Одна машина вместо целого автопарка: инновации на рынке фронтальных погрузчиков

    Уже много лет пальму первенства по востребованности и популярности среди дорожно-строительных машин на российском рынке удерживают одноковшовые полноповоротные экскаваторы, мобильные подъемные краны и фронтальные погрузчики. Впрочем, область применения последних не ограничивается одними только дорожно-строительными работами. И на сельскохозяйственных угодьях, и на лесозаготовках, и на объектах угольной добычи эта машина является практически незаменимой. Этакий универсальный солдат среди техники.

 

      Многозадачность и функциональность как первопричина успеха

 

   В нашем материале речь пойдет о колесных погрузчиках. Это весьма самодостаточная и независимая машина. Не обладая впечатляющей сверхустойчивостью и непоколебимостью, присущей ее собратьям на гусеничном ходу, она легко передвигаются по дорогам общего назначения, благодаря чему отпадает проблема с транспортировкой погрузчика до места выполнения рабочих задач, и, следовательно, необходимость в использовании дополнительных транспортных средств. Благодаря своей способности работать с сыпучими, мелкокусковыми и длинномерными материалами, а также наличию стрелы и вместительного ковша погрузчик способен выполнять самый широкий спектр погрузо-разгрузочных операций в самых разных условиях. В свою очередь, функция оснащения машины различным навесным оборудованием, с которым работает его гидравлика, многократно увеличивает возможности применения машин этого типа. Сложно представить компанию, в автопарке которой нет этой машины. Неудивительно, что и конкуренция в данном сегменте достаточно жесткая.

 

      Но кризис не обошел стороной и этот сегмент рынка техники. Впрочем, в последние годы он приходит в себя, демонстрируя завидные показатели роста. По сообщениям экспертов, больше всего увеличилась доля импортной техники, впрочем, и отечественное производство тоже подросло. А вот спрос на б/у машины зарубежного производства снизился. Причина этого кроется в первую очередь с изменениями в законодательстве. Так, буквально на днях Кабмином РФ принято решение о повышении ставки утилизационного сбора для бывшей в употреблении спецтехники на 10-15%, в связи с чем ожидается рост стоимости машин. Поэтому многие предприятия и индивидуальные пользователи стараются решить вопрос с приобретением погрузчика сейчас.

 

     Данный фактор сыграл на руку и российским производителям ввиду более низкой стоимости машин. Поэтому львиная доля фронтальных погрузчиков, произведенных в нашей стране, приобретается государственными и муниципальными предприятиями с ограниченным бюджетом, которые не могут позволить себе дорогостоящие иностранное оборудование. Впрочем, российское – не значит некачественное. В условиях возрастающего спроса на машины, вызванного строительным бумом, наши производители работают над повышением надежности и конкурентных характеристик своих погрузчиков. Чтобы не быть голословными, обратимся непосредственно к ситуации на рынке.

 

       Медленное, но настойчивое движение вперед

 

      Старейшим производителем фронтальных погрузчиков в России является Орловский завод. Впрочем, с начала 90-х годов предприятия переживало не самые лучшие свои времена: объемы производств стремительно снижались, а завод уступил свои позиции белорусскому заводу «Амкодор», на данный момент являющемуся ведущим предприятием по выпуску фронтальных погрузчиков на постсоветском пространстве. Впрочем, после того, в январе 2006 года контрольный пакет акций «Орел-Погрузчик» был приобретен орловским ЗАО «Дормаш», ситуация стала меняться, но говорить о возвращении лидерских позиций еще очень рано.

 

       Зато на чебоксарском заводе «Промтактор» наблюдается постепенный, но устойчивый рост объема производства, а стабильность, как известно, признак мастерства. Так, изготавливаемые на предприятии погрузчики двух базовых моделей – строительный Четра-60 грузоподъемностью 6 т и карьерный Четра-К12 грузоподъемностью 12 т активно эксплуатируются на многих значимых объектах. Кроме этого, регулярно проводятся работы по модернизации производства.

 

       Еще один крупный игрок отечественного рынка – ЧТЗ-Уралтрак. Серийное производство фронтальных погрузчиках здесь ведется с 2006 года. Первой ласточкой стала машина ПК-46 серии PROFFI грузоподъемностью 4,6 т. При создании данной модели применялись узлы и комплектующие от известных европейских производителей – ZF, Forsheda Polipac, Danfoss и др. При эксплуатации техника ПК-46 показала отличные результаты, продемонстрировав улучшенную надежность и производительность, и впоследствии   данный подход был задействован при создании остальных образцов этой серии.

