Грузовой коммерческий транспорт занимает стратегически важное место в жизни современного человека, особенно когда речь идет о бизнесе. Эксперты отмечают стремительный рост рынка грузовой спецтехники в 2018 году. При этом ключевое значение приобретают вопросы технологии и комфортности перевозок.
Рынок в цифрах и фактах
Переломным для рынка стал 2015 года. Тогда впервые с начала XXI века было зафиксировано снижение средне- и многотоннажных – HCV и CV класса грузовых автомобилей на российских дорогах. Росстат установил сокращение объема на 10 тыс. единиц – до 3 млн 830 тыс., тогда как на протяжении предыдущих 15 лет отечественный парк грузовиков демонстрировал прирост, пусть и не всегда регулярный. Причина падения достаточно прозаична и объяснима – ухудшившаяся общая экономическая ситуация в стране, одним из побочно-сопутствующих явлений которой стало сокращение объема перевозок на 7% по сравнению с 2014 годом. Впрочем, общий тоннаж перевозок оставался на прошлом, весьма значительном, уровне – более 5 млрд т.
Раз уж мы начали говорить об изменениях, произошедших с начала века, то стоит отметить и практически вдвое увеличившуюся протяженность автодорог общего пользования, а также удвоившуюся до 50 км среднюю дальность перевозок.
Но при этом грузовой автопарк снижался. Основной причиной спала стало его физическое старение. К примеру, на начало 2016 года средний возраст грузовых автомобилей в России превысил 19 лет, 2/4 автомобилей были старше 10 лет, 2/3 – старше 15 лет. При этом все тот же экономический кризис привел к обвалу инвестиций транспортных операторов в обновление основных средств, что в итоге повлекло спад объем продаж грузовых автомобилей в 2,5 раза. А если учесть тот факт, что с возрастом автомобиля увеличиваются и удельные затраты на его содержание и ремонт, на выходе получаем снижение показателей экономической рентабельности и выгоды эксплуатации такого грузовика.
Но вернемся к ситуации на рынке. Как уже отметили выше, после спада в 2015 году в 2016 году уже был отмечен пусть и скромный, но рост, продолжившийся в последующих годах. Одной из причин стали государственные меры поддержки льготного кредитования и лизинга
2017 год в свою очередь стал для рынка еще более успешным. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2017 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,2 тыс. единиц, что на 50,4% больше, чем в 2016 году.
Лидерские позиции на рынке уже не первый год удерживает российский производитель KAMAZ, на долю которого в 2017 году пришлось 33% от общего объема 26,4 тыс. штук, что на 30,6% больше, чем в 2016 году. На втором месте располагается другой отечественный бренд – GAZ, показатель которого составил 7,8 тыс. машин (+6,9%). Замыкает тройку финалистов шведский Volvo (6 тыс. шт.; +246,6%). В пятерку лидеров также попали шведская Scania (5,7 тыс. шт.; +126,2%) и немецкий Mercedes-Benz (5,6 тыс. шт.; +173,1%). Примечательно, что вся десятка лидеров по итогам прошедшего года демонстрирует рыночный рост, причем у половины он выражен трехзначными цифрами.
Если говорить о наиболее популярных моделях, то лидером рейтинга стал KAMAZ 43118, показатель которого составил 5,9 тыс. экземпляров (+26%). Далее порядок следующий: Mercedes-Benz Actros (5,1 тыс. шт.; +192,8%), GAZ Gazon Next (5 тыс. шт.; +12,9%), KAMAZ 65115 (4,7 тыс. шт.; +26,8%) и КАМАZ 6520 (4,5 тыс. шт.; +46,1%). В десятке моделей-лидеров также наблюдается исключительно положительная рыночная динамика.
По итогам же декабря 2017 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 10,5 тыс. штук (+50,8%). Самая высокая динамика – у шведской Scania R (+486,9%).
