Приоритеты меняются: ситуация на рынке трубоукладчиков

        В наше время в целях быстрой транспортировки различных веществ, а также ценных ресурсов, в том числе нефти, газа, угля, используются трубопроводы. Но так уж сложилось, что на большей части России в зимнее время, по факту превышающее календарные три месяца, температура воздуха опускается ниже -20 градусов по Цельсию, глубина сезонного промерзания грунта составляет 1,5-3 м, а в северных широтах и вовсе присутствует вечная мерзлота. Данные факторы осложняют процесс прокладки трубопроводных коммуникаций и, как следствие, обуславливают ряд специфичных технических требований к используемым машинам.

 

       Как показала многолетняя практика, при проведении работ ни мобильные краны, ни другие подъемно-транспортные машины не способны в полной мере заменить надежный трубоукладчик. Главное отличие этого вида техники от других «собратьев по оружию» заключается в следующем: при работе в колонне в процессе укладки трубопровода в траншею нагрузка на крюк крана-трубоукладчика носит переменный характер, так как зависит от массы и упругости приподнятого участка трубопровода, рельефа местности и согласованности действий крановщиков (машинистов). Благодаря своей универсальности трубоукладчики применяются на протяжении практически всего технологического процесса: в составе изоляционно-укладочной колонны при укладке трубопроводов в траншею, при сварочно-монтажных работах, при транспортировке, погрузке и разгрузке труб и плетей, а также при монтаже и других подъемно-транспортных работах.

 

       Старый друг лучше новых двух?

 

        Но важно понимать, что рынок трубоукладчиков весьма специфичен, так как в значительной мере привязан к крупным инфраструктурным проектам – строительству магистральных нефте- и газопроводов федерального значения. Естественно, в периоды активного развития таких проектов (непременно перспективных и амбициозных) наступает праздник на улице производителей. Но, если в силу определенных факторов проект замораживают, как было в 2009 г., «замерзает» и рынок трубоукладчиков. Конечно, существует множество локальных проектов, но они погоды на рынке не делают, так как их потребности в технике намного ниже, да и условия ограниченные.

 

     Продолжительность проекта по прокладке трубопровода в среднем составляет 6-18 месяцев, по окончании строительства объекта техника может быть не востребована достаточно на большом промежутке времени, долгосрочное планирование осуществлять сложно, поэтому многие не рискуют делать значительные вложения в перевооружение своего парка техники. Немалую роль играет и тот факт, что трубоукладчики – машины, характеризующиеся длительным сроком службы. Наработка в моточасах у многих из них меньше, чем у других землеройных машин того же «возраста», плюс в процессе работы они лишь неспешно перемещаются вдоль траншеи трубопровода, что предотвращает быстрый износ ходовой части. Неудивительно, что наметилась тенденция повышенного спроса б/у машин и ремонт уже имеющихся образцов. Посудите сами: на вторичном рынке нередки примеры продаж 30-40-летних машин и даже старше, причем за хорошие цены. Как правило, это Caterpillar и в меньшей степени Komatsu. В связи с этим в настоящее время продажи трубоукладчиков в основном происходят в виде перераспределения техники, уже имеющейся на рынке.

 

     Но это не значит, что новые образцы машин не производятся и не пользуются спросом. Наоборот, ведущие мировые и российские компании активно трудятся над созданием более современных, функциональных образцов. Отличающихся большей топливной экономичностью, в большей степени отвечающих требованиям экологической и эксплуатационной безопасности. Плюс в новых моделях часто устанавливаются различные системы автоматизации и внедряются инновационные решения, способствующие оптимизации рабочих процессов и, как следствие, сокращению расходов.

 

       Зарубежные гости

 

   В настоящее время все трубоукладчики разделяют на три группы в зависимости от диаметра укладываемых труб: малые – до 529 мм, средние – до 1200 мм и большие – до 1420 мм. Наибольшую популярность приобрели машины, предназначенные для укладки труб диаметром до 36 дюймов (914 мм), так как под эту категорию попадает множество трубопроводов, в том числе и нефтяных, а также подводящих и отводящих от нефтеперерабатывающих заводов и других подобных предприятий. Наиболее широко востребованы такие трубопроводы в странах с невысокой производительностью месторождений.

