«Себя, как в зеркале, я вижу», или рынок лизинговых услуг

          Рынок лизинговых услуг в Российской Федерации находится в стагнации. И это свидетельство аналитических агентств. Хотя, с другой стороны, для целого ряда инфраструктурных отраслей – транспорта, связи, энергетики, сельского хозяйства – лизинговое финансирование может и должно быть главным средством модернизации. Однако этого не происходит.  В чем же причина?

 

          В нашей стране первые лизинговые компании появились еще в 90-е годы прошлого века, а развиваться активно начали в начале нулевых.  Подъем в развитии наблюдался перед кризисом – в 2007-2008 годы. Затем начался спад. Что касается наших дней, то оно характеризуется стагнацией. Это объясняется негативными явлениями в макроэкономике, поскольку деловые отношения между лизингодателем и лизингополучателем могут развиваться в благополучном экономическом пространстве.

          Что бы то ни было, а факт остается фактом: на долю России приходится 0,28 % общего объема лизинговых операций среди 50 ведущих стран мира. Для сравнения: у Германии – 4,7 %, Японии – 18 %, США – 47 %. 

 

                    Лизинг – это кабала?

 

          Алексей Осипов, руководитель фирмы «Лизинг-информ», полагает, что в современном социально-экономическом пространстве «кредит можно считать кабалой в каком-то смысле. То есть человек берет миллион, который он обязан вернуть банку с процентами. А если он взял на такую же сумму технику в лизинг, то будет вносить платежи  только за период пользования техникой». Другими словами, лизинг является возможностью для развития практически любого производства и не случайно стабильно развивается в ведущих экономиках мира.

          Лизинг – форма достаточно гибкая с экономической точки зрения. Клиент платит только за период пользования техникой. Представим ситуацию: человек перестал вносить лизинговые платежи. В этом случае компания изымает технику, кроме того, она потребует заплатить, но только за время допущенного неплатежа, плюс пени,  и ни копейки больше.

 

                    Уйти с дороги или остаться?

 

          События в России развиваются так быстро, что конец прошлого – начало нынешнего века кажутся уже глубокой историей.

          Лизинговые структуры в нашей стране появились одновременно с возникновением рыночных отношений, особенно когда они начали демонстрировать признаки устойчивого развития.  Конечно, «первым ласточкам» пришлось в короткие сроки усвоить жесткие экономические уроки. По словам нашего эксперта Алексея Осипова, в те годы некоторые компании не всегда отслеживали финансовое положение клиентов и раздавали технику «направо и налево». С тех пор  многое изменилось: на рынке остались только те компании, которые подходили и подходят к делу профессионально, то есть они не вступают в деловые отношения с рискованными клиентами. Произошло еще одно событие: практика  показала, что в продвижении  некачественного продукта лизинговые компании не заинтересованы. Технику всегда выбирает лизингополучатель, и по закону о лизинге ответственность за выбор техники лежит именно на нем. Так что, если техника сломалась, то все равно клиент обязан выполнить все условия договора. Получается двойственная ситуация. С одной стороны, лизингодатели защищены законом, а с другой, они понимают, что если техника сломалась, то клиенту нечем будет платить. Так что участники рыночных отношений стараются избегать подобных ситуаций. Это касается и китайского оборудования, и техники, бывшей в употреблении, –  с ними лизинговые компании стараются не работать. Причина проста:  нет гарантии, что эта техника будет работать в оговоренные сроки. Приоритет за качественной техникой, за надежными производителями и поставщиками. Но если клиент пожелает, к примеру, китайские погрузчики или экскаваторы и если его финансовое положение позволит вносить лизинговые платежи независимо от того, работает техника или нет, то ему, конечно, пойдут навстречу.

 

                    Экономическое зеркало

 

          Руководителей лизинговых компаний можно считать своеобразными экспертами в экономической сфере. Скорее, они напоминают флюгер, который поворачивается туда, куда дует экономический ветер. Рост и спад на рынке лизинговых услуг – прямое отражение экономической ситуации в стране. В первую очередь, покидают экономическую арену те, кто неправильно просчитал политику риска, кому не удалось угадать направление движения. Тем не менее, есть еще одна сторона, которая все-таки поддерживает «разумный оптимизм».  Если в промышленности  наблюдается рост, то все игроки начинают развиваться, соответственно повышаются и покупательные способности. Если впереди неопределенность, то никто не будет вкладываться в развитие. Промышленный рост – стимул для динамического развития всех игроков на рынке. И наоборот. И еще: в лизинге если кто-то двигался в одном направлении и не угадал, начинает искать перспективные возможности в другом.  Кроме того, нужно иметь в виду, что техника и оборудование будут нужны всегда и везде.

