Пензенская агломерация, в которую входят сам областной центр, Заречный и Засечный сельсовет Пензенского района, является одним из лидеров по реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». В прошлом году она заняла второе место в рейтинге субъектов Российской Федерации, участвовавших в проекте. В регионе отремонтировали более 94 км дорог, установили 85 новых светофоров, 12 км пешеходного ограждения, 86 км бордюрного камня и обеспечили уличное освещение на 7,5 км магистралей. Показатель соответствия транспортно-эксплуатационного состояния дорог нормативным требованиям был доведен в агломерации до 51,8 %.
Министр строительства и дорожного хозяйства Пензенской области Александр Гришаев рассказал о состоянии дорог в Пензенской области, о том, как проходила реализация проекта в этом году, какие мероприятия проводятся по контролю качества выполнения дорожных работ, как осуществляется исполнительская дисциплина.
– Александр Георгиевич, поделитесь опытом реализации на территории Пензенской агломерации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».
– Обозначая задачи на 2018 год, мы планировали выполнить ремонт 127,144 км на 128 автомобильных дорогах Пензенской агломерации (в Пензе – 94 км, в Заречном – 3 км, в Засечном сельсовете – 15 км, а также 15 км региональных дорог) и привести показатель соответствия транспортно-эксплуатационного состояния дорог нормативным требованиям агломерации до 59,87 %, а число мест концентрации ДТП сократить с 76 % до 48 %.
Объем денежных средств на 2018 год составил 1 462,77 млн руб., в том числе федеральный бюджет – 730,0 млн руб. В программу реализации вошли 211 объектов ремонта, из них 133 объекта – это автодороги.
Работа по подготовке объектов ремонта 2018 года началась еще прошлой осенью. Был составлен их предварительный список, собрана необходимая документация. Подрядные организации заблаговременно заготовили нужное количество материалов для проекта «Безопасные и качественные дороги» – 163 354 т щебня и 9 890 т битума.
Это позволило до 31 марта провести аукционы и заключить контракты по 187 объектам, и подрядные организации приступили к работам раньше, чем в прошлом году.
Были проведены работы на 210 объектах агломерации. Выполнен ремонт покрытия 128,5 км на 133 автомобильных дорогах, завершены работы по установке 921 дорожных знаков, установлено 3740 пог. м барьерного ограждения, восстановлено 39 светофорных объектов, проведен ремонт 12 водопропускных труб, восстановлено 2 автопавильона, проведен ремонт 26 905 пог. м тротуаров, выполнены работы по устройству 600 м искусственного освещения.
Стоит отметить, что в этом году для удобства автомобилистов на основных магистралях города асфальт укладывался в ночное время. Работы по всем объектам были произведены по графику: все подрядные организации выполнили работы согласно срокам, установленным контрактом.
В рамках проекта приведено в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог агломерации 59,87 %. Уменьшено количество мест концентрации ДТП на дорожной сети агломерации с 25 шт. до 16 шт.
– Какие конкретно проблемы удалось устранить?
– В областном центре были проведены реконструкция автодороги по ул. Попова, строительство подъезда к территории парка «Союз», ремонт дорожного покрытия на ул. Аустрина, ул. Чкалова и ул. Средняя.
Долгое время жители агломерации выражали свое недовольство по поводу образования в утренние и вечерние часы заторов на переезде через железнодорожные пути в районе Мясокомбината. Переезд находился в ненормативном состоянии. Асфальтовое покрытие было разбито, и автомобилистам приходилось сбрасывать скорость и аккуратно переезжать его.
Благодаря проекту эту проблему удалось устранить. За одну ночь подрядная организация провела работу по замене старого асфальта на резинокордовое покрытие через переезд, что позволило в разы увеличить пропускную способность. Теперь автолюбители спокойно там проезжают с допустимой скоростью, не боясь повредить свой транспорт.
Проведен ремонт покрытия проезжей части путепровода через железную дорогу по ул. Баумана, и отремонтировано покрытие проезжей части моста через р. Пенза по ул. Терновского. Общая протяженность ремонта составила 650 м.
Также в этом году проведен ремонт покрытия проезжей части моста через р. Сура по ул. Чаадаева общей протяженностью 700 м.
Все работы выполнены в установленные сроки.
– Переезд на ул. Аустрина отремонтировали?
– Ремонт ул. Аустрина завершен. Выполнены работы по установке бортового камня, устройству покрытия дорожной части с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона. Подрядная организация уложила асфальт на съездах с основной магистрали и провела работы по благоустройству.
Тревогу эта улица вызывала, потому что там работал московский подрядчик. Но была достигнута договоренность, они заключили контракт с нашей ремонтно-строительной дорожной организацией, которая работала на субподряде.
– Когда ваши руки дойдут до ул. Чкалова и Попова? Успеют ли там сделать все вовремя?