 

      На рынке представлены образцы как зарубежного, так и российского производства. В общем объ­еме импортируемых в страну трубоукладчиков основную долю (до 70-80 %) составляют машины более тяжелых классов грузоподъемности (г/п) 90-92 т. У иностранных компаний «волны» появления новых моделей четко совпадают с периодами подъема на рынке: в 2007-2008 гг. и в 2011-2012 гг. Впрочем, и в течение последних лет компании не останавливают разработки, так как ожидается очередной подъем отрасли, связанный в первую очередь с активным освоением арктических регионов, требующим прокладки инженерных сетей.

 

     Пожалуй, по сей день наиболее весомый вклад в развитие отрасли и, как следствие, в формирование спроса вносит корпорация Caterpillar, имевшая непосредственное отношение к появлению трубоукладчиков как вида строительной техники. К слову, впервые потребность в прокладке многокилометровых трубопроводов возникла в начале ХХ века в США, но вот только мобильной и при этом мощной технической базы на тот момент еще не существовало. За неимением лучшего использовали гусеничные трактора. На их базе, собственно, Caterpillar и выпускала трубоукладчики, используя крановое оборудование компании Trackson Company of Milwaukee. Произошедшее в 1951 году поглощение ознаменовало новую веху в истории машиностроения, открыв возможность создания трубоукладчиков как самостоятельного вида техники с улучшенными характеристиками. Первая модель трубоукладчика Caterpillar 583 с интегрированным крановым оборудованием была выпущена в 1955 году. В настоящее время корпорация активно продолжает традиции, заложенные в середине прошлого столетия, поставляя на рынок все более высокофункциональные образцы.

            Региональный руководитель глобальных трубопроводных проектов компании Caterpillar Юрий Юркевич:

– Трубоукладчики Cat являются стандартом в трубопроводной промышленности на протяжении десятков лет. Новые модели PL87, PL83, PL72, PL61 полностью удовлетворяют требования клиентов, отличаясь увеличенной грузоподъемностью, повышенной эффективностью работы на склонах, удобством эксплуатации, производительностью и возможностью транспортировки. Усовершенствованная гидравлическая система обеспечивает улучшенную реакцию и точность управления, новая усиленная лебедка в сочетании с обновленной гидравлической системой увеличивает производительность машины, а удлиненная рама каретки подвески и измененное положение задних направляющих колес увеличивают площадь контакта гусеничной ленты с грунтом. С опцией закрытой кабины обеспечивается повышенный комфорт оператора и непревзойденная обзорность, а новые двойные педали тормоза улучшают управляемость машиной, особенно на склонах и при поворотах в ограниченных трассах трубопроводов. Также был добавлен новый блок звукового сигнала с болтовым креплением на переднюю часть машины для удобства транспортировки/хранения блока.

Как и любая машина Cat, трубоукладчики рассчитаны на длительный срок службы, отличаются удобством технического обслуживания, предусматривают возможность капитального ремонта для поддержания низкого уровня эксплуатационных затрат и издержек владения. За счет своих качеств трубоукладчики успешно применяются во многих отраслях промышленности, в том числе в прокладке водоводов для орошения полей, в горной промышленности для протяжки ленточного конвейера, в гражданском строительстве при газификации районов.

 

     Помимо Caterpillar, еще одним давно и успешно зарекомендовавшим себя на российском рынке поставщиком трубоукладчиков является Liebherr. Машины концерна эксплуатируются на строительстве газовых и нефтяных трубопроводов такими гигантами, как «Газпром» и «Транснефть». В настоящее время компания осуществляет поставки трех моделей, выведенных на рынок в 2011-2012 годах: RL 44 Litronic, RL 54 Litronic и RL 64 Litronic г/п 45,9, 70 и 90,8 т на вылете 1,22 м.

