Мобильный контроль: передвижные лаборатории для объектов НГК

Как театр начинается с вешалки, так и добыча в промышленных масштабах  «черного золота» и газа начинается с изучения и освоения месторождений. Объемы добычи непосредственно зависят от того, насколько эффективно проведены подготовительные работы, а те в свою очередь – от используемого оборудования, машин, технологий, в том числе и специального назначения. Впрочем, многое зависит и от геолого-климатических условий: само собой,  если дело касается северных широт, речь пойдет о совсем других технологиях и методах, нежели на юге.

 

 Но где бы ни проводились работы, одинаковой будет потребность в  транспорте специального назначения, который зачастую  отличается от стандартных моделей не измененными техническими характеристиками: улучшенным двигателем, необычным внешним видом, оснащением дополнительным оборудованием. Именно это и позволяет выполнять им определенный спектр задач, подчас узкоспециализированных.

 Одним из самых востребованных видов спецтранспорта, необходимого для освоения, запуска, а также дальнейшего поддержания успешного функционирования месторождения, относятся передвижные мобильные лаборатории.

 Основной задачей данного вида транспорта является  возможность осуществления оперативного выезда специалистов-экспертов на действующий объект и выполнение всех необходимых измерительных работ, обработки полученных данных. С помощью передвижных лабораторий решается целый спектр различных задач. С учетом того фактора, что для объектов нефтегазовой отрасли свойственно расположение в удаленных, труднодоступных местах, а также регулярно перемещение, этот вид спецтехники становится просто необходимым на всех этапах.

 Традиционно передвижные лаборатории монтируются на базе различных транспортных средств отечественных и иностранных производителей. Для лучше проходимости автомобили часто базируются на шасси грузовиков, а также имеют полный привод.

 

Оперативный контроль и  проверка

 

 В большинстве случае лаборатории изготавливаются под заказ. Салон такой машины обычно разделен на несколько зон: отсек для оператора, технический отдел, специальное место для хранения приборов и оборудования. Внутреннее пространство, оснащение и комплектация машины зависит от функционала и предназначения. Так, лаборатория контроля может дополнительно оборудоваться системой принудительной вентиляции, отопления, переговорными и другими устройствами. Питание обеспечивается либо внешним источником, либо электрогенератором, который может быть  подключен к основному двигателю автомобиля.

 

  Вообще же в зависимости от задач, которые стоят перед спецавто, выделяют несколько типов лабораторий, о которых дальше и пойдет речь.

 

  Наиболее востребованной и важной является мобильная лаборатория неразрушающего контроля. Она применяется для определения разнообразных параметров различных объектов без разрушения их целостности и обеспечения их бесперебойной эксплуатации. Задача такой машины – оперативно перевезти инженера-дефектоскописта и необходимое оборудование  на место проведения работ при возникновении аварийных ситуаций или других работ, требующих проведения полного комплекса радиографических исследований и выдачи заключений на месте. Неразрушающий контроль осуществляется путем наблюдения над параметрами и работоспособностью объекта, фиксации и последующего анализа результатов наблюдений, а также посредством использования неразрушающих методов контроля.

  В силу того, что не существует единого метода, с помощью которого можно отследить все необходимые параметры, обнаружить все дефекты, имеющие различную природу, передвижная лаборатория неразрушающего контроля должна быть укомплектована оборудованием различных типов и видов. Так, если необходимо выполнить задачи по выявлению дефектов сварных соединений магистральных трубопроводов, лаборатория оснащается устройствами, осуществляющими ультразвуковое исследование, просвечивание швом ультрафиолетовыми или инфракрасными лучами и прочие.

  Поскольку передвижные лаборатории неразрушающего контроля используются в различных условиях, нередко они монтируются на различных шасси, в том числе и повышенной проходимости.

  Кузов оснащен вспомогательным навесным оборудованием, в числе которого багажный ящик для инструмента 400х300 мм (с правой стороны внизу кузова) и трап-лестница. В комплекте идет  огнетушитель, знак аварийной остановки, противооткатные башмаки, медицинская аптечка, а также шанцевый инструмент. Водоснабжение осуществляется посредством 20-ти литровых канистр, которые располагаются в рабочем отсеке, и 5-ти литрового бака с электронагревателем над умывальником в среднем отсеке. 

 Для доставки персонала и оборудования для проведения поверки, технического обслуживания и ремонта узлов учета газа применяется передвижная метрологическая лаборатория.

 Для проведения работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту электрооборудования и поиска повреждений на линиях электропередач на объектах магистральных газопроводов используются передвижные электротехнические лаборатории.

  Если необходимо оперативно перевезти инженера-инспектора и специализированное оборудование для проведения работ по проверке качества бензина и дизельного топлива на АЗС, нефтебазах и топливных складах, используется мобильная лаборатория контроля качества нефтепродуктов.

 

  В настоящее время передвижные лаборатории для нужд НГК на шасси различных авто выпускает ряд компаний.

  К примеру, автомобиль-лабораторию, предназначенный для проведения неразрушающего контроля сварных соединений конструкций и трубопроводов на месторождениях нефти при автономном режиме работы, предлагает нефтяникам производственно-коммерческая структура «Нефтесервис». Машина выдерживает эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –40°С до + 50°С. 
Кузов состоит из трех отсеков, разделенных перегородками, толщина внешних стенок кузова составляет 80 мм. Передний и средний отсеки имеют вентиляционные люки в крыше кузова. 

