Практически на протяжении века неизменными участниками производственных и складских процессов являются различные погрузочные машины. Все также, как и сто лет назад, они исправно выполняют основную задачу подъема, перемещения и опускания грузов с одного места в другое. Впрочем, годы технологического прогресса не прошли бесследно, и современные машины значительно отличаются от своих предшественников. Главные метаморфозы происходят с точки зрения безопасности, эргономики и альтернативных источников топлива.
Вряд ли кто-то станет оспаривать тот факт, что для эффективной работы современного склада правильно подобранная спецтехника значит ничуть не меньше, чем современные технологии или логистические алгоритмы, что позволяют держать под контролем весь процесс от приемки до отпуска. Чтобы удовлетворять запросы пользователей и отвечать требованиям безопасности, производители поставляют на рынок большое количество разнообразных моделей, различных не только по размеру, грузоподъемности, техническим характеристикам и функционалу, но и по типу двигателя.
На данный момент складскую технику в мире принято классифицировать по системе, предложенной Industrial Truck Association (ITA). Так, техника I, II и III класса оснащается электродвигателем, а техника класса IV-V – двигателем внутреннего сгорания.
На мировой арене последние годы электрическая складская техника все активнее теснит газовые и дизельные машины. Основная причина – открытие огромного числа складов категории «А», а также логистических центров. Немаловажную роль играет и тот факт, что величина эксплуатационных затрат на электропогрузчики существенно ниже. Наконец, далеко не последнее место по значимости занимает экологический аспект.
Данные преимущества электрической спецтехники играют принципиальную роль в складском хозяйстве. Во-первых, это связано с тем, что большинство единиц хранения на складе находится в закрытых помещениях, где вопросы безопасности для здоровья персонала и сохранности товара, нередко скоропортящегося либо требующего особого температурного режима, являются первоочередными. Электрические погрузчики, штабелеры и другие машины оптимально подходят для эксплуатации в закрытых помещениях, так как при их работе не выделяются токсичные вещества, а отсутствие процесса горения топлива в двигателе обеспечивает бесшумность работы.
Да и по экономичности электропогрузчики также выигрывают у своих аналогов, работающих на дизельном или газовом топливе. Минусом можно назвать более высокую изначальную стоимость электрической техники, но и здесь на самом деле палка о двух концах, так как затрата на покупку с лихвой окупается в процессе эксплуатации, ведь обслуживание таких машин требует минимальных расходов, чего не скажешь о моделях с ДВС.
Ведущими мировыми производителями складской спецтехники в мире на настоящий момент являются Toyota Industries Corp. (бренды Toyota, BT), Kion Group (Linde, Still, OM, Baoli), Jungheinrich Lift Truck Corp (Jungheinrich), NACCO Industries (Yale, Hyster), Crown Equipment Corp. (Crown), Mitsubishi Caterpillar Forklift (Mitsubishi, CAT), Komatsu Utility Co. (Komatsu), Nissan Forklift Corp. (Nissan, Atlet), TCM Corp. (TCM), Anhui Forklift Group (Heli). В модельном ряду каждого производителя машины с электродвигателем занимают большую часть.
Более того, современные модели складской техники с электродвигателем очень часто становится сферой приложения инновационных решений. Так, к примеру, один из мировых лидеров производства спецтехники для склада, немецкая компания Jungheinrich на базе своей популярной модели вертикального комплектовщика заказов EKS 215 разработала беспилотную транспортную систему EKS 215a. Беспилотный комплектовщик оснащен специальными сканерами, позволяющими ему зафиксировать препятствие и остановиться, если на его пути окажется человек или другой объект. Управление EKS 215a осуществляется с помощью лазерной навигационной системы — для ее работы на объектах по ходу движения машины устанавливаются отражатели. В дополнение к стандартной системе безопасности беспилотного комплектовщика на нем также установлены боковые датчики контроля и кнопки аварийной остановки. Рассчитанный на грузоподъемность 1,5 тонны, EKS 215a оснащен электродвигателем с технологией трехфазного переменного тока. Он способен автоматически поднимать грузы на высоту до 6 метров и развивать скорость до 2,5 метра в секунду. К слову, комплектовщик заказов EKS 215a – не единственная беспилотная модель Jungheinrich; концерн выпускает ряд других беспилотных транспортных систем, грузоподъемность которых достигает 5 т. Благодаря отказу от платформы оператора все они обладают компактными габаритами и более высокой маневренностью.
Также в последнее время эксперты также на фоне развития складской инфраструктуры во всем мире отмечают рост подсегмента узкопроходных складских машин, и с каждым годом эта тенденция набирает обороты. Так, ведущие мировые производители, отстаивая свои позиции на рынке, предлагают все новые, более совершенные модели, позволяющие за счет небольшой ширины и воплощенных в них удачных конструктивных решений эффективно решать текущие задачи в условиях весьма ограниченного пространства.