 

     Отличительные особенности всех трех моделей – фирменная гидростатическая трансмиссия Liebherr, обеспечивающая бесступенчатую регулировку скорости и отличную маневренность, асимметричная ходовая часть, подъем стрелы гидроцилиндром. Управление ходовой частью и стрелой осуществляется за счет использования двух джойстиков пропорционального действия. При движении по пересеченной местности и даже по крутым склонам потребность в дополнительном торможении не возникает, поскольку привод хода используется в качестве неизнашиваемого рабочего тормоза.

 

     Наибольшим спросом среди нефтегазовых компаний пользуется модель тяжелого трубоукладчика RL 64. RL 44 и RL 54 хоть и не пользуются такой популярностью, но встречаются при создании инфраструктуры в самых труднодоступных регионах страны. К слову, для работы на проектах в северных широтах России с пониженным температурным режимом трубоукладчики производства Liebherr поставляются в специальном арктическом исполнении, позволяющим им бесперебойно функционировать при морозе до -50 °С.

 

       Альтернативное решение от Volvo

 

      Традиционно трубоукладчики, как уже мы упомянули выше, производятся на базе тракторов. Но со временем стало очевидно, что эти машины обладают рядом недочетов. Тогда компания Volvo задумалась о создании альтернативной техники и разработала трубоукладчик на базе экскаватора – и не прогадала.

 

        Преимущества данного технологического решения очевидны. Во-первых, эта машина способна в разы быстрее справляться с задачами по погрузке-разгрузке и перемещению труб, при повороте не разрушая покрытие площадки, что происходит при эксплуатации машин на гусеничном ходу. А это играет особо важную роль, так как при выполнении определенных задач, к примеру, при подаче труб в трубогибочную машину, требуется выполнять регулярные развороты на месте. Плюс к этому, трубоукладчик сохраняет возможность передвигаться с грузом на крюке.

 

      Во-вторых, при работе на больших уклонах трубоукладчик на базе экскаватора более безопасен, так как может повернуть стрелу по направлению уклона и сместив таким образом центр тяжести. В-третьих, установленный в машинах Volvo гидравлический четырехрычажный механизм подъема кабины обеспечивает оператору отличный̆ обзор траншеи и рабочей̆ площадки.

 

     Наконец, трубоукладчики на базе экскаватора обладают большей интенсивностью эксплуатации, так как объединяют в себе три машины: трубоукладчик, гусеничный кран и одноковшовый строительный экскаватор. Данное решение позволяет снизить стоимость владения и увеличить финансовую выгоду пользователей.

 

         После ряда испытаний и усовершенствований машин первого поколения в 2015 г. Volvo были выпущены две модели – PL3005D и PL4809D с опрокидывающей нагрузкой 51 и 89 т соответственно (на вылете 1,22 м). При комплектации модели PL4809D дополнительным противовесом массой 4 т опрокидывающая нагрузка машины достигает 102 т. На российский рынок трубоукладчики поставляются с «арктическим пакетом», что позволяет использовать их при температуре до -45 °С и ниже, что особенно актуально для северных широт.

 

        А что у нас?

 

       Ошибочно будет считать, что все трубоукладчики, успешно применяемые на российских проектах, – зарубежного производства. В свете активно продвигаемой идеологии тотального импортозамещения сложно представить отрасль, которая бы не старалась обойтись своими силами. Значительно преуспели отечественные машиностроительные компании и в выпуске трубоукладчиков.

 

        Ключевыми игроками на отечественном рынке в настоящее время являются следующие заводы: «ЧТЗ-Уралтрак», «Промтрактор», Березовский ремонтно-механический завод (БРМЗ). Как показывает практика, а также многочисленные исследования, наибольшим спросом пользуются преимущественно трубоукладчики г/п 27 т на вылете 1,22 м или 12,5 т на вылете 2,5 м. Более 50 % выпускаемых на российских заводах в последние годы машин данного вида относятся как раз к классу грузоподъемности 26-27 т.

