Широко известна поговорка: «Чего только русские не придумают, лишь бы дороги не строить». Но реальность такова, что в отдаленных районах, в условиях вечной мерзлоты, действительно не всегда экономически целесообразно строить дороги с твердым покрытием.
Тем не менее, и в таких условиях передвигаться на чем-то надо, тем более что освоение арктических территорий входит в число приоритетных государственных программ. Поэтому сейчас новый импульс получило развитие направления специализированной техники, предназначенной для работы в экстремальных условиях. Недавно в подмосковном Дедовске мы посетили завод НПО «Вымпел», коллектив которого разработал и освоил серийный выпуск гаммы вездеходов различного назначения.
На протяжении более 25 лет НПО «Вымпел» занимается проектированием и производством средств автоматизации объектов добычи, транспорта и распределения в нефтегазовой отрасли. Для работы в условиях Крайнего Севера необходимы транспортные средства, способные нести службу в условиях бездорожья, экстремально низких температур, в любую погоду и любое время года. Ни один из известных до последнего времени видов техники в полной мере не мог справиться с этой задачей. Гусеничные тягачи повреждают тонкий плодородный слой, в связи с чем во многих регионах их работа запрещена, особенно в летний период. Вертолет не может летать в плохую погоду, к тому же его эксплуатация обходится очень дорого. Поэтому в 2009 году НПО «Вымпел» стало разрабатывать вездеходы, которые справятся с поставленными задачами. За 7 лет удалось разработать, построить и испытать оптимальные конструкции, создать современное производство и освоить мелкосерийный выпуск таких машин. Снегоболотоходы и само производство сертифицировано по нормам Таможенного Союза, что позволяет выпускать технику не только для собственных нужд, но и поставлять ее другим заказчикам, в том числе и за рубеж. НПО «Вымпел» осуществляет гарантийное и посгарантийное обслуживание техники, производит запчасти. Также организовано обучение водителей снегоболотоходов. Машины способны работать при температурах от -60 до +55°С, у них низкое удельное давление на грунт 0,29 кг/кв.см, что обеспечивает высокую проходимость, и они не повреждают почву. Кроме этого, снегоболотоходы способны плавать. Корпус у них выполнен из алюминиевого сплава в форме лодки. У снегоболотоходов плоское днище, все агрегаты спрятаны внутри корпуса. Благодаря таким уникальным возможностям вездеходы успешно применяются не только для обслуживания трубопроводных систем транспорта нефти и газа, но и в охотничьих и рыболовных хозяйствах, при патрулировании труднодоступных регионов, в сфере туризма и многих других.
Наиболее перспективные сегодня разработки – «Вымпел 6×6» и «Вымпел 8×8А». Общий подход при проектировании машин – конструкция почти всех узлов (трансмиссия, подвеска) оригинальная, защищенная патентами. Даже шины низкого давления и колесные диски собственной разработки. Их особенность – наличие распорного кольца, благодаря которому исключается возможность проворачивания шины относительно диска. При этом везде, где это возможно, используются серийные агрегаты преимущественно отечественного производства, что позволяет снизить стоимость и упрощает обслуживание, а это важно при эксплуатации в отдаленных районах, где нет сервисной базы.
Работу новых моделей удалось оценить в условиях, что называется, максимально приближенных к боевым. Возможности машин действительно поражают. Удельное давление на грунт столь низкое, что даже на снегу колея от машины почти незаметна. Снегоболотоходы способны преодолевать подъем в 40 градусов. Благодаря низкому центру тяжести вездеходы почти невозможно опрокинуть, у них угол поперечной статической устойчивости не менее 40 градусов.
