Мал золотник, да дорог: новинки на рынке строительной мини-техники

Для выполнения больших задач не всегда используется габаритная техника. Мини-погрузчики, мини-экскаваторы, мини-тракторы – компактные машины сейчас задействованы в разных отраслях, успешно доказывая свою эффективность и подтверждая, что больше не всегда значит лучше. Несмотря на малый рост, требования к ним растут, что мотивирует производителей внедрять новые решения для удержания конкурентных позиций на рынке.

 Компактную технику сейчас можно встретить и на строительных площадках, и на сельскохозяйственных угодьях, в коммунальных и дорожных службах и даже на объектах нефтегазовой отрасли. Согласно многочисленным обзорам рынка, глобальный кризис 2008-2011 годов стал причиной значительного спада в производстве и потреблении тяжелых строительных машин и одновременного стремительного роста рынка компактных моделей, и тенденция сохранилась по сей день. Основная причина – в ограниченных финансовых возможностях многих компаний и в смещении фокуса внимания в сторону более универсальной и вместе с тем экономичной техники.  Одна из наиболее популярных машин в данном сегменте – мини-погрузчики.

Главная причина высокого спроса – в маневренности и многофункциональности этого вида техники. Возможность установки широкого спектра сменного навесного рабочего оборудования, к примеру, механического и гидромеханического, землеройного, грузоподъемного, уборочного, для бетонных работ, для сельского хозяйства, расширяет сферы применения машин, благодаря чему один мини-погрузчик способен подчас заменить целый штат затратной в обслуживании техники.

Логично, что с ростом спроса растет и предложение. Сейчас львиная доля компаний выпускает мини-погрузчики, стараясь заинтересовать покупателя отличными от конкурентов предложениями. Но что же нужно самим потребителям?

Анализируя ситуацию на российском рынке, можно выделить еще одну занятную тенденцию. Современный пользователь все чаще отдает предпочтение моделям, отличающимся удобством эксплуатации. Так, образцы с панорамным обзором, увеличенным объемом кабины, автоматизированным управлением посредством джойстиков, позволяющих осуществлять повороты-развороты, подъем и разворот стрелы без особых энергозатрат, являются наиболее востребованными. Это связано еще и с тем, что именно применение современных информационных технологий и «продвинутая» электроника способна значительно повысить производительность и эффективность машины без заметного увеличения ее стоимости.

Еще один фактор, оказывающий влияние на формирование рынка мини-погрузчиков, – стремление к экономии самого ценного ресурса, эквивалентного деньгам – времени. В связи с потребностью быстро перемещаться по строительной площадке все большим спросом пользуется техника с двумя скоростными режимами, что позволяет мини-погрузчикам развивать скорость до 21 км/ч и выполнять больший объем задач в сжатые сроки. Для работ, связанных с фрезерованием дорожного полотна либо подачей цементного раствора из бетонасоса по вертикали на этажи, предпочтение отдается машинам с повышенной мощностью гидравлики High Flow с тандемными гидронасосами, увеличивающими гидропоток в два раза.

Впрочем, в последнее время наблюдается весьма противоречивая тенденция увеличения размеров мини-погрузчиков. Так, тяжеловесом в данной категории считается уникальный мини-погрузчик MUSTANG-4000V массой свыше 5 т и грузоподъемностью до 2 т, оснащенный дизельным двигателем американской фирмы Cummins (США), по своей мощности приближенный к погрузчикам массой 8,5 т или телескопических погрузчиков до 11 т и грузоподъемностью до 2 т. Такие машины успешно эксплуатируются для перевоза больших или длинномерных грузов либо цементного раствора, при пересадке деревьев, а также при проведении снегоуборочных работ.

В настоящее время ведущие отечественные и зарубежные производители выпускают колесные и гусеничные мини-погрузчики. Первый класс машин включает два типа – фронтальные погрузчики, оснащенные сочлененной рамой, позволяющей существенно сократить радиус разворота, и мини-погрузчики с бортовым поворотом. Машины первого типа благодаря оптимально малой рабочей массе от 1,4 до 3,2 т обладают отличным тяговым усилием при хорошем сцеплении как на грунте, так и на снежном покрове, не нанося ущерба поверхности, по которой движутся. У погрузчиков второго класса колеса правого и левого бортов приводятся в движение отдельными гидромоторами, что позволяет им работать в режиме противовращения и поворачиваться в пределах собственных габаритов. Благодаря этому такие мини-погрузчики способны работать в ограниченных пространственных условиях без потери маневренности и устойчивости.

