Карьера на карьере, или техника без подпорок

Экономика не может рассчитывать на успех, если она держится  на одном каком-то ките, например, на экспорте энергоресурсов. Необходим твердый, устойчивый фундамент. То же самое относится и к любой отдельно взятой отрасли экономики. Чтобы она двигалась вперед, ее следует освободить от импортозависимости.  Что происходит в сегменте карьерного оборудования, какие машины наиболее востребованы на нашем рынке и  нужна ли государственная поддержка данной отрасли экономики?

 

Один за всех

 

   Объединение тех или иных производителей – удобная форма: она позволяет коллективно снимать текущие проблемы и работать над ростом производительности труда. С этой целью в 2012 году создана ассоциация «Карьеры Евразии». В нее вошли производители нерудных строительных материалов (НСМ) Урала, Башкирии, Центрального региона и Карелии с общей отгрузкой более 50 млн тонн щебня в год. Для удобства ассоциация открыла свои представительства в пяти федеральных округах: Уральском, Приволжском, Северо-Западном, Сибирском. Ассоциация, по словам исполнительного директора  Ирины Викуловой, призвана решать задачи по поддержке отечественного производителя НСМ, поскольку строительные организации нуждаются в щебне, в том числе и те организации, которые выполняют  государственные заказы. Например,  до 60-70 % щебня с карьеров идут на дорожное строительство – важнейшую составляющую социально-экономической сферы.  Для этого ассоциация представляет интересы производителей нерудных материалов в «коридорах власти» самого различного уровня. Ирина Викулова в этой связи подчеркивает, что «недостаточная поддержка отрасли со стороны  государства, федеральных уровней власти, недооценка ее роли в экономике страны может привести к срыву целевых национальных программ по строительству автомобильных дорог. В экономической действительности все взаимосвязано: хорошо организованная работа производителей НСМ напрямую скажется и на деятельности производителей карьерной техники. Так что профессиональное объединение – один из надежных  методов, которые могут способствовать поступательному развитию экономики.

 

В первых рядах

 

    Самая востребованная категория карьерной техники – стационарные щековые дробилки, которые применяются, в частности, для первичного дробления исходного материала. Необходимо заметить: чтобы получить из горной породы щебень – нужную для тех или иных необходимую фракцию, используется целый ряд разновидностей дробильного оборудования: конусные, валковые, молотковые, центробежные, щековые дробилки.  Что касается последней разновидности, то в них камень дробится между двумя рифлеными поверхностями – щеками.

   Как работают?  Дробление в таких машинах происходит в момент сближения щек. Когда они удаляются друг от друга,  пространство между ними заполняется породой. Далее раздробленная масса поступает в выпускную щель, которая находится в нижней части механизма.

   Современная промышленность выпускает щековые дробилки как в стационарном, так и в мобильном варианте.

      Конусные дробилки являются машинами непрерывного действия, то есть в них  дробление и разгрузка происходят непрерывно. Применяются для дробления рудных и нерудных ископаемых, за исключением пластических пород.

   Дробление происходит за счет измельчения вещества внутри неподвижной конусной чаши при помощи конуса, который совершает круговое движение. Процесс раздавливания пород начинается при сближении конусов,  затем отработанное вещество высыпается вниз.  Подразделяются на машины крупного дробления, на дробилки редукционного или вторичного дробления, на среднего дробления и на дробилки мелкого дробления.

    Валковые дробилки были сконструированы в начале ХХ века в Великобритании. Валки цилиндрической формы  выполняют вращение навстречу друг другу. Межвалковое пространство регулируется за счет стягивающихся пружин, что позволяет выполнять дробление материалов  различной крупности и твердости. Особенности:  для достижения дробилкой  максимальных производственных показателей ее необходимо устанавливать на ровный горизонтальный фундамент, а помещение должно быть сухим  и обладать надлежащей вентиляционной системой.

