Масло для спецтехники: синтетика наступает, но минеральное позиций не оставляет

Спецтехника, особенно задействованная в горнодобывающей отрасли, работает в любую погоду, в условиях сильной запылённости, в режиме частых стартов и остановок, двигаясь с минимальной скоростью на небольшие расстояния, выполняя напряжённые производственные задания. Описанный выше режим эксплуатации крайне негативно отражается на состоянии двигателя, ходовой части, гидравлической системы машин. И если в системах машин ещё и используются низкокачественные смазочные материалы, то внеплановых простоев и преждевременных выходов агрегатов из строя не избежать.

Какие масла, присутствующие сегодня на нашем рынке, обеспечат надёжную работу  спецтехники в шахтах и карьерах? Об основных направлениях, по которым развивается индустрия смазок – в статье.

Минеральное масло ещё поработает!

По своему составу и свойствам базовые масла, согласно классификации API (Американский институт нефти), делятся на пять групп. К IV группе относятся масла, созданные на основе полиальфаолефинов, из-за высокой себестоимости объемы выпуска этих масел постоянно снижаются, поэтому их присутствие на рынке можно не учитывать. К тому же, в последние десятилетия получили распространение технологии гидрокрекинга и изомеризации, в результате которых появились новые базовые масла II и III группы, не уступающие по качеству маслам IV группы, но имеющие более низкую стоимость.

Готовые моторные масла определённых марок получают путём смешивания базовых масел с различными присадками, которые наделяют конечный продукт заданными свойствами. В зависимости от того, какой тип базового масла преобладает в составе продукта, моторные масла делятся на синтетические, полусинтетические или , минеральные.

В минеральных основной компонент – базовое минеральное масло, которое получают в результате перегонки сырой нефти. Состав базового масла зависит от качества нефти, степени её очистки, пределов выкипания масляных фракций при переработке мазута в вакууме, и т.д. Минеральное масло имеет природное происхождение и состоит из базового масла и добавок-присадок, среди которых — моющие компоненты, загустители, противоизносные агенты и др. На долю присадок в минеральном моторном масле приходится 3…12% в массовых долях.

Несмотря на то, что сегодня в спецтехнике всё более широко используются синтетические и полусинтетические масла, минеральные виды масел чувствуют себя в своей нише вполне уверенно, и покидать рынок не собираются, популярность их достаточно велика.

Одним из главных аргументов, влияющим на выбор многих компаний в пользу минерального масла  — его невысокая стоимость. Ещё одним объяснением популярности минеральных марок является «приличный» возраст многих представителей спецтехники в наших парках,. В этой технике традиционно используются именно минеральные масла, и переходить на другие виды масел не имеет смысла.

Однако, надо отметить, что доля рынка минеральных масел находится на высоком уровне также из-за внедрения в последние годы продуктов, состоящих из масляных основ, относящихся ко II группе — это высокоочищенные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, и с повышенной окислительной стабильностью, т.е. масла, прошедшие гидроочистку, их ещё называют улучшенные минеральные масла.

Многие операторы ошибочно связывают любые минеральные масла со смазками старого поколения, в то время как продукты этой группы сегодня получили одобрение для использования в новейших двигателях, в которых установлены фильтры DPF, EGR и SCR.

Созданием на базе минеральных масел инновационных марок масел занимаются ведущие научные центры крупнейших производителей масел, и многие эксперты полагают, что минеральные масла ещё долгие годы будут востребованы, работая в новейших моторах спецтехники.

Среди наиболее популярных минеральных масел, представленных на рынке — масло Castrol Vecton 15W-40. Английская компания Castrol производит масла с 1909 г. и сегодня входит в состав холдига BP. В компании Castrol работает 12 тыс. человек, а продукция поступает в 130 стран мира.

При производстве минерального масла Castrol Vecton 15W-40 используется технология System 5™, позволяющая повысить эффективность работы масла до 40% по таким показателям, как стойкость к окислению, защита от отложений на поршне, диспергирование сажи, противоизносные свойства, защита от коррозии.

Масло Vecton 15W-40 разработано для дизельных двигателей грузовых автомобилей и горной техники европейских и американских производителей. Vecton 15W-40 эффективно нейтрализует загрязнения, способствуя увеличению интервалов между сервисным обслуживанием, противостоит повышению вязкости масла, поддерживает оптимальный расход горючего.

