Спецтехника для нефтегазового комплекса: спрос и предложение

В XX и XXI веке углеводороды являются становым хребтом научно-технического прогресса и в принципе существования современной цивилизации на Земле. Для России нефтегазовый сектор – стратегический форпост, одновременно являющийся базой, обеспечивающей стабильность страны, и основой развития ее экономики. Добыча, переработка и транспортировка нефти и газа, а также продуктов их переработки представляют собой технологически сложные процессы, требующие применения большого количества различных современных средств механизации, ввиду чего компании нефтегазового комплекса являются одними из основных клиентов машиностроительного сектора. Сейчас, в условиях затянувшегося санкционного режима, нефтяникам и газовикам стало сложнее приобретать образцы зарубежного производства, а российские машины далеко не всегда отвечают их требованиям. Впрочем, все далеко не так однозначно.

Россия – не только самая большая в мире по занимаемой территории страна, но и богатая различными природными ресурсами. На территории РФ сосредоточена примерно третья часть мировых запасов природного газа, основная часть месторождений находится в восточной части страны, на которые приходится 84% добытого газа.

По запасам нефти Россия уступает всего пятерым государствам, но даже этого более чем достаточно, чтобы развивать данный сегмент производства.

Поскольку современный мир полностью зависим от топлива, газ и нефть являются самыми полезными и ценными ресурсами не только топливной промышленности, но и остальных сфер.

Согласно ведению энергетической стратегии государства, долгосрочное развитие нефтегазовой промышленности в России предполагает решение следующих вопросов:

  • Рациональное потребление имеющихся запасов ископаемых;
  • Расширенное применение сырьевой базы нефтегазовой индустрии;
  • Развитие энергосберегающей структуры;
  • Рациональная транспортировка и сбережение ресурсов;
  • Максимальное использование всех полезных компонентов при переработке нефти и газа;
  • Строительство новых центров добычи полезных ископаемых.

Сейчас нефтегазовая индустрия России – мощный конгломерат, который распространяет свое влияние не только на территории государства, но и далеко за ее пределами. Но даже будучи довольно развитой структурой, нефтегазовая промышленность России требует развития и вложения капитала, в том числе в совершенствование транспортной-технической базы.

В свете неоспоримой важности нефти и газа, а также с учетом истощения ресурсов на известных месторождениях и значительным  возрастанием  технологической сложности и энергоемкости  добычи углеводородов, ключевых направлений в области научно-технических разработок по совершенствованию оборудования и способов для строительства скважин (бурение), добычи и переработки сырья на нефтепромысловом  оборудовании является сейчас является новейшие технологии, машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов.

Важно понимать, что возведение крупных промышленных объектов инфраструктуры – портов, магистральных трубопроводов, атомных станций – невозможно без использования различной спецтехники и сложного оборудования. Сегодня в России, несмотря на мировой кризис, реализуется несколько масштабных проектов, призванных стать своеобразными «локомотивами» для отечественной экономики.

Все существующие машины и оборудование, которое используют в процессе разработки нефтегазовых месторождений, можно классифицировать, исходя из их технологических признаков.

В целом, всю технику и агрегаты разделяют на восемь основных групп, каждая из которых имеет свои особенности:

Оборудование, предназначенное для установки в эксплуатационной скважине, обеспечивающее стабильное и эффективное функционирование. К данной группе относится такое оборудование, как обсадные трубы, фильтры, колонные головки, пакеры, клапаны-отсекатели пласта, прискваженные сооружения.

Техника, предназначенная для подъема газа и пластовой жидкости из разрабатываемых скважин. В данной группе объединено такое оборудование, как насосы, запорные устройства, фонтанная арматура, лифтовые и штанговые установки, компрессионно-насосные трубы и прочее.

Оборудование для освоения, обработки и ремонта скважин. Данный вид необходим для поддержания нормальной работы скважины в период ее эксплуатации, а также работоспособности используемой техники. В данную группу входят подъемники, вышки, мачты, агрегаты для подъема и спуска техники, промывки скважин, их ремонта, а также осуществления внутрискважинных работ.

Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов, предназначенное для ускорения извлечения топлива, а также улучшения отдачи нефтегазоносных пластов. В эту группу входит техника для нагнетания газа в пласты, выполняющая подготовку воды и обработку плата с помощью гидроразрыва и кислоты. Кроме того, в данной группе собрано коммуникационное оборудование и сооружения.

Техника для сбора добываемой продукции, разделения, измерения ее количества и первичной обработки. В данную группу входит оборудование, использующееся для разделения жидкости, нефти и газа, подготовки нефти к продаже, перекачки топлива, его хранения и первичной переработки.

Оборудование, предназначенное для разработки морских месторождений. Данная специфическая группа отличается особыми техническими характеристиками, так как эксплуатируется в непростых условиях. В нее входят наводные платформы для размещения оборудования и объединения вышек в единую систему, блоки техники, подводное оборудование, а также береговые сооружения.

