Мотоциклы, легковые автомобили, грузовики, пассажирские автобусы, различная спецтехника прочно вошли в быт современного человека. Мы настолько привыкли быть всегда «на колесах», что в случае глобального выхода из строя машин жизнь просто остановится. Интенсивное развитие автомобильного транспорта оказывает непосредственное влияние не только на все сферы промышленности и бизнеса, но и на инфраструктуру объектов по обслуживанию автомобилей. И в первую очередь это касается системы автозаправочных станций, ведь без топлива машины не способны ездить.
Долгое время сегмент АЗС оставался весьма статичным и консервативным, не стремясь к резким изменениям в виду одного простого факта: «кормить» свои машины необходимо каждому пользователю транспорта, будь то частное лицо или государственное предприятие, следовательно, услуги заправок будут востребованы в любом случае. Но со временем стало понятно, что для обеспечения бесперебойной работы муниципального автопарка, бизнеса, а также для удовлетворения потребностей интенсивно растущего индивидуального транспорта просто продавать горючее уже недостаточно. Остро встал вопрос о необходимости создания тщательно спланированной сети высокопроизводительных, функциональных АЗС и, как следствие, пересмотр отношения к их техническому оснащению.
Не последнюю роль в этом сыграли и актуальные тенденции на рынке автотранспорта, связанные с внедрением новых видов машин. Речь идет об электрокарах и автомобилях, ездящих на газомоторном топливе. Но начнем по порядку.
Заправки на любой вкус и вид топлива
Эффективное функционирование автозаправочных станций складывается из множества аспектов, начиная от расположения, конструкции и безопасности комплексов, заканчивая используемым техническим оборудованием и применяемыми новшествами в области информационных технологий.
С момента создания первой заправочной колонки прошло более века, и современные автозаправочные станции представляют собой сложные комплексы, сочетающие набор высокотехнологичных модулей, оснащенных системами контроля, электронными индикаторами, интуитивными интерфейсами.
В настоящее время существуют следующие типы заправочных станций:
- АЗС – автозаправочные станции, имеющие в своем наборе 3-4 вида бензина и дизельное топливо. Заправка на бензоколонках осуществляется либо по принципу «одна колонка – один вид топлива», либо «одна точка – все виды бензина и солярки» (смешанный вариант). На современных АЗС все чаще применяется второй тип, так как это удобнее, функциональнее и менее затратно по времени для клиентов.
- АГЗС – газовые заправочные станции. Традиционно они входят в состав АЗС, но находятся в стороне от бензоколонок, так как подразумевают особые требования к процессу заправки. В настоящее время на фоне увеличения стоимости бензина наблюдается тенденция роста популярности АГЗС.
- КАЗС – контейнерная АЗС или АЗС модульного (контейнерного) типа. Данная мини-станция предназначена для приема, хранения и отпуска одного-двух видов топлива на территории населенных пунктов.
- МТАЗС – многотопливная автозаправочная станция. Ее отличительной особенностью является функция одновременной реализации жидкого моторного топлива и сжиженного углеводородного газа. На территории России количество заправок данного типа в настоящее время ограничено, но, учитывая рост популярности газового оборудования, не исключено, что в скором времени они получат массовое распространение.
Колонки и не только
Вне зависимости от типа заправочной станции все эксплуатируемое на ней оборудование делится на главное и вспомогательное. К основному относятся непосредственно топливораздаточные колонки, предназначенные для выдачи горючего и последующего учета его нормы пользователю.
По конструкции различают следующие типы колонок:
- КР – переносные с ручным приводом;
- КЭР – стационарные с электроприводом;
- КЭМ – стационарные с электроприводом и управлением от местного задающего устройства;
- КА – стационарные с электроприводом, автоматизированные.
Все колонки, независимо от конструкции и производителя, имеют одинаковое оснащение: насос, счетчик жидкости, счетное устройство, газоотделитель с поплавковой камерой, фильтр, индикатор, раздаточный кран, обратный клапан и корпус.
В качестве вспомогательного оборудования применяется множество дополнительных элементов из разряда измерительных и технологических приборов: топливные краны, погружные насосы, трубопроводная арматура, емкости для нефтепродуктов, метрологическое оборудование, комплексные системы автоматизации, устройства дополнительного сервиса и прочее. В целях повышения уровня экологичности работы АЗС применяется нефтеуловители, представляющие собой своеобразные очистные устройства, удаляющие нефтепродукты из сточных вод.
В настоящее время на рынке оборудования для АЗС наблюдается жесткая конкуренция. Наибольшим спросом пользуется продукция таких компаний, как Adast, Fafnir, Elaflex, Franklin Electric, Wayne Pignon, Scheidt & Bachmann, Tokheim, PIUSI, Gilbarco Veeder-Root.
