Итоги прошлого и планы на будущее дорожного строительства в Татарстане

Пробив на 2019 год дорожный бюджет в 3,84 млрд руб., Татарстан оказался абсолютным чемпионом по объему привлеченных ресурсов среди всех субъектов РФ. Дорожная проблема в Республике Татарстан всегда стояла очень остро. Об итогах работы в 2018 году и планах на 2019 год рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин.

Ленар Ринатович, каковы успехи в прошлом году и амбициозные планы дорожников Татарстана на 2019 год?

– Задача на будущий год по региональной сети – достичь 50-% соответствия нормативам. Это действительно амбициозные планы, ведь ежегодно удается ремонтировать 7 % региональных дорог.

По итогам прошлого года в РТ построили и реконструировали 88 км региональных автомобильных дорог, отремонтировали 331 км, соединили дорогами с твердым покрытием 28 населенных пунктов с населением 2,5 тыс. человек.

Кроме того, отремонтированы 756 дворовых территорий и внутриквартальных проездов в городах РТ общей площадью более 1,1 млн м² за 2 млрд руб., половину из которых направили на ремонт казанских дворов.

По муниципальным программам выполнили ремонт 550 км дорожно-уличной сети населенных пунктов, на ремонт 230 км асфальтобетонного покрытия в районных центрах и поселках потратили 1 млрд руб., в нормативное состояние привели 220 км дорог за счет укладки щебеночно-песчаной смеси (ЩПС).

Делаем недорогие проезжие круглогодичные дороги с помощью дорожных полотен из ЩПС, которые иногда позиционируются как татарстанское ноу-хау. Продолжалось и строительство подъездных цементобетонных дорог к животноводческим фермам – в этом году возвели 22,2 км таких дорог к 27 хозяйствам.

– Как обстоит дело в Республике Татарстан с сельскими дорогами?

– Татарстан особое внимание уделяет проблеме сельских дорог, а также обеспечению сельчан хорошим общественным транспортом.

В республике насчитывается свыше трех тыс. сельских населенных пунктов, из которых 536 не имеют дорог с твердым покрытием, это 17 % от общего количества.

В 2018 году на сельские автодороги из бюджета республики было направлено и практически полностью использовано порядка 600 млн руб. В этом году планируется направить около 500 млн руб.

В Татарстане в 2018 году соединены дорогами с твердым покрытием 28 населенных пунктов протяженностью 69 км. Это обеспечило транспортную доступность более чем 2,5 тыс. жителей республики.

В этом году будут построены дороги к 22 населенным пунктам, в том числе 11 из них за счет федеральных субсидий на сумму более 500 млн руб.

Важное направление – создание сети, соединяющей села дорогами с твердым покрытием. В текущем году деньги на эту работу запланированы, будем держать на контроле. Понятно, что за один год мы не решим все вопросы, но регулярное включение населенных пунктов в программу дорожных работ позволит решить вопрос.

Насколько успешно республика участвует в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги»?

– За два года участия Татарстана в приоритетном федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» было приведено в нормативное состояние около 330 км дорог. К концу 2018 года доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, в Казанской агломерации составила 81,5 %, в Набережночелнинской – 76,7 %. 87 мест концентрации ДТП было ликвидировано.

Доля нормативных дорог за годы действия программы в Казани выросла до 81 % (два года назад этот показатель составлял 65 %), в Набережночелнинской агломерации доля нормативных дорог выросла до 76 %.

В 2019 году Казани по федеральной госпрограмме «Безопасные и качественные дороги» на ремонт дорог выделено 2 млрд руб., Набережным Челнам – 1,3 млрд руб. В программу дорожных работ российского приоритетного проекта впервые включили и Нижнекамск с бюджетом в 490 млн руб.

В Казани и Набережных Челнах 50 % госпрограммы финансирует федеральный бюджет, 50 % – региональный, в Нижнекамске 80 % расходов взял на себя федеральный бюджет, 20 % – региональный.

Всего по госпрограмме «Безопасные и качественные дороги» в 2019 году будут отремонтированы 160 км дорог, сохранены региональные программы по ремонту дорог в населенных пунктах, продолжится строительство щебеночных дорог и замена дорожных покрытий во дворах.

В 2019 году в Татарстане началась реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», рассчитанного до 2024 года. Национальный проект стал преемником ранее начатого проекта «Безопасные и качественные дороги».

В Татарстане к участию в нем присоединилась Нижнекамская агломерация. За счет выделенных средств построят дорогу по ул. 30 лет Победы от пр. Мира до ул. Табеева, а также отремонтируют обе стороны пр. Химиков от Вахитовского кольца до ул. Корабельная, ул. Чабьинской – от ул. Гагарина до пр. Вахитова.

Планируется отреставрировать 24 км городских дорог сплошным покрытием, 2 км дорог садово-дачных территорий, 3,2 км дорог сельской местности, 4,5 км подъездных дорог к детским лагерям, 9 км Соболековской трассы и 11,7 км автодорог регионального значения.

Кроме того, завершится капремонт одного из проблемных участков – от поворота индустриального парка «Пионер» до начала дороги Южной.