 

     Отличительной особенностью конструкции погрузчиков PROFFI являются ведущие мосты и автоматические КП фирмы ZF, управление посредством джойстиков, а также кинематическая схема погрузочного оборудования, позволяющая автоматически возвращать ковш из положения разгрузки в положение набора грунта. Настоящим ноу-хау ЧТЗ стала следящая система управления поворотом и рабочими органами погрузчика с устройством удаления воздуха из гидросистемы.

 

   В свете улучшающейся ситуации на рынке и повышения конкурентоспособности российской продукции производители осмелели, стремясь покорять не только родной рынок. Так, в январе 2018 года компания «АМУП-ТОРГ» представила новую линейку фронтальных погрузчиков RUNMAX, разработанных по европейским стандартам специально для экспорта Европу.  При создании техники использованы передовые решения: роботизированная лазерная установка для сварки узлов, инновационный джойстик для упрощенного управления машиной, широкообзорная кабина, быстросъемное устройство для замены навесок. Производители

 

     Но как бы то ни было, лидирующие позиции на рынке все еще занимают погрузчики иностранного производства. Впрочем, данные экспертов весьма противоречивы. Так, сами зарубежные компании сообщают, что значительное увеличение поставок невозможно из-за ограниченных производственных возможностей. Упомянутый выше строительный бум, прокатившийся волной практически по всему миру, привел к тому, что предприятия оказались не готовы к такому объему спроса, из-за чего выполнения заказов российским покупателям европейской, японской и американской техники приходится ждать достаточно долго. Но русские – народ терпеливый, да и заграничная продукция, особенно таких пионеров отрасли, как Liebherr, John Deere, Doosan и других, давно уже зарекомендовала себя среди пользователей.

 

      Если говорить о конкретных предпочтениях, то, по сообщениям экспертов наибольшим спросом среди импортных погрузчиков в России пользуются модели грузоподъемностью выше 4 т. Примечательно, что, в свою очередь, среди отечественных разработок наиболее востребованы машины грузоподъемностью от 3 до 4 т.

      А теперь коснемся географии поставок. Главным мировым производителем и ведущим импортером в РФ является Китай, что вполне закономерно, ведь именно из Поднебесной были родом первые машины этого класса, появившиеся на российском рынке.  Согласно приблизительным оценкам экспертов, ежегодно на территории страны производится более 100 тысяч единиц фронтальных погрузчиков.

 

     В топ-5 моделей фронтальных погрузчиков по объему импорта в Россию в 2016 г. вошли следующие: XCMG (LW300FN) – 150 шт., XCMG (LW500FN) – 113 шт., SDLG (LG933L) – 84 шт., SHANTUI (SL50W2) – 74 шт., SDLG (LG936L) – 62 шт.

 

     Несмотря на то, что фронтальные погрузчики – машины универсальные, обычно для каждого типа есть спектр задач либо сфера деятельности, с которой она справляется лучше. Так, представленный на российском рынке модельный ряд фронтальных погрузчиков большинства китайских компаний заточен преимущественно на выполнение наиболее распространенного перечня работ в строительстве и коммунальном хозяйстве. Именно поэтому наибольшим спросом у нас пользуются машины из Поднебесной грузоподъемностью 3 и 5 т, занимая порядка 80% всего импорта из этой страны. машин приходится порядка 80% китайского импорта. Ощутима и доля погрузчиков, задействованных в лесном хозяйстве.

БОБРОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, БРЕНД-МЕНЕДЖЕР ТЕХНИКИ DOOSAN КОМПАНИИ «НАК МАШИНЕРИ»: 

Суммарно за последнее десятилетие рынок фронтальных погрузчиков значительно вырос. Хотя временами наблюдались периоды спада спроса, мы предполагаем дальнейшее увеличение потребления этого типа техники в различных сферах народного хозяйства. Основное пожелание пользователей в последние годы – обеспечение лучшего соотношения цена-качество, так как бюджеты снижаются, требования по надежности и производительности растут. В связи с эти значительную популярность у потребителей снискала техника китайского производства. Производители из Поднебесной достаточно эффективно освоили производство фронтальных погрузчиков, и в настоящее время на рынке представлены машины более десятка различных китайских брендов. Среди основных тенденций рынка можно выделить следующие: 

  • Дальнейшее наращивание универсальности и многоцелевого применения машин. Расширяется модельный ряд погрузчиков в зависимости от грузоподъемности, используется широкий спектр ковшей, а также применяется дополнительного навесного оборудования.
  • Увеличение требований по безопасности. Подавляющее большинство машин поставляется на рынок РФ с кабиной, имеющей несколько степеней защиты оператора, в отдельных случаях на технику устанавливаются дополнительные системы видеомониторинга.
  • Адаптация машин к холодному климату. Все погрузчики, предназначенные для длительной работы в РФ, дополнительно оснащаются системами вспомогательного запуска двигателя и обогрева кабины.
      Отличительной особенностью фронтальных погрузчиков DISD является то, что сборка фронтальных погрузчиков DISD выполняется в Китае на заводе, построенном «с нуля» концерном DOOSANп, с применением комплектующих, ведущих технологий и ноу-хау корейского бренда. Данные черты производства позволяют позиционировать фронтальный погрузчик как высококачественную и надежную технику, предназначенную для работы в широком спектре отраслей экономики: в добывающей промышленности, лесопереработке, дорожном и общегражданского строительстве, коммунальном хозяйстве.
 