Начали мы знакомство с модели «Вымпел 6×6» с цельнометаллическим кузовом (существует также модификация с кузовом пикап). Габариты машины 5470x2650x2850 мм. У нее оригинальная компоновка кузова, водитель сидит посередине, что обусловлено размещением силового агрегата. Также такое расположение обеспечивает лучший обзор. За водительским креслом по бокам два индивидуальных сиденья, далее расположены две длинные продольные лавки, которые трансформируются в удобные спальные места. Доступ в салон осуществляется через правую боковую дверь, также предусмотрена дверь в задней части кузова. Вездеход, помимо водителя, способен вместить 7 пассажиров. В салоне достаточно уютно и тепло, здесь три обогревателя, один предпусковой, второй штатный и третий автономный Webasto. В кузове сделаны люки, открывающие доступ к двигателю и трансмиссии, что позволяет осуществлять ремонт и обслуживание, не выходя из кабины. На данной модификации установлен 2-литровый дизель Toyota 2С мощностью 72 л.с., который отличается высокой надежностью и экономичностью. Также по желанию заказчика может быть установлен отечественный бензиновый двигатель ВАЗ-21126. Все колеса у вездехода ведущие. Применена оригинальная раздаточная коробка с пневматической блокировкой. В главной передаче переднего, среднего и заднего мостов установлен оригинальный редуктор «Вымпел» с коническим дифференциалом полуосей. Крутящий момент на колеса передается при помощи ШРУСов. Подвеска всех колес независимая, рычажно-пружинная собственной разработки. Дорожный просвет машины – 530 мм. Снегоболотоход оснащен лебедкой. Грузоподъемность машины – 1000 кг, также предусмотрена возможность буксировки прицепа массой до 650 кг. Запас хода без дополнительных топливных баков – 860 км. Максимальная скорость – 50 км/ч.
Еще большими возможностями обладает вездеход «Вымпел 8×8А». У него оригинальная двухсекционная компоновка. В первой секции размещен силовой агрегат и кабина на 11 человек, во втором модуле грузовая платформа, на которой установлена кран-манипуляторная установка Amco Veba грузоподъемностью 500 кг. Секции способны перемещаться в вертикальном и горизонтальном направлениях, а также совершать вращение относительно друг друга. Снегоболотоход обладает высокой маневренностью благодаря тому, что изменение направления движения осуществляется за счет поворотов передних управляемых колес и одновременного складывания шарнирно-сочлененного механизма. Габариты машины 7560x2800x3040 мм. Грузоподъемность 2000 кг, также вездеход способен буксировать прицеп весом до 750 кг. Снегоболотоход «Вымпел 8×8А» оснащен дизелем Cummins ISF 2.8 мощностью 120 л.с. Массовое производство этого надежного силового агрегата недавно освоено в России. Такие моторы устанавливают на «ГАЗель», 5-ступенчатая механическая коробка передач также взята от нижегородского грузовика. По желанию заказчика может быть установлен бензиновый двигатель ЗМЗ. Все колеса у вездехода ведущие. Полноприводная трансмиссия включает три раздаточные коробки с принудительными блокировками, первая производства ГАЗ, вторая и третья – разработки «Вымпел». В главной передаче мостов используются редукторы собственной разработки с коническим дифференциалом полуосей. Колесные редукторы производит МТЗ. У данного вездехода независимая подвеска на поперечных рычагах всех 8 колес собственной разработки. Для снижения себестоимости производства в ней используются сайлент-блоки и шаровые опоры от «ГАЗели». Благодаря ходу подвески до 60 см вывесить колеса на неровностях практически невозможно. Также существует модификация с балансирной подвеской. Вездеход обладает уникальными техническими характеристиками. Дорожный просвет – 600 мм. Запас хода – 585 км, с дополнительными топливными баками он может быть увеличен до 2000 км. Максимальная скорость – 45 км/ч.
Также в модельном ряду НПО «Вымпел» есть и тяжелый двухсекционный вездеход грузоподъемностью до шести тонн. 11-метровый гигант имеет колесную формулу 8×8. Он также способен плавать, а благодаря колесам от «Кировца» его дорожный просвет – 700 мм. В качестве силового агрегата применен проверенный временем мотор ЯМЗ-238Д мощностью 330 л.с. Его главные преимущества – высокая надежность и неприхотливость в эксплуатации. Ярославский мотор способен без проблем работать в режиме «В сентябре включил, в мае выключил», – сказал директор по развитию НПО «Вымпел» Виктор Вениаминович Геркен. В этом двигателе нет сложной электроники, которая нередко отказывает при экстремально низких температурах. Такой тяжеловоз может использоваться для самых различных работ: перевозки грузов, топлива, в качестве базы для буровой установки и многих других.
Все вездеходы производства НПО «Вымпел» прошли эксплуатационные испытания в экстремальных условиях Крайнего Севера. Они отработали десятки тысяч часов без отказов. Кроме высокой проходимости, ключевое преимущество вездеходов – практически полная комплектация узлов российского производства. Вездеходы «Вымпел» занимают уникальную нишу на отечественном рынке, а двухсекционные машины с колесной формулой 8×8 вообще не имеют аналогов в мире.