Разработчик и производитель контрольно-измерительного оборудования для НГК ООО «Недракам»  разрабатывает и поставляет на рынок лаборатории исследования нефтяных и газовых скважин ГИС (геофизические подъемники) на базе Урал, ГАЗ, Уаз, КамАЗ, оснащенные консольной исследовательской лебедкой ЛКИ ГИС собственного производства. Подъемник ЛГИ НЕДРАКАМ предназначен для проведения спускоподъемных операций при гидродинамических и геофизических исследованиях в поисковых, разведочных, эксплуатационных скважинах, а также работ по освоению нефтегазовых месторождений и контролю за их разработкой. Лебедка выполняется с механическим, электрическим, гидравлическим либо с двойным  приводом. Лаборатория рассчитана на эксплуатацию в сложных дорожных и климатических условиях по Гост 16380-80 при температурах окружающего воздуха от -45 до 45 С, относительной влажности 80.

 Проведение полного комплекса промысловых гидродинамических исследований на установившихся и неустановившихся режимах нефтяных, газовых и газоконденсатных фонтанирующих скважин, обработку и интерпретацию полученных результатов с выдачей исходных данных о геолого-физических параметрах продуктивных пластов, добывных возможностях и оптимальных условиях эксплуатации скважин.

 

  Передвижной комплекс для исследования и освоения нефтегазовых и газоконденсатных скважин (ПКИОС) представляет ЗАО НТК «МНГК». Оборудование предназначено для автоматизированного измерения продукции  добывающих скважин при различных давлениях, сепарации жидкости с последующим наливом в автоцистерны и утилизацией (сжиганием)  попутного газа и подтоварной воды на факеле. Сбор продукции скважин после измерений производится как в нефтесборную систему  месторождений, так и в собственную автономную систему сбора нефти и воды с последующим вывозом в автоцистернах. Попутный газ так же используется как топлива для печей нагрева нефти и газоэлектростанций. Установка может использоваться в качестве мини ДНС или УПСВ на разведочных скважинах и для пробной эксплуатации месторождений.

 

***

  Завершить хотим небольшим нелирическим отступлением. Обратимся к цифрам и фактам. По итогам 2017 г. добыча нефти в России составила 546,8 млн т, что составило 99,9% по сравнению с предыдущим годом. В то же время добыча газа, включая природный, попутный и конденсатный, увеличилась до 704,1 млрд куб. м, что является историческим максимумом.

  Россия обладает значительным потенциалом для поддержания и увеличения достигнутого уровня добычи нефти и газа. При этом в нефтяном секторе наблюдается объективное ухудшение условий их добычи. Значительная часть эксплуатируемых месторождений вступила в стадию падающей добычи, а новые в большинстве случаев характеризуются худшими горно-геологическими и географическими параметрами, их разработка требует повышенных капитальных, эксплуатационных и транспортных затрат. Для компенсации падения добычи нефти на эксплуатируемых месторождениях необходимо освоение как новых месторождений в регионах с неразвитой или отсутствующей инфраструктурой, так и не вовлеченных в разработку запасов худшего качества в освоенных регионах.

  Результаты 2017 г. Служат наглядным подтверждением положительного эффекта проведенного в нефтяном секторе налогового маневра. Структурная реформа налоговой системы предусматривает поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)1. В соответствии с принятыми параметрами налогового маневра, предельная ставка экспортной пошлины на нефть была снижена с 59% в 2014 г. до 30% в 2017 г., а ставка экспортной пошлины на мазут повышена с 66 до 100% от ставки экспортной пошлины на нефть. Это создало стимулы для модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, развитию технологической базы, а такжеи привело к изменению ряда сложившихся тенденций. Так, среди проявившихся в 2015–2017 годах, можно выделить следующие:

•          Повышение глубины переработки нефти и снижение производства и экспорта мазута.

•          Увеличение экспорта сырой нефти, более эффективного для государственного бюджета по сравнению с экспортом мазута.

•          Снижение объема переработки нефти, что объясняется первыми двумя факторами.

 

  Согласно прогнозам экспертов, в дальнейшей перспективе при низких ценах на нефть возможности вовлечения в разработку новых месторождений и нетрадиционных запасов в России будут существенно ограничены. Это в первую очередь будет связано с неэффективностью инвестиций в наиболее высокозатратные проекты, к которым относится освоение месторождений на Арктическом шельфе. В настоящее время у России нет необходимой технологической базы и оборудования для разработки сложных шельфовых ресурсов, а доступ к необходимому зарубежному оборудованию и решениям перекрыт в связи с затянувшимися антироссийскими санкциями. Но, как известно, не Арктикой единой жива наша нефтегазовая отрасль, да и отечественные технологии тоже не стоят на месте. Как минимум обеспечить предприятия лабораториями, оснащенными необходимым современным оборудованием, которые позволят ускорить запуск объектов, а также контролировать и  поддерживать их нормальное функционирование, наши производители в силах.

 

 

Похожие записи

Оставить комментарий