Мини-техника для решения больших задач

     Все чаще на строительных площадках и сельскохозяйственных угодьях, в коммунальных и дорожных службах и даже на проектах нефтегазовой отрасли можно встретить компактные машины различных типов. Год от года они все увереннее завоевывают позиции на рынке специальной техники, в определенных областях оттесняя своих более мощных собратьев и доказывая, что больше не всегда значит лучше. Но, несмотря на маленькие размеры, требования потребителей к ним растут, мотивируя производителей внедрять новые решения для удержания конкурентных позиций на рынке.

 

Миниатюрные строители

 

    Все обзоры рынка строительной техники отмечают одну важную тенденцию: в связи с глобальным кризисом 2008-2011 годов произошел существенный спад в производстве и потреблении тяжелых строительных машин, тогда как рынок компактных моделей стремительно вырос. Это связано с тем, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов компании отдают предпочтение универсальным моделям, отличающимся низкими эксплуатационными расходами и топливной экономичностью. В первую очередь это относится к мини-погрузчикам.

 

    На территории нашей страны данные машины начали использовать еще в советский период. Все началось ровно 40 лет назад, в 1977 году, когда для производства погрузочно-разгрузочных портовых работ Министерствами речного и морского флота СССР были закуплены мини-погрузчики Bobcat. К слову, Bobcat по сей день является самым популярным брендом среди всех производителей данного вида техники.

 

    В настоящее время эти машины можно встретить не только на строительных площадках, но и при проведении дорожных работ, в фермерских хозяйствах, в сфере ЖКХ и на складах. Чем же вызвана такая популярность? В первую очередь маневренностью, а также многофункциональностью. Благодаря огромному выбору сменного рабочего оборудования – механического и гидромеханического, землеройного, грузоподъемного, уборочного, для бетонных работ, для сельского хозяйства – возможности мини-погрузчика становятся практически безграничными, что позволяет с успехом заменить одной машиной целый штат затратной в обслуживании техники.

 

    Логично, что с ростом спроса растет и предложение. Сейчас львиная доля компаний выпускает мини-погрузчики, стараясь заинтересовать покупателя отличными от конкурентов предложениями. Но что же нужно самим потребителям?

 

    Выбор машины в большинстве случаев зависит от задач, которые она должна выполнять. Но, анализируя ситуацию на российском рынке, можно выделить еще одну занятную тенденцию. Современный российский пользователь, привыкший жить в мире цифровых технологий, все чаще отдает предпочтение моделям, отличающимся удобством эксплуатации. Образцы с панорамным обзором, увеличенным объемом кабины, автоматизированным управлением посредством джойстиков, позволяющих осуществлять повороты-развороты, подъем и разворот стрелы без особых энергозатрат, являются наиболее востребованными. Это связано еще и с тем, что именно применение современных информационных технологий и «продвинутая» электроника способна значительно повысить производительность и эффективность машины без заметного увеличения ее стоимости.

 

    Еще один фактор, оказывающий влияние на формирование рынка мини-погрузчиков, – стремление к экономии самого ценного ресурса, эквивалентного деньгам – времени. В связи с потребностью быстро перемещаться по строительной площадке все большим спросом пользуется техника с двумя скоростными режимами, что позволяет мини-погрузчикам развивать скорость до 21 км/ч и выполнять больший объем задач в сжатые сроки. Для работ, связанных с фрезерованием дорожного полотна либо подачей цементного раствора из бетонасоса по вертикали на этажи, предпочтение отдается машинам с повышенной мощностью гидравлики High Flow с тандемными гидронасосами, увеличивающими гидропоток в два раза.

 

    Впрочем, в последнее время наблюдается весьма противоречивая тенденция увеличения размеров мини-погрузчиков. Так, тяжеловесом в данной категории считается уникальный мини-погрузчик MUSTANG-4000V массой свыше 5 т и грузоподъемностью до 2 т, оснащенный дизельным двигателем американской фирмы Cummins (США), по своей мощности приближенный к погрузчикам массой 8,5 т или телескопических погрузчиков до 11 т и грузоподъемностью до 2 т. Такие машины успешно эксплуатируются для перевоза больших или длинномерных грузов либо цементного раствора, при пересадке деревьев, а также при проведении снегоуборочных работ.