          По данным агентства «Эксперт РА», объем лизингового бизнеса за 2016 год вырос на 36 % и составил 742 млрд рублей. Столь существенный  пророст рынка объясняется в том числе и за счет крупных сделок в IV квартале, на который  пришлось около 39% нового бизнеса за 2016 год. Однако важным драйвером рынка выступил автолизинг, доля которого продолжает расти и превысит рекордные 800 млрд рублей.  Итак, все-таки автолизинг, видимо, в других отраслях не все так гладко.

 

                    Совесть или закон?

 

          Как бы ни развивались рыночные отношения, недобросовестные поставщики существовали и будут существовать. С их баз некачественная техника и оборудование ручейками попадают потребителю. Тем не менее, экономическая целесообразность заставляет лизингодателя оградиться от непорядочных поставщиков. Однако на законодательном уровне интересы лизингодателя не защищены, и им приходится в первую очередь рассчитывать на свой опыт, практику и интуицию. Да, что касается закона, то лизинговые компании все-таки являются собственниками предмета лизинга, а лизингополучатель до момента вступления в права собственности считается только пользователем имущества.

 

                    Защити себя сам

 

          У каждой лизинговой компании есть своя структура безопасности, которая проверяет риски, связанные с судами и долгами, а также  производственную (кредитную) историю потенциального клиента и прочее. Проверяется и финансовая информация о предприятии. Интересно все: какую технику приобретает предприятие, где она будет использоваться – в городе, за городом, на дальних месторождениях и ее нужно туда доставить и т.п., если клиент мелкий, то есть ли у него возможность доставить ее на место и привезти, если она сломается, а также насколько оно (предприятие) ликвидно.  Другими словами оцениваются основные и дополнительные риски.

          Чтобы успешно работать в качестве лизингодателя, нужно иметь опыт и взвешенную антикризисную политику. Однако риски были и останутся всегда, но особенно они проявляются, когда на рынке возникают негативные явления. Всегда есть определенный процент клиентов, которые не могут своевременно вносить лизинговые платежи. Но во время экономического роста происходит увеличение портфеля, денег у лизинговой компании становится все больше и больше, и сравнительно небольшой процент просрочников не ощущается. Во время же  стагнации портфель не может уже поддерживаться на прежнем уровне – он начинает потихоньку уменьшаться. Лизинговые платежи – следствие предыдущих договоров – заканчиваются. Новые не предвидятся. Так возникают тенденции, которые запросто могут привести к банкротству компании.

 

                    Инструментарий

 

          Лизинг – инструмент долгосрочный: он не ориентируется на потребу дня.  Есть показатель  экономических ожиданий, когда люди либо позитивно, либо негативно оценивают будущее. Отсюда появляется стремление развиваться или, напротив, притормозить движение бизнеса и искать внутренние резервы для существования. Например, некоторые бизнесмены ориентируются на перспективу и закупают технику в неблагоприятные экономические периоды. Они надеются, что в будущем смогут оправдать свои теперешние расходы. Другие ищут иные ресурсы и приостанавливают привычные виды деятельности. И еще: те фирмы, которые всегда искали новые ресурсы, продолжают их искать, причем в любой экономической ситуации.

          Руководители лизинговых компаний в какой-то степени являются экономическими экспертами, и они ориентируются только на те направления, которые являются перспективными. (Именно эту мысль и доказывает тезис, приведенный в прогнозе «Эксперт РА»).

 

                    Федот, да не тот

 

          Собственники федеральных лизинговых компаний, как утверждает наш эксперт Алексей Осипов,  «действуют стандартно, у них есть  план, и в рамках стандарта и плана они работают. Независимые лизинговые компании действуют как осмотрительные и дальновидные инвесторы. Смотрят на показатели развития экономики, на рынок нефти и курса рубля. Если техника приобретается в эквиваленте доллара или евро, и если ожидается в ближайшей перспективе падение доллара, то техника обесценится. Если купил технику за 5 млн, а через три года она станет стоить 4, то такая сделка не нужна». То есть в данном случае речь идет об осмотрительности, о просчете степени риска.