Заправки для автомобилей будущего
В настоящее время в условиях повышения стоимости бензина и загрязнения атмосферы люди все чаще стали обращать внимание на альтернативные источники получения энергии для передвижения машин. Особый интерес в мировом сообществе вызывают электрокары как экологичный и экономичный вид транспорта. Правда, в России они еще не достигли того уровня популярности, что за рубежом. На начало августа в стране зарегистрирована всего 1 тысяча таких транспортных средств, но, по мнению экспертного сообщества, перспективы у электрокаров в России более чем многообещающие. Так, по словам главы Минтранса РФ Максим Соколов, через 10 лет большая часть российских водителей пересядет на электрокары.
Но стоит понимать, что для ожидаемого результата сначала необходимо обеспечить условия для подзарядки таких машин, ведь «кормить» их тоже надо. На данный момент на все электрокары в нашей стране приходится около 60 зарядных станций, причем преобладающая часть и электрокаров, и «заправок» находится в столичном регионе. По оценкам Россетей, до конца текущего года число зарядных станций может вырасти на 20%.
Государственные органы власти, видящие распространение «зеленого» транспорта» крайне выгодным, предпринимают ряд мер для его развития. Так, председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым было выдано поручение разработки единых требований к зарядным станциям для электромобилей профильным министерствам. Согласно данной задаче, проект единых требований к размещению и эксплуатации на АЗС и парковках зарядных устройств для электрических транспортных средств должен был быть представлен экспертами Минэнерго, Минпромторга и Ростехнадзора 27 сентября 2017 года.
К слову, в настоящее время подвижки в данном направлении уже заметны. Так, в начале лета ПАО «КАМАЗ» была представлена разработанная российской инжиниринговой компанией Drive Electro первая в стране станция сверхбыстрой зарядки для электробусов, которая позволяет восполнить запас затраченной на путь электроэнергии всего за шесть минут.
Еще одну разработку в данном сегменте представляет Рязанский приборный завод (входит в структуру холдинга КРЭТ). Предприятие до конца 2017 года планирует выпустить первую партию станций постоянного тока, позволяющих быстро заряжать электрокары. По заявлению разработчиков, с помощью нового оборудования полностью зарядить электрокар можно будет за 15-60 минут.
Новинка, получившая название «Фора», ЭЗС-DC уже прошла тестирование. По сообщению завода-изготовителя, «опытная эксплуатация проходит в Солнечногорске Московской области, и с 28 июня по 10 августа 2017 года произведено более 20 циклов зарядки электромобилей марок Mitsubishi i-MIEV, Nissan Leaf, Tesla. Замечаний нет».
В целях экономии времени автовладельцев оборудование будет устанавливаться на шоссе, вдоль вылетных магистралей, на традиционных АЗС, на парковках аэропортов и железнодорожных вокзалов.
Поддай газку!
Наряду с пусть еще медленным, но настойчивым распространением электрокаров растет и количество автолюбителей, использующих сжиженный углеводородный газ. Данная тенденция в свою очередь привела к значительному увеличению числа АГЗС в России и странах СНГ, а вместе с тем и растущим предложением моделей и конфигураций на рынке заправочной техники.
Одним из популярных типов оборудования для строительства газовых заправок являются модули выдачи СУГ для АГЗС «МВ-10» и «МВ-20», производимые компанией «Родис». Данное технологическое решение представляет собой полностью готовый к эксплуатации объект, собранный на металлической раме в заводских условиях. Отличительной чертой оборудования является тот факт, что спустя несколько часов, затраченных на настройку и подключение к источнику электроэнергии, оно готово к эксплуатации.
Благодаря использованию простых в настройке и надежных в эксплуатации элементов, таких как газораздаточная колонка УЗСГ, насосный агрегат Corken FD-150 и механический уровнемер Rochester, владелец модульной АГЗС может без привлечения посторонних ресурсов в сжатые сроки обучить своих специалистов обслуживанию данного оборудования.
Минимальное время установки, невысокая стоимость модуля и расходов на доставку, простота эксплуатации, компактность и мобильность оборудования позволяют в краткий срок окупить оборудование АГЗС, а прибыль направить на развитие бизнеса.