– По этим двум объектам – ул. Попова и Чкалова – работы были чуть смещены. На ул. Чкалова это обусловлено тем, что мы там меняем сети. Ремонт ул. Чкалова намечено провести в следующем году. По реконструкции ул. Попова был проведен аукцион, подрядная организация будет обязана выполнить все работы в сроки, установленные контрактом.
– Александр Георгиевич, как Пензенская агломерация попала в программу «Безопасные и качественные дороги»?
– По поручению председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и во исполнение решений, принятых на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Министерство транспорта РФ подготовило методические рекомендации по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций (ПКРТИ) в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» на 2017–2025 годы.
В Пензенской области была создана рабочая группа по разработке местной программы. Проект согласовали начальник ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства», глава администрации Пензы, начальник управления ГИБДД УМВД России по Пензенской области, начальник МУГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия, министр строительства и дорожного хозяйства Пензенской области и директор Волгоградского филиала ФАУ «РосдорНИИ».
24 января 2017 года программу утвердил губернатор Иван Белозерцев, 27 января документы согласовали в Федеральном дорожном агентстве (защита денежных средств) и ФКУ «Росдортехнологии» (защита целевых показателей).
В региональную программу Пензенской области «Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014–2020 годы» программа по ПКРТИ была включена в качестве аналитического приложения.
17 февраля было подписано соглашение с Федеральным дорожным агентством о выделении федеральных средств.
– Как вы справились с ремонтом дорог в прошлом году? Какой объем работы был проделан?
– В 2017-м по проекту «Безопасные и качественные дороги» отремонтировали 94,84 км, освоен 1 млрд 252 млн 80 тыс. руб. Был достигнут показатель приведения в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог 51,8 % (452,26 км) при плановом 50,6 % (441,51 км). Количество мест концентрации ДТП на дорожной сети агломерации в 2017-м уменьшилось с 33 до 25.
– Каким образом вы проверяете качество выполненных работ?
– Контроль осуществляет сам заказчик, например, мэрия Пензы. Ее структуры заключают договор на технический надзор с организацией, у которой есть на это соответствующая лицензия. Также за качеством наблюдает Росавтодор. Совсем недавно из Пензы уехала комиссия из этого ведомства в составе девяти человек. Они проверили качество и объем выполненных по проекту работ.
Надо сказать, что и общественность очень серьезно сейчас контролирует процесс, средства массовой информации. Игнорировать их мнение просто преступно.
– По какому принципу выбираются дороги, которые ремонтируют в рамках программы?
– При выборе дорог муниципалитеты учитывают различные критерии, такие как состояние полотна, интенсивность движения и другие.
Принимается во внимание и мнение граждан. На сайте «Открытая Пенза» жители могут вносить свои предложения по ремонту тех или иных улиц, проведение реконструкции ул. Попова как раз можно отнести к просьбам жителей города.
– Удается ли экономить средства на торгах? Если да, то что делается на эти деньги?
– В этом году при проведении торгов сложилась экономия денежных средств, что позволило дополнительно включить в программу этого года 13 объектов, включая как раз ул. Попова, ремонт тротуаров по ул. Транспортная, ул. Кустанайская, ул. Тарханова, ул. Долгорукого, ул. 8 Марта, пр. 1-й Онежский, ул. Бакунина, ул. Советская, ул. Лермонтова, восстановление остановочного пункта “Библиотека” по ул. Кирова, ремонт проезжей части дороги по ул. Средняя, ремонт тротуара и обустройство парковки по ул. Коммунистическая в районе дома № 35.
Кроме этого, построили дорогу «Подъезд к территории индустриального парка «Союз» (Гидрострой), обустроили пешеходный переход на ул. Мясницкой.
Подрядная организация завершила ремонт участка автодороги Ленинский лесхоз – с. Богословка с км 2+300 по км 3+300. На участке протяженностью 1000 м были выполнены работы по фрезерованию, устройству выравнивающего слоя и верхнего слоя щебеночно-мастичного асфальтобетона. Проведены работы по укреплению обочин. Выполнен ремонт съездов.
В 2019 году ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» планирует продолжить ремонт данной автодороги.
– Александр Георгиевич, какие работы запланированы в рамках приоритетного проекта « Безопасные и качественные дороги» на будущий 2019 год?
– В 2019 году работы по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги» будут продолжены.
Предварительно одобрена программа дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети Пензенской области, а также Пензенской агломерации на 2019–2024 годы в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В рамках реализации проекта в 2019 году планируем провести ремонт 136,1 км автодорог агломерации, в том числе в г. Пензе – 108,6 км, в г. Заречный – 2,73 км, в Пензенском районе – 14,14 км, автодороги регионального и межмуниципального значения – 10,6 км.
В 2019 году планируем достигнуть следующих показателей: приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог агломерации – 68,91 % (614,54 км), уменьшение количества мест концентрации ДТП на дорожной сети агломерации – с 16 шт. до 10 шт. (с 48 % до 30 %).
Жители агломерации могут принять участие в обсуждении объектов ремонта 2019 года на портале «Пенза-онлайн».
