В строительной отрасли краны – одни из наиболее востребованных машин, без которых возведение зданий, особенно высотных, становится просто невозможным. Сейчас на рынке представлено множество разновидностей кранов – башенные, автомобильные, «ползучие», стационарные, самоходные стреловые. В большинстве случав выбор обоснован спецификой и условиями проведения высотных работ, а также требованиями безопасности. В целом же сейчас производство подъемно-транспортного оборудования занимает самую крупную нишу машиностроения, беря на себя около 10 % всего мирового объема продукции. Сложившаяся на рынке ситуация вызывает немало вопросов.
Если говорить о существующих сейчас тенденциях, то в мировой практике жилищное строительство от крупнопанельного домостроения переходит к монолитному, в связи с чем большее распространение получают стационарные башенные краны с верхним поворотом меньшей грузоподъемности (3 – 5 т) с длинными стрелами (до 70м). Что касается России, то порядка 98% всех подъемно-транспортных работ производится с использованием башенных кранов, что делает данный тип техники одним из ключевых механизмов строительного процесса.
Сейчас в нашей стране превалирующая часть жилья возводится с помощью передвижных башенных кранов с нижним поворотом грузоподъемностью 10 – 12 т, которые благодаря большей жесткости башни с расчалом обеспечивают лучшую производительность при монтаже панелей.
В гражданском и промышленном строительстве башенные краны задействованы при строительстве как малоэтажных, так и высотных зданий. Строительные башенные краны отличаются тем, что могут обслуживать огромные подкрановые пространства. Высота подъема груза может значительно превышать 100-метровые отметки, среди лидеров в высотных работах – башенный кран Liebherr 4000 HC 100, который в свободном положении способен поднимать груз массой до 100 т на высоту в 67,6 м, а при максимальном вылете стрелы, а это 96 м, перемещает грузы массой до 22,5 т. Башенные краны монтируются в непосредственной близости от строящегося объекта, и приближение ограничивается лишь габаритами основания крана.
Одним из ключевых аспектов, который необходимо учитывать покупателю при выборе башенного крана, является конструкция крана с точки зрения расположения механизма вращения стрелы в горизонтальной плоскости. Если опорно-поворотное устройство размещено внизу, непосредственно на портале или на ходовой части крана, то в этом случае поворотная часть объединяет стрелу, башню с оголовком и распоркой, поворотную платформу, на которой размещаются грузовая и стреловая лебедки, механизм поворота и плиты противовеса. Кран с подобной схемой расположения поворотного механизма называют нижнеповоротным, или краном с поворотной башней.
Нижнеповоротные краны широко используются в строительной практике, прежде всего благодаря повышенной устойчивости: центр тяжести в кранах этого типа находится очень низко, поскольку большинство механизмов крана, а также балласт размещаются у основания крана. Машины с поворотной башней также легко монтируются либо демонтируются, так как низкое расположение центра тяжести позволяет делать конструкции стрелы максимально облегченными. К преимуществам нижнеповоротных кранов можно отнести и то, что их относительно просто монтировать, опять же благодаря облегченным конструкциям этих машин. В связи с поворотной башней кранов отсутствует возможность пристегивания к зданию и дальнейшего их наращивания в процессе увеличения высоты возводимых сооружений – то есть в данном случае высота подъема башенных кранов с нижним поворотным устройством ограничена показателем высоты свободного стояния.
При этом с ростом грузоподъемности, увеличением высоты подъема груза, удлинением стрел возрастает нагрузка на нижнее опорно-поворотное устройство, и производство массивных кранов с поворотной башней является экономически неоправданным. Поэтому сегодня многие ведущие производители используют принцип нижнего расположения поворотного устройства при создании легких быстромонтируемых башенных кранов.
