Покорение Арктики: корабли – в порт «Сабетта», инвестиции – в «Ямал СПГ»

        Арктика уже давно будоражит умы исследователей, романтиков и предпринимателей. Этот поистине уникальный в своей суровой неприступной красоте край – богатая кладовая углеводородных ресурсов. Только на территории полуострова Ямал сосредоточено около 20 % российских запасов природного газа, что стало причиной повышенного интереса к региону. Особая ставка делается на уникальный проект «Ямал СПГ», козырь в рукаве государства, который позволит выиграть партию в геополитической и экономической борьбе за европейского и азиатского потребителя.

         Проект мирового масштаба

   Строительство на территории Южно-Тамбейского месторождения на северо-востоке полуострова Ямал завода по производству СПГ тремя очередями по 5,5 млн т газа в год, а также сопутствующей инфраструктуры для обеспечения функционирования всех составляющих проекта началось в 2012 году. До этого на территории страны функционировал только один завод по производству СПГ – в поселке Пригородное Сахалинской области в рамках проекта «Сахалин-2» мощностью 9,6 млн т в год, что составляет менее 4 % мирового производства. А ведь роль СПГ на мировом рынке углеводородов в настоящее время переоценить сложно.

        Рост его потребления связан не только с отсутствием и дефицитом собственных энергетических ресурсов в отдельных странах и регионах, но и прежде всего со значительными преимуществами газа перед другими энергоносителями. Главное их них – возможность транспортировки на большие расстояния морским сообщением, в том числе осуществление трансокеанских поставок без вложений ресурсов в строительство и обслуживание газопроводов. Для России, нацеленной на укрепление собственной энергетической безопасности и диверсификацию экспорта отечественного газа, производство СПГ является особенно актуальным.

         Но с учетом геополитической обстановки его поставки в другие страны, и особенно в Европу, связаны с большим количеством трудностей. Развитие «Ямал СПГ» в данной ситуации представляется крайне перспективным и многообещающим проектом. Во-первых, выгодное местоположение Южно-Тамбейского месторождения, открытого в 1974 году, позволяет создать гибкую конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки СПГ на рынки Европы и Северной Америки Северным морским путем, а также прямые поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме этого, в условиях низких среднегодовых температур в Арктике требуется меньшее количество удельной энергии на сжижение газа, что позволяет достичь более высоких объемов производства сжиженного газа по сравнению с проектами, расположенными в южных широтах и использующими аналогичное оборудование.

         Доказанные и вероятные запасы Южно-Тамбейского месторождения по стандартам PRMS на 31.12.2014 г. составляют 926 млрд куб. м газа. Потенциальный уровень добычи газа для обеспечения потребностей завода СПГ превышает 27 млрд куб. м в год.

       Неудивительно, что заинтересованность в разработке месторождения проявили не только российские власти и корпорации. Этот проект можно без преувеличения назвать крупнейшим в истории символом международной кооперации в Арктике. Оператором является ОАО «Ямал СПГ» – совместное предприятие ПАО «НОВАТЭК» (50,1 %), концерна Total (20 %), Китайской национальной нефтегазовой корпорации (20 %) и китайского Фонда Шелкового пути (9,9 %). Французская компания Technip выступает лидером EPC-подрядчика «Ямал СПГ», японские JGC и Chiyoda имеют по 25 %. Завод построен с использованием самой распространенной в мире технологии APCI (США). Общий объем инвестиций в проект составил 27 млрд долларов.

      Проект «Ямал СПГ» предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн т сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,2 млн т газового конденсата. 96 % продукции (15,84 млн т газа) уже законтрактовано. Основной рынок (86 % объема) – страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

         5 декабря на заводе был произведен первый объем сжиженного природного газа, о чем сообщил президент компании Total по газу, возобновляемым источникам энергии и электроэнергетике Филипп Соке. И вот уже 8 декабря вылетела первая «ласточка»: в порту «Сабетта» на специальный уникальный СПГ-танкер Christophe de Margerie погрузили первую партию газа. Судно, построенное в Южной Корее на верфях Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и способное работать при -52 °C, стало родоначальником нового типа судов Yamalmax. »Ямал СПГ» сделал заказ на производство 15 танкеров емкостью 172,41 куб. м ледового классаArc7, благодаря чему они могут в открытой воде двигаться со скоростью 19,5 узлов, а при ходе во льдах 1,5 м развивать скорость 5,0 узлов, круглогодично курсируя по Северному морскому пути. Основной вид топлива танкера – СПГ, что позволяет не только рационально использовать газ, но сократить вредное воздействие на экологию региона.

       В разработке легендарного арктического танкера были задействованы отечественные и зарубежные классификационные общества, ведущие проектные и конструкторские институты, судоверфи и компании-судовладельцы, а при его создании использовался многолетний опыт навигации по Северному морскому пути.