По итогам многолетней практики модели с бортовым поворотом зарекомендовали себя как наиболее эффективные и популярные благодаря своей компактности, производительности и удобства эксплуатации. Но есть у них и существенный минус: при работе на слабонесущих грунтах колеса компактной машины проскальзывают и «утопают», что приводит к повреждению почвы и снижению производительности мини-погрузчика.

 

Эффективной альтернативой колесному мини-погрузчику с бортовым поворотом является гусеничный мини-погрузчик. Его ходовая часть обеспечивает лучшую проходимость машины, а также наносит меньший ущерб грунтовой площадке. На сегодняшний день гусеничные мини-погрузчики представлены в модельном ряде таких компаний, как Bobcat, Gehl & Mustang, Caterpillar и JCB.

Учитывая особенности и преимущества каждого типа, некоторые европейские производители, к примеру, Solideal, предлагают пользователям комбинированные мини-погрузчики. Принцип данного решения следующий: на колесный мини-погрузчик с бортовым поворотом устанавливаются гусеничные системы типа VTS, позволяющие быстро переделать машину в зависимости от условий эксплуатации и обеспечить максимальную производительность на любой поверхности.

Но если преимущества мини-погрузчиков давно по достоинству оценили многие российские заказчики, то мини-экскаваторы только начинают постепенно, но уверенно завоевывать отечественный рынок.

Их главные достоинства – в оптимальном сочетании доступной цены, высокой производительности, легкости транспортировки, скорости выполнения задач и топливной экономичности. Если речь идет о прокладках кабелей, рытье траншей, каналов, фундаментов, посадке деревьев и других земляных работах, а также о выполнении аварийно-спасательных операций и осуществлении газификации загородных поселков, то у данных машин практически нет конкурентов.

Одной из самых востребованных является концепция мини-экскаватора с малым радиусом поворота. Отличительной особенностью машины является широкое шасси, способствующее повышению устойчивости, а также короткий противовес, за счет которого машина может работать в ограниченных пространственных условиях в непосредственной близости от стен, не задевая их и сводя к минимуму риск повреждения строений.

В последнее время в связи с вводом новых экологических норм Tier 4F/ Stage IV и последовавших за ними вынужденными изменениями в конструкции стоимость многих компактных машин увеличилась в среднем на 20% по сравнению с предыдущими моделями. Чтобы как-то компенсировать потребителям финансовые затраты, производители сосредоточились на разработке функций, повышающих производительность и экономичность машин. В числе последних разработок ведущих мировых производителей дорожно-строительного оборудования – внедрение оригинальных систем электронного управления машинами, электрогидравлических органов управления и электронных систем управления двигателями.

Говоря о представленных на рынке образцах компактных машин, нельзя не упомянуть о мини-тракторах. В отличие от своих больших собратьев, задействованных практически во всех отраслях, данный вид техники используется преимущественно в сфере ЖКХ и сельском хозяйстве. Это связано в первую очередь с тем, что мини-тракторам подчас просто не хватает мощности для выполнения определенных видов работ, таких как демонтаж асфальтовых покрытий, прокладки инженерных коммуникаций в промерзшем грунте. Зато в тех случаях, когда выполнение поставленных задач не требует больших тяговых усилий, а крупногабаритная техника не способна с ними справиться ввиду своих размеров, эти компактные, легкие «малыши» справляются на «ура», экономя топливо и усилия оператора.

Функциональность и эффективность мини-тракторов определяется используемым дополнительным оборудованием. Если речь идет о коммунальных работах, таких как транспортировка сыпучих грузов, выравнивание площадок, уборка строительного мусора или снега, то можно установить на мини-трактор ямобур, прицеп, челюстной погрузчик, бульдозерный отвал.

Мини-трактора, задействованные при проведении сельскохозяйственных работ, в соответствии с тенденцией комплексного развития отрасли должны выполнять полный цикл работ, начиная от предпосадочной подготовки почвы и заканчивая заготовкой растительных кормов для скота. Для выполнения данных задач техника может быть оснащена плугами, роторными косилками, картофелесажалками, культиватором.

