Транспортная отрасль сегодня переживает не самые простые времена. В то время как на внутренних линиях отмечается некоторое оживление, на рынке международных перевозок сохраняется нестабильная обстановка. Каково текущее состояние и перспективы рынка международных автомобильных перевозок в России? Об этом журналисту «Спецтехники и НГО» рассказал Александр Салаутин, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по УрФО.
ТЕАТР САНКЦИЙ
– В международном сегменте рынка грузоперевозок громадную роль играет политика. Например, из-за санкций, введенных Евросоюзом, и ответных российских мер были ликвидированы наработанные логистические схемы взаимодействия между грузоотправителями России и странами Европы. Александр Маркович, как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на рынке международных перевозок? Что происходит с международным грузовым автотрафиком?
– После введения ЕС санкций в 2014 году и соответствующих «антисанкций» рынок международных автомобильных перевозок пережил резкое падение.
Существенно снизились объемы импорта. А рост ставок по кредитам, 60-дневные задержки платежей от грузовладельцев и девальвация рубля очень сильно повлияли на экономику грузоперевозок. Из-за падения курса национальной валюты существенно выросла стоимость приобретения новой техники (до 40% в рублевом эквиваленте), запасных частей и топлива, а также заправка топливом в странах ЕС (в пересчете на рубли). Самой серьезной проблемой стало резкое подорожание лизинга, так как большинство компаний закупало технику у зарубежных лизинговых компаний, которые неизбежно привязаны к иностранной валюте. В результате многие перевозчики были вынуждены прекратить международную транспортную деятельность.
– Как кризис отражается на состоянии автопарка?
– Происходят количественные и качественные изменения в составе парка. У многих компаний больше нет возможности не только покупать новую технику взамен устаревшей и аварийной, но и исправно вносить лизинговые платежи. В предыдущие годы предприятия активно модернизировали и расширяли свои автопарки. Например, в 2012 году рост автопарка составлял 20%, в 2013 году – 46%. А уже в 2014 году зафиксировано снижение на 4%. В 2015 году спад составил 35%. Эта тенденция не обошла стороной ни одно автотранспортное предприятие Урала.
– Как смотрится международный автомобильный грузооборот на фоне внутренних перевозок и на фоне других сегментов грузоперевозок (авиа, ж/д, морская перевалка)? Как повлияла ситуация с санкциями на конкурентоспособность автомобильных международных перевозок?
– Автотранспортная отрасль начала терять свои позиции при перевозке грузов на дальние расстояния. Часть грузов, которые традиционно перевозились по автомагистралям, забрали железные дороги, где в 2016 году грузооборот по сравнению с 2015 увеличился на 0,5%, а объем перевозок вырос на 0,8%. С открытием навигации активизировались морские перевозки. Грузы, которые традиционно шли через Польшу, стали доставлять в российские и финские порты в контейнерах, а затем перегружать на морские суда. Часть грузов переправляется морскими паромами.
ТАМОЖНЯ НЕ ДАЕТ ДОБРО
– По оценкам экспертов, крайне негативно на ситуацию в отрасли международных грузоперевозок повлияли действия российской таможни, которая ограничила применение процедур пропуска грузовых автомобилей, действовавших согласно Конвенции МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП) на территории РФ. Как оценивают сложившуюся ситуацию в АСМАП?
– Мы полагаем, что сокращение объемов применения такого действенного механизма гарантийного обеспечения не в интересах ни экономики государства, ни регионов, ни транспортных компаний.
Кроме того, по информации, поступающей от перевозчиков в Ассоциацию, при перевозках сборного груза в несколько таможен назначения, первая таможня закрывает книжку МДП, а дальнейшая перевозка возможна только с оформлением дополнительной гарантии (поручительства). Все это приводит к увеличению дополнительных расходов. При перевозке реэкспортных грузов таможенные органы также в устном порядке отказывают в оформлении книжки МДП.
ОКНО В ЕВРОПУ ПРИТВОРИЛОСЬ
– В каких европейских странах отечественные грузоперевозчики испытывают наибольшие сложности?
– В 2016 году, как и в прошедшие годы, сохранилось квотирование по некоторым направлениям, в том числе по Италии двухсторонним/транзитным, а также добавилось ограничение квот по двухсторонним/транзитным разрешениям Венгрии, Чехии, Франции, Азербайджана и Польши.
Крайне сложная ситуация сложилась в Польше. До середины апреля 2016 действовали те разрешения, которые были обменяны в феврале, а что далее пока неизвестно. Фактически заморожен транзит грузового транспорта через Украину (МАПП «Чоп» в Закарпатье). В то же время сегодня нет ограничений по итальянским разрешениям типа RoLa, которые предусматривают контейнерную перевозку груза вместе с техническим средством по железной дороге с загрузкой на границе Германии – Австрии и обратной загрузкой таким же путем в Италии.
Кроме этого, на сегодня остается открытым вопрос с турецкими разрешениями, обмен которыми так и не состоялся по известным причинам. Автомобильные грузоперевозки по этому направлению остановились.
ИДЕМ НА ВОСТОК!
– В связи со сложной политической ситуацией традиционные европейские логистические схемы оказались для российских автотранспортных компаний недоступными. Осваивают ли наши перевозчики новые дальние маршруты?
– Да, определенные структурные изменения в географии перевозок грузов произошли. Уральские грузоперевозчики продвигаются на новые рынки.
Например, за пять последних лет существенно – с 0,4% до 6% – увеличились объемы перевозок на восточном направлении (Казахстан, Китай, Монголия, Грузия, Армения, страны Средней Азии). Например, в 2014 году грузоперевозчики УрФО использовали 2 китайских разрешения. В 2015 году на перевозки в Поднебесную выдано уже 100 разрешений. В 2015 году увеличилось количество разрешений грузов в Монголию – 35, Армению и Грузию – 133, использованы первые разрешения Туркменистана – 8. Такая тенденция сохраняется и в 2016 году. Перспектива развития перевозок грузов по этим направлениям имеет большой потенциал.
ГРУЗООБОРОТ ТРАНСПОРТА В РОССИИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2016 ГОДА ВЫРОС НА 1,3%. ПРИ ЭТОМ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД ГРУЗООБОРОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ВЫРОС НА 1,5% И СОСТАВИЛ 1,141 ТРЛН Т-КМ, АВТОМОБИЛЬНОГО – НА 0,1%, ДО 104,8 МЛРД Т-КМ, ТРУБОПРОВОДНОГО – НА 0,6%, ДО 1,205 ТРЛН Т-КМ.