         – Создание на полуострове Ямал завода по сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения позволит монетизировать его гигантские запасы, а также обеспечит круглогодичные поставки СПГ на рынки Европы и Северной Америки, – министр энергетики Российской Федерации Александр Новак.

       Старт загрузке дал лично президент РФ Владимир Путин. На значимом событии присутствовал министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид аль-Фалих, а также генеральный директор французского концерна Total Патрик Пуянне.

        Согласно планам операторов, вторая очередь завода будет запущена в III квартале 2018 г., а третья – в I квартале 2019 г. Впрочем, с поставленной задачей планируют справиться раньше. Кроме этого, на первой отгрузке Владимир Путин сообщил, что после завершения строительства третьей очереди «Ямал СПГ» будет построена четвертая и, что немаловажно, «целиком на российских технологиях». Если все карты сложатся, а у них, кажется, нет другого выхода, учитывая, сколько в проект вложено (и речь не только о финансах), «Ямал СПГ» станет одним из мощных источников пополнения и федерального, и регионального бюджетов.

        Но важно понимать, что, на самом деле являясь крайне перспективным проектом, «Ямал СПГ» требует значительных инвестиций в формирование технической и ресурсной базы для эффективной добычи. Особая техника и оборудование требуется на всех этапах: от разведки месторождений, строительства инфраструктурных объектов, прокладки дорог до обеспечения комфортных условий для работы и проживания специалистов.

            Техническая сторона вопроса

     Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием (с длиной горизонтального участка не менее 500 м) с 19 кустовых площадок. Специально для «Ямал СПГ» были разработаны и изготовлены буровые установки «Арктика», предназначенные для работы в сложных природно-климатических условиях арктической зоны. Они полностью защищены от ветров, что обеспечивает качественно иные условия труда для персонала и непрерывность бурения независимо от погодных условий.

      Углеводородная смесь из скважин поступает по газосборным сетям на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа, на входных сооружениях которого с установками регенерации метанола и стабилизации конденсата происходит сепарация газа.

      После отделения газа от примесей, воды, метанола он поступает на технологические линии сжижения и поэтапно проходит процесс очистки от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение фракций этана, пропана и более тяжелых углеводородов. Далее очищенный газ поступает на предварительное охлаждение и сжижение. Для хранения СПГ создаются четыре специальных изотермических резервуара закрытого типа 160 тыс. куб. м каждый. «За Полярным кругом таких резервуаров еще не делал никто. Ни одна страна в мире за Полярным кругом не имеет резервуаров, только Российская Федерация!» – заявил замначальника отдела контроля качества Управления капитального строительства ОАО «Ямал СПГ» Ринат Гарифуллин.

   Также в состав интегрированного комплекса входят установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, электростанция мощностью 376 МВт, общезаводские инженерные системы и факельные установки.

    Одна из ключевых задач, которая стоит перед операторами и подрядчиками, – обеспечить в суровых климатических условиях бесперебойную и надежную работу объектов газоснабжения, в том числе факельного хозяйства и дизельной электростанции. Для реализации данной цели проектом «Ямал СПГ» приобретено 256 км нагревательных кабелей разных типов у компании «Специальные системы и технологии». Общая мощность систем составляет 4540 кВт.

      Применение систем электрообогрева на проекте «Ямал СПГ» обеспечит поддержание необходимого температурного режима в резервуарах хранения стабильного конденсата. Разработкой и реализацией проекта электрообогрева занимается инжиниринговая компания «ССТэнергомонтаж», входящая в группу компаний «Специальные системы и технологии». Также специалисты предприятия задействованы на шефмонтажных и пусконаладочных работах. Кроме проекта «Ямал СПГ», продукция ГК «Специальные системы и технологии» применяется на Заполярном и Бованенковском месторождениях, подтверждая свою эффективность в условиях низких температур.

        Дела портовые

      Летом 2012 года возле поселка Сабетта началось строительство нового порта, изначально предназначенный ддя транспортировки продукции завода «Ямал СПГ» по Северному морскому пути в Юго-Восточную Азию. Но сразу проект порта был расширен: благодаря расположению практически посреди арктической трассы, порт приобрел статус нового узла Северного морского пути.

       Прошло пять лет. Вся продукция и материалы для строительства, начиная маленькими деталями и заканчивая спецтехникой, доставлены сюда морским путем. Сейчас комплекс работает круглогодично: за прошлый год им было принято и обслужено около 1200 судов различного класса. Уже сейчас через ямальский порт доставляются грузы не только для СПГ-завода, но и для нефтехимических предприятий УрФО.