А теперь, собственно, обратимся в основной теме материала – к новинкам, появившимся на рынке в течение последних пары лет. Так, в конце 2017 года компания John Deere представила два компактных погрузчика, получивших индексы 204L (масса 5,3 т) и 304L (5,8 т). Новинки были разработаны на базе моделей 204K и 304К, отличаясь от предшественников улучшенными показателями продуктивности и экономичности. Конструкторы установили на технику двигатели Yanmar стандарта Tier 4, а также гидростатическую трансмиссию. Кроме этого, были увеличены межсервисные интервалы (замена моторного масла и фильтров, гидравлического масла и др.).

Следующие новинки – компактные погрузчики на гусеничном шасси 210Т и 215Т от JCB весом 4,021 т. Модели комплектуются силовым агрегатом Kohler мощностью 55 кВт. Отличие между образцами заключается в механизме поднятия стрелы: в первом случае осуществляется радиальный подъем, во втором – вертикальный. Грузоподъемность у 210Т данный показатель составляет 959 кг, у 215Т – 953 кг. Для случаев, когда необходимо выполнить операции с более тяжелыми грузами, предусмотрено место для установки противовесов.

В числе достоинств моделей производитель называет производительную гидравлическую систему (поток до 110 л/мин) и улучшенный благодаря однобалочной конструкции стрелы обзор.

Также в январе 2018 г. стартовали продажи новой линейки мини-погрузчиков EARTHFORCE by Bobcat, которые позиционируются как машины эконом-класса с высокими показателями производительности. В новых погрузчиках сохранены все отличительные особенности техники Bobcat: мощные двигатели, надежные комплектующие, производительность и широкий выбор навесного оборудования. Прототипами новинок выступили популярные модели Bobcat S150 и S175.

В линейку входят две модели, выполненные на одной платформе: S16 и S18. Главное, чем отличаются машины, – конструкция стрелы: У S16 она радиальная, у S18 – вертикальная. На обе модели устанавливаются четырехцилиндровые дизельные двигатели Kubota V2203 мощностью 36,4 кВт, сертифицированные по экостандартам Stage III.  В число достоинств машин, выпускающихся под бредом EARTHFORCE, входят простая конструкция и удобное обслуживание при сохранении фирменного качества Bobcat.

Ряд новинок в сегменте компактной техники был представлен на выставке CTT’2018. Так, в рамках проекта со строительной мини-техникой марки Strong дебютировал Уральский завод буровой и строительной техники. В основе идеологии отечественной мини-техники Strong – доступная цена, достаточный функционал, удобство управления, простота эксплуатации и обслуживания.

На выставке завод представил широкий спектр машин – мини-экскаватор Strong MS 2000, погрузчик Strong MP 3000, экскаватор-погрузчик Strong MP 6000, думпер Strong D 1200 и манипуляторStrong S 300. Вся техника имеет гусеничный ход на резиноармированных траках, а в качестве привода используются бензиновые двигатели Lifan мощностью от 15 до 60 л. с. в зависимости от модели техники.

Также на CTT’2018 представил все разнообразие своей серийной и перспективной продукции Ковровский электромеханический завод представил. Это были мини-погрузчики с бортовым поворотом Ant 750 и Ant 1000, фронтальный погрузчик Ant 3000, экскаватор-погрузчик Ant 2321, колесный трактор Ant Zetor 4135F.

В октябре 2018 года полностью новый гусеничный мини-погрузчик TV450, ставший самым большим в линейке компактной техники производителя, презентовал концерн Case. TV450 представляет собой модель с вертикальным подъемом стрелы, мощность новинки – 90 л.с., рабочая номинальная грузоподъемность при 50-процентной опрокидывающей нагрузке составляет более 2 т, усилие отрыва – 4,168 т. По последнему показателю, как утверждает производитель, машина превосходит имеющиеся на рынке аналоги.

Покупателям предлагаются два варианта гидравлической системы: с давлением 24 000 кПа при потоке 150 л/мин или 27 579 кПа при 132,5 л/мин соответственно. Можно заказать стандартные механические (схема H) или опциональные электрогидравлические (переключаемые вручную схемы ISO и H) органы управления. Опционально доступны механические ручные или ножные элементы управления.

