В XXI веке мобильные автозаправщики актуальны, как никогда

Неуклонный рост числа транспортных средств в стране, а также специфика России с ее огромными расстояниями и труднодоступными районами делает такой вид спецтехники, как топливозаправщики, чрезвычайно востребованным. Об отечественном рынке топливозаправщиков– в этой статье.

Цистерны топливозаправщиков – форма и материал имеют значение

Автомобильные топливозаправщики (АТЗ), по сути, представляют собой установленные на грузовое шасси цистерны, предназначенные для перевозки светлых нефтепродуктов. Но, в отличие от автоцистерн для транспортировки ГСМ, АТЗ имеют более сложное устройство: они оснащаются насосом для слива топлива, счетчиком выданного горючего, топливораздаточным пистолетом.

Цистерны могут иметь различную форму. Традиционная форма цилиндра имеет ряд преимуществ. Цилиндрический резервуар очистить легче, чем емкости иной формы, потому что в цистерне нет углов, где могли бы собираться остатки топлива. Таким образом, форма цилиндра способствует полному сливу содержимого цистерны.

Кроме цилиндрической формы, сегодня часто используются цистерны с овальным, или эллиптическим, сечением. Центр тяжести «овальных» цистерн располагается низко, это улучшает устойчивость. К тому же такая цистерна короче цилиндрической, имеющей такую же вместимость, а, значит, облегчается управление машиной, маневрирование с полной цистерной. Кроме того, со стороны заливной горловины на «овальной» цистерне легче установить легкие и надежные мостки, способствующие безопасности работ.

Но наибольшее распространение в конструкциях АТЗ получили цистерны, у которых поперечное сечение имеет так называемую чемоданную форму. Форма характеризуется максимально низким расположением центра тяжести, а, значит, отличной устойчивостью и оптимальной вместимостью цистерны. Однако специфика производства «чемоданных» цистерн достаточно сложна, и за их изготовление и последующий монтаж на шасси берутся далеко не все производители АТЗ.

В основном в качестве материала для изготовления цистерн используется листовая черная сталь 09Г2С. Также используется конструкционная углеродистая сталь Ст3сп (ST-37), активно применяют сегодня и листовую «нержавейку». И уже нередко встречаются цистерны из алюминиевых сплавов, таких как 5083 Alcoa. Несмотря на то, что стенки алюминиевых цистерн толще на 1-2 мм по сравнению со стенками стальных цистерн, масса алюминиевой цистерны гораздо ниже массы стального аналога со стенкой 4-5 мм.

Сегодня набирает популярность использование в качестве мобильных резервуаров так называемых флекситанков, или мягких емкостей.

Они изготавливаются из специальной многослойной ткани, имеющей плотность около 1300 г/м2. Основой инновационного материала, не теряющего полезных свойств в диапазоне от -30до +70℃, является нейлон, также используется покрытие из термопластичного полиуретана. Сегодня предлагаются флекситанки, рассчитанные на хранение до 25 тыс. л топлива и смазочных материалов. Для более удобного складирования и транспортирования флекситанки помещаются в 20-футовые контейнеры.

Наши АТЗ заправят технику, где бы она не находилась!

Самые легкие отечественные промышленные АТЗ, используемые, кстати, и для заправки авиатехники, выпускаются на базе шасси УАЗ 33065. Несколько предприятий собирают эти маневренные и проходимые заправщики, например, ООО «Спецавто» из Ульяновска,а также Уральский Завод Спецтехники (УЗСТ) с центральным офисом в Челябинске. Надстройка в этих АТЗ имеет несколько вариантов комплектации, но наиболее распространенная –это двухсекционная цистерна объемом 1500 л, изготовленная из 2-миллиметровой нержавейки, с теплоизоляцией между секциями. Причем наружная часть цистерны делается из тонколистовой конструкционной стали, а для внутренней облицовки используется техническая «нержавейка».

Термоизоляция цистерны допускает изменение температуры перевозимых светлых нефтепродуктов не более, чем на 2°С. При этом между содержимым цистерны и окружающей средой сохраняется разность температур до 30+2°С не менее 10 ч.

Топливораздаточные колонки размещены в задней части цистерны, заправочных модулей может быть один или два, обычно это мини ТРК Benza 34-12-57P производства ЗАО «Пензаспецавтомаш». Опционно предлагается установка насосов испанской компании Gespasa вместо отечественных. Исполнение с двумя колонками предполагает возможность доставки потребителю бензина и дизтоплива одновременно.