Техника и машины ремонтно-механической службы. Данные образы предназначены для обеспечения нормальной и эффективной работы всего нефтегазового комплекса.

Оборудование, используемое в службе энергетики.

Многие годы к решению транспортных проблем в нефтегазодобыче традиционно подходили с позиций опыта, накопленного на транспорте общего пользования. Все транспортные средства и спецтехника объединений, как правило, располагаются в крупных комплексных управлениях технологического транспорта и спецтехники (УТТ и СТ), организационное построение которых весьма близко к автотранспортным предприятиям общего пользования. А, между тем, структура парка машин транспортного комплекса в нефтегазовых объединениях коренным образом отличается от структуры парка транспорта общего пользования.

Парк машин транспортного комплекса нефтегазовых объединений на 60 % состоит из технологических машин и спецтехники, представленных десятками марок, моделей и модификаций. Организация их работы коренным образом отличается от организации перевозок на транспорте общего пользования. Большая разномарочность парка, удаленность мест работы техники от мест постоянного базирования затрудняют организацию производства технического обслуживания и ремонта машин в комплексных предприятиях. Несколько лучше обстоит дело с грузовым транспортом, на долю которого приходится 20 … 25 %, и пассажирским, на долю которого приходится 15 … 20 %.

Однако организация работы грузового и пассажирского транспорта в нефтегазодобыче также существенно отличается от организации перевозок грузов и пассажиров на транспорте общего пользования.

Ниже приведен перечень услуг всех видов, предоставляемых управлениями технологического транспорта в настоящее время.

  1. Технологическое обслуживание выполняют спецтехникой на колесном и гусеничном ходу, навесное оборудование которой участвует непосредственно в технологических процессах заказчиков. Этот вид услуг осуществляют следующей техникой: установки для исследования скважин, установки для текущего и капитального ремонта скважин, установки для наземного ремонта оборудования, водонефтепроводов, монтажа и наладки средств телемеханики и автоматики, смазки станков-качалок, пескосмесительные агрегаты, промывочные, цементосмесительные и цементировочные агрегаты, лаборатории различного назначения; паропередвижные и передвижные компрессорные установки, самоходные установки электроподогрева скважин; агрегаты для депарафинизации скважин горячей нефтью, телескопические вышки и др.
  2. Земляные и дорожно-строительные работы выполняют дорожно-строительной техникой на колесном и гусеничном ходу при строительстве скважин, обустройстве нефтяных и газовых месторождений. К числу применяемой для реализации данной задачи относятся следующие образцы: бульдозеры, экскаваторы, скреперы, грейдеры, катки, корчеватели, бурильно-крановые машины, буровые установки, асфальтоукладчики.
  3. Очистно-уборочные работы выполняют очистно-уборочной техникой. Этот вид услуг осуществляют следующими транспортными средствами: контейнерными и бункерными мусоровозами, ассенизационными машинами, снегоуборочными машинами, снегопогрузчиками, пескоразбрасывателями, поливо-моечными машинами, подметально-уборочными машинами, тротуарно-уборочными машинами.
  4. Централизованные грузоперевозки выполняют автомобильным грузовым транспортом, работающим по сдельным тарифам, к которому относятся следующие машины: грузовые автомобили (бортовые, самосвалы, цементовозы, автоцистерны), а также автомобили для перевозки длинномеров (седельные тягачи, трубо-, штанго-, плетевозы).
  5. Оперативные грузоперевозки выполняют грузовыми автомобилями, водители которых находятся на повременной оплате труда: грузовые автомобили (бортовые, автоцистерны), а также автомобили для перевозки длинномеров (седельные тягачи, плетевозы).
  6. Тракторные грузоперевозки выполняют тракторами (колесными и гусеничными), трелевочными тракторами, трейлерами, большими артиллерийскими тягачами (БАТ), гусеничными тяжелыми тягачами (ГТТ).
  7. Монтажные и погрузочно-разгрузочные работы выполняют крановой техникой на колесном и гусеничном ходу: автомобильными кранами, тракторными кранами, трубоукладчиками, погрузчиками.
  8. Вахтовые перевозки (массовые пассажироперевозки) выполняют автобусами и грузовыми автомобилями, переоборудованными для перевозки людей.
  9. Инженерное обслуживание (оперативные пассажироперевозки) выполняют с целью доставки руководящих специалистов и служащих на производственные объекты для осуществления контроля за ходом технологического процесса и соблюдения правил техники безопасности, а также для оказания помощи на постах проведения работ и т. д. При наличии нормальной дорожной инфраструктуры данный вид работают осуществляют легковыми автомобилями, а в труднодоступных местах – специальной транспортной техникой повышенной проходимости, выделяемой в распоряжение инженерно-технических работников.

Данная структура парка машин транспортного комплекса в нефтегазодобыче предъявляет повышенные требования к надежности и эффективности его функционирования и обеспечения техникой, транспортными услугами нефтегазовых предприятий и обусловливает существенное различие в организации работы техники и обеспечения ее технического состояния.

Примерная количественная характеристика структуры транспортного комплекса показывает, что основную долю в его структуре составляет специальный (50-60%) и, в частности, технологический (40%) транспорт.

Если проанализировать структуру транспортного комплекса. То становится очевидно следующее: в настоящее время в нефтегазодобыче используется практически весь имеющийся перечень наземных транспортных средств от легкового до самого мощного автомобиля, все виды колесных и гусеничных тракторов, артиллерийские тягачи, болотоходная, снегоходная техника, дорожно-строительные машины, землеройная техника, снегоочистительные машины и т.д.

Эксплуатация спецтехники при строительстве нефтегазовых и промышленных объектов обладает рядом особенностей и требований. Так, в первую очередь для эффективной работы необходим профессионально подкованный и грамотный обслуживающий персонал, доступное качественное сервисное обслуживание, востребованность той или иной спецтехники на рынке, а также учитывается сложность перевозки спецтехники с большой массой и размерами.

Учитывая, что на протяжении последних 50 лет основные подходы ведения строительства и процесса обслуживания складских   хозяйств не претерпели кардинальных изменений, основной перечень актуальной и востребованной спецтехники остается прежним: краны-погрузчики (портальные краны, козловые краны), башенные краны и прочее грузоподъемное оборудование.

Однако учитывая сложность и уникальность современных проектов нефтегазовой отрасли и промышленных производств, стоит отметить особый спрос на спецтехнику с индивидуальными техническими характеристиками, особенностями монтажа и с разработанным под конкретный проект конструктивом.

Прежде всего, при возведении инфраструктурных объектов нефтегазовой отрасли требуются трубоукладчики различных классов: от самых «легких», таких как ЧЕТРА ТГ122 эксплуатационной массой 22 тонны для укладки труб меньшего и среднего диаметра, до «тяжеловесов», таких, как ЧЕТРА ТГ511 эксплуатационной массой 64 тонны для работы с трубами самых больших диаметров.

Помимо трубоукладчиков, потребуется почти полных спектр   строительной спецтехники, ведь предстоит решить множество задач – от снятия верхнего слоя земли до засыпки траншей и рекультивации. Так, бульдозеры с различным навесным оборудованием необходимы для отсыпки верхнего слоя земли и подготовки площадки для строительства, а экскаваторы понадобятся для рытья траншей для трубопроводов и выемки грунта.

Немаловажен тот факт, что зачастую строительство объектов нефтегазовой отрасли з проходит в условиях сурового климата и сложного рельефа почвы, что диктует особые требования к надежности, выносливости, а также простоте обслуживания используемой техники.

Усложнившиеся экономические условия заставляют покупателя все более взвешенно подходить к выбору спецтехники, и поэтому на первый план сегодня выходят такие характеристики оборудования, как оптимальное сочетание его цены и качества, а также эффективность работы при одновременной экономии ресурсов – времени, топлива, материала. Последнее гарантируют интеллектуальные системы, которыми оснащаются специальные машины.

Как отмечают специалисты, при строительстве объектов нефтегазовой отрасли эксплуатируются многие виды отечественной спецтехники: трубоукладчики, бульдозеры, экскаваторы, вездеходы и другие машины. Простота в эксплуатации, надежность, высокая проходимость, низкое удельное давление на грунт, способность работать при низких температурах – вот их главные преимущества.

Плюс ко всему, у образцов российского производства нет жесткой зависимости от комплектующих и запчастей. Предприятия-изготовители осуществляют как гарантийное, так и постгарантийное обслуживание – на место дислокации выезжают сервисные бригад, тогда как представительства иностранных брендов позволить подобное могут далеко не всегда.

Рассмотрим ситуацию со спросом и предложением на рынке на примере двух важных объектов нефтегазовой отрасли. Начнем с «Силы Сибири» – масштабного проекта ПАО «Газпром», представляющего собой магистральный газопровод общей протяженностью 4 тысячи км, призванный обеспечить транспортировку газа Якутского и Иркутского центров газодобычи на Дальний Восток России и в Китай. Генеральным подрядчиком на одном из участков строительства инфраструктуры для обустройства Чаяндинского месторождения является ЗАО «Стройтрансгаз».

Так, для строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» машиностроительный завод «Урал» поставил компании «Стройтрансгаз» 33 единицы различной техники: трубоплетевозы, вахтовые автобусы и новую разработку предприятия – автомобили «Урал NEXT». Вся техника оснащена двигателем Ярославского моторного завода «Автодизель» ЯМЗ-53622-1 мощностью 240 л.с., с колесной формулой 6х6. Вся поставленная техника «Урал» в специальной комплектации: в ней установлен «северный пакет» опций для комфортных условий работы в суровых климатических условиях.

