По территории Республики Мордовии проходит 13 419 км автомобильных дорог, в том числе 403 км автодорог федерального значения (3,0 % от общей протяженности), 5 138 км автодорог регионального или межмуниципального значения (38,3 % от общей протяженности) и 7 878 км автодорог местного значения (58,7 % от общей протяженности). О реализации федеральных и республиканских программ рассказал министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовии Виктор Цыганов.
– Виктор Владимирович, как в вашем регионе воплощается нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?
– Всего на развитие дорожной отрасли Мордовии в рамках реализации масштабного национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за 2019 год будет направлено более 3 млрд руб., а в течение шести лет в рамках нацпроекта, до 2024 года вложения на эти цели составят 16 млрд руб.
В 2019 планируем выполнить ремонт более 1000 км автодорог регионального значения и около 100 км местных автодорог в границах Саранской городской агломерации, куда входит и Рузаевка.
Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» для Мордовии стал эффективным механизмом федеральной поддержки дорожного строительства. Благодаря ему в регионе был реализован уникальный проект – Восточный обход Саранска, построены дороги, которые соединили напрямую главные районы города – Юго-Запад и Светотехстрой, Химмаш и Юго-Запад.
– Можете огласить список уже отремонтированных на сегодня дорог?
– Список дорог, которые в этом году охвачены капитальным ремонтом, большой. Не считая дорог Саранска и Рузаевки, во всех районах Мордовии в предстоящем дорожном сезоне должны отремонтировать 124 км.
На участке подъезда к Саранску (км 31 – км 42) в Торбеевском и Атюрьевском районах федеральные дорожники заменили 11 км изношенного дорожного покрытия и укрепили обочины. Здесь также восстановлены тротуары, перильное ограждение, посадочные площадки и автобусные павильоны; обновлены дорожные знаки, сигнальные столбики и разметка.
Аналогичные работы проведены за лето в Чамзинском районе на трехкилометровом участке автодороги Р-178 Саранск – Ульяновск (км 51 – км 54).
В Лямбирском районе в сентябре завершатся работы по устройству слоев износа дорожного покрытия на участках с 249 по 261 км и с 287 по 293 км автодороги Р-158 Нижний Новгород – Саратов.
В настоящее время ведется проектирование стационарного освещения, которое устроят на подъездной дороге к Саранску от трассы М-5 «Урал» в населенных пунктах Никольское, Атюрьево, Каменка, а также на участке автодороги Р-178 в с. Пятина.
Много дорог отремонтировано в Саранске. В 2019 году проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» позволил произвести реконструкцию дороги по ул. Рабочей. Ул. Рабочая является центром малого и среднего предпринимательства. Здесь сосредоточено 2/3 этого сегмента бизнеса, мелкие оптовые базы и предприятия розничной торговли. Однако проходящая по улице дорога не соответствовала существующим критериям качества и безопасности. После капитального ремонта на ул. Рабочей уложено современное асфальтовое покрытие, сделаны пешеходные дорожки и специальные отводы для дождевой воды.
В конце августа в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» завершен ремонт участка ул. Гагарина в Саранской городской агломерации длиной полтора километра. Проделаны работы по установке тротуарных бордюров, нанесена разметка, и установлены дорожные знаки.
Также отремонтированы ул. Воинова, Короленко, Терешковой, Фурманова, Кирова, пр-т 60 лет Октября, ул. Красноармейская, Волгоградская, Строительная, Серова, пр. Промышленный.
В Рузаевке дороги будут ремонтировать на ул. Петрова, Титова, Луначарского, в пос. Юрьевка и др.
В Ардатовском районе в текущем году будут отремонтированы дорога Ардатов – Большое Игнатово, подъезд к с. Низовка. В Атюрьевском районе – дорога с. Атюрьево – г. Темников; в Атяшевском районе – дороги р. п. Комсомольский – р. п. Атяшево – г. Ардатов – р. п. Тургенево – гр. Чувашии, р. п. Комсомольский – р. п. Атяшево – г. Ардатов – р. п. Тургенево – гр. Чувашской обл., с. Селищи – с. Пиксяси; в Большеберезниковском районе – дорога г. Саранск – с. Большие Березники – с. Дубенки; в Лямбирском районе – дороги с. Лямбирь – с. Черемишево, г. Саранск – с. Большие Березники – с. Дубенки – с. Новая Уда; в Ромодановском районе – дорога р. п. Ромоданово – п. Красный Узел – п. Липки; в Чамзинском районе – дороги г. Саранск – с. Сурское – г. Ульяновск – с. Медаево, г. Саранск – с. Сурское – г. Ульяновск – с. Малое Маресево – с. Мокшалей.
– Расскажите, пожалуйста, где и какие дороги строите? В частности, как обстоят дела с транспортной развязкой в районе тепличного комплекса?
– Что касается вопроса дорожного строительства в республике, то в первую очередь скажу о завершении работ на транспортной развязке обхода г. Саранска на примыкании к федеральной трассе Саранск – Ульяновск в районе тепличного комплекса. С учетом поступления дополнительных средств федерального бюджета данный объект будет введен в строй раньше – в 2019, а не в 2020 году, как планировалось.
