Тяжелая артиллерия: чем живет рынок грузовой автотехники

Грузовой коммерческий транспорт занимает стратегически важное место в жизни современного человека, особенно когда речь идет о бизнесе. Эксперты отмечают стремительный рост рынка грузовой спецтехники в 2018 году. При этом ключевое значение приобретают вопросы технологии и комфортности перевозок.

 

Рынок в цифрах и фактах

 

Переломным для рынка стал 2015 года. Тогда впервые с начала XXI века было зафиксировано снижение средне- и многотоннажных – HCV и CV класса грузовых автомобилей на российских дорогах.  Росстат установил сокращение объема на 10 тыс. единиц – до 3 млн 830 тыс., тогда как на протяжении предыдущих 15 лет отечественный парк грузовиков демонстрировал прирост, пусть и не всегда регулярный. Причина падения достаточно прозаична и объяснима – ухудшившаяся общая экономическая ситуация в стране, одним из побочно-сопутствующих явлений которой стало сокращение объема перевозок на 7% по сравнению с 2014 годом.  Впрочем, общий тоннаж перевозок оставался на прошлом, весьма значительном, уровне – более 5 млрд т.

Раз уж мы начали говорить об изменениях, произошедших с начала века, то стоит отметить и практически вдвое увеличившуюся протяженность автодорог общего пользования, а также удвоившуюся до 50 км среднюю дальность перевозок.

Но при этом грузовой автопарк снижался. Основной причиной спала стало его физическое старение. К примеру, на начало 2016 года средний возраст грузовых автомобилей в России превысил 19 лет, 2/4 автомобилей были старше 10 лет, 2/3 – старше 15 лет. При этом все тот же экономический кризис привел к обвалу инвестиций транспортных операторов в обновление основных средств, что в итоге повлекло спад объем продаж грузовых автомобилей в 2,5 раза. А если учесть тот факт, что с возрастом автомобиля увеличиваются и удельные затраты на его содержание и ремонт, на выходе получаем снижение показателей экономической рентабельности и выгоды эксплуатации такого грузовика.

Но вернемся к ситуации на рынке. Как уже отметили выше, после спада в 2015 году в 2016 году уже был отмечен пусть и скромный, но рост, продолжившийся в последующих годах. Одной из причин стали государственные меры поддержки льготного кредитования и лизинга

 

2017 год в свою очередь стал для рынка еще более успешным. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2017 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,2 тыс. единиц, что на 50,4% больше, чем в 2016 году.

Лидерские позиции на рынке уже не первый год удерживает российский производитель KAMAZ, на долю которого в 2017 году пришлось 33% от общего объема 26,4 тыс. штук, что на 30,6% больше, чем в 2016 году. На втором месте располагается другой отечественный бренд – GAZ, показатель которого составил 7,8 тыс. машин (+6,9%). Замыкает тройку финалистов шведский Volvo (6 тыс. шт.; +246,6%). В пятерку лидеров также попали шведская Scania (5,7 тыс. шт.; +126,2%) и немецкий Mercedes-Benz (5,6 тыс. шт.; +173,1%). Примечательно, что вся десятка лидеров по итогам прошедшего года демонстрирует рыночный рост, причем у половины он выражен трехзначными цифрами.

Если говорить о наиболее популярных моделях, то лидером рейтинга стал KAMAZ 43118, показатель которого составил 5,9 тыс. экземпляров (+26%). Далее порядок следующий: Mercedes-Benz Actros (5,1 тыс. шт.; +192,8%), GAZ Gazon Next (5 тыс. шт.; +12,9%), KAMAZ 65115 (4,7 тыс. шт.; +26,8%) и КАМАZ 6520 (4,5 тыс. шт.; +46,1%). В десятке моделей-лидеров также наблюдается исключительно положительная рыночная динамика.

По итогам же декабря 2017 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 10,5 тыс. штук (+50,8%). Самая высокая динамика – у шведской Scania R (+486,9%).

Тенденция роста рынка сохранилась и в 2018 году. Так, по данным все того же «АВТОСТАТа», в первом полугодии 2018 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 37,9 тыс. единиц, что на 20,1% больше, чем годом ранее. При этом в июне рынок вырос на 1,3% до 6,7 тыс. экземпляров. Лидером рынка грузовиков по-прежнему остается KAMAZ, на долю которого по итогам января – июня пришлось 31,7% от общего объема, или 12 тыс. реализованных экземпляров, что на 7,3 % выше результата годичной давности. На втором месте располагается другой отечественный бренд – GAZ, показатель которого составил 4 тыс. автомобилей (+12,2%). Замыкает первую тройку шведский Volvo (3,2 тыс. шт.), объем рынка которого вырос на 53,4%. В пятерку лидеров также попали шведская Scania (2,7 тыс. шт.; +38,2%) и немецкий MAN (2,2 тыс. шт.; +47%). Стоит отметить, что в первой десятке все бренды по итогам полугодия демонстрируют положительную динамику.

 

ТОП-10 МАРОК РОССИЙСКОГО РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В 1 ПОЛУГОДИИ 2018 г. (шт.)

 

Марка

Июнь2018

Июнь 2017

Изм., %

6 мес. 2018

6 мес. 2017

Изм., %

1

KAMAZ

1 998

2 088

-4,3

12 012

11 199

7,3

3

GAZ

650

694

-6,3

3 960

3 530

12,2

3

VOLVO

733

553

32,8

3 239

2 111

53,4

4

SCANIA

472

497

-5,0

2 685

1 943

38,2

5

MAN

384

398

-3,5

2 238

1 522

47,0

6

MERCEDEC

424

554

-23,5

1 951

1 939

0,6

7

MAZ

338

274

23,4

1 784

1 648

8,3

8

ISUZU

260

324

-19,8

1 647

1 565

5,2

9

DAF

224

406

-44,8

1 449

1 300

0,6

10

URAL

212

159

33,3

1 449

1 300

11,5

 

Всего по России

6 735

6 649

1,3

37 880

31 545

20,1

 

В модельной структуре по итогам полугодия лидером является KAMAZ 43118 (3,2 тыс. шт.; +22,9%). Следом идут GAZ Gazon Next, объем рынка которого составил 2,7 тыс. шт. (+20,8%) и VOLVO FN (2,4 тыс. шт.; +52,6%). В пятерку лидеров также входят KAMAZ 5490 (2,4 тыс. шт.; +63,2%) и КАМАЗ 65115 (2,2 тыс. шт.; +6,7%).

ТОП-10 МОДЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В 1 ПОЛУГОДИИ 2018 г. (шт.) 

 

Модель

Июнь2018

Июнь 2017

Изм., %

6 мес. 2018

6 мес. 2017

Изм., %

1

KAMAZ 43118

510

368

38,6

3 183

2 589

22,9

2

GAZ GAZON NEXT

464

459

1,1

2 668

2 209

20,8

3

VOLVO FH

554

408

35,8

2 415

1 583

52,6

4

KAMAZ 5490

424

376

12,8

2 393

1 466

63,2

5

KAMAZ 65115

424

367

15,5

2 174

2 038

<

Похожие записи

Оставить комментарий