В мосто- и краностроении, в системах подъема буровых установок для крепления стрел экскаваторов применяют Вантовые оттяжки. При значительном предложении на рынке до недавнего времени образцов, способных выдержать эксплуатацию в условиях экстремально низких температур Заполярья, не было. Все изменилось в 2014 году благодаря ООО «ПТО-ГрузоПодъемные системы». Об уникальной разработке предприятия мы узнали от директора компании Соболева Алексея Васильевича.
– Алексей Васильевич, для начала расскажите, пожалуйста, о компании. Сколько лет присутствуете на рынке, чем занимаетесь?
– ООО «ПТО-ГрузоПодъемные Системы» – правопреемник предприятия «Грузоподъемспецтехника-Урал», работающего с 2006 года. Изначально компания специализировалась на поставках профессионального оборудования для подъема и закрепления грузов, после слияния в 2010 году ассортимент продукции пополнился промышленными кранами. На сегодняшний день мы являемся дилерами финского концерна Haklift Oy и «Пышминского завода ПТО», а так же предприятия по производству кранов и грузоподъемного оборудования «В-Кран». Кроме этого, на территории «Индустриального парка «Уралмаш» находится собственный производственный цех по производству вантовых оттяжек и траверс и лаборатория по испытанию съемных грузозахватных приспособлений.
– В 2014 году вами был получен патент на полезную модель «Вантовая оттяжка». Каковы были предпосылки к работе по данному направлению? В чем заключается ваше новшество?
– Технология производства вантовой оттяжки не нова: в СССР она производилась методом заливки легкоплавкими металлами (цинк, баббит). У этого метода есть ряд серьезных недостатков, приводящих к высокой трудоемкости и, следовательно, дороговизне изделий. Благодаря нашим финским партнерам нам удалось использовать в своей работе мировой опыт по изготовлению подобных изделий. На основе этих материалов и личных разработок я запатентовал варианты вантовых оттяжек Патент РФ №149680. На данный момент мы обладаем исключительными правами на изготовление такой продукции.
– В чем заключается основное отличие вашего продукта от конкурентных образцов?
– Первым отличием является технологическая простота. Канат заливается в муфту полимерным составом при комнатной температуре в отличии от легкоплавких металлов, требующих дополнительного нагрева муфты, каната и самого компаунда до температур около 400ºC, выдерживая однородность температур в пределах 10-15ºC. Это технически сложная процедура, сопровождаемая выделением вредных веществ.
Вторая особенность – долговечность заделки. Наша заделка не «течет» (не вытягивается) в процессе эксплуатации в отличие от легкоплавких металлов, что и обуславливает больший срок службы изделий.
И, в-третьих, температура эксплуатации наших вантовых оттяжек до -60ºC. Благодаря концевым элементам собственного производства наши изделия предназначены для эксплуатации при экстремально низких температурах. В 2014 году в связи с задержкой поставок концевых элементов, изготавливаемых по нашим чертежам методом механообработки (высокая трудоемкость) нами было принято решение в срочном порядке разработать собственный образец концевого элемента, изготовленного методом стального литья с аналогичными прочностными характеристиками. За 3 месяца такой образец был создан. Наши концевые элементы пригодны для эксплуатации при экстремально низких температурах до -50ºC, имея показатели ударной вязкости KCU(-45*С) = 45-75Дж/см2 при нормативе не менее 29дж/см2.
Каждая партия концевых элементов проходит механические испытания в аттестованной лаборатории. Конечно, мы могли приобрести подобные импортные изделия, изготовленные методом стального литья, но производители гарантируют температуру эксплуатации только до -20ºC. А для необходимых температур эксплуатации до -45, -60ºC предлагают концевики, изготовленные методом ковки металла, но они в десятки раз дороже стандартных и тем более наших образцов.
В связи с вышесказанным важно понимать, что мы не только решили проблему импортозамещения, но и улучшили эксплуатационные показатели производимых нами концевых элементов по сравнению с ввозимыми импортными, которые в основном имеют температуру эксплуатации до -20ºC и не соответствуют требованиям, предъявляемым заказчиками оборудования для условий Крайнего Севера. Поставщики, используя концевые элементы импортного производства, либо не знают этих нюансов, либо вводят своих заказчиков в заблуждение.
– Это действительно впечатляет. Но за счет чего обеспечиваются такие эксплуатационные показатели?