Объект стоимостью 515 млн 507 тыс. 666 руб. строят с июля 2018 года. В настоящее время дорожники приступили к завершающему этапу строительства, готовность объекта составляет 85 %. На развязке возле предприятия «Тепличное» на днях открылось движение по путепроводу. Как доложили представители подрядной организации, объект будет введен в строй досрочно, уже в конце сентября. Завершение всех работ планируется до 25 ноября.
В рамках нацпроекта регион получает беспрецедентные объемы финансирования развития дорожной отрасли: на ремонт региональных дорог, дорог Саранской агломерации, на завершение строительства объездной дороги в Саранске, на начало строительства объездной дороги в Рузаевке, а также на ремонт и строительство сельских автомобильных дорог.
Особую значимость имеет строительство объездной дороги в Рузаевке, а также дорог в сельской местности. Новые дороги должны быть качественными и долговечными – это задача, которую перед нами ставит Президент России.
– Как идет капитальный ремонт путепроводов №3, №2, №1 на Северо-Восточном шоссе города Саранска? Оно было закрыто из-за аварийного состояния трех расположенных на нем мостов.
– Из-за недостатка средств строительство шло не так быстро, как хотелось бы. В течение полугода мы решали этот вопрос, и нам удалось добиться финансирования по федеральной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На все три моста мы получим свыше 700 млн руб. На первом мосту работы уже практически выполнены, пока за счет средств строительной организации, плюс определенные средства находил город. Всего на три моста потребуется около 900 млн руб.
Поступление федеральных средств ожидается осенью, однако к активным строительным работам приступят уже в ближайшее время, чтобы к концу года движение по этой дороге было открыто. Нам важно как можно быстрее открыть эти путепроводы для проезда.
– Могут ли горожане контролировать качество ремонта автомобильных дорог?
– Люди должны знать о том, что делается в рамках национального проекта. Ведь на развитие дорожной отрасли в регионе выделены беспрецедентные объемы финансирования.
У нас организован комплекс мероприятий для осуществления общественного контроля над ходом реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и информационного обеспечения.
В конце августа мониторинговая группа осмотрела дорогу по ул. Миронова в Саранске. Здесь ремонт покрытия проезжей части уже завершен. Когда долго работаешь в дорожной отрасли, то даже визуально видно и качество асфальта, и качество укладки. Качество хорошее. Думаю, все жители республики оценят эти объекты. Замечаний по объекту нет. Также проинспектировали ремонтные работы дороги Саранск – Рузаевка. Обновление участка протяженностью 2,5 км уже находится на стадии завершения. Посетили путепроводы на Северо-Восточном шоссе, находящиеся на реконструкции. По мнению членов мониторинговой группы, работы везде проходят с высоким качеством и в плановом порядке.
– Виктор Владимирович, как долго автодорога может обходиться вообще без ремонта?
– В соответствии с документом «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд», нормативный межремонтный срок проведения работ по ремонту для автодорог I–IV технической категории составляет 12 лет, для автодорог V технической категории – 5 лет.
– Вам задают вопрос: почему асфальт каждый год приходится перекладывать?
– Случаи перекладки асфальта, уложенного годом ранее, крайне редки и носят разовый, локальный характер. Как правило, это происходит в нескольких случаях: из-за несоблюдения приготовления асфальтобетона, из-за несоблюдения технологии укладки, наконец, в весенний период времени, когда происходит процесс перехода температур с минуса на плюс, вода заходит в поры асфальта, а потом при замерзании появившийся лед «разрывает» асфальт. Законы физики никто не отменял.
Поэтому наша главная задача в весенний период – уводить воду с покрытия. Ну и еще один фактор – это наши тяжеловесы. В весенний период земляное полотно перенасыщено водой и не выдерживает нагрузку, а отдельные перевозчики, несмотря на установленные ограничения, предусмотренные действующим законодательством, осуществляют перевозку тяжеловесного груза. Естественно, происходит разрушение дороги. Что касается асфальта, скажу так: при соблюдении всех правил этот материал замечательно себя ведет. В настоящее время в РФ введены новые технические регламенты, в том числе и на асфальтобетон. Дорожные организации РМ начали переход на новые нормативы. Уверен, что эта мера также будет способствовать повышению качества.
Еще о качестве выполнения строительных работ на дорожных объектах. Принято постановление Правительства России, согласно которому межремонтные сроки должны составлять не менее 12 лет, а сроки между капитальными ремонтами – 24 года. Поэтому те подрядчики, которые будут некачественно выполнять свою работу и не укладываться в эти межремонтные сроки, будут восстанавливать их за свой счет. Кроме того, 5 июня текущего года Минтранс России при активном участии Росавтодора зарегистрировал в Минюсте приказ о типовых условиях контракта. Приложением №3 к этому приказу устанавливаются гарантийные сроки на каждый конструктивный элемент. По верхнему слою максимальный гарантийный срок – 15 лет. Подрядчик должен все эти требования выполнять, иначе он попадает в так называемый черный список Росавтодора. Хочу отметить, что мордовских дорожников нет в этом списке.
– Виктор Владимирович, спасибо за уделенное время. Удачи Вам.
Беседовала Екатерина Кузьмина