Наибольших успехов в области выпуска таких кранов достигла компания Liebherr. Так, краны L1-24 с высотой подъема крюка в 19 м и вылетом стрелы в 25 м с максимальной грузоподъемностью (г/п) 2,5 т предназначены для выполнения крановых работ в очень стесненных условиях. При этом оператор управляет краном с пульта дистанционного управления (ДУ). Пульт ДУ также используют операторы быстромонтируемых кранов Liebherr 32 H. Максимальный вылет стрелы этой модели составляет 30 м, максимальная высота под крюком – 22 м, а максимальная г/п – 4 т. При этом на конце стрелы кран 32 H может работать с грузами весом до 1,1 т.
В верхнеповоротных кранах, или кранах с неповоротной башней, поворот стрелы над стройплощадкой производится опорно-поворотным устройством, размещенным на вершине башни, в месте установки кабины. Поворотная часть крана при этой схеме вращения – это стрела с оголовком или без него, а также противовесная консоль с закрепленными на ней лебедками, механизмом поворота и противовесом, который нужен для уравновешивания крана при эксплуатации.
Недостатком верхнеповоротного крана по сравнению с нижнеповоротным является, как уже отмечалось, большая металлоемкость: башня верхнеповоротной машины испытывает намного более мощные деформирующие усилия, чем те, что действуют на башню в нижнеповоротном варианте, и для прочности конструкции, а также для уменьшения раскачивания груза при выполнении крановых работ башню приходится дополнительно усиливать.
К достоинствам этого вида подъемного оборудования относятся высокая грузоподъемность и возможность работы с грузами на большой высоте. Более того, кран с неповоротной башней легко может превращаться в приставной путем пристегивания к зданию, что позволяет наращивать высоту башни вместе с ростом строящегося объекта. Башня приставного крана фиксируется в вертикальном положении либо с помощью жестких тяг, закрепленных на перекрытиях возводимого строения и на башне крана, либо в очень редких случаях с помощью гибких тросовых растяжек, один конец которых крепится к площадке, на которой кран установлен, а другой конец закреплен на башне крана.
Верхнеповоротные краны универсальны, они могут выступать в качестве и самоподъемных, и передвижных. Там, где работы ведутся на небольшой высоте, верхнеповоротные краны выступают в роли передвижных, а при выполнении строительных заданий на значительной высоте верхнеповоротные краны могут применяться в качестве приставных стационарных. Высота башни приставного крана увеличивается путем добавления дополнительных секций (длиной от 1,2 до 6 м) в верхней части башни крана.
Верхнеповоротные краны выпускают практически все ведущие производители кранов, в качестве примера продукции действительно высокого качества можно привести башенные краны компании Terex.
Так, верхнеповортные краны Terex представлены в трех сериях. Это прежде всего серия SK, в которую включены башенные краны с «классической» конструкцией уравновешенной стрелы с максимальной г/п 16–32 т и длиной стрелы до 80 м. Краны этой серии эффективны на строительстве высотных объектов, где требуется повышенная г/п.
Серия верхнеповоротных кранов Terex CTL объединяет краны с подъемной, или маховой, стрелой. Краны CTL могут работать там, где моделям других конструкций не хватает места для разворота. В серии около 15 моделей, рассчитанных на подъем грузов массой от 8 т (мод. CTL 140-8 TS) до 45 т (мод. CTL 650L). Для повышения производительности краны линейки могут иметь фиксированный или подвижный противовес.
Для выполнения широкого спектра задач по возведению сооружений любой высоты также применяются самоподъемные, или, как их еще называют, «ползучие» башенные краны. Данную технику можно использовать на косогорах, в стесненных условиях, во время строительства зданий со сложной конфигурацией, что особенно актуально с учетом последних тенденций в проектировании и архитектуре. Но важно помнить, что краны данной конструкции грузоподъемностью 3-5 тонн и вылете стрелы 22 метра очень массивны, поэтому применять их стоит только для сооружения зданий с металлическим каркасом.