«Четра-Промышленные машины» поставила бульдозеры тяжелого класса – 50-тонный ЧЕТРА Т25 и 63-тонный ЧЕТРА Т35 компании «Краснодаргазстрой». Машины заняты в строительстве многоцелевых трубопроводов и различных сооружений нефтегазового комплекса, над которыми трудятся специалисты «Краснодаргазстрой».

Основным российским поставщиком трубоукладчиков является коллега «Четры» – Челябинский тракторный завод. Их модель ТР20.22.01 предназначена для укладки трубопроводов в траншею, сопровождения очистных и изоляционных машин, а также для выполнения различных подъемно-транспортных работ при строительстве трубопроводов с наружным диаметром до 1020 мм на грунтах обычных и с пониженной несущей способностью. Трубоукладчик предназначен для эксплуатации в районах с минимальной температурой воздуха до -40°С.

Еще один ключевой проект российской нефтегазовой отрасли – строительство завод по производству сжиженного газа «ЯМАЛ СПГ». Как сообщили в компании ОАО «УСК МОСТ», которая занимается возведением важного инфраструктурного объекта «ЯМАЛ СПГ», для проходки горных выработок задействована техника таких известных мировых производителей, как Lovat, Mitsui Miike, Kawasaki, Saga Kogio,  Sandvik, Tamrock, Voest-Alpine, Wirth, Putzmeister, Schoma. В компании уверены, что использование современного высокопроизводительного оборудования обеспечивает высокие темпы проходки независимо от инженерно-геологических условий.

При строительстве Сaбетты на воде используется речной флот, состоящий из речных толкачей, плавкранов, барж-площадок грузоподъемностью до 2000 тонн, самоподъемных буровых платформ. Для устройства фундаментов глубокого заложения применяются буровые установки Bauer, Junttan, Kato, Soilmec. 

На площадке работают передвижные бетонные заводы Tecwill Oy, Compactors, в свою очередь подача бетона производится бетононасосами Putzmeister, Schwing, применяются установки для набрызгбетонирования Normet.  Раствор доставляют миксеры емкостью 6 и 8 куб.м на базе автомашин Isuzu, Hino, укладка осуществляется с помощью бетоноукладчиков Gomaco и оборудования Dinopac и Jacon, используются камнедробилки Hartl.

Подъем и перемещение грузов осуществляются автомобильными, гусеничными, железнодорожными и башенными кранами грузоподъемностью от 25 до 180 тонн Grove, Kato, Hitachi, Sennebogen, Sumitomo, Potain. Для выполнения земляных работ используются самосвалы Kehworth, Isuzu, MAN, экскаваторы Kato, Hitachi, JCB, погрузчики Komatsu, Caterpillar, Daewoo, JCB, бульдозеры Komatsu, Caterpillar и отечественные Т-15, Т-35. Перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов (вплоть до 90 тонн) осуществляются на тралах Nooteboom, Scania, тягачами Scania, MAN, Iveco, Freightliner и Isuzu.

Если продолжать тему отечественных поставщиков техники для компаний нефтегазового сектора, нельзя не упомянуть о ПАО «КАМАЗ». Техника бренда разработывается для строительства, обработки и ремонта скважин разных типов. На базе КАМАЗ устанавливается специализированное оборудование, созданное специально для нужд отрасли. В связи с тем, что технике приходится часто контактировать с агрессивной средой, она обладает высокими показателями прочности, безопасности и надежности.

КАМАЗ предлагает несколько видов транспортных средств для нефтегазовой отрасли. Так, паропромысловая установка ППУА используется для снятия отложений в компрессионных трубах и насосах, обогрева спецтехники с помощью пара, мойки оборудования, разогрева цистерн, битума, бетона, размягчения верхнего грунтового слоя в холодное время года.

Агрегат депарафинизации АДПМ помогает нагнетать нефть в трубопроводы для удаления парафиновых отложений и других процедур, которые требуют использования жидкости под давлением.

Само собой, это далеко не полный список машин, применяемых на предприятиях нефтегазового комплекса, и компаний, их выпускающих. С завидным постоянством производители поставляют новые, все более совершенные и технологичные образцы, позволяющие оптимизировать процесс разведки, добычи, транспортировки углеводородов. С учетом неоспоримой важности нефтегазового сектора для экономики страны, а также непростых климатических условий, в которых располагается большая часть месторождений и заводов по переработке нефти и газа, становится очевидно, что все большим спросом будут пользоваться образцы, обладающие высокими эксплуатационными характеристиками, прочностью конструкции, стойкостью к воздействиям низких температур и экологичностью.

Похожие записи

Оставить комментарий