       Новации и передовые технические решения

 

      Сейчас, отвоевывая место под солнцем и автопарках покупателей, производителям недостаточно предлагать просто производительные и надежные машины. Необходимо поставлять образцы, соответствующие как требованиям пользователей, так и законодательным нормам, в том числе и в области охраны окружающей среды. Так, вступившие в силу в Евросоюзе и Северной Америке новые более жесткие экологические нормы токсичности отработавших газов двигателей послужили мощным стимулом обновления и модернизации спецтехники. Само собой, такие нововведения сказываются и на стоимости техники, поэтому часто для стран, где в настоящее время экологические стандарты не так высоки, производители предлагают машины с двигателями более низких экологических классов, но часто с такими же усовершенствованиями, как и на «экологичных» машинах.

 

     Не будем далеко ходить: машиностроительный гигант Liebherr на российском рынке предлагает погрузчики с силовыми агрегатами более лояльных экологических стандартов, но с такой же гидростатической трансмиссией, как и машины для рынков Европы и Америки. При использовании гидростатической трансмиссии можно устанавливать дизельный двигатель либо поперек кормы машины на удалении от центра тяжести, либо вдоль задней полурамы и использовать в качестве противовеса, что уменьшает массу погрузчика и увеличивает полезную грузоподъемность. Данные меры обеспечивают снижение расхода топлива на 25–35%, а это уже более чем привлекательный показатель.

       Экономят компании не только на двигателях. Так, в последнее время все чаще производители, поставляющие в основном машины премиум класса, не желая терять покупателей, для определённых рынков, в том числе и российского, создают модели, относящиеся к бюджетному ценовому сегменту.  К примеру, крупнейший мировой производитель сельскохозяйственной техники John Deere выпустил в 2013 г. погрузчик эконом-класса WL56 массой 16,8 т, являющийся полностью самостоятельной, разработанной с нуля и производимой на принадлежащем компании заводе в Китае.  При этом двигатель мощностью 160 кВт, а также гидравлическое оборудование Parker поступают из США. Управление оборудованием осуществляется джойстиком, имеется функция «возврат к положению копания», гидромеханическая трансмиссия ZF обеспечивает 4 передачи переднего хода и 3 – заднего. Задний мост может «качаться» в вертикальной плоскости на ±13°. К слову, совсем недавно, на выставке World of Concrete в январе текущего года, американский концерн представил фронтальный погрузчик John Deere 344L. Изюминкой машины является эксклюзивная система рулевого управления Articulation Plus.

 

      Новинка обладает увеличенной грузоподъемностью, уменьшенным радиусом поворота и большей устойчивостью по сравнению с аналогами того же класса. Максимальная скорость передвижения погрузчика составляет 40,23 км/ч. Модель оснащена силовым агрегатом Deere FT4, просторной кабиной с увеличенным обзором, внутри которой установлено сиденье на пневмоподвеске с высокой спинкой, снижающее усталость оператора при работе. Для максимально комфортных условий предусмотрена система обогрева и кондиционирования.

 

         Интересный факт: система «плавного хода», благодаря которой уменьшается риск рассыпания материала из ковша при движении с сохранением высокой скорости транспортировки, устанавливается далеко не на первое поколение погрузчиков. А вот автоматическое включение системы и несколько режимов срабатывания автоматики, как, например, у погрузчиков серии G от Volvo CE 2011 – 2012 гг., является новшеством.

 

      Так, благодаря данной опции у оператора появляется возможность выбирать выбрать режим включения системы в зависимости от скорости или от включенной передачи. Эксплуатационная масса моделей составляет от 12 до 36 т, мощность двигателя – от 55 до 290 кВт.

 

     Раз уж заговорили о продукции бренда Volvo, нельзя не рассказать об еще одной «фишке» фронтальных погрузчиков бренда – рычажной системе навески ковша Torque-Parallel, к новинкам, впрочем, не относящейся. Данное конструкторское решение обеспечивает ровное положение ковша при подъ­еме, характерное для «параллельной» системы, и мощное усилие забора грунта, характерное для Z-образной системы.