   Центробежно-ударная дробилка предназначена для мелкого дробления рудных и нерудных материалов любой крепости и твердости путем их удара о неподвижную массивную преграду. Ребра центробежно-ударной дробилки выполняются из качественных надежных компонентов, специальных стальных элементов, особенностью которых является длительная эксплуатация при минимальных затратах времени и особых усилий при обслуживании.  Они предназначены для дробления твердых материалов высокой  твердости. Данный способ был запатентован в 1877 году в Германии.

   На сегодняшний день известны три фирмы с мировыми именами, которые с успехом производят и реализуют стационарные дробильные установки. Так,  дробилки  Sandvik  отличаются максимальной конструктивной простотой. Благодаря большому загрузочному отверстию и симметричной форме дробильной камеры, она справляется с большими кусками материала. В ней также установлена инновационная система автоматической смазки с функцией удаленного мониторинга аварийных сигналов.  Что касается дробилок Baioni, то они могут применяться как для вторичного дробления, так и вторичного (в зависимости от типа дробимого материала). Ее сварная конструкция изготавливается из листов повышенной толщины, что повышает годы службы все установки.

   Один из самых крупных производителей дробильно-сортировочного оборудования – корпорация METSO.  В России  продукция фирмы работает на предприятиях горнорудных компаний, предприятий нерудной отрасли и  имеет репутацию одной из лучших по надежности и производительности. Наибольшим спросом пользуются щековые дробилки METSO Nordberg  серии С.  Они используются для первичного дробления твердых абразивных материалов и обеспечивают высокий уровень технического  и производственного процессов.  Долговечность этого вида оборудования объясняется так: модульная рама дробильной установки построена без сварных соединений: две боковые плиты, изготовленные из горячекатаной стали, соединены с литыми стальными рамами болтовыми креплениями. Кроме того, долговечность работы обеспечивается применением специальных литых компонентов из высококачественной стали: рамы, шатун дробилки, монолитные корпуса подшипников и др.

 

Современные конвейерные системы

 

   Карьерные ленточные конвейеры предназначены для транспортировки мягких и средней крепости пород и полезных ископаемых с кусковидностью до 500 мм в составе карьерных роторных комплексов непрерывного действия.

 

При проектировании рудников, как правило, ставка делалась на автосамосвалы как на единственное средство доставки сырья от забоев к местам его переработки.  В этой связи интересно выяснить,  какие предприятия выпускают ленточные наземные  и шахтные конвейеры.  Специалисты говорят о том, что конвейерный транспорт давно уже составляет конкуренцию карьерным самосвалам. Например, крутонаклонный конвейер, в котором используется технология подъема грунта,  зажатого плоскостями двух конвейеров.

   При транспортировке материалов, которые не должны подвергаться воздействию осадков и ветра, используют ленточные трубчатые конвейеры.

   Производительность труда конвейерного транспорта выше, чем у автотранспорта. Так, одна конвейерная линия способна перемещать в непрерывном режиме такой  объем груза, для транспортировки которого автотранспортом понадобится несколько машин. Одно из преимуществ конвейерного транспорта заключается в его экологичности, кроме того, он не зависит от цен на энергоносители: цена на сетевую энергию, которая используется для конвейеров, значительно стабильнее, чем цена на дизельное топливо.

 

Выемочно-погрузочное оборудование цикличного действия

   К классу оборудования данной категории относятся карьерные механические лопаты, колесные одноковшовые фронтальные погрузчики, гидравлические прямые и обратные лопаты, а также гусеничные экскаваторы – драглайны (вместимость ковша и длину стрелы), шагающие экскаваторы специального исполнения с устройством прицельной разгрузки ковша, позволяющим использовать их и для погрузки материалов непосредственно в транспортное средство – автосамосвал или полувагон, минуя приемный бункер, а также мощные шагающие драглайны.

 

Экскаваторы

 

В России первый экскаватор был построен на Путиловском заводе в 1910 г. В настоящее время мировое производство механических лопат сосредоточено в США, Китае, России и Украине – компаниями Caterpillar, P&H – Surface Mining (Joy Global), TYHI, ИЗ-КАРТЭКС, УЗТМ.