Безручкин Владимир Александрович, генеральный директор ООО «Битнефтегаз»: «Ассортимент компании ООО «Битнефтегаз» представлен модульными АГЗС, резервуарами для сжиженного углеводородного газа (СУГ) и всем сопутствующим оборудованием для АГЗС, ГНС, АЗС и нефтебаз. Главным и перспективным нашим продуктом являются именно модульные АГЗС модели АГЗС-М БНГ, которые отличает простота эксплуатации, настройки и обслуживания, компактные габариты станции и мобильность по сравнению с традиционными АГЗС. Каждая АГЗС собирается по индивидуальному заказу покупателя, что позволяет в полной мере удовлетворить все его требования. Широкий круг поставщиков оборудования для станции как российских, так и зарубежных, позволяет реализовать практически любую необходимую комплектацию. В своей работе мы используем комплектующие таких именитых производителей, как Corken, Blackmer, Adast и других. Налаженные технологические процессы и продуманная логистика позволяют изготовить станцию в короткие сроки и доставить её в любую точку мира».
Инновации для оптимизации
В наш век сложно представить хоть одну сферу жизни, где не применялись бы современные информационные технологии. Отрасль АЗС не стала исключением. Инновации, внедряемые в данном секторе, в первую очередь направлены на оптимизацию и экономию времени.
Так, одним из наиболее экономически выгодных и оправданных решений является установка платежных терминалов рядом с колонками, что помогает решить проблему очередей и значительно ускорить заправку корпоративного транспорта. В настоящее время на рынке представлено множество таких устройств от разных зарубежных и отечественных производителей, и спектр постоянно расширяется, что говорит не только о высокой конкуренции в данном сегменте, но и об актуальности оборудования.
Эксперты отмечают, что наибольшим спросом на рынке сейчас пользуются платежные терминалы с функцией интегрирования, с оборудованием и программным обеспечением разных производителей. Их применение экономически обоснованно и целесообразно, так как позволяет сократить затраты на персонал и снизить риски мошенничества на АЗС, и, тем самым, повысить уровень обслуживания клиентов.
Одной из наиболее интересных и перспективных новинок является платежный терминал самообслуживания для клиентов АЗС от Топливной Процессинговой Компании (ТПК). Компания, являющаяся специализированным оператором по процессингу различных пластиковых карт на топливном розничном рынке, проводит свыше 300 млн транзакций в год, обслуживает более двух тысяч АЗС в России и странах СНГ и более 700 АЗС в Восточной Европе. Уникальный платежный аппарат для оптимизации оплаты топлива на АЗС пластиковыми картами стал результатом продолжительных научно-технических изысканий специалистов предприятия.
Отметим, что размещение терминалов самообслуживания на «островке» с топливораздаточной колонкой имеет свои нюансы, связанные с соблюдением техники пожарной безопасности. Так, установка подобного оборудования на территории станции возможна только при наличии соответствующего сертификата. Кроме этого, учитывая сложный климат нашей страны, терминалы должны быть устойчивы к воздействию внешних неблагоприятных факторов и бесперебойно функционировать в высоких температурах.
Также среди поставщиков высокотехнологичных решений для АЗС стоит отметить компанию Gilbarco Veeder-Root, реализующую широкий спектр топливозаправочного оборудования, а также системы встроенной оплаты и различные функциональные мобильные приложения.
Функциональное решение в мини-формате
Еще одной актуальной тенденцией в сегменте является создание компактных автоматизированных заправок. Такие станции, появившиеся в России в 2013 году и постепенно набирающие популярность, обладают рядом несомненных преимуществ для владельцев. Они способствуют сокращению используемой площади, упрощают процесс согласования при строительстве и эксплуатации, а также позволяют разместить заправки в местах с высокой пропускной способностью, с ограничениями в размерах и доступе к коммуникациям. К примеру, установка таких заправок целесообразна в центре мегаполиса с повышенной плотностью застройки.
Оптимизировать работу мобильных АЗС, предназначенных для заправки спецтехники и транспорта, работающего на удаленных объектах, помогают различные современные технологии. Например, программно-аппаратный комплекс для автоматизации топливного заправщика, разработанный все той же компанией «ТПК», устанавливается в кабине бензовоза и позволяет дистанционно контролировать работу мобильной АЗС. Это решение дает возможность мобильным АЗС оперативно, безопасно, в том числе и с финансовой точки зрения, заправлять таких гигантов, как БелАЗы и КрАЗы, во время работ на удаленных карьерах или месторождениях.
Специальная система, контролирующая все действия топливозаправщика, обеспечивает безопасность расчетов и выверенность литража топлива, что играет важную роль для крупных топливных компаний или небольших сетей АЗС, специализирующихся на удаленных заправках.
Конечно, рынок автомобильного транспорта крайне изменчив, но в том случае, если тенденция перевода машин на альтернативные виды топлива для автотранспорта сохранится, автозаправочные комплексы продолжат движение по пути инновационного развития. Впрочем, кто знает, куда заедет прогресс, и на чем будем передвигаться через несколько десятилетий, кто знает.