Основанная в Германии, глобальная группа компаний Fuchs уже более 85 лет занимается разработкой, производством и сбытом смазочных материалов практически для всех отраслей экономики. В группу компаний Fuchs входит около 60 компаний по всему миру, в которых работает 5 тыс.сотрудников. На нашем рынке компания реализует минеральное масло Titan Unimax Ultra MC SAE 10W-40. Этот продукт изготавливается по технологии MC-синтеза и разработан для дизельных высоконагруженных двигателей . Масло отличается повышенной скоростью циркуляции в системе смазки, что позволяет эффективно уменьшить износ деталей при холодном старте.

Испанская компания Cepsa в этом году отмечает вековой юбилей. За 100 лет компания выросла до объединения, в которое входит 80 предприятий, на которых трудится 11 тыс. сотрудников. В России компания реализует высококачественное минеральное моторное масло Cepsa High Mileage 25W50, содержащее специальные присадки, позволяющие уменьшить расход масла в изношенных, свыше 100 тыс. км пробега, двигателях, и повысить, таким образом, ресурс мотора «со стажем». С успехом описываемое масло используется в турбированных двигателях, в особенности, работающих в условиях высоких температур.

В своих продуктах компания Neste Oil учитывает возможность эксплуатации тяжёлой техники в условиях низких температур. Финская нефтяная компания Neste Oyj начала деятельность в 1948 г., а в России работает с 1990 г. Качественные масла компания производит на собственном НПЗ в финском городе Эспоо.

Климатические условия Финляндии таковы, что зимой температура может опускаться до -50 °С, а летом доходит до +35 °С, т.е., в пределах одного интервала между заменами масла перепад температур окружающего воздуха может достигать 80 °С и более.

Смазочные материалы Neste Turbo LXE создавались для тяжелой спецтехники. В самых неблагоприятных условиях эксплуатации масло превосходно сохраняет рабочие характеристики, выдерживая длительные интервалы между заменами. Neste Turbo LXE эффективно предотвращает полирование стенок цилиндров, защищает двигатель от нагара и износа.

Синтетика – это то, что нас ждёт в будущем

Базовые масла III –V групп по API называют синтетическими. Часто можно прочитать или услышать определение «полностью синтетическое» или масло «на синтетической основе». В разных странах и у разных производителей соотношение синтетических и минеральных веществ, входящих в состав той или иной марки синтетического масла может быть разным. Такую же картину мы имеем и по полусинтетическим маслам — нет чёткого определения, каким должно быть соотношение компонентов, входящих в состав данной категории масел.

Тенденции, направленные на вытеснение синтетическими маслами минеральных, очевидны, хотя темпы этого процесса оценить сложно, так как во многом они зависят от экономической ситуации в стране. Также важно добиться от самих покупателей понимания того, что, в случае с моторными маслами, самая низкая закупочная цена не будет эквивалентна самым низким эксплуатационным расходам.

И всё же факты говорят сами за себя. На испытательном полигоне Милбрук, в Великобритании, американская компания Exxon Mobil — одна из крупнейших нефтяных компаний в мире, имеющая долю в 21 НПЗ в 14 странах мира, тестировала зависимость расхода топлива от использования различные видов моторных и трансмиссионных масел. Применение синтетического масла Mobil Delvac 1 с вязкостью 5W-30 в двигателе грузовика показало снижение расхода топлива, по сравнению с другими, не синтетическими, видами масел, на 1,8%. Ещё более впечатляющие результаты были получены при использовании «синтетики» в КП и редукторе заднего моста: снижение расхода топлива составило 2,9%.

А в ходе последовавших затем 8-месячных испытаний, инициированных Mobil , в которых масло Mobil Delvac 1 применялось в мостах и КП грузовиков Scania, экономия топлива и вовсе составила до 3,4 %!

Но низкий расход топлива – не единственное преимущество «синтетики». Такие масла лучше «переносят» тяжелые условия труда, экстремальные температуры и большие нагрузки. «Синтетика» более стабильна, её использование позволяет увеличить период между заменами, по сравнению с другими категориями масел, облегчает холодный пуск двигателя. Сильной стороной синтетики является и тот факт, что эти масла могут использоваться в двигателях с большим пробегом, благодаря чему одна марка масла может использоваться для всей техники, имеющейся в парке.

Однако, есть и минусы у «синтетики». Кроме высокой стоимости масла, оно обладает свойством повышенной текучести и может вызвать подтекание масла, если в уплотнениях силового агрегата имеются даже незначительные разрушения/ Также далеко не все присадки, содержащиеся в минеральном масле, растворяются в синтетическом. И наоборот: присадки, содержащиеся в синтетических маслах, не всегда растворимы в минеральном масле. Это большая проблема, означающая, что готовые синтетические и минеральные масла категорически нельзя смешивать, эффект от такого действия непредсказуем, вплоть до выхода двигателя из строя.