    Роль экскаваторов в мире растет год от года.  И ситуация, конечно же, быстро меняется.  Так, еще недавно самым распространенным типом выемочно-погрузочных машин на открытых разработках плотных горных пород, а также мерзлых, полускальных, скальных пород были прямые механические лопаты. Однако им на смену приходят мощные гидравлические экскаваторы и не менее мощные колесные ковшовые погрузчики.

    Основные требования для эффективной эксплуатации современных электрических прямых лопат: максимальная высота уступа – не более верхней точки расположения головного блока стрелы; время цикла – 28-40 с (среднее 35 с); коэффициент наполнения ковша в хорошо взорванном забое – 100-105%; наиболее эффективное сочетание с загружаемым транспортным средством – 3-5 ковшей; наиболее благоприятные условия работы в забое– односторонняя погрузка на уступе оптимальной высоты с хорошо взорванной горной массой, на удовлетворительно выровненной, устойчивой и хорошо зачищаемой вспомогательным средством подошве с достаточным пространством у забоя для свободного маневрирования автотранспорта.

  Неблагоприятными условиями их эксплуатации являются: плохо взорванный массив с неровным основанием подошвы, уступ недостаточной высоты, смешанная постановка автотранспорта под загрузку на плохо или не зачищаемой подошве с ограниченным пространством для маневрирования автотранспорта в условиях тесного забоя.

   В качестве навесного оборудования на экскаваторах применяются скальные ковши, которые используются для работ с разрыхленными скальными грунтами плотностью до 3000 кг/м³, для работ с гранитным щебнем и взорванной скальной породой. Они обычно весят от 600 до 2100 кг. Самые известные  производители  Hitachi, Komatsu, Caterpillar, Hyundai, Daewoo, JCB, Volvo, Liebherr, Kato, «Кранэкс», «Ковровец» и др.

    Наиболее популярные и востребованные в мире поставщики горного оборудования для открытых работ:

·         бульдозеры, скреперы и грейдеры (Caterpillar, Komatsu, Volvo, ЧЕТРА, ЧТЗ-УРАЛТРАК);

·         буровые станки для открытых работ (Caterpillar, P&H, Sandvik, Atlas Copco, Schramm);

·         драглайны (Caterpillar, P&H, Уралмаш, НКМЗ);

·         гидравлические одноковшовые экскаваторы (Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Liebherr);

·         канатные карьерные одноковшовые экскаваторы (P&H, Caterpillar, TZ (Taiyuan Heavy Industry), ИЗ-КАРТЕКС, Уралмаш);

·         карьерные самосвалы (Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Liebherr, БЕЛАЗ, Volvo);

·         колесные погрузчики (Caterpillar, P&H, Komatsu, Volvo); – ленточные конвейеры (Caterpillar, Joy, Sandvik, ThyssenKrupp Fordertechnik, Tenova TAKRAF);

·         фрезерные комбайны (Caterpillar, Wirtgen, Vermeer, Tenova TAKRAF);

·         комбайны типа «Highwall» для выемки угля из под высоких забоев (Caterpillar).
 

Бульдозерная карьерная техника

   Для работы в карьерах, как правило, применяются бульдозеры двух категорий: средняя (агрегаты рабочей массой от 10 до 30 т и мощностью в диапазоне 100-300 л.с.) и тяжелая (машины массой свыше 30 т и мощностью свыше 300 л.с.).

   В отличие от бульдозеров легкой категории, две последние обычно выпускают на базе гусеничных тракторов промышленного назначения. Базовые тракторы в зависимости от назначения оснащают различными бульдозерными отвалами.

  В отечественном тракторостроении основными производителями промышленных бульдозеров как средней, так и тяжелой категорий являются ОАО «ЧТЗ-Уралтрак» и ОАО «Промтрактор». Их машины при различной комплектации рассчитаны на эксплуатацию в условиях холодного, умеренного и тропического климата.