Самоподъемные краны отличаются от приставных большими возможностями, так как их башня позволяет осуществлять поднятие груза на высоту до 1000 метров. На сегодняшний день подобную технику производят несколько компаний в мире: Favelle Favco Group (Австралия), Potein (Франция) и Liebherr (Германия). Крупнейшим отечественным производителем башенных кранов является ОАО «Ржевский Краностроительный Завод». Здесь изготавливают стационарный КБ-473, разработанный ржевским НИИ «Башкран» совместно с питерским НТП «Башкран» и насчитывающий десять исполнений стандартной максимальной грузоподъемностью 8 т. Кран, оснащенный неполноповоротной башней и балочной полноповоротной стрелой с вылетом 35-50 м, предназначен для возведения сооружений зданий высотой до 62 м из монолитного железобетона и кирпича.
На отечественном рынке башенных кранов есть немецкая, китайская, турецкая, французская, итальянская, испанская и португальская техника. Причем среди китайской продукции немало дешевых «одноразовых» кранов, с ресурсом работы на одну стройку и ценой 8—10 млн руб. В последние годы тенденция к увеличению китайской строительной техники в России прослеживается повсеместно. И это неудивительно, ведь Китай занимает третье место в мире (после США и Японии) по объему выпуска строительной техники.
Важность данной отрасли для страны подтверждает то, что производством башенных кранов занимаются такие гиганты, как XCMG, Changsha Zoomlion Heavy Industry, Fangyan Group и др.
Продукция китайских краностроителей пользуется у нас все большим спросом, потому что, во-первых, цена нового китайского крана сопоставима со стоимостью европейской машины с аналогичными параметрами, имеющей солидный стаж. А во-вторых, немаловажным является и тот факт, что китайские специалисты уже давно сотрудничают и используют технологии таких европейских компаний, как Comedil, Liebherr и др. Еще в 1984 г. компания Potain выкупила производственные мощности в провинции Цзянсу и организовала выпуск кранов на предприятии Zhangjiagang Potain Construction Machinery. Сегодня руководство Manitowoc Cranes утверждает, что качество изделий не отличается от качества европейских Potain, а стоимость значительно ниже.
Башенные краны еще одной китайской компании – Fushun Yongmao Construction Machinery Co., Ltd – также пользуются спросом на отечественном рынке. Эти краны известны под маркой Yongmao. Fushun имеет более чем 20-летний опыт производства кранов, и качество техники подтверждает тот факт, что 95% своей продукции она экспортирует. Китайская компания уверенно чувствует себя на рынках Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, сегодня успешно проникает и на рынок Европы.
Руководитель АСК Юнит Александр Раифович Харисов:
– Наша компания занимается архитектурным проектированием и строительством загородных домов. В силу того, что для строений необходим монтаж перекрытий, периодически берем в аренду специальное оборудование.
Для такого вида работ используем автомобильные краны. В нашем случае они оптимальны, так как легко добираются до объекта и относительно быстро справляются с поставленной задачей.
Поскольку в подобной спецтехнике нет постоянной и регулярной необходимости, нам удобна именно аренда с водителем на один день.
Главные критерии, которыми руководствуемся при выборе – грузоподъемность, вылет стрелы и вездеходные качества. Такие параметры, как например бренд или производитель, для нас особой роли не играют.
Ввиду мобильности, функциональности еще одним востребованным типом грузоподъемных машин являются автомобильные краны. В мировой практике для строительства все более крупных объектов, в том числе АЭС, заводов-гигантов, применяются мобильные краны, краны на гусеничном ходу, на многоосном спецшасси, краны с решетчатыми стрелами и с оболочечными телескопическими стрелами с одним гидроцилиндром выдвижения-втягивания секций, краны грузоподъемностью 900, 1200, 1500 т и более. Использование таких машин позволяет монтировать сооружения крупными блоками массой 1300 – 1500 т, что в сотни раз увеличивает производительность труда.
Выпуском автокранов в настоящее время занимается ряд российских и зарубежных компаний. Ключевыми иностранными производителями считаются Tadano, Link-Belt, Kato, Liebherr, Grove, Terex, Zoomlion и XCMG; среди российских компаний лидирующие позиции по выпуску автокранов являются следующие предприятия: ОАО «Автокран», ОАО «Клинцовский автокрановый завод», ЗАО «Газпром-Кран», ОАО «Челябинский механический завод», ОАО «Галичский автокрановый завод», ОАО «Ульяновский механический завод №2» и ОАО «Угличский машиностроительный завод».
