Якутия – это огромная по площади, особая территория России. Год от года картина состояния республиканских дорог заметно меняется к лучшему, сокращаются темпы строительства и ремонта «артерий жизни» этого крупнейшего российского региона.
Еще в начале прошлого столетия регион фактически находился в изоляции. Активное освоение природных богатств Якутии диктовало необходимость появления дорог. В суровых климатических условиях крайнего Севера несколькими поколениями дорожников была проделана тяжелая, титаническая работа, и сегодня автомобильная дорога А-360 – это 1157 км комфортного, круглогодичного пути. Какие изменения ожидают дорожную отрасль Якутии, рассказал Александр Тарасов, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
– Александр Евгеньевич, какие амбициозные цели и задачи планирует решить Якутия в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?
– В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» за счет средств федерального бюджета и дорожного фонда республики на период с 2019 до 2024 года на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт региональных дорог в Якутии будет направлено более 25,5 млрд руб. В соответствии с паспортом программы к концу 2024 года доля дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, должна увеличиться на 39,3 %. По городской агломерации «город Якутск» этот показатель должен увеличиться на 85 %. Это позволит привести в нормативное состояние порядка 40 % региональных трасс.
В Якутии планируется привести в нормативное состояние 1100 км региональных дорог, в том числе построить 109,2 км, реконструировать 32,9 км, провести капитальный ремонт 5,9 км, провести ремонт 952,4 км.
Из федеральных средств будут реконструированы региональные трассы «Амга», «Кобяй», «Умнас», «Нам», «Яна», «Анабар», «Мюрю», «Борогон», «Мухтуя», «Хатассы», «Абалах», «Бетюн» и др.
По улично-дорожной сети Якутска планируется привести в нормативное состояние 203 км, в том числе построить 17,6 км, реконструировать 31,3 км, провести капитальный ремонт 77,5 км, провести ремонт 77 км улиц, что обеспечит доведение до 85 % доли улично-дорожной сети городской агломерации, находящейся в нормативном состоянии.
– Что будет сделано в рамках нацпроекта в текущем году?
– В 2019 году в рамках национальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется привести в нормативное состояние 122,4 км региональных дорог и 23,2 км улично-дорожной сети Якутской агломерации. Кроме того, в числе ключевых целей – снижение смертности в результате ДТП, уменьшение доли дорог, работающих в режиме перегрузки, а также снижение уровня аварийности.
В текущем году задумано построить 31,7 км дорог, в том числе 22,4 по автодороге «Кобяй» и 9,3 – «Абалах» (Мегино-Кангаласский район). Намечено отремонтировать 90,6 км дорог и три мостовых перехода, в том числе 30 км автодороги «Анабар», 18,8 км – «Умнас», 17,5 км – «Яна», 15,3 км – «Амга» и 9 км – «Нам».
В 2019 году в рамках реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» планируется ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции 58,4 км автомобильных дорог регионального и местного значений.
Федеральный бюджет предоставит субсидию на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования. В 2019 году в рамках подпрограммы сумма субсидии составит 454 166,9 тыс. руб. Это стало возможно после заключения соглашения между Федеральным дорожным агентством и Правительством Республики Саха (Якутия).
Субсидии направляются на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием. Согласно одному из главных требований дорога должна вести от сети автомобильных дорог общего пользования к близлежащим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
В рамках данной подпрограммы дорожные работы пройдут в Мегино-Кангаласском, Чурапчинском и Таттинском улусах. В текущем году запланированы следующие работы: реконструкция автомобильной дороги Чурапча – Арылах, строительство подъездной дороги к с. Мындагай от 104 км региональной автомобильной дороги «Бетюнцы» (Чурапчинский улус), реконструкция подъездной автомобильной дороги Майя – Тюнгюлю – Борогонцы – Хоробут Мегино-Кангаласского улуса, строительство автомобильной дороги Ытык – Кюель – Туора – Кюель – Дэбдиргэ Таттинского района, строительство автомобильной дороги к с. Дебдирге Таттинского улуса, строительство автомобильной дороги «Абалах» на участке км 35 – Елечей в Мегино-Кангаласском улусе.
Общая стоимость проведения работ на данных дорогах составит 1 003,0 млн руб.
Два подрядчика уже приступили к реализации нацпроекта в городе Якутске и городской агломерации. Строительные работы идут на м. Шестаковка и на ул. Чайковского. На последней одна из подрядных организаций устанавливает водоотводные лотки и проводит подготовительные мероприятия для укладки асфальта. На остальных объектах тоже вскоре начнутся работы.
– Одна из проблем вашего региона – много мостов в аварийном состоянии. Решается ли эта проблема?
– В 2019 году на трассе «Лена» в Алданском и Нерюнгринском районах Якутии будут обновлены десять мостовых сооружений. На всех объектах в целях повышения уровня безопасности дорожного движения установят современное барьерное ограждение и обновят разметку.
Три моста через ручьи и суходол отремонтируют капитально. Мосты через р. Якутский Укулан, Михайловка, Николкин Ключ, Каменка и Малая Хатыма приведут в порядок в рамках планового ремонта. Еще одно сооружение – мост через Амгу – обновят во время планово-предупредительных работ, которые предполагают ремонт ледорезных частей промежуточных опор. Почти на всех объектах усилят опоры и устроят новое дорожное покрытие.
В Нюрбинском районе на трассе «Вилюй» с 2015 года ведется строительство мостового перехода через р. Марха. Сооружение является одним из крупных проектов и уникальных на Дальнем Востоке.
Предстоит построить три мостовых сооружения с подходами: основное через Марху длиной 560 п. м и два моста через Мар длиной 55 и 34 п. м. Общая протяженность участка, который будет расширен и переведен из IV в III техническую категорию, составляет 6 км. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на IV квартал 2019 г. Мост через Марху позволит ликвидировать одну из паромных (ледовых) переправ и обеспечить круглогодичный и беспрепятственный проезд автотранспорта.
В апреле был осуществлен монтаж пролетного строения моста методом продольной надвижки с конвейерно-тыловой сборкой с помощью гидравлического оборудования. Длина надвигаемой металлоконструкции составляет 546,8 м, максимальная масса более 4 тыс. т.
В настоящее время на 100 % возведены основные опоры моста (№1, 4, 5 и 6), надвижка осуществляется со стороны опоры №6. Продолжаются работы на двух оставшихся опорах (№2 и 3): на сегодняшний день устроены фундаменты и нижний ярус тела опор, необходимо выполнить бетонирование монолитной части верхних ярусов, ригеля и подферменных тумб.
В соответствии с графиком производства работ уже в августе 2019 года начнутся работы по устройству мостового полотна и элементов обустройства.
– Какие технологии применяете на сложных участках?
– Сейчас в Якутии остро стоит вопрос с берегоукреплением, т. к. большая часть аэропортов построена на берегах рек. Для решения данной проблемы в республике используются геотекстильные конструкции, цементирующие оболочки и другие инновационные технологии, созданные специально для повышения несущей способности грунтов и укрепления береговых линий рек.
В с. Хонуу Момского района мы установили геоконтейнеры, которые предотвращают процесс ослабления грунта береговых линий. Контейнеры заполняются песком или песчано-гравийной смесью. На р. Индигирке сильное течение. Такой метод поможет предотвратить вымывание берегов и также может быть применен на аэродромах, где взлетно-посадочные полосы часто страдают от затопления.
Помимо всего прочего, эти технологии могут быть применены для строительства автомобильных, железных, временных, технических, вдольтрассовых, лесных дорог и дорог предприятий.
– Какие направления являются приоритетными в работе вашего ведомства?
– Особо важная задача – обеспечение транспортной доступности. В 2018 году доля территорий Республики Саха (Якутия), имеющих круглогодичную транспортную доступность, увеличилась до 20,9 % по сравнению с 12,1 % в 2017 году.
Прежде всего, положительная динамика связана с введением в эксплуатацию 30 км автодороги федерального значения «Вилюй» для обеспечения проезда до с. Бердигестях. Также построено 50 км региональных автомобильных дорог.
24 декабря 2018 года был подписан акт по пусковому комплексу железной дороги Томмот ‒ Нижний Бестях, и уже в августе мы планируем запустить регулярное пассажирское движение. Железнодорожные пассажирские перевозки позволят населению республики воспользоваться альтернативным видом транспорта и в целом снизить транспортные расходы.
Также в 2018 году по субсидированным перевозкам воздушным транспортом перевезено более 134 тыс. пассажиров. С 2019 года перечень субсидированных маршрутов включил новые направления, установлен круглогодичный период льготных перевозок. Вдобавок расширены категории граждан, которые могут приобретать льготные авиабилеты: ими стали многодетные семьи.
Под эгидой Минпромторга России в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» начата реализация проекта создания высокотехнологичной Жатайской судоверфи. Проект предусматривает создание более 700 новых рабочих мест. Федеральное финансирование проекта составляет более 4 млрд руб.
Следующим этапом станет построение инфраструктурного каркаса Арктической зоны РФ – реконструкция морского порта Тикси, который рассматривается в качестве базового порта Восточного участка Северного морского пути.
В 2019 году по этому направлению планируется приведение в нормативное состояние 134 км региональных дорог.
– В этом году исполняется 45 лет с начала строительства БАМа и 35 лет с момента стыковки западного и восточного направлений. Как будете отмечать?
– Якутия отметит 45-летие с начала строительства опорной ветви основного участка Байкало-Амурской магистрали улучшением транспортной доступности в нескольких населенных пунктах Южной Якутии. Основные торжественные мероприятия состоятся 7-8 июля в г. Тынде.
С БАМа началось развитие всей Южной Якутии, и эта дата имеет для республики важное значение. К знаменательной дате планируем улучшить транспортную доступность. В частности, будут проведены ремонты межселенных и автомобильных дорог в городах, имеющих непосредственное отношение к БАМу. Мы постараемся выделить средства из Дорожного фонда для Беркакита на ремонт улиц. Городу Нерюнгри мы уже помогаем: выделены средства на ремонт дороги Беркакит – Нерюнгри, будут выделены деньги на ремонт ул. Карла Маркса.
– Спасибо за беседу. Желаю дальнейших успехов.
Беседовала Екатерина Кузьмина