   За рубежом БРА средней и тяжелой категорий преимущественно выпускают компании Caterpillar, Dressta (HSW), FIAT-KOBELCO, Hindustan, John-Deere, Komatsu, Liebherr, Shantui и Scope International 9хотя для БРА средней категории этот список можно продолжить – всего насчитывается около 20 компаний).

   Карьерная техника в Российской Федерации всегда пользовалась спросом, особенно иностранного происхождения.

                           

Немного аналитики

 

В сегменте карьерной техники по итогам I квартала отмечен рост показателей импорта, что подтверждают данные, предоставленные компанией ID-Marketing

Гидравлические экскаваторы (свыше 100 тонн)

Колесные погрузчики (свыше 360 л.с.)

Гусеничные бульдозеры (свыше 360 л.с.)

 

За январь-март 2017-го в РФ было поставлено 36 экскаваторов на сумму 44 186 814 долл. США – это на 123,79% больше стоимости импортированной в прошлом году техники. Наибольшая доля поставок принадлежит Японии (69,44%). У Франции и Германии, также вошедших в рейтинг стран-поставщиков, показатель одинаковый: 11,11%. На долю остальных регионов пришлось 8,3%.

Семь колесных погрузчиков, оснащенных двигателем мощностью более 360 л.с., было ввезено в нашу страну с января по март. Их общая стоимость составила 2 559 572 доллара, что на 37,3% больше прошлогодней суммы. Лидером среди стран-поставщиков в этом сегменте стали Соединенные Штаты Америки (42,8%). Японии и Швеции принадлежит по 28,5%.

За первые три месяца в Россию ввезли 49 бульдозеров на гусеничном ходу, общая стоимость которых составила 24 030 319 долларов, рост по сравнению с АППГ – 7,69%. Япония, Австрия и США в I кв. стали лидерами по поставкам. Им принадлежат доли 46,9%, 24,5% и 20,4% соответственно.

 

   Приведенная выше аналитика свидетельствует, что импортная техника занимает лидирующие позиции на российском рынке. И это не случайно. Многие предприятия для работы выбирают именно ее. Так, на ОАО «УК «Кузбассуголь» утверждают, что российские экскаваторы ЭКГ значительно уступают по качеству импортным аналогам. То же самое  было сказано о бульдозерах, гидравлических экскаваторах. Тем не менее, аналитики свидетельствуют, что у отечественной техники есть хорошие перспективы для развития, которые объясняются как внутренними, так и внешними обстоятельствами. Внешние – это преодоление последствия санкций ЕС и США. Что касается внутренних обстоятельств, то их можно свести к следующим:

·         большой внутренний спрос при близком рынке потребления (снижение транспортных издержек);

·         низкая стоимость сырья (металлы, энергоресурсы);

·         накопленный ресурс научных и конструкторских школ, хотя и частично утративший потенциал вследствие проблем с образованием и оттоком квалифицированных кадров;

·         возможная конверсия технологий ВПК и применение наработок высокотехнологичных направлений (космические, нанотехнологии и др.);

·         достаточно высокая квалификация персонала при относительно невысокой стоимости труда.

 

   Так, есть предприятия, которые не проводят строгий водораздел между иностранным и отечественным оборудованием. Для них главное в том, чтобы оно хорошо работало.  ОАО «Первоуральское рудоуправление» является одним из крупнейших производителей нерудных строительных материалов на Среднем Урале.

   Для обеспечения производства и поддержания производственных мощностей на предприятии используется большое количество транспортных средств как российского, так и зарубежного производства. В карьере для производства буровых работ используются буровые станки отечественного производства 5СБШ-200, БМП, и станки зарубежного производства Sandvik и ROC L6.

 

    При погрузке горной массы используются экскаваторы ЭКГ 5А производства Уралмаша, на транспортировке горной массы используются электровозы EL-21.

    На погрузке готовой продукции на предприятии задействованы экскаваторы ЭКГ 5А и дизельные погрузчики фирм Hyundai и Mitsuber, приобретенные в 2015г.

    На вспомогательных работах применяются экскаваторы Volvo в количестве двух штук, которые хорошо зарекомендовали себя на протяжении уже многих лет эксплуатации.

    По словам нашего собеседника, главного инженера ОАО «Первоуральское рудоуправление» Константина Часнык, важно, чтобы  техника, которая используется на предприятии, могла выполнять те функции, которые необходимы для реализации поставленных задач.

    Своевременное проведение ТО и ремонтов –  вот залог успеха и длительного периода эксплуатации транспортных средств.

    Немаловажным обстоятельством, по словам нашего собеседника, является, и наличие квалифицированных кадров, которые эксплуатируют транспортные средства.

    Естественно, при сложившейся ситуации предприятие ориентируется на отечественное оборудование из-за сложности с доставкой и высокой ценой на импортные запчасти.

    Данный пример говорит, что при правильной организационной работе проблем с использованием техники не будет.

   Как уже говорилось,  Российская Федерация «обречена» на развитие карьерной техники. Конечно, без определенных усилий государства ничего не получится. И аналитики выделяют следующие условия для развития горной отрасли:

·         прямое финансирование НИР, НИОКР, строительства и развития промышленных производств через госкорпорации (Росатом, Роснано, Ростехнологии и др.);

·         субсидирование научных разработок;

·         льготное кредитование исследований и опытных производств, НИР и НИОКР;

·         льготное налогообложение на выпуск оборудования, признанного приоритетным для импортозамещения;

·         временное льготное налогообложение для предприятий, осуществляющих испытания и ввод в эксплуатацию нового оборудования;

·         введение учёта ускоренной амортизации на отечественное оборудование.

 

 «Картинка» с производства

 

    Алексей Кичигин, руководитель отдела маркетинга и продаж НАО «НИПИГОРМАШ»:

   Основное направление в работе предприятия  – это смесительно-зарядные машины, мобильные модульные линии по производству невзрывчатых компонентов  эмульсионных взрывчатых веществ. Оборудование предназначено для предприятий горнодобывающей отрасли,  добывающие полезные ископаемые буровзрывным способом. Выбор предприятием данного продукта обусловлен  его востребованностью на рынке, потому что до 2014-2015 года на рынке было несколько крупных игроков, которые либо оказывали какие-то услуги предприятиям, либо продавали свои технологии и  оборудование за довольно высокую цену. «НИПИГОРМАШ» предложил рынку более дешевый вариант: мобильные линии, а также некоторые свои технологии.  Предложение горнодобывающим предприятиям  показалось  интересным и выгодным.

    Помимо мобильных линий,  выпускаются еще проходческие комплексы вентиляторы  главного и местного проветривания для шахт и метрополитенов.

   На предприятии примерно 95% продукции  производится согласно  специальному техническому заданию. Другими словами, продукция является типовой, но с отличительными особенностями, и нет ни одного реализованного проекта,  особенно это касается мобильных линий, которые один в один были бы похожи на предыдущие варианты. Это все делается по  техническим заданиям от заказчиков.  

    Предприятие чувствует на себе  китайскую экспансию, особенно это касается вентиляторостроения. Много китайских вентиляторов представлено на Кузбассе, причем они зарекомендовали себя достаточно неплохо. Так что конкуренция с их стороны мешает.

   Данный пример – свидетельство «из жизни» только одного предприятия. Как видим, жалоб на суровую действительность нет: производство работает в силу своих возможностей.

  Ведущие экономисты говорят, что любое «экономическое чудо» не дар небес», а результат целенаправленного сотрудничества всех заинтересованных сторон, которые работают не на сегодняшний день, а на перспективу. Что касается нашей темы, то необходимо объединить усилия производителей и потребителей при разработке, внедрении и использовании карьерного оборудования.  Кроме того, государство должно беспристрастно регулировать политическое и экономическое взаимоотношение между ними.  И еще: не помешала бы программа государственной поддержки научно-исследовательских, конструкторских и опытно-промышленных работ, чтобы довести импортозамещение до успешного конца.

Георгий Жаркой

 

Похожие записи

Оставить комментарий