За последние годы отечественный рынок автокранов совершил серьезный скачок вперед по своему технологическому развитию в связи с изменившимися требованиями и тенденциями в строительстве. Освоение многоосного шасси позволило нашим производителям поставлять конкурентоспособную продукцию, удовлетворяющую потребителей.
Таким образом, благодаря своей невысокой стоимости в пересчете на валюту, а также хорошим техническим и эксплуатационным характеристикам российские краны укрепляются не только на родном, но и на зарубежных рынках. Так, по информации Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш», ежегодно на производственных мощностях отечественных предприятий строительно-дорожного машиностроения в 50 субъектах Российской Федерации выпускается продукция на сумму 60 млрд рублей. Свыше 20 % этой техники идет на экспорт, в том числе в страны с развитым машиностроением. Так, в течение последних лет автокраны активно поставляются в страны СНГ, Египет, Афганистан, Сирию, Уругвай, на Кубу, во Вьетнам, Польшу и Литву.
Впрочем, если в сегменте малой и средней грузоподъемности превалируют отечественные краны, то рынок «тяжеловесов» представлен преимущественно зарубежными образцами. В настоящее время на нем лидируют китайские компании XCMG, Zoomlion, Sany, немецкий концерн Liebherr с 13 %. Среди российских компаний на данный момент автокраны грузоподъемностью 60 и 80 т выпускает только ОАО «Автокран» из Иваново и ГАКЗ, автокраны грузоподъемностью 70 т – и вовсе только ГАКЗ.
Еще один востребованный в России тип грузоподъемного строительного оборудования – автокраны-вездеходы, которые устанавливаются на спецшасси автомобильного типа и способны выполнять свои функции в сложнейших рабочих условиях. Грузоподъемность таких машин почти не ограничена. Рекордсменом в этом плане по праву является кран Liebherr LTM 11200-9 со 100-метровой стрелой, предел грузоподъемности которого достигает 1200 т. Среди моделей отечественного производства лавры первенства принадлежат ГАКЗ, в линейке которого есть КС-74713, способный работать с 80-тонными грузами, и 110-тонный КС-99713.
Среди наиболее популярных и востребованных зарубежных производителей кранов-вездеходов можно выделить Tadano, Link-Belt, Kato, Grove, Terex, Zoomlion и XCMG. Основными российскими производителями данной техники являются ОАО «Автокран», ОАО «Клинцовский автокрановый завод», ЗАО «Газпром-Кран», ОАО «Челябинский механический завод», ОАО «Галичский автокрановый завод», ОАО «Ульяновский механический завод № 2» и ОАО «Угличский машиностроительный завод».
Диапазон грузоподъемности российских моделей высокой проходимости находится в пределах 16-110 т. При этом их востребованность с небольшой грузоподъемностью стремительно сокращается. Определенный спрос на них, безусловно, сохранился, ввиду чего некоторые заводы («Автокран», «КАЗ», «Угличмаш») не только не прекращают заниматься их выпуском, но и производят новые модели. И все же самым массовым сегментом кранов-вездеходов российского производства сегодня являются 25-тонники.
Примечательно, что если еще буквально несколько лет назад практически все выпускаемые на российских заводах 25-тонные машины, оборудованные 3-секционными 21-метровыми стрелами коробчатого сечения, были идентичны и различались только базовым шасси, то сейчас на рынке представлено множество моделей с различным шасси.
Впрочем, само собой разумеется, что спрос в каждом сегменте кранового оборудования формируется в первую очередь исходя из требований и запросов пользователей. Клиенты же в свою очередь все большое внимание уделяют таким параметрам машин, как удобство управления, комфортные условия работы, выносливость, надежность и технологичность, что в совокупности позволяет добиваться максимальных показателей производительности при снижении эксплуатационных затрат. В связи с этим производители, включая как зарубежные, так и российские компании, регулярно пополняют продуктовые портфели новыми образцами с наиболее востребованными показателями грузоподъемности и улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками.