Машина подобна человеческому организму: она требует внимательного отношения к себе, систематической диагностики и своевременного обязательного лечения, точнее, ремонта. В зависимости от объемов и сложности задач, условий эксплуатации поломка рабочих элементов подвески, мотора, электрического управления может произойти очень быстро и, само собой, в самый неподходящий момент. А если речь идет о спецтехнике, важно понимать, что даже день простоя может принести компании большие финансовые потери, поэтому необходимо решать проблемы своевременно. Но только где и как? На этот вопрос постараемся ответить далее.
Любое транспортное средство, а тем более специализированное – удовольствие, мягко говоря, не из дешевых. Тот факт, что современная спецтехника в большинстве своем обладает повышенным уровнем комфорта и безопасности, напрямую влияет на ее стоимость. И чем совершеннее, функциональнее авто, тем выше его цена. Соответственно, далеко не все компании могут позволить себе менять машины как перчатки, и поэтому владельцы стараются выжать по максимуму из «рабочей лошадки». Но во многом то, окупит себя машина или нет, зависит не только от первоначального качества и уровня бренда, но и от условий эксплуатации.
Однако даже при самом бережном обращении специальная техника требует ремонта гораздо чаще, чем личные авто. Особенно это касается автомобилей, ежедневно перевозящих людей либо грузы в экстремальных условиях движения в городских пробках, а также машин, задействованных в сфере строительства, коммунального, дорожного, лесного, сельского хозяйства и работающих в условиях повышенных нагрузок. Своевременное и качественное сервисное обслуживание – залог долгой жизни спецтехники. Разумнее всего еще на начальном этапе выбрать не только надежную технику, но и удостовериться в доступности качественного сервисного обслуживания.
Лучшее лечение – это профилактика
Так часто любят говорить врачи. То же самое можно сказать и о спецтехнике. Многих поломок, за которыми следует дорогостоящий ремонт, можно избежать, если соблюдать правила эксплуатации машины, обеспечивать ей должный уход и проводить регулярную диагностику. Последний пункт обладает особой значимостью, так как не выявленная вовремя неисправность не только может стать причиной последующей полной замены детали и значительных трат, но и несет в себе угрозу жизни и здоровью людей.
В процессе эксплуатации любого транспортного средства с момента покупки до списания традиционно выделяют восемь ключевых моментов:
- приобретение;
- обучение оператора;
- обучение механиков и слесарей, отвечающих за обслуживание машины;
- регулярное ТО;
- своевременное проведение ремонта;
- контроль затрат на расходные материалы;
- подбор состава техники в парке;
- удаление из парка ненужных машин.
Обычно сроки проведения проверки и сервисного обслуживания устанавливаются производителем, но в случаях повышенных нагрузок и работы в экстремальных климатических условиях временной период между осмотрами может быть сокращен по усмотрению специалистов сервисного центра. Традиционно первое техническое обслуживание, согласно рекомендациям производителей и сервисов, следует проводить непосредственно после обкатки только что приобретенной спецтехники.
Существует ряд правил и требований по уходу за спецтехникой, позволяющих поддерживать ее исправное состояние и работоспособность в течение длительного времени:
- Проводите регулярный визуальный осмотр, проверку на работоспособность и отладку подвижных деталей, блоков и устройств оборудования.
- Не экономьте на запчастях. Дешевые запчасти зачастую изготавливаются из материала низкого качества, что приводит к их быстрому износу, разрушению и, как следствие, выходу техники из строя. Установка оригинальных деталей снижает риск поломок. К тому же на сертифицированную продукцию обычно предоставляется гарантия производителя.
- Периодически меняйте смазку механизмов, промывайте технику и своевременно заливайте топливо в бак в нужном объеме. При этом необходимо использовать качественные горюче-смазочные материалы, соответствующие типу техники.
- Эксплуатацию, техническое обслуживание и уход за спецтехникой доверяйте только квалифицированным специалистам, обладающим соответствующим опытом и знаниями. К примеру, анализ рабочих жидкостей машины – важнейшая часть программы техобслуживания, позволяющая выявлять неисправности на начальной стадии, когда это еще не привело к серьезным последствиям. Особенно эффективен данный процесс для машин больших типоразмеров, у которых детали крупные и дорогие. Но если персонал не обучен и не владеет принципами интерпретации результатов, анализ не имеет смысла.