Кстати, предприятие «Пензаспецавтомаш» предлагает, кроме электронасосов для перекачки топлива и топливораздаточных колонок, большой выбор мобильных мини АЗС и контейнерных автозаправок, а также прицепы-топливозаправщики и другое подобное оборудование, все под торговой маркой Benza®.

Также пензенский завод принимает заказы на изготовление АТЗ на базе имеющегося в его распоряжении шасси МАЗ, КамАЗ либо на базе шасси, предоставляемого заказчиками. Для выполнения подобного переоборудования вся необходимая техдокументация и разрешения на предприятииесть.

ОАО «Завод ГРАЗ» прочно занимает ведущее место среди отечественных производителей АТЗ, предлагающих малотоннажные заправщики. Используя российское шасси, а также покупные и собственного производства цистерны, завод выпускает АТЗ с одно- и двухсекционными цистернами объемом от 4,9 м3, это мод. АТЗ-36135-011 на шасси ГАЗ-33098(4х2). Покупателю предоставляется возможность выбрать формуцистерны: «овал» или «чемодан». Причем кроме стальных цистерн, в т.ч. и из нержавеющих сталей, предприятие предлагает алюминиевые цистерны.

В самых больших АТЗ компании используются 20-кубовые емкости. Модель АТЗ-56091-07 на шасси МАЗ-6312С5(6х6) оснащается цистерной чемоданной формы, которая может быть разделена по согласованию с покупателем на две, три или четыре изолированных секции. А если покупателю понадобится, чтобы в цистерне было шесть изолированных секций, то заводчане смогут выполнить и такой заказ.

С таким же максимальным объемом ГРАЗ предлагает и мод. АТЗ-56091, цистерна в этом случае монтируется на шасси КАМАЗ-6520.

Руководство предприятия приглашает также собственников шасси, желающих их переоборудовать в АТЗ. В этом случае между заказчиком и предприятием заключается договор подряда, в котором оговариваются основные параметры будущей спецтехники, после чего осуществляется установка цистерны и сопутствующего оборудования.

К сожалению, многие цистерны на заправщиках рассчитаны на перевозку светлых нефтепродуктов плотностью не более 0,8 кг/м3. Доставить дизельное топливо, а его плотность составляет 0,8-0,85 кг/м3, в них можно, но только если одновременно закачать в одну из секций этого заправщика бензин, плотность которого 0,71-0,76 кг/м3. Благодаря тому, что во многих цистернах ГРАЗ несколько секций, при комбинированной загрузке бензином и дизтопливом перевозить дизтопливо можно без проблем: средняя плотность будет ниже максимально допустимой.

Отдельным направлением, которому ГРАЗ уделяет большое внимание, является производство авиационных топливозаправщиков (ТЗА). Сегодня предприятие предлагает заправщики, рассчитанные на транспортировку от10,7 до 40 м3 топлива.

Надо сказать, что все цистерны ТЗА, используемые конструкторами ГРАЗ, имеют чемоданную форму, причем модели ТЗА-30 с цистерной 30 м3 и ТЗА-40 с цистерной 40 м3 – это полуприцепы-цистерны. Материалом всех «авиационных» цистерн, кроме самых малых мод. ТЗА-10 и ТЗА-12,5, в которых цистерны из «нержавейки», является листовой алюминий, закупаемый предприятием за рубежом.

Большая часть моделей оснащается оборудованием, позволяющим использовать как верхнюю, так и нижнюю заправку, что, безусловно, расширяет эксплуатационные возможности машин. Основные модели ТЗАГРАЗ в 201415 гг. получили дипломы лауреатов конкурса «100 лучших товаров России».

Уже упоминавшийся Уральский Завод Спецтехники, кроме АТЗ на шасси УАЗ, освоил производство более 300 моделей спецтехники, и это притом, что предприятие только недавно отметило 10-летний юбилей!

Если говорить о емкостной спецтехнике, то сегодня УЗСТ выпускает цистерны объемом от 5 до 40 м3. Более того, на заводе готовы сделать цистерну любого объема и формы, если заказчик предоставит соответствующее техническое задание.

Что касается АТЗ уральского завода, то это 14 современных машин, обеспечивающих доставку и распределение светлых нефтепродуктов в стальных цистернах со стенкой толщиной 3-4 мм, эллиптического или чемоданного сечения, вместимостью от 1,8 до 20 м3.

Цистерны используются как односекционные, так и двух-, трехсекционные. В конструкциях заправщиков используется шасси ГАЗ, в т.ч. ГАЗон NEXT, КамАЗ, Урал и Урал-NEXT,МАЗ. Также предприятие предлагает модели симпортным шасси–Isuzu, Iveco Trakker, Iveco Euro Cargo, Scania, Mercedes-Benz AXOR, MANи даже Bell.

