Российский рынок смазочных материалов на данный момент является крупнейшим в Европе и одним из самых больших в мире: на него приходится 20 % от всего европейского спроса. По данным за 2016-2017 года, его объем был оценен в 1,6 млн т. На фоне ряда экономических и геополитических факторов, таких как девальвация рубля, санкционное влияние западных стран, вызвавшее ожидаемое ограничение импорта, в отрасли происходят существенные структурные изменения, которые не могли не отразиться не только на потребителях, но и на производителях.
Не роскошь, а необходимость
Если еще совсем недавно смазочные материалы расценивались многими пользователями спецтехники преимущественно в качестве только лишь обязательной дополнительной статьи расходов, то сейчас все чаще позиционируются как инструмент повышения эффективности автопарка. Многие компании на собственном опыте убедились, что срок службы и работа узлов любой машины определяются не только условиями эксплуатации, качеством комплектующих и уровнем обслуживания, но и используемыми смазками и маслами.
Как показывает практика, при современном подходе к применению смазочных материалов и регулярном анализе состояния автопарка предприятия могут сократить себестоимость 1 км пути более чем на 25 %. В свою очередь это позволяет им в значительной степени минимизировать регулярные расходы на замену масла, техническое обслуживание и капитальный ремонт машин, а также снизить время простоя транспорта. А учитывая, что в большинстве отраслей час бездействия машины подчас вливается в приличные суммы, экономия получается более чем существенной.
Немаловажную роль играет еще один фактор. Активное использование человеком транспортных средств во всех сферах жизни приводит к критическому обострению экологической обстановки, и сейчас, стараясь хоть как-то сгладить нанесенный и перспективный вред, автомобилестроительные компании главным приоритетом считают осуществление комплекса мер по защите окружающей среды путем снижения выбросов. И здесь смазочные материалы тоже занимают не последнее место. Научно доказано: в западных индустриально развитых странах за счет применения актуальных знаний из области трибологии, науки о трении, изнашивании и смазке, при смазывании трущихся элементов можно снизить энергозатраты на сумму, равную 0,4 % ВНП этих стран. Опыт соседей применим и к нашей стране, вопрос заключается лишь в технологической подкованности.
Но положительный результат достижим только при ответственном подходе, иначе смазочные материалы, призванные помогать пользователю техники, могут сыграть с ним злую шутку. Обратимся к цифрам и фактам. Согласно данным опроса, проведенным компанией «Шелл» среди сотрудников более чем 350 транспортных компаний в Европе, Америке и Азии, в течение последних трех лет более половины респондентов столкнулись с незапланированными простоями техники из-за некорректного подбора и использования смазочных материалов, в результате чего 32 % компаний понесли убытки, превышающие 6,5 млн рублей. По словам каждого четвертого опрошенного, потери бизнеса из-за остановок машин составили свыше 15 млн рублей. А ведь можно было избежать таких последствий, отнесясь внимательнее к выбору материалов.
Как по маслу
Рынок смазочных материалов для коммерческой, дорожной, строительной, складской, горной, лесозаготовительной техники и оборудования в настоящее время представлен различными гидравлическими, моторными, трансмиссионными маслами и различными видами смазок. На данный момент в России 53 % потребляемой продукции составляют моторные масла, 47 % – различные виды смазочных масел, используемых в промышленном производстве, в том числе 37 % из которых предназначены для гидравлических систем.
Одним из самых востребованных товаров в данном сегменте являются гидравлические жидкости, чья популярность обоснована универсальностью и функциональностью. Их задача – защищать узлы и агрегаты техники от преждевременного износа, коррозии и других негативных последствий.
Важнейшим критерием при выборе гидравлического масла является показатель вязкости. При показателях пониженной вязкости снижается уровень смазки деталей системы, в результате чего агрегаты и узлы машины изнашиваются в разы быстрее. Если показатель превышен, устройство начинает работать хуже, что в свою очередь тоже приводит к увеличению поломок.
Фактором, определяющим окислительную стойкость масла, является его эксплуатационный срок при работе в различных температурных режимах. При нарушении данного параметра происходит потеря вязкости и образование шлама в системе. Важно помнить, что при наличии в масле антикоррозийных присадок изменяется его способность к устранению коррозии и защите узлов системы.
В настоящее время в ассортименте всех ведущих отечественных игроков рынка присутствуют гидравлические масла, отвечающие существующим стандартам ГОСТа, обладающие отличными от конкурентов «фишками» для привлечения покупателей. Так, ПАО «ЛУКОЙЛкойл» накануне представила масло «Лукойл Гейзер СТ-32», представляющее собой эффективное решение для эксплуатации гидравлического оборудования в условиях интенсивных нагрузок. Данный продукт изготовлен из базового минерального масла с высоким индексом и пакетом присадок, что обеспечивает высокий уровень защиты от коррозии и преждевременного износа, а также благодаря высокофункциональным свойствам снижает эксплуатационные затраты.
