В России в целом и в Иркутской области в частности уже не первый год реализуют национальный проект «Безопасные и качественные дороги». О его особенностях, эффективности и сложностях, с которыми приходится сталкиваться, рассказала министр строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Свиркина Светлана Дмитриевна
– Светлана Дмитриевна, какие важные задачи решаются сегодня в Иркутской области?
– Иркутская область находится на пороге масштабных преобразований, которые в полной мере затронут и строительство – отрасль, традиционно определяющую состояние экономики и социального развития региона.
В сжатые сроки нам необходимо принять все возможные меры по стабилизации ситуации в части переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, по увеличению объемов жилищного и капитального строительства.
Развитие строительной отрасли на сегодняшний день невозможно без комплексного освоения новых территорий, а для этого необходимо строительство сетей и дорог, новых социальных объектов.
В Иркутской области вскоре начнется строительство участков автомобильных дорог М-51, М-53, М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, Р-255 в обход города Усолье-Сибирское.
– Расскажите подробнее о строительстве дороги в обход Усолья-Сибирского.
– На строительство этого участка запланировано потратить 16 млрд руб. Общая протяженность реконструируемого полотна составит 42,675 км. Дорога будет четырехполосной с мостами, путепроводами, надземными пешеходными переходами и современным освещением. Предполагается, что новое дорожное полотно существенно сократит время автомобилистов в пути и увеличит пропускную способность на федеральной трассе Р-255 «Сибирь».
Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства» объявило тендер на строительные работы. Заявки от участников принимают до 4 июля, результаты конкурсной процедуры огласят 8 июля. Максимальная сумма контракта составляет 16 млрд 334 млн руб. Строительные работы должны быть завершены к октябрю 2024 года.
– Светлана Дмитриевна, как реализуется в Иркутской области национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?
– Иркутская область принимала участие в реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017–2018 годах. За это время в нормативное состояние приведено 232,7 км дорог.
В 2019 году проект стал национальным – «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На его реализацию в Иркутской области предусмотрено 8 млрд 233,1 млн руб., из них 3 млрд 170,8 млн руб. предоставлено из федерального бюджета, софинансирование из областной казны составляет 4 млрд 180 млн руб., местных бюджетов – 793,8 млн руб.
Перед нами стоит задача не снижать темпа ремонтных работ и уложиться в установленные сроки. Национальный проект направлен на улучшение городской среды и повышение безопасности движения. Решение этих задач зависит прежде всего от обеспечения высокого качества автомобильных трасс.
Приангарье названо в числе регионов, которые своевременно подготовились к реализации национального проекта. Это касается составления проектной документации, выбора квалифицированных подрядчиков, заключения договоров на производство ремонта дорог. Теперь необходимо наладить постоянный и эффективный контроль над обеспечением качества работ на всех этапах строительства. Это имеет особое значение для областного центра, которому на реализацию проекта выделено более 1,2 млрд руб.
В 2019 году в рамках проекта будут приведены в нормативное состояние 240 км региональных и 61 км местных дорог в Иркутске (26 км), Ангарске (19,8 км), Шелехове (6,2 км), Братске (6,2 км), Усолье-Сибирском (2,9 км).
План реконструкции дорог составлен с учетом пожеланий жителей областного центра на основе анализа дорожной обстановки специалистами ГИБДД. Их участие позволило определить места наибольшей аварийной опасности и разработать меры по предотвращению дорожно-транспортных происшествий. В целом предстоит выполнить работы по ремонту 31 участка автомобильных дорог общей протяженностью 26 км.
Подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Прибайкалье» ввело в эксплуатацию два участка автомобильной дороги федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск.
На отрезках трассы км 1625+390 – км 1636 и км 1663 – км 1666 проведены работы по устройству защитных слоев покрытия из битумоминеральной смеси. Кроме того, ликвидированы места просадок и мелкие разрушения. Специалисты укрепили обочины, заменили дорожные знаки и сигнальные столбики, нанесли горизонтальную дорожную разметку.
Объекты сданы практически на три месяца раньше запланированного срока.
В этом году ФКУ Упрдор «Прибайкалье» приведет в порядок 130 км трассы Р-255 «Сибирь» в Иркутской области. В том числе слои износа будут устроены на 50,3 км дороги. Сейчас капитально ремонтируются 37,1 км трассы. Ремонту подвержены 32,3 км, поверхностной обработке – 10,3 км федеральной автодороги.
