекратить  международную транспортную деятельность.

 

– Как кризис отражается на состоянии автопарка?

 

– Происходят количественные и качественные изменения  в  составе  парка.  У  многих  компаний больше  нет  возможности  не  только  покупать  новую  технику  взамен  устаревшей  и  аварийной,  но и исправно вносить лизинговые платежи. В предыдущие годы предприятия активно модернизировали и расширяли свои автопарки. Например, в 2012 году  рост  автопарка  составлял  20%,  в  2013  году – 46%. А уже в 2014 году зафиксировано снижение на 4%. В 2015 году спад составил 35%. Эта тенденция не обошла стороной ни одно автотранспортное предприятие Урала.

 

– Как смотрится международный автомобильный грузооборот на фоне внутренних перевозок и на фоне других сегментов грузоперевозок (авиа, ж/д, морская перевалка)? Как повлияла ситуация с санкциями на конкурентоспособность автомобильных международных перевозок?

 

–   Автотранспортная   отрасль   начала   терять свои  позиции  при  перевозке  грузов  на  дальние расстояния.  Часть  грузов,  которые  традиционно перевозились  по  автомагистралям,  забрали  железные  дороги,  где  в  2016  году  грузооборот  по сравнению  с  2015  увеличился  на  0,5%,  а  объем перевозок  вырос  на  0,8%.  С  открытием  навигации    активизировались    морские    перевозки. Грузы,  которые  традиционно  шли  через  Польшу, стали  доставлять  в  российские  и  финские  порты в  контейнерах,  а  затем  перегружать  на  морские суда. Часть грузов переправляется морскими паромами.

 

ТАМОЖНЯ НЕ ДАЕТ ДОБРО

 

– По оценкам экспертов, крайне негативно на ситуацию в отрасли международных грузоперевозок повлияли действия российской таможни, которая ограничила применение процедур пропуска грузовых автомобилей, действовавших согласно Конвенции МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП) на территории РФ. Как оценивают сложившуюся ситуацию в АСМАП?

 

– Мы полагаем, что сокращение объемов применения  такого  действенного  механизма  гарантийного обеспечения не в интересах ни экономики государства, ни регионов, ни транспортных компаний.

 

Кроме  того,  по  информации,  поступающей  от перевозчиков в Ассоциацию, при перевозках сборного  груза  в  несколько  таможен  назначения,  первая  таможня  закрывает  книжку  МДП,  а  дальнейшая  перевозка  возможна  только  с  оформлением дополнительной гарантии (поручительства). Все это приводит к увеличению дополнительных расходов. При  перевозке  реэкспортных  грузов  таможенные органы   также   в   устном   порядке   отказывают   в оформлении книжки МДП.

 

ОКНО В ЕВРОПУ ПРИТВОРИЛОСЬ

 

– В каких европейских странах отечественные грузоперевозчики испытывают наибольшие сложности?

 

– В 2016 году, как и в прошедшие годы, сохранилось квотирование по некоторым направлениям, в том числе по Италии двухсторонним/транзитным, а  также  добавилось  ограничение  квот  по  двухсторонним/транзитным разрешениям Венгрии, Чехии, Франции, Азербайджана и Польши.

 

Крайне сложная ситуация сложилась в Польше. До середины апреля 2016 действовали те разрешения, которые были обменяны в феврале, а что далее пока  неизвестно.  Фактически  заморожен  транзит грузового  транспорта  через  Украину  (МАПП  «Чоп» в Закарпатье). В то же время сегодня нет ограничений  по  итальянским  разрешениям  типа  RoLa,  которые  предусматривают  контейнерную  перевозку груза вместе с техническим средством по железной дороге с загрузкой на границе Германии – Австрии и обратной загрузкой таким же путем в Италии.

 

Кроме этого, на сегодня остается открытым вопрос с турецкими разрешениями, обмен которыми так  и  не  состоялся  по  известным  причинам.  Автомобильные грузоперевозки по этому направлению остановились.

 

ИДЕМ НА ВОСТОК!

 

– В связи со сложной политической ситуацией традиционные европейские логистические схемы оказались для российских автотранспортных компаний недоступными. Осваивают ли наши перевозчики новые дальние маршруты?

 

–  Да,  определенные  структурные  изменения  в географии перевозок грузов произошли. Уральские грузоперевозчики  продвигаются  на  новые  рынки.

 

Например, за пять последних лет существенно – с 0,4%  до  6%  –  увеличились  объемы  перевозок  на восточном  направлении  (Казахстан,  Китай,  Монголия,   Грузия,   Армения,   страны   Средней   Азии). Например,   в   2014   году   грузоперевозчики   УрФО использовали   2   китайских   разрешения.   В   2015 году на перевозки в Поднебесную выдано уже 100 разрешений.  В  2015  году  увеличилось  количество разрешений  грузов  в  Монголию  –  35,  Армению  и Грузию  –  133,  использованы  первые  разрешения Туркменистана – 8. Такая тенденция сохраняется и в 2016 году. Перспектива развития перевозок грузов по этим направлениям имеет большой потенциал.

 

ГРУЗООБОРОТ ТРАНСПОРТА В РОССИИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2016 ГОДА ВЫРОС НА 1,3%. ПРИ ЭТОМ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД ГРУЗООБОРОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ВЫРОС НА 1,5% И СОСТАВИЛ 1,141 ТРЛН Т-КМ, АВТОМОБИЛЬНОГО – НА 0,1%, ДО 104,8 МЛРД Т-КМ, ТРУБОПРОВОДНОГО – НА 0,6%, ДО 1,205 ТРЛН Т-КМ.

Похожие записи

Оставить комментарий