В 2019 году Пензенская область может рассчитывать на увеличение финансирования крупных проектов в области дорожного строительства и ремонта мостов. Более 3,6 млрд руб. из федерального бюджета будет направлено на капиталоемкие объекты, такие как ул. 40 лет октября, Бакунинский мост. Возможно, туда войдет ремонт ул. Алой в Пензенском районе.
Объем денежных средств на 2019 год составит 1 360,0 млн руб. По программе «Безопасные и качественные дороги» Пензенская область получит из федерального бюджета в 2019 году 680 млн руб., еще 680 млн руб. будет направлено на ремонт автодорог из консолидированного бюджета, потому что участие в этой программе подразумевает софинансирование 50 % на 50 %.
По 200 млн руб. в течение пяти лет наш регион рассчитывает получать на приведение в нормативное состояние региональных дорог. Получить эти деньги было довольно трудно, и окончательной уверенности пока нет. Еще 150 млн руб. на ремонт районных дорог Пензенская область получит в следующем году по программе Минсельхоза.
Кроме дорог, есть проект строительства школы в Арбековской заставе. Мы подавали заявку на школу на 800 мест и на автодорогу к этой школе в 6-м микрорайоне Арбеково. Школа – 491 млн руб., и дорога – почти 28 млн руб. Там идет софинансирование 70 % на 30 %. Из федерального бюджета есть возможность получить 358 млн руб. Мы своевременно сдали документацию, защитили ее в Минэкономразвития, предварительно защитили ее в Минстрое. У них сейчас единственный вопрос: из 22 млрд руб., которые у них должны быть, в наличии только 5 млрд руб. Остальные деньги Минстрой должен получить.
Также в 2019 ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» планирует провести ремонт автодороги п. Ахуны – с. Золотаревка с км 0+000 по км 6+000, выполнить капитальный ремонт автодороги п. Ахуны – с. Золотаревка на участке км 21+350 по км 22+600 с устройством тротуаров и искусственным освещением. Также планируется продолжение ремонта автодороги Ленинский лесхоз – с. Богословка на участке км 3+300 по км 6+700.
Поскольку в этом году работы на всех объектах проекта «Безопасные и качественные дороги» завершены, я рекомендовал руководителям муниципалитетов уже в этом году приступить к выполнению работ по капиталоемким объектам 2019 года.
До 1 декабря текущего года мы планируем получить положительное заключение экспертизы на объекты реконструкции ул. 40 лет Октября, ул. Бакунина (включая мост через р. Сура) и ул. Алая Пензенского района.
Также мы должны совместно со специалистами ГИБДД разработать проект реконструкции перекрестка ул. Терновского и автодороги г. Пенза – р.п. Шемышейка – с. Лопатино, обеспечивающей комфортный проезд автотранспорта и безопасность пешеходов.
– Какие еще проекты, кроме «Безопасные и качественные дороги», действуют в вашем регионе?
– В 2018 году на территории Пензенской области действуют программы «Безопасные и качественные дороги», «Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», «Программа комплексного развития транспортной и инженерной инфраструктуры на 2014–2020 годы и выделяемые субсидии», благодаря которым в нормативное состояние приведены более 500 км дорог.
Из них 262 км, или 52 объекта – дороги регионального и межмуниципального значения. Полностью завершены 29 объектов или более 140 км дорог в 21 муниципальном районе.
В рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014–2020 годы» построены новые дороги в шести муниципальных районах области общей протяженностью более 20 км, выполнен ремонт 24 км дорог на десяти объектах в семи муниципальных районах.
Среди них – пять подъездов к сельским населенным пунктам (Крыловка Каменского района, Куликовка Тамалинского района, Петровское Башмаковского района, Баранчеевка Спасского района и Марфино Мокшанского района – 16 км 500 м) и пять подъездов к площадкам переработки (в Ермоловском сельсовете Пензенского района, в с. Новая Пятина Нижнеломовского района и с. Потьма Мокшанского районе – 7 км 500 м).
В этом году выполнена реконструкция еще двух объектов: дороги г. Тамбов – г. Пенза – с. Междуречье – г. Сердобск, а также строительство дороги «Обход города Никольска».
В 2019 году данная работа будет продолжена. Планируется строительство десяти автомобильных дорог до населенных пунктов и объектов переработки.
Кроме того, ежегодно дорожный фонд выделяет районам субсидии. В 2018-м им перечислили 417 млн 40 тыс. руб. (в 2017-м – 121 млн). Эти деньги направлены на ремонт 50 объектов общей протяженностью более 80 км. Из них наиболее капиталоемкие дороги: Сурск – Затон и Канаевка – Шнаево в Городищенском районе, Широкоис – Потьма Мокшанского района, внутрипоселковые в Башмакове и Земетчино – Рянза в Земетчинском районе.
– Александр Георгиевич, благодарю за уделенное время. Успехов Вам.
Беседовала Екатерина Кузьмина