На самом деле увеличение спроса на модели узкопроходных складских машин является лишь частью общей тенденции к увеличению числа решений, учитывающих индивидуальные особенности логистики конкретных предприятий или складов для определенной группы товаров. К числу таких машин относятся четырехходовые погрузчики, погрузчики с боковой загрузкой и некоторые другие типы машин, выпускаемые, к примеру, компанией Combilift. Примечательно, что для большинства серий выпускаемых погрузчиков этот ирландский производитель спецтехники предлагает на выбор установку дизельного, газового или электрического двигателя.
Но, несмотря на рост производства складской техники с электродвигателем во всем мире, в России процент этих машин существенно меньше. Так, если в странах Западной Европы доля техники с ДВС составляет только 20% от общего объема продаж, на российском рынке дизельные погрузчики все еще пользуются большим спросом.
Причина в первую очередь в недостаточно высоком качестве отечественных складов. Немаловажную роль играют и климатические условия нашей страны в сочетании с особенностями организации отечественного складского дела. Нередко складские помещения, располагающиеся на одной территории, значительно удалены друг от друга, а электрические машины не могут долго работать в уличных условиях, особенно при низких температурах. Впрочем, в последние годы на фоне строительства новых складов, а также модернизации действующих помещений отечественных компаний наблюдается тенденция увеличения спроса на электрические погрузчики.
В настоящее время на российском рынке представлены практически все мировые производители складской техники. Часть из них работают напрямую, открывая свои филиалы в крупных регионах РФ, другие используют обширную дилерскую сеть. Примечательно, что позиции бренда на мировом рынке зачастую значительно отличается от занимаемой на рынке отечественном. Причин несколько: это и особенности спроса, и специфика работы того или иного производителя, и стоимость техники, а также владения, расходных материалов, запчастей, а также доступность сервиса в различных регионах страны также имеют высокое значение. На сегодняшний день среди российских потребителей наибольшим спросом пользуется техника таких брендов, как Caterpillar, Nissan, Doosan, Komatsu, Pramac Lifter, XCMG, UniCarriers, Eurolifter.
По данным Торговой системы спецтехники, в 2017 году наиболее популярной маркой вилочных погрузчиков стал Komatsu (более 250 предложений). Средняя цена на новую машину варьируется в районе 590 000-2 000 000 руб., в зависимости от модели и года выпуска. Максимум за Komatsu FD30T-17 грузоподъемностью 5 т, 2017 года выпуска, за который просили 2 500 000 руб. Небольшой и компактный FG15T-20 грузоподъемностью 1,5 т можно было купить за 300 000 руб.
В категории фронтальных колесных погрузчиков лидерство за китайскими производителями (более 1400 предложений). Новые машины бренда XCMG торгуются от 1 400 000 руб. до 24 542 823 руб. SDLG/LINGONG LG936L 2017 года выпуска можно приобрести за 3 100 000 руб. Азиатским брендам составляет конкуренцию белорусская марка фронтальных погрузчиков «Амкодор». Средняя стоимость новой машины – от 1 780 000 руб., б/у – 1 400 000 руб.
Также большой популярностью пользуется продукция американской корпорации Yale Materials Handling Corporation. Средняя цена на новую технику этого бренда – 900 000 руб. Стоимость подержанных штабелеров варьируется от 300 000 руб. до 418 000 руб.
Голубев Дмитрий Александрович, заместитель руководителя направления продаж подъемно-транспортного оборудования ООО «НАК Машинери»:
– Наша компания является официальным дилером в России техники Yale, применяемой в складских и производственных помещениях. Мы поставляем на рынок широкую линейку техники для различных задач и условий эксплуатации: гидравлические тележки, транспортировщики паллет, самоходные штабелеры, ричтраки, комплектовщики заказов горизонтальные и вертикальные, авто и электропогрузчики. Машины отличаются надежность, высокими эксплуатационными свойствами, богатой комплектацией, удобством работы оператора, простотой конструкции и ремонтопригодностью.
Yale Europe Materials Handling стремится предложить заказчикам, техника которых работает в наиболее интенсивных условиях эксплуатации, самые современные решения для повышения эффективности и снижения совокупной стоимости владения. С этой целью она начала сотрудничество с компанией Midac SpA, благодаря которому на мировой рынок был представлен ряд новых моделей техники с использованием литий-ионных источников питания. В результате совместных с ведущим европейским поставщиком батарей и зарядных устройств работ клиенты Yale теперь смогут извлечь максимальную выгоду из преимуществ литий-ионной технологии.
Не менее востребована у отечественных потребителей продукция бельгийского концерна Eurolifter, выпускающая оборудование, необходимое для работы со средним, высоким грузооборотом – самоходные штабелеры, гидравлические тележки, электроштабелеры и другие. Стоимость ряда моделей Eurolifter, представленных в Торговой системе спецтехники, колеблется в диапазоне 290 000-1 350 000 руб. От 220 000 руб торгуется подержанный Eurolifter ELF Highpower 15/25 SKX, 2013 года выпуска. Штабелеры Eurolifter серии ELH Compact и серии ELS EasyPower от дилера можно купить, от 30 000 руб. и 85 000 руб. соответственно.