    По итогам 10 месяцев 2017 года «Саббета» стал лидером по росту грузооборота среди российских портов по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, увеличив показатели на 298 % с 2,005 млн т до 5,991 млн т соответственно. В общей сложности за годы работы через порт прошло шесть млн т грузов.

     Впрочем, значение «Саббеты» не ограничивается только проектом «Ямал СПГ». Поскольку порт расположен ближе всего до наиболее перспективных месторождений шельфа Роснефти и Газпрома (Бованенковское), также находящихся в ЯНАО, то в обозримом будущем имеет все шансы стать многофункциональным и самым восточным морским портом по трассе Северного морского пути с подведенной железной дорогой.

        Полетели!

       Хотя ключевым является морское сообщение, немаловажную роль играет и воздушное. Для целей проекта на территории лицензионного участка создан аэропортовый комплекс, включающий аэродром I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Поскольку строительство велось в условиях вечной мерзлоты, то стал вопрос о необходимости использования специальных геосинтетических материалов для возведения взлетно-посадочной полосы. В России на тот момент такой технологией не владели, поэтому изначально планировалось разместить заказ в Англии. Но здесь проявили себя ученые из Дивногорска. Специально для обеспечения ямальского проекта на одном из предприятий освоили данный метод и запустили производство. Сейчас аэропорт способен принимать самолеты различных типов: ИЛ-76, А-320, Boeing-737-300, -600, -700, -800, Boeing-767-200, а также вертолеты МИ-26, МИ-8.

        Импортозамещению – быть!

    На данный момент среди оборудования, технологий, пригодных для эффективной эксплуатации в условиях Заполярья, преобладают образцы зарубежного производства. Сейчас доля использования «чужой» буровой техники, роторных управляемых систем, навигационного оборудования определения положения бурового инструмента равняется 83 %. Правда, в области породоразрушающего и бурильного инструмента цифра уже не столь критична – 60 %. А вот на интегрированном сервисе строительства скважин вновь лидируют зарубежные производители. Так, в области прикладного и инженерного программного обеспечения заимствование составляет 90 %, а в сфере автоматических систем управления производством так и вовсе 91 %.

       Несмотря на санкции и ограничения, пока особых проблем с поставками из-за рубежа, замедляющих работы на проекте, не наблюдалось. Впрочем, это не значит, что российские власти не рассматривают перспективы перехода на родную продукцию. Напротив, арктические проекты (и речь идет не только о «Ямал СПГ») рассматриваются как генераторы развития для отечественных предприятий. Не так давно Союз производителей нефтегазового оборудования на рассмотрение Госдумы представил доклад, в котором обозначил ряд отечественных компаний, способных заменить зарубежного поставщика на рынке оборудования для работы в Арктике. Среди названных предприятий – ОАО «ГОЗ Обуховский завод», группа «Генерация», группа «ГМС», группа «Уралмаш-Ижора», ЗАО «НПФ «ЦКБА», ОАО «НИИТФА», ОАО «НИКИМТ-Атомстрой», ОАО «Новая эра», ПАО «Пролетарский завод», ОАО «Машпром», ПАО «Силовые машины», ОАО «Технорос», ОАО «Уралвагонзавод», ООО «Уралмаш НГО Холдинг», ООО «Электротяжмаш-привод», ФГУП «СПО «Аналитприбор», НПО «Винт», ОАО «Баррикады», ЗАО «Катайский насосный завод».

        Важность привлечения отечественных производителей к арктическим проектам отмечает и президент России. «В рамках диверсификации ОПК предлагаю подумать о возможном участии оборонных предприятий в проектах локализации и выпуска высокотехнологичной продукции в интересах газовых компаний», – сказал Владимир Путин в ходе совещания о развитии проектов СПГ.

       В рамках этого же совещания он заявил о необходимости создания условий для локализации производства оборудования для СПГ-проектов в России, что позволит обеспечить заказами российские предприятия, тем самым дав очередной стимул для развития импортозамещения. «Знаю, что такая работа ведется и сейчас, – подчеркнул глава государства. – Вместе с тем ее нужно активизировать, более того, она должна вестись в упреждающем темпе, чтобы будущие СПГ-проекты по максимуму реализовывались с помощью отечественного оборудования и технологий».

      И действительно, ямальские проекты подтягивают многих российских производителей, давая им толчок для развития и совершенствования. Так, по словам замминистра промышленности РФ Василия Осьмакова, «объем производства в секторе нефтегазового оборудования вырос за минувший год более чем на 7 %, тогда как уровень импортозависимости, в свою очередь, снизился почти на 8 %». Как отметил политик, данные показатели являются результатом успешной кооперации отечественных предприятий машиностроения, компаний ТЭК, научных организаций и отраслевых объединений.