- Регулярно следите за новинками компаний-производителей спецтехники, позволяющими усовершенствовать строительно-ремонтное оборудование. Новые двигатели, съемные манипуляторы, грузоподъемные устройства и механизмы помогут расширить возможности машины, повысить ее мощность, многофункциональность, производительность и экономичность в потреблении топлива.
И помните: своевременное техобслуживание – единственный способ продлить ресурс машины. Непрофессиональное и нерегулярное ТО может привести к отказу производителя от гарантийных обязательств, что вновь приведет к дополнительным тратам.
Четыре кита
Согласно данным экспертов, в настоящее время на фоне кризисных тенденций происходит спад продаж новой техники, тогда как спрос на услуги сервисов по ремонту, обслуживанию и поставки комплектующих для различных специализированных транспортных средств растет. Новые реалии и конкуренция заставляют игроков рынка сервисных услуг пересматривать свои приоритеты и позиции. Перед серьезной проблемой встает и пользователь техники: кому доверить машину, чтобы она из эффективного бизнес-инструмента не превратилась в дорогостоящий балласт?
И действительно, выбрать организацию, где ремонт осуществят на высоком уровне, при этом не ободрав как липку, довольно трудно. Но есть четыре ключевых момента, по которым можно определить уровень сервиса. Итак, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
1. Наличие специального профессионального оборудования. Современная спецтехника, разработанная с применением различных передовых технологий и инновационных решений, достаточно сложна в обслуживании. Для качественного проведения диагностики и ремонта в сервисе должны быть специальные подъемники, выдерживающие вес крупногабаритных машин, съемно-монтажный инструмент, диагностические системы, созданные с учетом специфических особенностей техники. Немаловажную роль здесь играет и производитель оборудования: он должен быть известным, проверенным, имеющим опыт в ремонте спецтехники, так как на рынке сейчас представлено множество фальсифицированных образцов, использование которых не может гарантировать качественный результат
2. Профессионализм специалистов. Никакое современное специальное оборудование не сможет обеспечить качественное проведение работ, если им управляет некомпетентный человек. На машины сейчас устанавливается множество сложных приборов, контролируемых электроникой. Сотрудники сервиса должны владеть методами диагностики подобных систем, понимать причины их поломок и знать способы устранения неисправностей. В официальных сервисных центрах ведущих брендов мастера зачастую проходят специальное обучение непосредственно на заводах производителей, углубленно изучают все нюансы устройства и обслуживания машин данных марок.
3. Наличие мобильных выездных бригад. Для любой компании, эксплуатирующей специальную технику, важно в первую очередь сократить время простоя машины. В случаях, когда поломка происходит непосредственно во время работы, транспортировать авто в сервисный центр подчас нет возможности ввиду габаритов и веса. Для таких экстренных ситуаций у действительно надежных сервисов в штате есть специальные мобильные бригады, которые по заявке заказчика прибывают в указанное место и проводят там необходимую диагностику и ремонт, запустив в ход первый и второй пункты.
4. Собственный склад запчастей. Использование качественных запасных частей, комплектующих, горюче-смазочных материалов – фактор, определяющий то, как долго машина будет исправно выполнять свои обязанности. В надежных автосервисах используют оригинальную продукцию и средства, рекомендованные производителями техники, либо же аналоги, не уступающие по качеству оригиналам. По оценкам экспертов, в настоящее время сервисная сфера не испытывает дефицита импортируемых запчастей и компонентов, но, учитывая экономическую и геополитическую обстановку в стране, а также активно пропагандируемую государством политику импортозамещения во всех отраслях, игроки рынка начинают внимательно взвешивать все плюсы и минусы, присматриваюсь к продукции отечественных производителей. Одним из положительных эффектов перехода на российские разработки в перспективе может стать снижение стоимости комплектующих и ремонтных работ в целом, однако это не должно происходить в ущерб качеству сервисного обслуживания.
Главный инженер ОАО «Автоспецоборудование» Владимир Николаевич Волков:
– Когда речь идет о ремонте специальной технике, важно понимать, что используемое оборудование должно обладать особой мощной конструкцией, способной выдержать вес многотонных машин, и отвечать жестким требованиям безопасности. Наше предприятие – преемник «Псковского авторемонтного завода», основанного в 1945 году. В 1986 г. предприятие было перепрофилировано на производство сервисного оборудования для автобусных парков, автоколонн и автосервисов.
Основываясь на тридцатилетнем опыте проектирования и изготовления сервисного оборудования, мы все больше уделяем внимание на изготовление подъемников грузоподъемностью от 30 до 50 тонн для ремонта специальной техники.
