Помощник для «большого сердца»: моторные масла для тяжелой техники

Двигатель – «сердце» любой машины, и, как часть любого живого организма, он нуждается в особом уходе. Ресурс и надежность силового агрегата в значительной степени зависит от применяемого моторного масла. На самом деле данный продукт является не просто смазочным материалом для ДВС, но и своеобразным элементом их конструкции, выполняющим в процессе эксплуатации силового агрегата ряд важнейших функций. Поэтому очень важно учитывать соответствие масла по всем характеристикам в данных эксплуатационных условиях предъявляемым требованиям. Особенно это актуально, когда речь идет о таких гигантах, как карьерные экскаваторы и бульдозеры.

Начнем с небольшого экскурса в историю. Документально подтверждено, что применять первые смазочные материалы люди стали более 3,5 тысяч лет назад. На протяжении достаточно длительного времени это были жиры животного и растительного происхождения. Все изменилось, когда в 1859 году их место не заняли продукты переработки нефти. Дальнейшее развитие и востребованность данных продуктов привела к появлению в начале 50-х годов прошлого века полимерных модификаторов вязкости, позволивших сделать революционный шаг от «летнего» и «зимнего» масла к так называемым всесезонным композициям.  Но, несмотря на все перемены, главный принцип и предназначение смазки остался тем же – образовывать тончайшую и прочнейшую пленку на поверхности трущихся деталей, тем самым предотвращая прямой контакт их микронеровностей друг с другом.

Теперь вернемся к основной теме нашей статьи. Главное предназначение моторного масла – снижения износа и силы трения между деталями двигателя, защиты их от коррозии, а также удержания в себе продуктов неполного сгорания топлива. Когда мы говорим непосредственно о карьерной, строительной и землеройной технике, важно понимать, что эти машины в большинстве случаев работают в условиях сильной запыленности. Несмотря на наличие масляных фильтров под воздействием пыли, моторные масла загрязняются, что приводит к преждевременному износу дизельных двигателей.

Поэтому для эффективной работы силовых агрегатов данной техники применяются специальные масла с высокими диспергирующими свойствами, способные расщеплять абразивные частицы пыли на ещё более мелкие фрагменты, линейные размеры которых не превышают толщину масляной пленки. Такие масла предотвращают образование режимов граничного трения и существенно снижают износ деталей цилиндро-поршневойгруппы, подшипников коленчатого вала, механизма газораспределения. 

С учетом данных особенностей условия эксплуатации масел в двигателях специальной техники определяются как более тяжелые по сравнению с работой в двигателях легковых и коммерческих автомобилей, что в свою очередь накладывает необходимость строгого соблюдения указанных в спецификациях производителей сроков замены масла и масляных фильтров.

При выборе моторного масла для тяжелой техники, способного оптимизировать работы двигателя, а не погубить его, крайне важно обращать внимание на те образцы, что рекомендованы в инструкции по эксплуатации и получили допуск на применение непосредственно от производителя. Если же в регионе эксплуатации машин приобрести данные смазки невозможно, следует использовать альтернативные масла соответствующей вязкости по классификациям API или АСЕА с учетом местных климатических условий.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что моторное масло для двигателей спецтехники мало чем отличается от того, что рекомендуют для двигателей грузовиков. Однако данное правило работает не всегда. К примеру, в том случае если спецтехника используется в шахте или контактирует при работе с морской водой, необходимо выбирать масло с отвечающими специальным условиям эксплуатации характеристиками.

Также при выборе моторного масла для тяжелой техники нельзя забывать, что характер работы двигателя в дорожно-строительной технике отличается по своим нагрузочным параметрам от работы моторов грузовых машин. Как правило, двигатели спецтехники строительного либо карьерного направления работают в очень тяжелых условиях – в местах, где действуют чрезвычайно низкие или высокие температуры, а уровень запыленности «зашкаливает», поэтому и масла для этой техники должны содержать компоненты, сохраняющие эксплуатационные качества масла в течение длительного срока, несмотря на сложный режим работы. Конечно, для полной уверенности в правильности выбора необходимо свериться с рекомендациями производителя машины, тем более что соблюдение этих рекомендаций является, как правило, условием действия гарантийных обязательств.

А теперь перейдем от общего к частному. Ключевым показателем при выборе моторного масла является вязкость, в зависимости от которой жидкости подразделяются на три класса – «летние», «зимние», всесезонные. В настоящее время используется классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE. Согласно ей, есть 11 классов, из которых шесть относятся к зимним маслам (например, SAE 20W и 25W) и пять – к летним (например, SAE 20, 30). К всесезонным маслам применяется двойное обозначение, где первое означает зимнюю характеристику, а второе – летнюю.