Новинки в сегменте компактной техники были презентованы и на международной сельскохозяйственной выставке SIMA 2019, прошедшей с 24 по 28 февраля в Париже. Так, компания Manitou представила новый телескопический мини-погрузчик MLT 420-60H, который, по заявлению производителя является маленькой из всех представленных на мировом рынке. Продажи модели в странах Европы и Северной Америки начнутся летом этого года, на российском рынке новинка должна появиться немного позже.

Компактный телескопический погрузчик Manitou MLT 420-60H оснащен двигателем Kubota Stage V мощностью 57 л.с. Высота машины – 1,94 м, ширина – 1,49, радиус поворота составляет 2,95 м, что упрощает маневрирование в ограниченном пространстве. Грузоподъемность телескопического мини-погрузчика составляет 2 т, а максимальная высота подъёма – 4,3 м.

Также накануне канадское подразделение компании Kubota представило новую модель компактного гусеничного погрузчика SVL65-2, ставшей самой маленькой машиной этого типа из числа выпущенных производителем. Этот мини-погрузчик предназначен для работы в сфере ландшафтного дизайна и строительной отрасли.

Компактный гусеничный погрузчик Kubota SVL65-2 оборудован двигателем мощностью 68 лошадиных сил. Максимальная номинальная грузоподъёмность новой машины равна 1360 килограммам. Вылет её стрелы – 88,65 сантиметра, высота оси шарнира – 301 сантиметр. Инженеры компании-производителя оснастили мини-погрузчик функцией самовыравнивания, которая активируется с помощью переключателя. Она автоматически регулирует уровень ковша или вилочного захвата без необходимости корректировки угла наклона. Машина также оборудована сдвижной дверью, которая позволяет обеспечить доступ к кабине вне зависимости от положения навесного оборудования и не препятствует его работе. Начало продаж новой модели запланировано на апрель 2019 года.

Реагируя на тенденции рынка и повышающиеся требования к экологичности техники, компания Volvo Construction Equipment планирует представить линейку полностью электрических компактных погрузчиков (L20 – L28) и экскаваторов (EC15 – EC17). Презентация моделей состоится на выставке Bauma – 2019, которая пройдёт с 8 по 14 апреля в Мюнхене. Серийные выпуск мини-погрузчиков на электроприводе начнётся в середине 2020 года, после чего производитель планирует прекратить разработку аналогичной дизельной техники. По заявлению производителя, проведенные ранее испытания показали эффективность работы электрической компактной строительной техники. По словам президента компании Volvo Мелькера Йернберга, проверенная технология электромобильности в сочетании с изменениями покупательском поведении и ужесточением экологического законодательства говорит о целесообразности ее внедрения на рынке.

Свою разработку в сегменте электрифицированной техники представила и компания Bobcat. Так, производитель заявил о выпуске новой модели электрического мини-экскаватора E10e без выноса задней части, которая является первой машиной в этом классе с нулевым уровнем вредных выбросов. Прототип модели был представлен на выставке bauma 2016. Ширина новинки в собранном состоянии равна 72 см, что позволяет обеспечить ее транспортировку в грузовом лифте и через стандартный дверной проем. Мини-экскаватор предназначен для строительных работ внутри различных помещений, в том числе подвалов.

За основу Bobcat E10 взят E10 ZTS, снащенный дизельным двигателем. По сравнению с ним у электрической версии мини-экскаватора максимальный уровень шума уменьшен на 16 дБ и составляет 64 дБ. Емкости литий-ионного аккумулятора, которым оснащена новинка, достаточно на 8-часовой рабочий день, а восполнить заряд батарей можно за менее 3 часов.

Само собой, это далеко не все уже представленные на рынке и готовящиеся занять свою нишу и место в автопарках пользователей новинки в сегменте компактной техники. Но, подводя итоги нашего обзора, отметим следующее. Поскольку область применения мини-техники по ряду озвученных выше причин расширяется, растут и требования к ней, а вместе с ними и конкуренция в данном сегменте. Потребители больше отдают предпочтение машинам с максимальной автоматизацией и оптимизацией процессов управления, и производители стараются перещеголять друг друга, представляя разработки, отличающиеся различными привлекательными «фишками» и соответствующие запросам рынка.

 

Похожие записи

Оставить комментарий