Британско-нидерландская компания Royal Dutch Shell, которая согласно рейтингу Forbes Global 2000 в 2018 г. была объявлена крупнейшщей нефтегазовой компанией в мире, разработала 4 марки синтетического масла, вошедшие в серию масел Shell Rimula R6. Эти 4 марки специально созданны для работы в дизельных двигателях, работающих в самых тяжёлых условиях. Причём каждая марка масла отличается индивидуальными характеристиками, необходимыми в тех или иных ситуациях.

Так, синтетическое масло Shell Rimula R6 LME 5W-30 отличается энергосберегающими качествами, позволяет увеличить интервалы между заменами масла. Ещё один вид, масло Shell Rimula R6 M 10W-40, способствует работе дизельного двигателя с максимальной мощностью и эффективностью. Марка масла Shell Rimula R6 LM 10W-40 обеспечивает  работу дизельного двигателя, оснащенного сажевым фильтром и каталитическим нейтрализатором, с полной отдачей, с максимальным использованием имеющихся ресурсов.. А ситететическое масло Shell Rimula R6 ME 5W-30 демонстрирует самый большой эксплуатационный ресурс среди масел Shell этого класса.

Полусинтетика – компромиссный вариант?

По мнению большинства экспертов и профессионалов, занимающихся непосредственно эксплуатацией карьерной техники, обозначившаяся сегодня тенденция использования полусинтетических масел в сегменте грузовых автомобилей и спецтехники, будет только усиливаться.

Как писалось выше, несмотря на обозначение на упаковке semi-synthetic буквально каждая компания, выпускающая полусинтетику, закладывает своё собственное процентное соотношение синтетических и натуральных веществ в таком масле. Это значит, что приобретая пролусинтетику, нужно тщательно ознакомится с информацией о продукте: если в составе недостаточно большая доля синтетического базового масла, то полусинтетика может начать густеть уже при минус 10℃, а при высокой температуре может быстро окисляться, поскольку в его составе, вероятно, имеется ограниченное число присадок.

Однако, по статистике на смазки и масла расходуется менее 1% технологических расходов, идущих на содержание спецтехники. Поэтому многие специалисты считают, что покупка «полусинтетики» вместо «синтетики», в целшях экономии средств, не имеет смысла. Кстати, длительное время компания Mobil вообще не производила полусинтетических масел, да и сейчас компания производит их в ограниченное ассортименте, считая, видимо, что этот вид масел интересен, в основном, малочисленным владельцам сильно изношенных транспортных средств, или тем компаниям, которые ищут сомнительную экономию.

Что же касается смазочных материалов для тяжелых грузовых автомобилей и карьерного оборудования, то компания Mobil разработала минеральное масло Mobil Delvac MX ESP именно для использования в двигателях с низким уровнем выбросов. Также компания предлагает масла на основе синтетических основ с флагманским, полностью синтетическим, маслом Delvac 1 LE 5W-30.

Французкая компания Motul в 1957 г. открыла завод по производству масел под Парижем. С 1998 г. компания активно занимается, в т.ч. производством масел серии Tekma, отличающихся длительным межсервисным интервалом.

Полусинтетическое масло Motul Tekma Mega X 15W-40, произведенное по технологии  Technosynthese, запатентованной компанией, создавалось для обеспечения надёжной работы современных дизельных двигателей грузовых автомобилей, строительных и карьерных видов оборудования. Гарантированная доля синтетических компонентов в базовых маслах Motul, произведенных по технологии Technosynthese, достаточно высока, и содержит от 30% до 80% в зависимости от выбранной линейки.

Ещё одна марка полусинтетического масла Motul Tekma Mega X LD 15W-40 создавалась для турбодизелей, работающих в тяжёлых условиях эксплуатации. Высокий щелочной резерв практически блокирует коррозию гильзы при использовании топлива с высоким содержанием серы. Масло также отличается увеличенным пробегом между заменами масла.

Одно из подразделений американской компании Gulf Oil International Ltd (GOI), специализируется, главным образом, на продаже продуктов переработки нефти. Вся продукция Gulf, предназначенная для рынков Европы, с 2015 года производится на заводе компании в Бельгии.