Когда речь идет о России, важно понимать, что зачастую техника, в том числе и тяжелая, работает при пониженных температурах. Поэтому зимой возможно применение лишь двух последних видов масла, поскольку высокая вязкость «летнего» не позволит запустить двигатель на холоде. Как следует из названия, всесезонное масло подходит для круглогодичной эксплуатации за счет наличия в составе полимерных присадок, меняющих вязкость масла в зависимости от температуры, а также в зависимости от градиента скорости сдвига – отношения скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине заполненного маслом зазора между ними. К преимуществам всесезонных масел можно отнести и их энергосберегающие свойства: летом экономичность двигателя, работающего на всесезонном масле, выше, чем при использовании летнего масла.

Но есть и минусы у данных жидкостей, и ы первую очередь это их стоимость. Зимние же масла, будучи значительно дешевле, при этом обладают изначальной вязкостью, не зависящей от изменения градиента скорости сдвига. Поэтому в средней полосе России, где температура варьируется от +15 до -15 °С, применимо всесезонное масло, которое после летнего периода можно не менять. Но если техника работает в экстремальных климатических условиях, когда в течение дня не только морозно, но и наблюдаются большие перепады температур (начиная от ±20 °С), зимнее масло, которое ко всему прочему еще и отличается стойкостью к деструкции, предпочтительнее.

В связи с высокой конкуренцией и внедрением новых, передовых технологий рынок моторных масел в настоящее время многообразен как по ценовому критерию, так и по качеству исполнения. Все масла можно разделить на следующие типы: группа I – базовые минеральные масла, группа II – более ценные полусинтетические масла, группа III – синтетические масла с наибольшей степенью очистки.

В настоящее время среди потребителей наибольшим спросом пользуются полусинтетические и синтетические масла. Их стоимость, превышающая цену аналогов, обусловлена рядом существенных преимуществ. Во-первых, «синтетика» и «полусинтетика» обладают повышенной стойкостью к окислению, незначительной испаряемостью при высокой температуре и оптимальным значением вязкости в широком диапазоне температур. Во-вторых, за счет меньшего содержания примесей они эффективнее борются с образованием шлама, тем самым увеличивая срок эксплуатации двигателя. В-третьих, синтетические масла обеспечивают надежное смазывание при высоких нагрузках и температурах и невысокие потери на трение, что особенно важно при круглогодичной эксплуатации техники в российских сложных климатических условиях.

Сейчас на российском рынке представлен огромный выбор марок и сортов моторных масел как отечественного, так и зарубежного производства. Острая конкуренция поддерживается активной деятельностью известных брендов, предлагающих очень качественные смазочные компоненты. Среди тех компаний, что предлагают российскому потребителю моторные масла для спецтехники, в первую очередь стоит упомянуть таких зарубежных производителей, как Cepsa, Castrol, Mobil, Shell, Valvoline, Gulf, Neste Oil, ESSO, ELF, Valvoline, Agip, Luxoil, Texaco, Chevron, Neste Oil, Addinol, Spectrol и Teboil. PETRONAS и других. Многие машиностроительные компании самостоятельно или в тандеме с производителями смазочных материалов разрабатывают собственные линейки масел, максимально подходящие именно для их техники.

Теперь пройдемся по новинкам и наиболее интересным вариантам. Так, большой выбор для тяжелой техники предлагает финская компания Teboil. Разработка собственной марки компании началась уже более 45 лет назад. С самого начала цель была в том, чтобы производить продукцию, предназначенную специально для финских условий. Благодаря данным качествам масла отлично подходят и для эксплуатации в российских регионах со схожим температурным режимом.

Среди последних новинок бренда – дизельное моторное масло Super XLD EEV, которое предназначено для тяжелого транспорта с особенно низким количеством выхлопов, системы очистки выхлопных газов которых представляют собой новейшие высокие технологии. Инновационный пакет присадок и пониженное содержание фосфора, серы и сульфатной золы позволяет эффективно защищать от образования отложений, гарантируя эффективную работу системы очистки выхлопных газов.

Также компания предлагает линейку моторных масел Teboil Super HPD для дизельных двигателей тяжелых транспортных средств, находящихся в профессиональной эксплуатации. Масла этой серии, отвечая требованиям стандартов ACEA E7 и API CI-4, обеспечивают надежную эксплуатацию двигателей американского и европейского производства с высокими требованиями по чистоте выхлопных газов.