– Все материалы, используемые при изготовлении концевых элементов, соответствуют ГОСТу. Проведя большое количество лабораторных испытаний, мы подобрали химический состав металла, а также специальные режимы термообработки, позволяющие добиться нужных показателей, после чего были произведены промышленные образцы концевых элементов. Контроль качества химического состава и режимов термообработки позволили получить заданные параметры. Концевые элементы (муфты) производства ООО «ПТО-ГПС» получили путевку в арктическую жизнь.
– Продукция уже доказала свою эффективность в деле?
– Да. Собственно, с 2012 года мы изготавливаем вантовые оттяжки различной конструкции и назначения. Нашим основным заказчиком является Урало-Сибирская промышленная компания, а сами вантовые оттяжки успешно применяются при подъеме вышки буровых установок. Наш референц-лист насчитывает более 30 контрагентов, среди которых наиболее значимые Атомфлот, УСПК, НПО Спецнефтегаз, СВЭЛ, Завод «Берит» и другие. Большую долю в ассортименте занимают вантовые оттяжки для башенных кранов, изготовленные в соответствии с Патентом. Плюс в прошлом году согласовано техническое задание на изготовление вантовых оттяжек с возможностью регулировки длины для крепления стрелы экскаватора ЭКГ-35 производства ПАО «Уралмашзавод». В этом году пришел тендер с Кузбасса на поставку вантовых оттяжек для эксплуатируемых там экскаваторов, сейчас ожидаем решение устроителей.
За этот период каждая партия концевых элементов проходила лабораторные испытания на прочность и ударную вязкость, подтверждая соответствие параметрам КД. Каждое изделие нашего предприятия проходит испытание на испытательном стенде под расчетной нагрузкой с контролем параметров заделки и фактических длин вантовых оттяжек. Все испытания оформлены протоколами и актами испытаний.
– Планируется ли усовершенствование данной модели?
– В настоящее время материал концевых элементов, обеспечивающий такие эксплуатационные показатели, доведен до стабильного результата. Все перспективные изменения касаются только конструктивных и пространственных решений, зависящих от конкретных задач. Дорабатываем конструкцию муфт, позволяющих производить регулировку длины вантовых оттяжек в процессе эксплуатации. Ищем партнеров-металлургов для изготовления муфт малых размеров весом от 0,3 до 20кг. Цель первоочередной важности – импортозамещение: необходимо заменить зарубежный полиэфирный состав аналогом российского производства.
– Какие-то подвижки в данной области уже есть?
– Направление исследований нам понятно. На данный момент проводятся сравнительные испытания муфт и эпоксидной смолы, на основе которых будет определено, дальнейшее развитие этой программы. Но помимо этого мы активно работаем и в других направлениях.
– Расскажите о них поподробнее, пожалуйста.
– Во-первых, за последние годы нами была разработана технология изготовления вертолетных сетей. На основе разработок и серийного выпуска продукции получен сертификат соответствия ГОСТам РФ «Сети грузовые торговой марки «ЛКС» для эксплуатации различными видами кранов, в том числе на внешней подвеске летательных аппаратов». Заказчиком выступил ОАО «Сургутнефтегаз».
Следующее направление – стропы текстильные для атомной промышленности. На основе многолетнего опыта производства текстильных строп наша компания провела аттестацию производства и получила декларацию о соответствии ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» по схеме 5д, что позволяет применять продукцию нашего предприятия в атомной промышленности.
ИСО 9001-2015. На предприятии проведена оценка качества процессов управления при осуществлении работ по проектированию, изготовлению, монтажу, реконструкции, ремонте и эксплуатации грузоподъемных кранов, грузоподъемных механизмов и оборудования, съемных грузозахватных приспособлений. 13.02.2017г. получен сертификат №RU.04ЖРР0.001.СМ.0144.
Также проведена масштабная работа, связанная с получением сертификата соответствия на выпускаемые нами промышленные краны. Получен сертификат соответствия № RU С-RU.A301.B.07381 на продукцию, изготовленную в соответствии с ТУ 3150-010-67735981 «Краны мостовые, опорные и подвесные, однобалочные и двухбалочные, ручные и электрические».
На протяжении последних трех лет идет совершенствование конструкции легких крановых систем для различных отраслей промышленности. Накапливая знания ведущих производителей и обобщая опыт кранового производства нашего предприятия, создается уникальная продукция для массового потребления. Надеемся искренне порадовать потребителей уникальным сочетанием функциональности, цены и качества.
ООО «ПТО-ГрузоПодъемные Системы»
Г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 1/18, оф. 106.
Тел.: 8(343) 34-44-38(39)
E-mail: info@pto-gps.ru