Досрочно завершено устройство слоев износа на 13,5 км трассы Р-255 «Сибирь» в Зиминском районе Иркутской области.
– Федеральные дороги заметно меняются к лучшему, но вот с региональными и муниципальными ситуация остается сложной.
– Ситуация постепенно, но меняется. В прошлом году федеральные трансферты регионам составляли примерно 16,5 % от бюджета Росавтодора, в этом – 25 %. Это порядка 160 млрд руб. Практически решен вопрос о выделении дополнительно еще 34,4 млрд руб, благодаря которым Иркутская область получит в 2019 году дополнительно на свою дорожную программу 300 млн руб. Идет соответствующая подготовка поправок в закон о бюджете. Есть решение – неиспользованный резерв федерального дорожного фонда также направить на развитие региональной сети.
Другое дело, что сегодня уровень подготовки специалистов в регионах значительно отстает профессионально от требований рынка. Ощущается дефицит кадров. При этом важную роль приобретает возможность повышения квалификации специалистов, наша отрасль динамично развивается, идут существенные изменения нормативно-технической базы. К примеру, в Иркутской области мы столкнулись с тем, что контракты, которые разыграются на муниципальном уровне, неинтересны подрядчикам в силу банкротств дорожных организаций, проблем с ценообразованием и, как следствие, снижением конкурентной среды в строительстве.
Большие замечания есть к проектным решениям. Их уровень падает. Применяются неэффективные материалы, технологии и устаревшие расценки. Еще один риск – материалы для ремонта и строительства дорог (дорожный битум, инертные материалы, ограждение) выросли в цене в среднем по России на 20-40 % к началу проведения работ по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Аналитическая работа ведется, предложения формируются, созданы экспертные советы и комиссии.
– Устраняются ли огрехи дорожников, допущенные в прошлом? 700 нарушений были обнаружены только в Шелехове по итогам проекта 2018 года.
– Рабочий сезон на дорогах начался своевременно. В дорожном строительстве области введена трехступенчатая система контроля.
В программе ремонта дорог в Иркутске и Шелехове мы и в этом году получили переходящие проблемы. К примеру, с проседающими после ремонта люками вопрос сам не решится. В сметах 2019 года опять нет должного внимания к инженерным коммуникациям. Уже который год обсуждается необходимость использовать опорную плиту на колодцах и дождеприемниках. Это несложные, но важные для качества исполнения работ нюансы. Как результат, повторные работы по поднятию дождеприемников и люков. Характерной стала проблема с водоотводом вдоль лотковой части бордюра. В зоне пешеходных переходов регулярно натыкаемся на лужи. А это уже вопрос к строительному контролю, который находится непосредственно на месте производства работ.
В июне 2019 года были устранены недостатки дорожного полотна Байкальского тракта на 12–21 км, на которые пожаловались жители Иркутской области.
Проверен участок автомагистрали Иркутск – Листвянка, который был введен в эксплуатацию в 2017 году. После жалоб иркутян на качество дорожного покрытия участок в середине мая обследовала комиссия. Согласованы графики выполнения гарантийных работ с подрядчиком. По гарантийным обязательствам заменено 75 светильников и устранены дефекты асфальтобетонного покрытия. При производстве работ технология не нарушалась. Но сжатые временные сроки не дали отстояться земляному полотну.
Наша задача и здесь, на Байкальском тракте, и на объектах национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – быть требовательными на всех этапах строительства. В результате работы, которую провело министерство строительства, дорожного хозяйства, стоимость некоторых объектов была существенно снижена при том же физическом объеме. Теперь после каждого цикла работ нам необходимо контролировать качество исполнения.
13 июня на объектах нацпроекта БКАД в Иркутской области для подрядных организаций Иркутской области, участвующих в реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области совместно с ФКУ Упрдор «Прибайкалье» был проведен День качества. На мероприятие были приглашены общественники, участвующие в приемке работ.
Выявленные замечания незначительны и устранимы в короткие сроки: продольные и поперечные трещины на верхнем слое асфальтобетонного покрытия, заделка вырубок, отсутствие дорожной разметки, наличие сколов на бортовых камнях. На большей части объектов замечания уже устранены. Окончательные срок ликвидации замечаний – 30 июня 2019 года.
Для участников Дня качества состоялся выездной семинар «Совершенствование организации и обеспечение качества выполнения дорожных работ при реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по соблюдению нормативных требований при производстве дорожных работ.
– Спасибо за подробные ответы на вопросы. Успехов Вам в дальнейшей работе.