Серия Teboil Super HPD включает полностью синтетическое моторное масло 5W-40, синтетическое 10W-40 и минеральные масла 10W-30 и 15W-40.
Teboil Super HPD ECV – современное дизельное моторное масло для особенно тяжелых транспортных средств. По эксплуатационным свойствам оно превосходит традиционные масла серии Super HPD, а также учитывает особые требования более экологичных двигателей и видов топлива. Это масло Mid-SAPS для тяжелого транспорта, которое подходит для многих двигателей, оснащенных системами EGR- (переработка выхлопных газов) и SCR (селективная каталитическая нейтрализация), при отсутствии требований к классификации.

Идем дальше. Новую линейку синтетических моторных масел для дизельных двигателей внедорожной, карьерной и подземной техники презентовала и компания Total Lubrifiants. По заявлению производителя,
данные жидкости защищают двигатели от высокотемпературных отложений и помогают сократить потребление топлива, повысить производительность и надежность техники. 

Входящие в новую серию масла Total Rubia Works 3000 и Rubia Works 4000 соответствуют критериям SAPS (сульфатная зольность, фосфор и сера) и способствуют увеличению срока функционирования сажевых фильтров.

В процессе разработки новых масел были достигнуты высокие показатели окислительной стабильности, а также высокая степень контроля над образованием высокотемпературных отложений.

Масло Total Rubia Works 3000 FE 5W-30 соответствует стандарту E6 Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), требованиям немецких производителей оборудования (OEM), американским (API) и японским (JASO) классификациям, а также европейским нормам токсичности Euro Stage IV и американским нормам U.S. EPA Tier 4f.

По заявлениям Total, данный продукт способен сократить потребление топлива до 1,47% по сравнению со стандартными маслами класса вязкости SAE 15W-40.

Масла линейки Total Rubia Works 4000 соответствует новой спецификации API CK-4, разработанной «Американским институтом нефти» и предназначены для использования в современной строительной и горнодобывающей технике с учетом эксплуатации в тяжелых условиях. В линейку входят три премиальных масла для сверхмощных силовых агрегатов: 15W-40, FE 10W-30 и 10W-40.

Расскажем об еще одном интересном производителе. Компания PETRONAS, хоть и вышла на российский рынок относительно недавно, однако уже успела завоевать сердца пользователей в нашей стране. Ассортимент компании насчитывает несколько десятков наименований масел и функциональных жидкостей, разработанных для различных видов техники.

Для строительной и специальной техники предназначено сразу несколько линеек моторных масел PETRONAS: AKCELA, AMBRA, Arbor и Akros. Жтдкости разработаны в тесном сотрудничестве непосредственно с производителями техники и используются для конвейерной и сервисной заливки (AKCELA – для строительной техники Case, AMBRA – для сельскохозяйственной техники New Holland).

Так, для смазки новых экологичных двигателей техники Case компания PETRONAS создала новое моторное масло на синтетической основе AKCELA UNITEK 10w-40. Благодаря использованию особых присадок также обеспечивается эффективная защита дизельного сажевого фильтра. Более того, масло AKCELA UNITEK 10w-40 полностью соответствует строжайшим экологическим требованиям Tier V.

И хотя сейчас на нашем рынке превалируют зарубежные бренды, отечественные производители не уступают, высоко держа планку качества. Наглядной демонстрацией перспективных изменений в области российского производства моторных масел является работа компании «Газпромнефть». Сегодня в структуре этого предприятия шесть заводов, два из которых базируются в Италии и Сербии. Только за прошлый год компания более чем на 20% увеличила объем импорта и сегодня успешно работает на рынках 65-ти стран Азии, Европы, Африки.

В ассортименте предприятия более полутысячи смазочных материалов различных марок, 1200 товарных позиций. Если говорить конкретно о моторных маслах для спецтехники, стоит упомянуть производимые на заводе в итальянском масла, входящие в серию CVL (Commercial Vehicle Lubricants, или «Масла для коммерческого транспорта»). В частности, линейка моторных масел G-Profi, относящихся к CVL, разработана для работы спецтехники в исключительно тяжелых условиях. Базовые масла и присадки, из смеси которых получают масла G-Profi, получили одобрение от многих мировых автопроизводителей.

Масла серии G-Profi MSF создавались для дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, где требуется высокий уровень качества. Универсальные масла на полусинтетической (10W-40) и минеральной основе можно применять в КП, гидротрансформаторах и гидросистемах, если характеристики G-Profi MSF соответствуют требованиям производителя этого оборудования.