Впрочем, есть на рынке и российские компании. Среди отечественных производителей можно выделить следующих ключевых игроков:
- ГК «Волжский погрузчик». На производственных площадях компании в Нижнем Новгороде. выпускают более 30 моделей и модификаций лицензионных погрузчиков тайваньской марки VP (Tailift), в том числе газовые, дизельные и электрические машины грузоподъемностью 1,5-10 т. «Волжский погрузчик» также производит технику собственной разработки. В частности, дизельный аппарат с гидростатической трансмиссией VP D35H, грузоподъемностью до 3,5 т.
- ЗАО «Петербургский тракторный завод». Компания специализируется на выпуске дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин, но не так давно ассортимент был расширен дизельными погрузчиками. На данный момент в линейке три модели грузоподъемностью от 2 до 5 т, высота перемещения груза при этом может составлять до 3 м. Произвоитель характеризует свои погрузчики как надежные, простые в управлении и пригодные к интенсивной эксплуатации машины.
- ОАО «МЗ им. М.И. Калинина». Продуктовый портфель компании включает три модификации аккумуляторных машин грузоподъемностью 1-2 т, оснащенных кислотными или щелочными батареями. Кроме этого, потребителям доступны две модели дизельных погрузчиков грузоподъемностью 1,5-3 т, с возможностью перемещения поклажи на высоту 3-6 м. Благодаря оптимальной компоновке элементов техники и противовеса машины отличаются компактными размерами и небольшим весом, на 0,08-0,25 т ниже, нежели у зарубежных аналогов.
- ОАО «Тверской экскаватор». На данный момент завод предлагает дизельный вилочный погрзучик ВП-05 грузоподъемностью 4 т, с максимальной высотой подъема вил на 4,5 м. Машины могут быть исполнены в различных модификациях, в том числе с дооборудованием 4-х вильным захватом для перемещения грузов-длинномеров, крюковой подвеской стрелы или ковшом.
- АО «СЭГЗ». В ассортименте завода, специализирующегося на выпуске современного авиационного электрооборудования, имеются две линейки электрокаров и электротележек, предназначенных для работы внутри и снаружи складских помещений. Компактные модели электрокаров серии ЕТ с неподвижной платформой способны перемещать грузы до 3 т. Электротележки серии ЭК грузоподъемностью 2 т, обладают повышенной маневренностью, надежностью, низкими эксплуатационными расходами.
Резюмируя, отметим следующее. Если анализировать тенденции рынка, то очевидно уже сейчас, что, несмотря на восстановление рынка по объему ввоза, структура спроса еще уступает докризисной. Впрочем, наблюдается стабильное увеличение спроса на решения, учитывающие индивидуальные особенности логистики конкретного предприятия. В частности, на четырехходовые погрузчики, погрузчики с боковой загрузкой и ряд других специфических продуктов. Внедрение такого рода решений часто является экономически выгодным для компаний, особенно учитывая стоимость строительства качественных складских помещений.
Следуя далее, напомним одну старую как мир поговорку: «Скупой платит дважды». Пользователи давно заметили, что зачастую выгоднее приобретать более дорогое, но вместе с тем качественное оборудование, так как совокупные расходы за весь период его эксплуатации все-таки ниже, чем у более дешевых аналогов. В связи с этим покупатели все чаще отдают предпочтение агрегатам премиум-сегмента. ввиду их большей производительности и функциональности. Крупные игроки рынка, реагируя на ситуацию на рынке и тенденции, инвестируют значительные суммы в исследовательские мероприятия и разработки с целью обеспечения пользователей максимально надежной и экономичной техникой.
Само собой, позволить себе новое дорогостоящее оборудование могут далеко не все. Поэтому среди некрупных предприятий достаточно высоким остается спрос на бывшие в употреблении машины, а также на услуги аренды техники. А что же с электрическими погрузчиками?
Впрочем, с точки зрения безопасности эксплуатации электротранспорт — лишь наиболее распространенный, но далеко не единственный вариант. Так, в текущем десятилетии набирает обороты производство погрузчиков, работающих на водородных топливных элементах. Не исключено, что уже в ближайшем будущем эти машины займут отдельную нишу на рынке складской техники. Но это все потом, а пока же в мире на каждый проданный погрузчик с двигателем внутреннего сгорания приходится четыре электропогрузчика, но при этом однозначного мнения об исходе битвы между электродвигателями и газовыми и дизельными агрегатами все еще нет. Как минимум в России эта битва будет идти еще долго. Если же говорить конкретно об отечественных производителях, эксперты ожидают, что определенная нормализация общей экономической ситуации в стране и ввод в эксплуатацию все новых складских комплексов, а также модернизация уже приведет к увеличению их доли на рынке. Немаловажную роль в этом сыграют и модели с электродвигателями.