Насосный узел комплектуется отечественным оборудованием – это насос СНВ с приводом от двигателя либо насос СЦЛ-20/24 с гидравлическим приводом. Учет слитого топлива контролирует счетчик ППО-40производства «Пензаспецавтомаш».

Предприятие из воронежской области «Алексеевка Химмаш» использует в своих АТЗшасси многих импортных брендов, но не отказывается и от применения российского шасси. Обширный, состоящий более чем из 30 моделей ассортимент заправщиков, начинается с компактной мод.АТЗ-5, в которой5-кубовая стальная цистерна размещена на шасси МАЗ. А в конце линейки АТЗ Химмаша –модель АТЗ-22. В ней специалисты Химмаша предлагают использовать в качестве базового шасси Scania 8×4 либоVolvo 8×4 Сама цистерна сварена из алюминиевых листов толщиной 6 мм, а вместимость ее составляет 22 м3.Форма цистерн, которой отдают предпочтение конструкторы Химмаша,– традиционный «чемодан».

В основном АТЗ комплектуются отечественными, очень надежными счетчиками ППО-40. Для перекачки топлива используется насос с гидравлическим приводом и производительностью 500 л/мин.

Кроме отечественного шасси КамАЗ, МАЗ,МЗКТ, спросом покупателей пользуются 14-кубовые заправщики Химмаша на шасси MAN, 15- и 17-кубовые цистерны на шасси Ford, 17- и 20-кубовые на шасси Volvo и Scania.

НПО «Вектор»из г. Миасс производит АТЗ на базе шасси КАМАЗ различных модификаций. Также надстройки для заправки потребителей топливом монтируются на шасси Урал и Урал-NEXT. Покупателям предлагается почти 40 моделей с объемом цистерн от 6 до 22 м3. Форма все цистерн –«трапециевидный чемодан». Цистерны по согласованию с заказчиком могут не «делиться», т.е. иметь одну секцию. Также предлагаются цистерны на две или трисекции. В «Векторе» оснащают все АТЗ насосами СЦЛ 00А, СВН-80А, узлом выдачи топлива со счетчиком и другим необходимым для АТЗ оборудованием.

Машиностроительный завод «Бецема» из МО предлагает девять моделей АТЗ, причем характерной особенностью моделей«Бецема» является то, что, стремясь к тому, чтобы на рынок попадали машины, готовые работать в сложнейших эксплуатационных условиях, предприятие использует шасси только известных своей надежностью брендов. Поэтому в качестве базового шасси «Бецема» использует Tatra 6×6, VolvoFM 6×6,6×2, 4×2,MANTGA6x6, Scania 6×2, Mercedes-Benz Actros 6х4. Цистерны модельного ряда имеют вместимость от 12 до 17 м3.

Цистерны предлагаются как из стали 09Г2С, так и из алюминия. Комплектуются модели российскими насосными станциями на базе насосов производства АО «ЭНА», ведущего российского производителя насосного оборудования. В частности, используются очень надежные вихревые самовсасывающие насосы1СВН-80Адля перекачивания чистых бензинов, керосинов, дизтоплива, спирта и др. нейтральных жидкостей при t от -40°C до +50°C.

Газозаправщики

В России в настоящее время двигатели приблизительно 150 тыс.транспортных средств работают на метане. Как известно, из Федерального бюджета, начиная с 2014 г., ежегодно предоставляются субсидии субъектам РФ в размере не менее 3 млрд руб. на закупку коммунальной техники, автобусов, работающих на метане. В прошлом, 2018 г., было запланировано построить по стране 1233 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), а также ввести в эксплуатацию 40 передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ). Число транспортных средств, работающих на метане, должно было достигнуть миллиона единиц.Но, к сожалению, в большей степени намеченный план не был выполнен.

Сейчас намечены новые рубежи: стоит задача к 2024 году количество газозаправочных объектов с текущих 375 довести до 1400 ед., а годовой объем продаж метана увеличить до 3,8 млрд м3.

Одним из наиболее заметных предприятий в сфере производства ПАГЗ является Группа компаний «ГазСервисКомпозит». В московской компании накоплен опыт создания и серийного производства ПАГЗ малой, средней и большой вместимости до 10000 нм3.

Большое влияние на технико-экономические характеристики ПАГЗ оказывает конструкция баллонов. По ГОСТ ISO 11439 баллоны подразделяются на четыре типа. Баллоны первого типа полностью металлические, баллоны второго типа представляют собой металлопластиковую конструкцию.