        Наши в Арктике

       На данный момент продукцию для проекта «Ямал СПГ» производят в 25 регионах страны, 600 российских предприятий уже получили заказы на 580 млрд рублей. К примеру, оборудование для сжижения газа разработано на Волгоградском заводе нефтяного машиностроения, а в Череповце изготавливают металлоконструкции и трубопроводы. Производственные здания и конструкции завода также проектируют и изготавливают в Красноярске.

      На проекте «Ямал СПГ» задействованы лучшие научные специалисты, а также строительные силы нашей страны. Так, в числе подрядчиков – компания «Велесстрой». Для проекта «Ямал СПГ» предприятием накануне закуплено оборудование у ведущего российского поставщика подъемной техники VERTEX: 11 самоходных коленчатых подъемников модели JLG 600 AJ и три единицы JLG 1250 AJP. Отметим, что в 2014 году «Велесстрой» уже доставлял на «Ямал СПГ» три высотные 43-метровые самоходные коленчатые машины VERTEX.

      Отличительными особенностями данного оборудования от аналогов конкурентов являются высокое качество изготовления, расширенная рабочая зона, большой горизонтальный вылет стрелы, хорошая проходимость и маневренность. Максимальная высота проводимых работ может достигать на подъемнике JLG 600 AJ 20,46 м, а на JLG 1250 AJP – 40,3 м. Для того чтобы машины исправно функционировали в арктическом климате, оно были специально доработаны. На всех подъемниках установлен «зимний пакет», в который входят подогрев двигателя, подогрев АКБ с последующей подзарядкой, подогрев верхнего пульта управления и подогрев ЖК-дисплея на нижнем пульте.

       Арктические требования к транспортным средствам

      Особый климат Ямала создает препятствия не только для разведки недр и добычи ресурсов. Заполярье сейчас играет роль тестового региона для пилотной апробации различных технологий – от одежды до сложных механических устройств. Именно поэтому Госкомиссия по вопросам развития Арктики приняла решение о разработке специального арктического ГОСТа.

       Экстремальные для хозяйственной деятельности человека условия: низкие температуры, высокий снежный покров в зимнее время и болотистая местность в летние месяцы, сильный ветер, удаленность от основных промышленных центров, слабое развитие транспортной сети – диктуют свои правила в выборе спецтехники и оборудования.

      Работа АТС в условиях низких температур имеет свои особенности, недооценка которых способна привести к серьезным последствиям, связанными в том числе и со значительным материальным ущербом для автотранспортной отрасли.

      При низких отрицательных температурах воздуха усложняется пуск двигателей внутреннего сгорания, в первую очередь дизельных, ухудшаются условия смазки трущихся поверхностей, что приводит к снижению тяговых качеств АТС и повышению расхода топлива. Кроме этого, затрудняется движение транспортных средств с места из-за застывания смазки, примерзания.

      В условиях повышенной влажности и резких перепадов температур многократно возрастают усилия, прикладываемые при воздействии на рычаги органов управления агрегатами, изменяются физико-химические свойства горюче-смазочных материалов и деталей машин, увеличивается вязкость масел и топлива, в дизельных топливах выпадает парафин, уменьшается эффективная мощность двигателя.

     Эксплуатация автотранспортных средств в условиях низких температур имеет свои особенности:

  1.  Температурный режим. При сверхнизкой температуре воздуха далеко не каждая машина способна эффективно справляться с задачами, поставленными перед ней.
  2. Для бесперебойной работы на протяжении долгого периода требуется морозостойкое топливо и смазочные материалы.
  3. Ремонт и сервисное обслуживание. Все подрядчики сталкиваются со следующей проблемой: в случае поломки достать запасные части и комплектующие на Ямале очень сложно. Компании нуждаются в надежных поставщиках, способных в краткие сроки снабдить их необходимыми и, что самое главное, качественными комплектующими.

 

      Нарушение правил зимней эксплуатации АТС, а также наличие отдельных неполадок и неисправностей приводит к осмолению деталей дизеля при продолжительной работе на пониженном тепловом режиме, прекращению подачи топлива при образовании ледяных пробок и отложений парафина в топливопроводах и фильтрах, загустеванию электролита вследствие уменьшения емкости аккумуляторной батареи. Среди других возможных негативных последствий неправильной подготовки к зимнему периоду также стоит обозначить расширение электролита, появление трещин и разрушению пластин аккумуляторов, увеличение сопротивления трущихся деталей, поломку деталей ходовой части.

      Основными марками специальных транспортных средств, успешно эксплуатируемых в сложных природно-климатических условиях Крайнего Севера, в настоящее время являются отечественные КамАЗ, «Урал», МАЗ. Также широкое применение получила техника западных производителей: MAN, Mercedes, Komatsu.

     

    

Похожие записи

Оставить комментарий