Помимо гидравлических жидкостей, еще одним востребованным продуктом являются трансмиссионные масла. Они используются для смазки деталей и узлов коробок передач в целях защиты их от износа в процессе работы, а также ведущих мостов, раздаточных коробок, редукторов, цепных и зубчатых передач различных видов. На отечественном рынке наибольшим спросом пользуется продукция таких компаний, как Total, Shell, Mobil, «Лукойл».
Но по праву главной технической жидкостью в любой машине является моторное масло, предназначенное для снижения износа и силы трения между деталями двигателя, защиты их от коррозии, а также удержания в себе продуктов неполного сгорания топлива.
Учитывая тенденцию повышения экологичности и безопасности транспорта путем технологического усовершенствования двигателей внутреннего сгорания, ужесточаются требования и к моторному маслу. Оно должно обеспечивать чистоту, работу агрегатов, надежность, топливную экономичность и энергоэффективность. Точное соблюдение требований производителя к техническим характеристикам, регулярная замена отработанного масла – залог безаварийной и эффективной работы.
В связи с высокой конкуренцией и внедрению новых, передовых технологий рынок моторных масел в настоящее время многообразен как по ценовому критерию, так и по качеству исполнения. Все масла можно разделить на следующие типы: группа I – базовые минеральные масла, группа II – более ценные полусинтетические масла, группа III – синтетические масла с наибольшей степенью очистки.
В настоящее время среди потребителей наибольшим спросом пользуются полусинтетические и синтетические масла. Их стоимость, превышающая цену аналогов, обусловлена рядом существенных преимуществ. Во-первых, «синтетика» и «полусинтетика» обладают повышенной стойкостью к окислению, незначительной испаряемостью при высокой температуре и оптимальным значением вязкости в широком диапазоне температур. Во-вторых, за счет меньшего содержания примесей они эффективнее борются с образованием шлама, тем самым увеличивая срок эксплуатации двигателя. В-третьих, синтетические масла обеспечивают надежное смазывание при высоких нагрузках и температурах и невысокие потери на трение, что особенно важно при круглогодичной эксплуатации техники в российских сложных климатических условиях.
Повышение экологических требований к выбросам автомобильных двигателей и ужесточение условий эксплуатации современных ДВС требуют, помимо всего прочего, использовать разнообразные присадки к моторному топливу во все более широких масштабах.
Присадки используют в двух основных случаях:
- При изготовлении топлив – для получения продукта, соответствующего требованиям установленных стандартов;
- При использовании стандартных топлив – в целях улучшения их эксплуатационных, экологических и эргономических характеристик.
В последние годы за рубежом на рынок выпущен огромный ассортимент антидетонационных, цетаноповышающих, противоизносных, моющих, антинагарных присадок, а также депрессоров, диспергаторов. И если на данный момент на российском рынке масел отечественные компании отвоевали позиции, поставляя действительно качественный продукт, то в сегменте присадок еще существенно отстают от конкурентов. Впрочем, еще не вечер.
Импортное не значит лучше
Стереотипы – бич современного общества. Согласно одному из них, продукция, изготовленная за рубежом, априори качественнее и лучше, чем отечественная. Российские производители смазочных материалов амбициозно доказывают пользователям и миру обратное, что подтверждается многочисленными экспертными мнениями.
В свете последних тенденций экономического, экологического, геополитического характера для многих компаний приоритетным направлением работы стало увеличение производственных мощностей с целью выпуска высокотехнологичных и премиальных продуктов и глобализация бизнеса. Для того, чтобы вытеснить с отечественного рынка зарубежные моторные масла сортов II и III группы, российские предприятия активно инвестируют в модернизацию производственных мощностей, внедрение передовых разработок, наращивают объемы закупок импортных присадок для производства собственных современных, эффективных, качественных материалов, отвечающих самым высоким стандартам.
К слову, импортозамещение в сфере смазочных материалов – процесс далеко не новый, и начат он еще в середине 2000-х годов. На данный момент основными российскими производителями смазочных материалов являются крупные нефтяные компании: ПАО «ЛУКОЙЛ» (на его долю приходится порядка 45 % от общего объема российских смазочных материалов); ОАО «НК «Роснефть», представленное на рынке компанией ООО «РН-Смазочные материалы» (более 20 % рынка); ПАО «Газпром нефть», представленное подразделением «Газпромнефть-смазочные материалы» (порядка 15 %); а также концерн Shell с заводом в Торжке.
Производственные мощности ООО «РН-Смазочные материалы» по выпуску высококачественных смазочных материалов и присадок располагаются на площадках пяти крупных предприятий: Новокуйбышевского завода масел и присадок, Рязанской нефтеперерабатывающей и Ангарской нефтехимической компаний, ПАО «Роснефть-Московский завод «Нефтепродукт», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». Ассортимент реализуемых компанией материалов, включающий более тысячи позиций, позволяет в полной мере удовлетворять потребности как крупных промышленных предприятий и профессиональных покупателей, так и частных потребителей.
Концерн Shell является одним из лидеров не только в России, но и в мире. Завод, расположенный в Торжке, специализируется на выпуске широкой линейки высококачественных смазочных материалов, включая моторные масла, масла для судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, гидравлические и трансмиссионные масла. В портфель завода входят следующие бренды: Shell Helix, Shell Rimula, Shell Spirax, Shell Tellus, Shell Omala.
Ассортимент продукции «Газпромнефть-смазочные материалы» включает около 500 наименований масел, выпускаемых на Омском заводе смазочных материалов и реализуемых под маркой «Газпромнефть», а также материалов под брендом G-Energy (производится в итальянском городе Бари). Занимая одну из лидирующих позиций на отечественном рынке, компания расширяет зону присутствия. Так, в 2016 году она вышла на рынки Вьетнама, Колумбии, Южной Кореи, ЮАР и Польши, при этом львиная доля экспорта приходится на Европу.
Идем на Восток. Или на Запад
Но не только «Газпромнефть-смазочные материалы» облюбовала зарубежные страны в качестве перспективной площадки сбыта. Выпуск в достаточных масштабах высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом среди потребителей, позволяет лидерам отрасли удерживать конкурентные позиции не только в области импортозамещения, но и активно осваивать зарубежные рынки. Существенно расширить международный охват за последние годы ключевым компаниям помог ряд выгодных сделок по поглощению иностранных активов. К примеру, ПАО «ЛУКОЙЛ»» приобретены заводы в Финляндии, Австрии, Румынии и Турции. Принадлежавший австрийской компании OMV завод в венском пригороде Лобау стал плацдармом для продвижения масел «ЛУКОЙЛ» в страны Центральной и Западной Европы, а площадка в румынском городе Плоешти – идеальным «хабом» для завоевания рынков стран Восточной Европы и Балканского региона.
Еще одно привлекающее производителей направление – поставки масел первой заливки на предприятия автомобилестроения. И вновь немного вернемся в прошлое, а, если быть точнее, в середину 2000-х. В результате начавшегося в России в то время автостроительного бума в стране «прописался» ряд ведущих международных производителей, таких как Toyota, Nissan, Ford, Renault, Volkswagen, Hyundai. Параллельно были открыты заводы по производству двигателей в Калуге (Volkswagen), Тольятти (Renault), Елабуге (Ford). И пусть в настоящее время сегмент конвейерной заливки незначителен и составляет приблизительно лишь 3 % от общего объема реализуемых в стране моторных масел, заинтересованность в нем производителей основана в первую очередь на перспективах последующего вхождения в гораздо более крупный сегмент сервисной заливки, который в свою очередь по объемам в разы превышает «конвейер».
Так, все тот же «ЛУКОЙЛ» не так давно подписал контракт на поставку масел в адрес сборочных и сервисных предприятий местного подразделения немецкого концерна МАN Truck & Bus RUS, производящего тягачи и автобусы, а также заключчил соглашение на сервисную заливку на автозаводах MAN в Чехии, Словакии и Венгрии, первую заливку в двигатели и трансмиссии концерна MAN на заводах в Нюрнберге и Мюнхене. В компании также сообщили о планах поставки масел первой и сервисной заливок для белорусско-немецкого СП «МАЗ-МАН». Сдается нам, что на этом нефтяной гигант не остановится.
Согласно данным экспертов, в ближайшем будущем в связи с увеличением доли в автопарках компаний современных машин последнего поколения возрастет спрос на высокотехнологичные масла и присадки премиум-сегмента. В таком случае российские производители, которые сейчас инвестируют в модернизацию производства и выпуск инновационной продукции, отвечающей запросам потребителей и мировым стандартам качества, получат все карты в руки. Глядишь, и набивший оскомину термин «импортозамещение» потеряет свою актуальность хотя бы в одной отрасли, ибо заменять уже ничего и не надо будет: все свое, родное.