Одна из последних наших разработок – подъемные системы для ремонта и обслуживания низкопольных трамваем на поворотной тележке производства «ПК Транспортные системы» г.Москва. Это подъемник ППТ-44 для трехсекционного шестиосного трамвая «Витязь» и подъемник ППТ-28 для трамвая City Star. Заказ на создание поступил в 2016 году, сейчас данные подъемники уже изготовлены и применяются в МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» и в МУП «Ростовская Транспортная Компания». В настоящий момент ведутся работы по согласованию технического задания на разработку конструкторской документации на подъемник для обслуживания и ремонта, новейшей перспективной разработки «ПК транспортные системы» – пятисекционного низкопольного трамвая «Адмирал».
Темная и светлая стороны автосервиса
В настоящее время на рынке сервисного, технического обслуживания и ремонта спецтехники свои услуги предоставляет множество компаний. Выбор так велик, что при чтении описаний деятельности на сайте предприятий глаза разбегаются даже у опытных пользователей. Ключевым вопросом, волнующим многих, чаще всего является следующий: у кого обслуживать машину?
Все крупные СТО и сервисы (поскольку речь идет о таком специфическом сегменте, как спецтехника, говорить о мелких «гаражных» фирмах мы не будем) делятся на официальные и независимые. Первые традиционно специализируются на техническом обслуживании, диагностике и ремонте транспортных средств конкретных марок, осуществляют все работы в строгом соответствии с предписаниями производителя и располагаются в основном при дилерском центре бренда. Именно в официальных сервисах осуществляют гарантийное обслуживание техники.
Независимые, или как их еще называют, «серые», теневые сервисы не привязаны к конкретной марке, не взаимодействуют тесно с производителями машин и не проводят работы по гарантии.
На сегодняшний день на рынке происходит перераспределение сфер влияния между официальным и теневым сервисом, и формируется новый баланс сил. Это связано в первую очередь с финансовыми возможностями компаний.
Как показывает практика, нередко клиенты пытаются сэкономить на обслуживании спецтехники, и поэтому по истечению гарантийного периода или спустя несколько лет эксплуатации переходят от «официалов» к «теневикам». Плюс ко всему, в экстренных ситуациях для пользователя первостепенную роль играет скорость ремонта и возвращение техники в строй, и если независимый сервис ближе и доступнее, то приоритет отдается ему.
Но опыт обращения многих владельцев машин к «серым» сервисам зачастую имеет негативный характер, так как предоставленные услуги при всей привлекательности ценовой политики зачастую не отличаются необходимым качеством и приводят к поломкам, а в результате и к простоям техники. Желание сберечь деньги оборачивается для пользователей дополнительными тратами, после чего они вновь зачастую возвращаются к официальным поставщикам ремонтных услуг. И хотя обслуживание у «официалов» –зачастую более дорогостоящее удовольствие, оно гарантирует владельцам следующее:
- правильный подбор марок жидкостей, масел, запчастей, рекомендованных производителем;
- регулярное выполнение планового тестирования и техосмотра с внесением отметок в паспорт спецтехники;
- своевременную замену изношенных деталей и узлов качественными образцами;
- смазку и регулировку механизмов.
Плюс ко всему, крупные игроки рынка стараются обеспечить своим клиентам максимально комфортные условия. Наиболее активно решают вопросы сервисного обслуживания в России такие компании, как JCB, Caterpillar, Hitachi, Volvo Construction Equipment, Komatsu, Dynapac, Extec, Wirtgen Group, Bobcat, MAN, Daewoo, Hyundai, Scania. Данные бренды демонстрируют продуманный подход в организации сервисного обслуживания, основанный на стремлении максимально помочь покупателю и его бизнесу, начиная от предоставления гарантийных и постгарантийных услуг, проведения ремонта и заканчивая поставками оригинальных запчастей.
Некоторые компании, не желая тратить лишние средства на обращение в сервисные центры, организовывают собственный штат механиков. Насколько это целесообразно и логично? Вопрос спорный. С одной стороны, в определенных ситуациях это дешевле, но, с другой, в большинстве случаев выгодней поручить обслуживание парка своей техники квалифицированным специалистам, на зубок знающим все нюансы бренда, проводящим диагностику и ремонт в строгом соответствии с установленными производителем регламентами и с применением специального оборудования, использующим оригинальные запасные части и масла. Ибо экономия экономией, но скупой, как известно, платит дважды.