Будет продолжен капитальный ремонт дворовых территорий. В предварительный список подлежащих ремонту дворов вошло 36 территорий. Сейчас по ним готовится комплекс ремонтных работ – строители расширят проезжую часть, обновят поребрики, обустроят дополнительные парковочные места.

Всего в Нижнекамске 820 дворов. За последние три года капитально было отремонтировано 219 дворовых территорий.

Помимо этого, запланирован ремонт двух км дорог садово-дачных территорий, 3,2 км дорог сельской местности, 4,49 км подъездных дорог к детским оздоровительным лагерям, 11, 7 км автодорог регионального значения.

В 2019 году в рамках нацпроекта в республике запланировано приведение в нормативное состояние 108 км региональных дорог, 47 км улиц Казани, около 40 км улиц Набережных Челнов и 9 км улиц Нижнекамска. Ожидается, что его финансирование из федерального бюджета составит 2,6 млрд руб.

Какие насущные проблемы решаете в рамках этой программы?

– Существует проблема ремонта мостов, находящихся на дорогах местного значения. Проект «Безопасные и качественные дороги» не охватывает искусственные дорожные сооружения. Необходимо включить ремонт искусственных сооружений в проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Большинство таких мостов построены более 20-30 лет назад без разработки проектно-сметной документации, хозяйственным способом и из подручных материалов. Для решения этой задачи надо рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования на ремонт искусственных сооружений на условиях софинансирования регионом в рамках национального проекта.

На этапе формирования национального проекта и комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры мы предлагали отдельную программу по восстановлению искусственных сооружений. Но сейчас ресурсы определены на реализацию национального проекта, со специальной программой не получилось. Тем не менее, вопрос важнейший.

Для экономии средств по «Безопасным и качественным автомобильным дорогам» в рамках мероприятий по комплексному плану должны точечно рассмотреть вопросы ремонта и восстановления искусственных сооружений.

Строительство к концу 2024 года скоростной трассы Москва – Казань также входит в ваши грандиозные планы?

– Скоростную автодорогу Москва – Нижний Новгород – Казань планируется построить к концу 2024 года. Время в пути между Москвой и Казанью сократится почти в два раза (с 12 до 6,5 ч.).

Скоростная автодорога Москва – Нижний Новгород – Казань в Татарстане пройдет через Кайбицкий, Апастовский, Верхнеуслонский, Камско-Устьинский, Лаишевский и Пестречинский районы. Протяженность татарстанского участка составит 133 км.

Всего будет построено 729 км скоростной автодороги Москва – Нижний Новгород – Казань в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Подготовку проекта строительства осуществляет госкомпания «Российские автомобильные дороги».

Участок автодороги на территории республики соединит три федеральные трассы, что позволит перераспределить транспортные потоки и обеспечить транзитное движение в обход Казани, по кратчайшему пути свяжет Иннополис с предприятиями Камского кластера. Реализация проекта усилит транзитный потенциал центральной части России.

Участок автодороги с мостовым переходом на территории республики может использоваться как отдельный сегмент южного обхода Казани.

– Будет ли устранен когда-нибудь в Закамье дорожный коллапс?

– Спасение Закамья от дорожного коллапса – объездные дороги. Проектировать начнем в 2019-м, построим к 2024-му. Это будет объездная дорога в Набережных Челнах и Нижнекамске с мостом через Каму в районе села Соколка. Федеральное дорожное агентство внесло этот проект в схему территориального планирования с завершением строительства до 2024 года.

Очень кратко: речь идет о строительстве 90 км дороги первой категории. Пока мы ведем активные работы по проектным изысканиям. Если все получится, то на будущий год Росавтодор выделит средства на проектирование, и только через год можно будет говорить о начале строительства.

Как хотите разгрузить Горьковское шоссе в Казани?

– В Казани до 2025 года мы должны реализовать проект разгрузки Горьковского шоссе. Дорога-дублер входит в территорию проектов планировок «Старое русло реки Казанка и Адмиралтейская слобода», «Старое Аракчино – Игумново», «Юдино».

До конца 2019 года планируем подготовить проект первого этапа дороги-дублера Горьковского шоссе. Тендер размещен на портале госзакупок.

Согласно документам тендера на проектирование участка длиной 6,2 км из бюджета республики выделяют до 54,3 млн руб. Такова максимальная цена контракта. Дорога пройдет от ул. Несмелова до автомобильной дороги федерального значения М-7 «Волга» через ЖК «Серебряный бор» в Кировском районе города. Документацию необходимо разработать до «Серебряного бора». Деньги выделят из бюджета Татарстана.

Длина дороги составит 6,2 км, ширина улицы – 35 м, а ширина проезжей части – 15 м. Всего у данного участка будет четыре полосы для движения транспорта. Разработчики также должны будут предусмотреть количество развязок, подъездов, автобусных остановок и локальных очистных сооружений.

В конце февраля был подготовлен проект планировки и межевания автомобильной дороги-дублера от ул. Залесная до федеральной трассы М-7 «Волга» до конца 2020 года.

Спасибо за беседу. Успехов Вам.

Беседовала Екатерина Кузьмина.

Похожие записи

Оставить комментарий