 

    В настоящее время ведущие отечественные и зарубежные производители выпускают колесные и гусеничные мини-погрузчики. Первый класс машин включает два типа:

 

  1.  Фронтальные погрузчики. Эти машины оснащены сочлененной рамой, позволяющей существенно сократить радиус разворота. Поворот, в свою очередь, осуществляется по принципу автомобилей за счет передних колес, но благодаря тому, что ведущими являются все четыре колеса, проходимость значительно увеличена. Для проведения ландшафтных работ и задач по облагораживанию территорий все чаще применяются шарнирно-сочлененные мини-погрузчики, для которых характерны малый размер, щадящий режим износа шин, малый радиус разворота, компактный двигатель, низкий расход топлива и неизменно высокая производительность. Благодаря оптимально малой рабочей массе от 1,4 до 3,2 т эти машины обладают отличным тяговым усилием при хорошем сцеплении как на грунте, так и на снежном покрове, не нанося ущерба поверхности, по которой движутся. Современные модели шарнирно-сочлененных мини-погрузчиков оборудованы гидравлической системой быстрого присоединения навесного оборудования, включающего более ста позиций, что позволяет менять комплектацию в сжатые сроки в зависимости от поставленной задачи.
  2. Колесные мини-погрузчики с бортовым поворотом. У данного вида техники колеса правого и левого бортов приводятся в движение отдельными гидромоторами, что позволяет им работать в режиме противовращения и поворачиваться в пределах собственных габаритов. Благодаря этому такие мини-погрузчики способны работать в ограниченных пространственных условиях без потери маневренности и устойчивости.

 

   Многолетняя практика показывает, что погрузчики с бортовым поворотом являются одними из самых популярных ввиду своей компактности, производительности и удобства эксплуатации. Но, к сожалению, они обладают и существенным минусом: при работе на слабонесущих грунтах колеса компактной машины проскальзывают и «утопают», что приводит к повреждению почвы и снижению производительности мини-погрузчика.

 

    Эффективной альтернативой ему является гусеничный мини-погрузчик. Его ходовая часть обеспечивает лучшую проходимость машины, а также наносит меньший ущерб грунтовой площадке. На сегодняшний день гусеничные мини-погрузчики представлены в модельном ряде таких компаний, как Bobcat, Gehl & Mustang, Caterpillar и JCB.

 

    Учитывая особенности и преимущества каждого типа, некоторые европейские производители, к примеру, Solideal, предлагают пользователям комбинированные мини-погрузчики. Принцип данного решения следующий: на колесный мини-погрузчик с бортовым поворотом устанавливаются гусеничные системы типа VTS, позволяющие быстро переделать машину в зависимости от условий эксплуатации и обеспечить максимальную производительность на любой поверхности.

 

 Герасимов Андрей Сергеевич, бренд-менеджер техники Bobcat ООО «НАК МАШИНЕРИ»:
 

    – Оценивая тенденции развития рынка мини-погрузчиков, становится очевидно: будущее за универсальными, компактными, экономичными и экологически безопасными  машинами. Именно эти характеристики выходят сейчас на первый план. Мини-погрузчики позволяют во многих ситуациях отказаться от ручного труда с одной стороны, а также заменяют собой  целый парк спецтехники. Немаловажным фактором являются и размеры – в условиях плотной городской застройки использовать крупную технику просто невозможно.

 

    При выборе машины в первую очередь надо определиться с функционалом, понять, в каких условиях погрузчик будет использоваться. Где-то нужен мощный с большой грузоподъемностью, а где-то стоит сделать ставку на сверхкомпактный размер. «Колеса или гусеницы?» – это еще один вопрос, на который нужно ответить перед покупкой. Работа на поверхностях со слабым сцеплением и уклонах  требует использования гусениц. Следующий важный  момент –  наличие бортового поворота и режим «крабового хода».

 

    У  техники Bobcat есть ряд серьезных преимуществ перед другими марками, что делает компанию одним из лидеров рынка. Прежде всего, это  превосходные технические характеристики, отличная  управляемость и маневренность. Еще одна «фишка» бренда – большое количество оригинального навесного оборудования, которое существенно увеличивает функционал погрузчика.

 

   Копать не перекопать

 

   Но если преимущества мини-погрузчиков давно по достоинству оценили многие российские заказчики, то мини-экскаваторы только начинают постепенно, но уверенно завоевывать отечественный рынок.

 

     Их главные достоинства заключаются в оптимальном сочетании доступной цены, высокой производительности, легкости транспортировки, скорости выполнения задач и топливной экономичности. Если речь идет о прокладках кабелей, рытье траншей, каналов, фундаментов, посадке деревьев и других земляных работах, а также о выполнении аварийно-спасательных операций и осуществлении газификации загородных поселков, то у данных машин практически нет конкурентов.

 

     Одной из самых востребованных является концепция мини-экскаватора с малым радиусом поворота. Представленная в конце XX века японскими конструкторами модель на данный момент присутствует в ассортименте практически каждой компании, производящей строительную спецтехнику. Отличительной особенностью машины является широкое шасси, способствующее повышению устойчивости, а также короткий противовес, за счет которого машина может работать в ограниченных пространственных условиях в непосредственной близости от стен, не задевая их и сводя к минимуму риск повреждения строений.

 

    В последнее время в связи с вводом новых экологических норм Tier 4F/ Stage IV и последовавших за ними вынужденными изменениями в конструкции стоимость многих компактных машин увеличилась в среднем на 20% по сравнению с предыдущими моделями. Чтобы как-то компенсировать потребителям финансовые затраты, производители сосредоточились на разработке функций, повышающих производительность и экономичность машин. В числе последних разработок ведущих мировых производителей дорожно-строительного оборудования – внедрение оригинальных систем электронного управления машинами, электрогидравлических органов управления и электронных систем управления двигателями.

 

     Маленький фермер

 

    Говоря о представленных на рынке образцах компактных машин, нельзя не упомянуть о мини-тракторах. В отличие от своих больших собратьев, задействованных практически во всех отраслях, данный вид техники используется преимущественно в сфере ЖКХ и сельском хозяйстве. Это связано в первую очередь с тем, что мини-тракторам подчас просто не хватает мощности для выполнения определенных видов работ, таких как демонтаж асфальтовых покрытий, прокладки инженерных коммуникаций в промерзшем грунте. Зато в тех случаях, когда выполнение поставленных задач не требует больших тяговых усилий, а крупногабаритная техника не способна с ними справиться ввиду своих размеров, эти компактные, легкие «малыши» справляются на «ура», экономя топливо и усилия оператора.

 

    Функциональность и эффективность мини-тракторов определяется используемым дополнительным оборудованием. Если речь идет о коммунальных работах, таких как транспортировка сыпучих грузов, выравнивание площадок, уборка строительного мусора или снега, то можно установить на мини-трактор ямобур, прицеп, челюстной погрузчик, бульдозерный отвал.

 

    Мини-трактора, задействованные при проведении сельскохозяйственных работ, в соответствии с тенденцией комплексного развития отрасли должны выполнять полный цикл работ, начиная от предпосадочной подготовки почвы и заканчивая заготовкой растительных кормов для скота. Для выполнения данных задач техника может быть оснащена плугами, роторными косилками, картофелесажалками, культиватором.

 

    Важно помнить, что для исправной работы техники и во избежание поломок гидросистемы и двигателя необходимо подбирать навесное оборудование в соответствии с тяговым усилием трактора.

 

       Компактная альтернатива мощным самосвалам

 

     Еще один функциональный «малыш» – думпер. Этот потомок мототележек представляет собой самосвальную самоходную машину, предназначенную для работы в закрытых помещениях и для перевозки различных строительных сыпучих грузов и материалов на расстояние до 2 км. Благодаря своей маневренности и возможности «челночного» хода машины нашли широкое применение при проведении землеройных работ и при строительстве дорог, а также являются незаменимыми помощниками при выполнении различных задач в условиях сильно ограниченного пространства, к примеру, в строящихся тоннелях.

 

    Первые образцы думперов были выпущены в Англии в конце 30-х годов совместными усилиями двух компаний, специализировавшихся на производстве паровых катков – Barford Perkins и Aveling Porter Ltd. Широкое распространение машины получили после Второй Мировой войны, когда необходимо было восстанавливать города, а использовать тяжелые грузовики и самосвалы не представлялось возможным ввиду сильных финансовых затрат.

 

     На данный момент думперы активно применяются в Северной и Южной Америке, Австралии и Европе и сейчас уверенно покоряют сердца российских заказчиков. Причиной тому служит ряд неоспоримых преимуществ.

 

    В первую очередь, машина легка в эксплуатации, что позволяет доверить управление ей специалистам с невысокой квалификацией. Во-вторых, при увеличенной производительности думпер потребляет малые объемы топлива. В-третьих, машину легко транспортировать с одного объекта на другой, благодаря чему задачи выполняются быстрее, что, в свою очередь, позволяет увеличивать объем рабочих нагрузок.

 

    В отличие от традиционных крупных самосвалов, думперы обладают большей производительностью при работе на незначительных расстояниях за счет специфической конструкции, обеспечивающей машине малый радиус поворота, быструю разгрузку и возможность выполнения операций без разворота с одинаковой скоростью движения назад и вперед.

 

    В настоящее время есть гусеничные и колесные модели. Для перевозки навалочного и сыпучего груза в условиях бездорожья предпочтительнее использовать машины на колесах с гидромеханическим или гидростатическим приводом, которые помимо высокой производительности обеспечивают и хорошую проходимость. Средняя скорость, которую развивает мини-думпер, составляет 25-27 км/ч.

 

    Гусеничные модели встречаются реже, но тоже находят свое применение, особенно если речь идет о работе на слабых грунтах или же на тротуарной плитке.  Такие машины грузоподъемностью 900, 1500, 1700 кг отличаются легковесностью и хорошей сбалансированностью, а благодаря возможности установки различного навесного оборудования, в том числе плоской платформы, бетономесителя, ковша, высоких бортов и других приспособлений, думпер справляется с широким спектром задач.

 

    С момента своего создания техника регулярно модернизировалась и усовершенствовалась в соответствии с запросами потребителей. Так, в современных думперах в большинстве случаев место водителя с органами управления оснащено функцией поворота на 180°, благодаря чему машине не нужно осуществлять лишние манипуляции для разворота в узких местах. Поскольку машина используется на потенциально опасных объектах, то предусмотрена защита оператора при переворачивании машины и от падающих сверху предметов с помощью конструкций ROPS и FOPS, которые могут временно демонтироваться, если машина работает в очень ограниченном по высоте месте. Для расширения спектра выполняемых задач думпер может оснащаться кузовом в виде ковша или бункера, а также есть модели со сменным кузовом. В последнем варианте комплектации на поворотный стол можно установить ковш погрузчика, бетономешалку или иное оборудование, позволяющее использовать машину не только для доставки и разгрузки сыпучих грузов.

 

     Одним из ведущих производителей думперов на сегодняшний день является Wacker Neuson. Машины этой компании отличаются экологичностью, так как работают не только без вредных выбросов и с низким уровнем шума, но и помогают снижать эксплуатационные расходы на постоянной основе благодаря электрическому приводу. Самозаряжающееся устройство, работающее до восьми часов, устанавливаемое в качестве опции, дает дополнительное удобство эксплуатации.

 

    Но нужно понимать, что для эксплуатации в российских условиях модели должны обладать определенными характеристиками. Если в мягком европейском климате думперы обычно имеют открытую кабину, то для работы в сложных российских условиях с резкими перепадами температур и суровыми зимами производители опционно снабжают машину закрытой кабиной с отопителем.

 

    В связи с расширяющейся областью применения мини-техники, обоснованной в первую очередь соображениями экономической целесообразности, соперничество в данном сегменте растет. Потребители больше отдают предпочтение машинам с максимальной автоматизацией и оптимизацией процессов управления. В связи с этим каждый производитель старается регулярно модернизировать существующие образцы и внедрять новые разработки, отличающиеся улучшенными эксплуатационными характеристиками и различными привлекательными «фишками».

 

Похожие записи

Оставить комментарий