Импортозамещение на арктическом шельфе: реальные перспективы и собственные разработки.

    Арктика – территория вечной зимы, отпугивающая жесткими климатическими условиями и притягивающая скрытыми под толщей льдов огромными запасами энергетических ресурсов. Правительство России давно положило глаз на этот углеводородный Клондайк и сконцентрировало львиную долю усилий на его освоение. Потенциал действительно огромен, словно арктические снежные пустыни, но на каждую бочку меда найдется ложка дегтя.

 

     Разработка недр в данном регионе затруднена наличием паковых льдов и постоянной сейсмической активностью, и для эффективной добычи ископаемых необходимы особые технологии. Отечественные компании, занимающиеся разведочным бурением на арктическом шельфе, попали в тотальную зависимость от импорта: порядка 90 % техники, оборудования и технологий – зарубежного производства. Санкционная удавка, накинутая на шею России три года назад и методично затягиваемая все туже и туже, перекрыла доступ отечественных компаний к иностранным разработкам. Из-за этого лидерам отрасли, «Газпрому» и «Роснефти», пришлось приостановить деятельность на своих лицензионных участках шельфа.

 

      Как бы ни хотелось это признавать, но российский нефтегазовый сектор, несмотря на богатейшее научное и технологическое наследие, сейчас находится на периферийной зоне отрасли, по определенным направлениям отставая от своих западных коллег как минимум на 20 лет. Наиболее проблемными являются сферы технологий разведки и разработки месторождений на шельфе, а также горизонтального бурения и методы воздействия на низкопроницаемые пласты. У нас практически нет своих мощностей по строительству самоподъемных и полупогружных буровых и добычных платформ, подводных добычных комплексов, оборудования для проведения сейсморазведки 3D.

 

       Правительство страны, не желая отказываться от лакомого и перспективного куска, решило взять ситуацию в свои руки. Так, перед российскими компаниями встала стратегическая задача сокращения технологического отставания от передовых нефтегазовых предприятий мира, с максимальным использованием отечественных разработок. Давайте отставим скепсис в сторону и трезво взглянем на ситуацию и реальные шансы.

 

            ПЛАНЫ И ЦИФРЫ

 

      Согласно Государственной программе по импортозамещению, содержащей краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, к 2020 году планируется значительно развить отечественные технологии для работы на шельфе и избавиться от импортозависимости. Глава Министерства промышленности и торговли Мантуров сообщил, что уже разработаны 20 отраслевых планов, в которые включены более 2000 наиболее приоритетных позиций по импортозамещению, суммарная заявленная стоимость проектов которых превышает 2,5 трлн рублей.

 

      На первый взгляд, планы могут показаться слишком амбициозными и невыполнимыми, но что мы имеем на самом деле?

 

      Да, у России практически отсутствуют собственные технологии напорно-направленного бурения. Сейчас доля использования «чужой» буровой техники, роторных управляемых систем, навигационного оборудования определения положения бурового инструмента равняется 83 %. Правда, в области породоразрушающего и бурильного инструмента цифра уже не столь критична – 60 %. А вот на интегрированном сервисе строительства скважин вновь лидируют зарубежные производители. Сейчас в области прикладного и инженерного программного обеспечения заимствование составляет 90 %, а в сфере автоматических систем управления производством так и вовсе 91 %.

       Тяжело обстоят дела и с технологиями и оборудованием, необходимым при разработке трудноизвлекаемых запасов. Это относится и к геологоразведке, и к геофизике, и к бурению скважин, и, само собой, к шельфовым проектам. Плавучие буровые установки и суда, подводные добычные комплексы, подвесное устьевое оборудование, специализированные суда – все, что требуется для работы в арктических условиях, преимущественно зарубежного производства.

 

           САМИ С УСАМИ

 

     Впрочем, не все так плохо, и есть еще порох в пороховницах. У отечественной промышленности действительно есть огромный потенциал, а у производителей – значительный опыт. Главным преимуществом России является тот факт, что у нас есть собственный атомный ледокольный флот, являющийся основным инструментом освоения суровой зоны. Кроме этого, ранее наши предприятия уже доказали свою дее- и конкурентоспособность. Так, СПБУ «Арктическая» и МЛСП «Приразломная» строились в Северодвинске, буровые платформы НК «ЛУКОЙЛ» создавались для Каспия на Астраханском заводе, а для Балтики – в Калининграде, на собственном заводе. Здесь же был построен и морской ледостойкий нефтеналивной терминал для Варандея в Печорском море.

 

         Если могли раньше, сможем и сейчас. Так считает Союз производителей нефтегазового оборудования. В докладе, представленном организацией на рассмотрение Госдумы, говорится, что есть целый ряд отечественных компаний, способных заменить зарубежного поставщика на рынке оборудования для работы в Арктике. Среди названных предприятий – ГОЗ «Обуховский завод», Группа «Генерация», Группа «ГМС», Группа «Уралмаш-Ижора», ЗАО «НПФ ЦКБА», ОАО «НИИТФА», ОАО «НИКИМТ-Атомстрой», ОАО «Новая эра», ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Машпром», ОАО «Силовые машины», ОАО «Технорос», ОАО «Уралвагонзавод», ООО «Уралмаш НГО Холдинг», ООО «Электротяжмаш-привод», ФГУП СПО «Аналитприбор», НПО «Винт», ОАО «Баррикады», ОАО «Катайский насосный завод».

 

         А ведь действительно ситуация не ограничивается словами. Компании уже перешли к активным действиям, а подвижки заметны. Так, по словам замминистра промышленности РФ Осьмакова, «объем производства в секторе нефтегазового оборудования вырос за минувший год более чем на 7 %, тогда как уровень импортозависимости, в свою очередь, снизился почти на 8 %». Как отметил политик, данные показатели не что иное как результат совместной работы отечественных предприятий машиностроения, компаний ТЭК, научных организаций и отраслевых объединений.

 

      Гиганты отрасли уже и сами присматриваются к отечественным предприятиям. Весной 2015 года между «Роснефть» и «Уралмаш НГО Холдинг» был подписан контракт на поставку 13 буровых установок типа БУ 5000/320 ЭК-БМЧ для кустового бурения скважин условной глубиной 5 тысяч метров. Также уже приступила к производству судов для работы в зоне сплошных арктических льдов и тонкого ледового шельфа компания «Звезда» по заказу НК «Роснефть». Первые многоцелевые «снабженцы» будут заложены уже в начале сентября этого года.

 

       Также сейчас активно внедряются образцы запорных арматур российского производства, предназначенных для транспортировки углеводородов, разработано оборудование для бурения наклонно-направленных скважин. Может быть, пока создание оборудования и не движется семимильными шагами, но не стоит на месте однозначно. Установка государства такова, что к 2019 году необходимо начать добычу «черного золота» на базе созданных образцов российскими роторно- управляемыми системами, а к 2022 году так и вовсе приступить к переработке углеводородного сырья качественными присадками.

 

       Амбициозно? Не без этого. Реалистично? Скорее да, чем нет. И пусть техника и оборудование российского производства, пригодное для работы на арктическом шельфе, пока еще по техническим характеристикам уступает зарубежным аналогам, а какие-то позиции и вовсе отсутствуют, но с имеющимся потенциалом и государственной поддержкой НИОКР планы выйти на полное импортозамещение не кажутся уже абсолютно утопическими и несбыточными. Только для столь масштабных планов требуются соответствующие инвестиции и не менее масштабные меры по экономической мотивации самого процесса.

Похожие записи

Оставить комментарий