Тенденция роста рынка сохранилась и в 2018 году. Так, по данным все того же «АВТОСТАТа», в первом полугодии 2018 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 37,9 тыс. единиц, что на 20,1% больше, чем годом ранее. При этом в июне рынок вырос на 1,3% до 6,7 тыс. экземпляров. Лидером рынка грузовиков по-прежнему остается KAMAZ, на долю которого по итогам января – июня пришлось 31,7% от общего объема, или 12 тыс. реализованных экземпляров, что на 7,3 % выше результата годичной давности. На втором месте располагается другой отечественный бренд – GAZ, показатель которого составил 4 тыс. автомобилей (+12,2%). Замыкает первую тройку шведский Volvo (3,2 тыс. шт.), объем рынка которого вырос на 53,4%. В пятерку лидеров также попали шведская Scania (2,7 тыс. шт.; +38,2%) и немецкий MAN (2,2 тыс. шт.; +47%). Стоит отметить, что в первой десятке все бренды по итогам полугодия демонстрируют положительную динамику.
ТОП-10 МАРОК РОССИЙСКОГО РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В 1 ПОЛУГОДИИ 2018 г. (шт.)
№ |
Марка |
Июнь2018 |
Июнь 2017 |
Изм., % |
6 мес. 2018 |
6 мес. 2017 |
Изм., % |
1 |
KAMAZ |
1 998 |
2 088 |
-4,3 |
12 012 |
11 199 |
7,3 |
3 |
GAZ |
650 |
694 |
-6,3 |
3 960 |
3 530 |
12,2 |
3 |
VOLVO |
733 |
553 |
32,8 |
3 239 |
2 111 |
53,4 |
4 |
SCANIA |
472 |
497 |
-5,0 |
2 685 |
1 943 |
38,2 |
5 |
MAN |
384 |
398 |
-3,5 |
2 238 |
1 522 |
47,0 |
6 |
MERCEDEC |
424 |
554 |
-23,5 |
1 951 |
1 939 |
0,6 |
7 |
MAZ |
338 |
274 |
23,4 |
1 784 |
1 648 |
8,3 |
8 |
ISUZU |
260 |
324 |
-19,8 |
1 647 |
1 565 |
5,2 |
9 |
DAF |
224 |
406 |
-44,8 |
1 449 |
1 300 |
0,6 |
10 |
URAL |
212 |
159 |
33,3 |
1 449 |
1 300 |
11,5 |
|
Всего по России |
6 735 |
6 649 |
1,3 |
37 880 |
31 545 |
20,1 |
В модельной структуре по итогам полугодия лидером является KAMAZ 43118 (3,2 тыс. шт.; +22,9%). Следом идут GAZ Gazon Next, объем рынка которого составил 2,7 тыс. шт. (+20,8%) и VOLVO FN (2,4 тыс. шт.; +52,6%). В пятерку лидеров также входят KAMAZ 5490 (2,4 тыс. шт.; +63,2%) и КАМАЗ 65115 (2,2 тыс. шт.; +6,7%).
ТОП-10 МОДЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В 1 ПОЛУГОДИИ 2018 г. (шт.)
№ |
Модель |
Июнь2018 |
Июнь 2017 |
Изм., % |
6 мес. 2018 |
6 мес. 2017 |
Изм., % |
1 |
KAMAZ 43118 |
510 |
368 |
38,6 |
3 183 |
2 589 |
22,9 |
2 |
GAZ GAZON NEXT |
464 |
459 |
1,1 |
2 668 |
2 209 |
20,8 |
3 |
VOLVO FH |
554 |
408 |
35,8 |
2 415 |
1 583 |
52,6 |
4 |
KAMAZ 5490 |
424 |
376 |
12,8 |
2 393 |
1 466 |
63,2 |
5 |
KAMAZ 65115 |
424 |
367 |
15,5 |
2 174 |
2 038 |
<
Похожие записи |