Полусинтетическое масло Gulf Superfleet Supreme 10W-40 характеризуется очень высокой термоокислительной стабильностью, что снижает накопление отложений в двигателе и предотвращает сгущение масла, защищает от коррозии. Масло подходит для дизельных двигателей с турбонаддувом и без турбонаддува, а также оптимально для использования в высоконагруженных дизельных моторах, используемых во внедорожной технике в горнодобывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Масла для трансмиссии и гидравлики – без них никак

Современные трансмиссионные или гидравлические масла при разработке проходят такой же комплекс испытаний, что и моторные масла. Да и требования у заказчиков масел, и моторных, и трансмиссионных, к производителям масел одни и те же – они хотят, чтобы масло сокращало затраты на обслуживание техники, период между заменами масел был максимальным, а потребление топлива снижалось, за счёт использования в масле новейших присадок и технологий, постоянно появляющихся в сфере производства масел.

Несмотря на то, что гидравлические и трансмиссионные масла имеют отличия в характеристиках, общим решением для этих двух типов масел является использование базового синтетического масла, улучшенного противоизносными присадками: низкая вязкость этих жидкостей снижает нагрузку на двигатель, трансмиссию, гидравлику и другие системы спецтехники.

Эволюция гидросистем характеризуется уменьшением размеров проходных сечений в управляющих системах до нескольких микрометров. Поэтому сейчас всё более жёсткие требования предъявляются к чистоте гидравлических масел, их фильтруемости, антиокислительной стабильности, деэмульгирующим свойствам в случае попадания в масло воды, и другим характеристикам.

Не так давно гидравлическое масло считалось продуктом, качество и характеристики которого мало влияли на работу оборудования. Трещины в шлангах, неплотности в соединениях вызывали необходимость достаточно частого пополнения гидросистемы маслом, поэтому в гидравлике старались использовать дешёвые виды индустриальных масел. Высококачественные масла с высоким индексом вязкости были разработаны, но использовались лишь в особых случаях, например, когда техника эксплуатировалась в при экстремально низких температурах.

Этот подход сегодня в значительной степени изменился. В компаниях приходят к пониманию того, что масло, и гидравлическое, и трансмиссионное, высокого качества обеспечивает лучшую производительность и экономичность, и это тесно связано с прогрессивным техническим развитием спецтехники.

Примером нового подхода может служить универсальное гидравлическое трансмиссионное масло Fuchs Titan UTTO Pro. Масло предназначено для смазки зубчатых колёс, осей, элементов гидросистемы. Titan UTTO Pro выдерживает без изменения свойств долгосрочную работу с тепловым нагрузками, проявляет устойчивость к окислению, а также обеспечивает надежную работу систем оборудования даже при очень низких температурах окружающей среды.

Компания Лукойл, которая уже около 25 лет является ведущей корпорацией в России, занимающейся добычей и переработкой нефти, предлагает семейство гидромасел Лукойл Гейзер из 9 базовых видов. Каждая марка серии имеет характерные особенности, позволяющие покупателю выбрать тот продукт. который оптимально соответствует наиболее эффективному выполнению его производственных задач. Например, масло Лукойл Гейзер СТ отличается повышенной износостойкостью, а Лукойл Гейзер ЦФ — особой чистотой беззольных гидравлических масел экстра-класса. Лёгкий запуск спецтехнике в любое время года гарантирует применение Лукойл Гейзер ЛТ, а работу в условиях повышенного загрязнения и запылённости обеспечит для карьерного оборудования гидромасло Лукойл Гейзер ЛТД 46.

Гидравлическое трансмиссионное масло Mobil fluid 426 является многофункциональным высококачественным продуктом. В компании Mobil утверждают, что это одно из наиболее эффективных европейских масел, предназначенных для смазки тяжелонагруженных редукторов, дифференциалов, узлов трансмиссии, гидравлических систем управления, мокрых тормозов, коробок отбора мощности и гидростатических приводов, применяемых в строительном оборудовании, в машинах, работающих в карьерных технологиях, участвующих в работе шахт.

В заключении следует ещё раз сказать, что при выборе масла необходимо изучить информацию, содержащуюся в руководстве по эксплуатации машины. Одно и то же масло, используемое для различных компонентов, может не только улучшить, но и  значительно снизить уровень защиты деталей и эффективность работы. Современные механизмы чрезвычайно сложны, поэтому требуют тщательного подбора масел, а гарантия безотказной и продолжительной работы – это всегда выбор масла высочайшего качества.

Похожие записи

Оставить комментарий