          «Наиболее свободны средние и небольшие лизинговые компании, они более маневренны и подвижны, в отличие от крупных. У крупных большой штат и большое количество подразделений, их трудно повернуть или развернуть», – уверен Вадим Свиридов, ведущий специалист компании «Ресолизинг». Так что лизинговый рынок в России нельзя назвать однородным. Его сегменты отличаются друг от друга в зависимости от формы собственности.

          У частных компаний взвешенная политика рисков, у федеральных компаний иной подход: там сверху спускаются планы, в рамках которых руководство и маркетологи обязаны строить свою работу. Это касается как заполнения портфеля – количество договоров, так  и  марок  оборудования и техники, т.е. производителя.  «Налицо настоящий конвейер. Частная компания, если допустит просадку, то она потеряет свое место на рынке. Крупные государственные структуры живут по иным законам, и государство может в любой момент  компенсировать их убытки», – полагает Алексей Осипов.. 

          В чем особенность лизинга? По сути  это явление, которое никогда не попадет в тупик, даже  в условиях экономического кризиса. Даже в тяжелых экономических условиях будут предприятия, которые найдут свою нишу и продолжат развиваться. И этим непременно воспользуются лизинговые компании. Кроме того, при нормальных экономических условиях предприятие покупало оборудование и технику за свои деньги, то есть посредством банковских операций, а в условиях экономической стагнации оно будет вынуждено  искать иные способы выхода з положения, например, лизинг.

 

Куда подует экономический ветер, туда и качнется лодка экономики. Ветер в лесу раскачивает только верхушки деревьев, а внизу тихо. Конечно,  «лизинговое дерево» может и сломаться, если его верхушка слишком уж высоко поднялась над другими верхушками.

 

                    У нас и «за бугром»

 

          Чем отличается лизинг на Западе от его российского варианта? Лизинг в России всегда позиционировался как инструмент развития бизнеса, за скобками которого остаются физические лица. Хотя окошки и появляются – легковые автомобили.  Для старта бизнеса лизинг в России не предусмотрен. Если есть бизнес и существуют устойчивые обороты у конкретного предприятия, тогда лизинг возможен. В Европе и в США лизинг иначе позиционируется: там нет большого различия между физическими и юридическими лицами, и выбор сегментов как для тех, так и для других достаточно обширен. И еще: на Западе и первоначальный взнос, и  текущие платежи ниже. И там доступность лизинга выше, что объясняется высокой конкуренцией. «У нас изъять предмет лизинга у неплательщика достаточно трудно – суды и прочее, техника может быть раскомплектована, и тогда лизингодателю может достаться только груда железа. Что касается Запада, там всегда закон был в приоритете, ментальность другая, и поэтому у лизинговых компаний риска меньше. У нас некоторые считают, что лизинг можно взять все, что угодно, достаточно только заплатить первоначальный взнос.  В России для начинающего предпринимателя лизинг возможен, если за него компания или  организация, которая давно на рынке», – уверен Вадим Свиридов.

          В Европе имеется оперативный лизинг, суть которого  в том, что права собственности после окончания действия договора не переходят лизингополучателю, то есть он возвращает предмет лизинга и может получить такой же предмет, только новый. Поэтому клиент не занимается реализацией взятой техники или оборудования и постановкой на баланс. Оперативный лизинг – следствие спроса, который удовлетворяется оперативно.  Что касается России, то у нас в большей степени распространен финансовый лизинг.

 

                    Несколько небольших замечаний

          Рассуждая о лизинговом рынке, нельзя с достоверностью утверждать, что его приоритеты ежедневно меняются. Аналитики свидетельствуют, что в портфеле компаний, например, всегда будет легковой автомобильный транспорт, поскольку он ликвиден и не вызывает трудности финансирования. Что касается коммерческого транспорта и спецтехники, то они всегда были привязаны к сезону.  К примеру, весной   востребована строительная, карьерная техника.

          Программа льготного лизинга касается не только сельхозтехники, но и малого и среднего бизнеса, розничной торговли, только есть ряд ограничений, например, техника должна быть произведена на территории России и определенной датой выпуска.

          Лизинговые компании могут помочь стартовать бизнесу, если к ним обратилась группа компаний,  ведущая свою деятельность в течение продолжительного времени, а руководство решило завоевать новый рынок деятельности. В подобном случае бизнес  может рассчитывать на  финансирование за счет лизинга. А если говорить о чистом старте, то здесь финансирование вероятно только с рядом существенных ограничений. Как правило, увеличенный аванс.

 

Георгий Жаркой

Похожие записи

Оставить комментарий