Пассажирские перевозки – значимая, актуальная тема. О том, как этот вопрос решается в Зауралье, мы попросили рассказать заместителя губернатора Курганской области – директора Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Александра Юрьевича Константинова.
О развитии маршрутной сети
Департаментом промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области непрерывно ведется работа по улучшению и развитию маршрутной сети регулярных перевозок пассажиров и грузов. Корректируются имеющиеся межмуниципальные маршруты, открываются новые. Так, за девять месяцев текущего года проведено три открытых конкурса, в ходе которых разыграны шесть межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В настоящее время мы объявили открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по десяти межмуниципальным маршрутам.
Кроме того, в целях повышения качества предоставления услуг пассажирских перевозок на территории области за счет создания удобного и современного механизма оплаты проезда для граждан, а также создания в рамках области системы контроля и управления отраслью пассажирских перевозок, департаментом внедряется автоматизированная система учета оплаты проезда (далее – АСОП).
Ее внедрение позволит создать технологическую базу для последовательного развития отрасли пассажирских перевозок, обеспечить возможность оказания гражданам услуг на общественном транспорте с использованием бесконтактных смарт-карт.
Инвестор-оператор АСОП, который в последующем за счет собственных и (или) привлеченных средств приобретает и устанавливает оборудование и программное обеспечение, необходимое для работы АСОП, в том числе валидаторы для кондукторов, а также обслуживает данное оборудование, осуществляет поддержку его работоспособности и настройку ПО, определяется путем проведения открытого конкурса.
Расходы на внедрение и обслуживание АСОП перевозчики, пассажиры и бюджет не несут.
По опыту внедрения подобных проектов в других регионах Российской Федерации комиссия от тарифа за проезд составляет от 3 до 7 %. В связи с высокой конкуренцией на рынке предоставления услуг по внедрению АСОП и формой проведения отбора оператора (открытый конкурс) достигается минимальное значение комиссии за проезд. Повышение тарифов не планируется, так как данные расходы компенсируются повышением доходов перевозчиков от 15 до 25 % после внедрения АСОП.
Внедрение АСОП позволяет решить следующие задачи:
- обеспечение возможности использования в качестве проездного документа бесконтактных смарт-карт;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- обеспечение реального контроля прохождения и расходования бюджетных средств, выделяемых в рамках социальных программ и для обеспечения жизнедеятельности транспортных предприятий;
- повышение защищенности льготных проездных документов от незаконного использования и воспроизведения;
- оптимизация перевозки пассажиров и багажа за счет использования транспорта, отвечающего текущему пассажиропотоку, что ведет к большей загрузке общественного транспорта и, как следствие, снижению тарифов на перевозку;
- повышение качества предоставления услуг пассажирам.
О внедрении автоматизированных систем управления транспортом
Разрабатывается автоматизированная система управления транспортом (АИС УТ), инновационный инструмент повышения безопасности и эффективности грузовых и пассажирских перевозок на региональном уровне. АИС УТ разработано на основе ПО «Интеллектуальная Транспортная Система» (ИТС).
АИС УТ «Общественный транспорт» – подсистема мониторинга и диспетчерского управления транспортными средствами, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа.
Внедрение указанной системы позволит вывести на новый уровень:
- разработку расписаний движения;
- контроль соблюдения расписаний, схем движения транспорта в реальном времени;
- контроль за отклонениями от схем, расписаний для оперативного реагирования;
- анализ эффективности улично-дорожной сети;
- анализ транспортной доступности, коэффициентов дублирования маршрутной сети, транспортных корреспонденций;
- прогноз прибытия в мобильном приложении;
- прогноз фактического прибытия маршрутного транспорта, просмотр плановых расписаний движения и информации о маршрутных транспортных средствах, обратную связь.
Об обновлении автобусного парка
Два года назад правительство Курганской области и компания «Газпром газомоторное топливо» подписали План синхронизации мероприятий по развитию в области сети газомоторной инфраструктуры и использованию природного газа в качестве моторного топлива на период 2015-2018 годы.
Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики области организует участие перевозчиков Курганской области в госпрограмме по предоставлению субсидий при закупке техники на газомоторном топливе.
Приобретаемый по госпрограмме автомобильный транспорт действует на газу и имеет преимущество над автобусами, работающими на традиционных видах топлива. Так, его использование способно снизить себестоимость перевозок, повысить качество перевозки пассажиров, а также уменьшить негативное воздействие на экологию.
Перевозчики области приобретают по государственной программе новые автобусы производства ООО «КАВЗ», оснащенные специальным оборудованием, благодаря которому люди с ограниченными возможностями здоровья смогут самостоятельно войти внутрь салона. Кроме того, в автобусе появилась специальная функция «Книлинг» (при ее включении автобус наклоняется до 7° на правую сторону, чтобы пассажирам было более удобно осуществлять посадку). Газовый двигатель «КАВЗ» соответствует экологическому стандарту Евро-5 и имеет мощность 230 л. с.
Отмечу, что ООО «КАВЗ» в 2016 году изготовило 146 автобусов с двигателем, работающем на природном газе, из них 76 автобусов в рамках указанной госпрограммы.
В планах предприятия изготовить 150 автобусов, работающих на газомоторном топливе.
На территории Курганской области на сегодняшний день курсируют девять низкопольных автобусов. До конца 2017 года их количество должно увеличиться до тринадцати.
О планах на дальнейшее развитие
Все межрегиональные маршруты, а также большая часть межмуниципальных маршрутов проходит через автовокзал, расположенный в городе Кургане на площади имени Валерия Собанина, 1. Маршруты пассажирских автобусов пролегают по улицам областного центра, многие из которых совпадают с муниципальными маршрутами города Кургана.
В связи с этим Департамент прорабатывает вопрос о строительстве нового автовокзала (автостанции) в Заозерном микрорайоне города Кургана (район ГИБДД).
Данное предложение продиктовано следующими факторами:
- транспортный поток по направлениям Екатеринбург, Челябинск, Тюмень и Казахстан не будет заходить в центральную часть города Кургана;
- идет развитие медицинского кластера в микрорайоне Рябково (РНЦ ВТО им. академика Г. А. Илизарова), рядом расположены ГБУ «Курганский областной перинатальный центр», ГБУ «Курганский областной онкологический диспансер»;
- разгрузка центральных улиц (на них останется только муниципальный транспорт и часть межмуниципальных маршрутов по направлениям на Звериноголовское, Куртамыш, Половинное), что значительно повысит транспортную безопасность;
- благоприятно скажется на экологической обстановке;
- для перевозчиков это еще и возможность открытия новых муниципальных маршрутов;
- близость газозаправочных станций к данному месторасположению;
- удобство подвозки пассажиров до аэропорта;
- в целом развитие инфраструктуры микрорайона Заозерный (кафе, автосервисы, автомойки, стоянки такси и т. д.).
О проведении праздника
26 октября текущего года состоялось торжественное собрание, посвященное Дню работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. В нем приняли участие сотрудники Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики области, депутаты областной Думы, предприниматели, представители профсоюзов области, Управления Госавтодорнадзора, Управления Госинспекции безопасности дорожного движения и приглашенные гости. Руководителям пассажирских автопредприятий и индивидуальным предпринимателям, добившимся наилучших результатов, были вручены награды.