Серия полусинтетических масел G-Profi CNG собраны включает всесезонные масла, эффективно применяемые в современных тяжелонагруженных газопоршневых двигателях, работающих как на сжатом природном, так и на сжиженном нефтяном газе. Для данных продуктов характерны отличные моющие свойства, что обеспечивает надежную защиту деталей двигателя от образования отложений на протяжении всего срока эксплуатации на G-Profi CNG.

Еще один крупный игрок нефтегазового рынка, «Роснефть», также занимается переработкой и сбытом сырья. Два НИИ, ООО «РН-Смазочные материалы, московский завод «Нефтепродукт», «Ангарская нефтехимическая компания», «Новокуйбышевский завод масел и присадок» специализируются на производстве смазочных материалов. Автомобильные масла «Роснефть» соответствуют международным стандартам качества и имеют более 200 одобрений от ведущих российских и зарубежных автопроизводителей, в том числе от КАМАЗа, ГАЗа, Cummins, Daimler, Renault и других компаний.

Базовое масло собственного производства и тщательный контроль на каждом этапе технологии позволяют компании получать продукцию высокого качества, обладающую необходимым уровнем эксплуатационных характеристик. Специально для высокофорсированных дизелей с турбонаддувом и без него, применяемых в работающей в чрезвычайно нагруженных режимах техники, компания разработала моторные масла для зимней и летней эксплуатации. Так, для карьерных большегрузных самосвалов, промышленных мощнейших тракторов с двигателями водяного или воздушного охлаждения, для экскаваторов, бульдозеров, для автопогрузчиков и трубоукладчиков, а также для другой спецтехники «Новокубышевский завод масел и присадок» выпускает зимнее моторное масло М-8ДМ SAE 20-эксплуатационного класса API CD. Для летней эксплуатации специалисты завода создали масло М-10ДМ SAE 30.

Обе марки масел получены путем смешивания дистиллятного и остаточного базовых компонентов масла, извлекаемых из сернистой нефти и подвергающихся глубокой очистке с композицией присадок, созданной специалистами «Роснефти».
Масла марки ДМ характеризуются отличной совместимостью с уплотнительными материалами, применяемыми в двигателях, а внесение в базовое масло соответствующих добавок значительно повышает их антикоррозионные и противоизносные качества.

Еще одна ходовая марка масла от «Роснефти», предназначенная для смазывания высокофорсированных дизельных двигателей как с наддувом, так и без него, – это зимнее масло М-8Г2к SAE 20 и летнее М-10Г2к SAE 30. Получают эти масла по описанной выше технологии, но использование более качественного набора присадок позволяет увеличить сроки замены масла в двигателях, несмотря на то, что М-8/10Г2к создавалось для использования в исключительно жестких условиях, требующих от смазки высокой термической стабильности и уникальных антиокислительных характеристик, превышающих аналогичные параметры, действующие для масел М8/10 ДМ.

Еще один российский нефтяной гигант, ЛУКОЙЛ, также полностью контролирует всю производственную цепочку от добычи нефти и газа до сбыта нефтепродуктов. Ассортимент компании включает более 700 видов масел и смазок, а доля выпускаемого в России масла ЛУКОЙЛ составляет около 44%.

Для высоконагруженных дизельных двигателей, в том числе оснащенных турбонаддувом, применяемых в особо тяжелых условиях эксплуатации и нуждаются в увеличенных интервалах замены моторного масла, компания разработала серию масел «Лукойл Авангард Ультра». В частности, «Авангард Ультра МЗ 15W-40» – это всесезонное полусинтетическое масло, соответствующее самым жестким требованиям производителей строительной и карьерной техники. Масло одобрено Cummins, Volvo, MTU, Renault, Mack и отвечает стандарту API CI-4/CL. Даная жидкость применяется и в бензиновых, и дизельных моторах, также актуальна для смешанных парков техники. МЗ 15W-40 позволяет поднять производительность спецтехники за счет увеличенного интервала между заменами масла по сравнению с обычными маслами категории API CI-4. Благодаря тому, что масло не меняет своих качеств при низких температурах, двигатель уверенно заводится в любой мороз.

Эксперты регулярно отмечают возрастающее качество и эксплуатационные параметры смазочных материалов российского производства. Подтверждением этому служат полученные многочисленные допуски на использование конкретного масла в двигателях техники того или иного машиностроительного бренда. Но поскольку увеличивается спрос, растет и предложение. А вместе с ним и конкуренция. И, чтобы отвоевать место под солнцем, на прилавках и автопарках отечественных компаний у иностранных захватчиков, нашим производителям нужно не просто держать марку, но и непрерывно работать над повышением показателей.

 

Похожие записи

Оставить комментарий