 

       В диапазоне грузоподъемности от 26 до 44 т (на вылете 1,22 м согласно стандарту SAE J743B) главными конкурентами являются «ЧТЗ-Уралтрак» с двумя базовыми моделями ТР12.22.01 и ТР20.22.01 и их модификациями, «Промтрактор», а также БРМЗ.

 

          ТР12.22.01 производства Челябинского завода строится на базе трактора Т10Б в специальной комплектации, оснащенного А-образной стрелой коробчатого сечения длиной 7 м. Г/п на вылете 1,22 м составляет 27 т, на вылете 2,5 м – 12,5 т. Предназначен для укладки труб диаметром до 720 мм. Трубоукладчик ТР20.22.01 также построен на специальной модификации трактора Т10Б, в комплект специального оборудования входят стрела длиной 7 м, двухбарабанная лебедка с механическим приводом и противовесом массой 6150 кг, состоящим из 4 сегментов. Г/п трубоукладчика на вылете 1,22 м составляет 41 т, на вылете 2,5 м – 20 т. Может применяться для укладки труб диаметром до 1020 мм.

 

  «Промтрактор» поставляет на рынок пять базовых моделей трубоукладчиков, которые могут комплектоваться как отечественными, так и импортными силовыми агрегатами. Особого внимания заслуживают современные конструктивные решения, такие как гидропривод лебедки и переход на более совершенную агрегатную базу.

 

   Особое место в этой тройке лидеров занимает Березовский ремонтно-механический завод (ООО «БРМЗ», Свердловская область). В отличие от своих конкурентов это не машиностроительный завод, а своеобразная тюнинговая мастерская для промышленных тракторов. Производственная программа предприятия включает выпуск полнокомплектных трубоукладчиков, стрел к ним и гидроцилиндров для дорожно-строительной техники. На сегодняшний день завод предлагает трубоукладчики ТБГ-16 и ТБГ-20, созданные на базе тракторов ЧТЗ, и ТБГ-90 на базе зарубежных тракторов. Применение качественных и надежных импортных комплектующих формирует двойственную ситуацию. С одной стороны, благодаря им существенно повышаются технические и эксплуатационные характеристики машины, но, с другой, повышается ее стоимость. Сейчас на предприятии занимаются поисками снижения цены без потери уровня долговечности и производительности.

 

     Но примечателен завод другим. Оригинальное предложение БРМЗ – стрелы-опоры для трубоукладчиков большой грузоподъемности для ремонта и переизоляции трубопровода, использование которых позволяет в значительной степени увеличить грузоподъемность при подъеме трубы и, как следствие, сократить штат применяемой техники в четыре раза. Наличие опоры исключает опрокидывание трубоукладчика при работе на большом вылете стрелы, а после ее сложения в транспортное положение трубо­укладчик может выполнять стандартные работы как машина с типовой А-образной стрелой.

 

     Несмотря на то, что пока еще верхушку первенства занимают маленькие трубоукладчики, в последние годы в мире наблюдается тенденция увеличения диаметров трубопроводов, благодаря чему фокус популярности постепенно смещается на модели с более высокой грузоподъемностью. На рынке больших, способных работать с полутораметровой магистральной трубой, преобладают импортные трубоукладчики Komatsu, Caterpillar и Liebherr, Shantui, PengPu, DaiFeng, Pipeline, спроектированные и созданные в соответствии с национальными стандартами ISO 8813 и SAE J734b. Если говорить об отечественных заводах, то на данный момент большие трубоукладчики предлагает только «ЧЕТРА-Промышленные машины».

 

              Впрочем, по сообщениям специалистов, в ближайшем будущем на рынке трубоукладчиков ожидаются изменения и другого плана. В целях снижения эксплуатационных затрат владельцев будут изыскиваться все новые и новые способы, основанные на внедрении современных технологических решений. В первую очередь речь идет об оснащении машин дополнительной аппаратурой, призванной оптимизировать рабочий процесс, обеспечить комфортные условия для оператора. Хотя кто знает, может быть, в обозримом будущем автоматизация достигнет того момента, когда и человек в кабине нужен не будет…

Похожие записи

Оставить комментарий