            И кстати: как можно понять, современный ли перед вами погрузчик или устаревшая модель? Очень просто: по непременному атрибуту – гидросистеме с регулировкой производительности в зависимости от нагрузки. Подобная опция есть у погрузчика Terex TL120 массой 7,5 т, выпущенном на рынок пять лет назад.

 

     Машина, которую относят к классу «больших компактных», оснащена турбированным дизельным двигателем Deutz класса Tier 4 I/ Stage IIIB, на 16% более мощным, чем у модели предыдущего поколения, на 16% и составляет 74 кВт. За счет наличия «педали плавного хода», о которой мы как раз говорили выше, можно передавать часть мощности от гидросистемы трансмиссии в гидросистему рабочего оборудования. Контур гидросистемы навесного оборудования работает независимо от контура гидростатической трансмиссии. Вентилятор системы охлаждения включается по потребности и может вращаться в обратную сторону для очистки радиатора. Рычажный механизм ковша Terex Parallel Kinematics обеспечивает параллельную траекторию подъема.

 

    Продолжая обзор новинок, остановимся на 12,2 т модели 621F бренда CASE, оснащенной двигателем класса Tier 4I/ Stage IIIB с системой Common Rail второго поколения, технологией SCR, автоматической трансмиссией ZF с переключением под нагрузкой. Оси оснащены механически блокируемыми дифференциалами, а силовой агрегат смещен к задней части, чтобы частично выполнять роль противовеса. У данной модели значительно повышена производительность системы.

 

      Погрузчики нового 7-го поколения, в том числе модель WA320-7 и WA380-7 массой 18 т и мощностью двигателя 143 кВт, на рынке предлагает компания Komatsu. Машины оснащаются электронной системой управления машинным парком KOMTRAX, предоставляющей на центральный компьютер данные о работе и местоположении машины. Дизель Komatsu соответствует нормам Tier 4I/ Stage IIIB, оснащен турбиной нового поколения с изменяемой геометрией. Расход топлива уменьшился на 10% по сравнению с предыдущим поколением. Трансмиссия оснащена блокируемым ГДТ. В течение первых 2000 моточасов работы сажевый фильтр KPDF, на который дается заводская гарантия 5 лет, меняется дважды.

 

      В соответствии с запросами европейских пользователей разработан и погрузчик ZW250-5 массой 20,25–20,7 т в зависимости от комплектации бренда Hitachi Construction Machi­nery (Europe) (HCME). Для удобства оператора в кабине машины установлено сиденье на пневмоподвеске, есть система кондиционирования. Двигатель развивает мощность 181 кВт и соответствует действующим экологическим стандартам, при этом расход топлива уменьшен на 10%.

 

    Компания JCB представляет модели фронтальных погрузчиков 427 и 437,  оснащенные дизелями Cummins класса Tier 4I/ Stage IIIB. Крутящий момент двигателей увеличен на 9,4% по сравнению с предыдущими версиями. Трансмиссия с блокируемым ГДТ, 4-ступенчатая, опционно – 5-ступенчатая, обеспечивающая 16%-ное снижение расхода топлива. Траектория подъема ковша параллельная, предлагаются варианты с увеличенной стрелой (и высотой подъема) High Lift и «сверхувеличенной» Super High Lift.

 

   Впрочем, как бы ни развивались технологии, до тех пор, пока машиной управляет человек, важно обеспечивать комфортные условия труда. Поэтому создание просторной, функциональной кабины, разработанной с учетом удобства оператора, – еще одна тенденция, четко прослеживающаяся в погрузчиках новой серии всех производителей.  Эргономичные сидения на пневмоподвеске, улучшенная обзорность, усовершенствованные системы кондиционирования и отопления, интуитивные панели управления рабочими органами с сенсорными экранами, расширенным функционалом, дополнительные опции в виде секций для хранения небольших предметов, подставок под стаканчики – вот те характеристики, которым каждый производитель уделяет особое внимание.

 

     И, как показывает ситуация на рынке, а также наблюдения экспертов, процесс модернизации и технического усовершенствования фронтальных погрузчиков только набирает обороты, и все самое интересное – впереди. Так, уже намечаются тенденции увеличения габаритов фронтальных погрузчиков, и не исключено, что через десяток лет или даже раньше сцену, а, точнее, строительные площадки, леса и карьеры, займут гиганты. Непременно с более «экологичными» и экономичными двигателями, а также мегакомфортабельными кабинами, напичканными различной автоматикой для упрощения жизни оператора и оптимизации рабочих процессов. А пока подождем, чем удивят наши и зарубежные производители в текущем году. 

 

Похожие записи

Оставить комментарий