Баллоны третьего типа похожи по устройству на баллоны второго типа, но особенностью конструкции является наличие алюминиевого лейнера, который усилен оплеткой из карбоволокна. Главное преимущество баллонов третьего типа – коррозионная стойкость, причем эффективна она в течение всего времени эксплуатации баллонов.

В России для комплектации ПАГЗ используются в основном баллоны третьего типа вместимостью 210 л. Баллоны размещаются в закрытом контейнере, в вертикальном положении либо в горизонтальном положении. Наибольшей вместимостью при одних и тех же габаритах обладает ПАГЗ с вертикальным расположением баллонов в контейнере.

За последние три года Группа компаний «ГазСервисКомпозит»выпустила свыше 50 ПАГЗ, все машины успешно эксплуатируются в основном на предприятиях ПАО «Газпром», но часть ПАГЗ используется и другими компаниями, в том числе и частными.

Сегодня ПАГЗ уже можно встретить и в Калининграде, и в Астрахани, работают газозаправщики и на Сахалине, и на Камчатке. Поскольку метановые баллоны не меняют свои эксплуатационные качества даже при температуре -60℃, то сегодня тягачи с полуприцепами сжиженного газа колесят по дорогам Ямбурга, Надыма, Салехарда, Республики Коми.

Существенное значение для степени опорожнения баллонов в ПАГЗ имеет присутствие в конструкции дожимающего компрессора. Если таковой имеется, то баллоны опорожняются почти полностью, на 92-95%. Компрессор может располагаться прямо в контейнере ПАГЗ, но это уменьшает полезный объем, предназначенный для установки баллонов. Может он располагаться и отдельно, на малом прицепе.

В конкретных ситуациях заинтересованные лица решают: применять ли дожимающий компрессор или нет. Без него, в так называемом пассивном варианте, баллоны опорожняются примерно на 65%, и в определенных ситуациях это может быть экономически более выгодно, чем использование компрессора, беря во внимание необходимые потребителям объемы газа, время осуществления заправки и удельные затраты на доставку 1 м3 метана.

Предприятие из Екатеринбурга АО «Уромгаз» освоило выпуск ПАГС, представляющие собой специальное транспортное средство, в состав которого входят аккумуляторы газа, газозаправочные колонки с коммерческим учетом газа, система автоматического управления заправкой автомобилей и дополнительное оборудование.

«Уромгаз»в 2010 г. впервые выпустило опытные образцы двух моделей. Модель ПАГЗ 2400 представляет собой полуприцеп с установленным комплектом технологического оборудования газовой заправки без дожимного компрессора. ПАГЗ 2400 осуществляетзаправку автомобилей метаном, закачку природного газа в стационарные емкости станции газоснабжения до давления 19,6 МПа только за счет перепада, поскольку баллоны в ПАГЗ 2400 заправляются до давления 24,5 МПа. Как говорилось выше, опорожнение в этом случае осуществляется примерно на 65%.

Вторая модель, ПАГЗ 1200K, отличается, по сути, наличием компрессора, который обеспечивает практически полноеопорожнение баллонов. При среднем объеме заправки в 55 м3 ПАГЗ 1200K может заправить метаном около 20 единиц транспорта.

Группа компаний «Альтернативные Топливные Системы» (ГК «АТС»)из Тольятти с 2012 г. занимается установкой и обслуживанием автомобильного газобаллонного оборудования, а с 2015 г. руководством ГК «АТС» было принято решениео запуске и развитии производства ПАГЗ, не имеющих аналогов в России.

Сегодня компания предлагает передвижной автомобильный газовый заправщик собственной разработки ПАГЗ–5000 АТС У1. Заправщик включает в себя газобаллонную установку (ГБУ) собственного производства, смонтированную в 20-ти футовом контейнере. Для транспортировки контейнера необходим трехосный полуприцеп-контейнеровоз. В ПАГЗ–5000 используются 16 баллонов второго типа, уложенных горизонтально, суммарная емкость баллонов 5000 нм3.

Передвижной автогазозаправщик для метана ПАГЗ Shelf-16200-25-30, предназначенный для транспортировки и заправки потребителей сжатым метаном, предлагает компания «АЗС-Комплект», г.Москва. В 30-футовом контейнере помещается 90 баллонов с гидравлическим суммарным объемом в 16’200 л, или 4’779 м3 при пересчете в «кубы». ПАГЗ предлагается как в «активном» исполнении, т.е. с компрессором, так и в «пассивном», без такового.

Безусловно, природный газ постепенно займет свое место, возможно даже первое в ряду альтернативных топлив. Об этом говорит то, что уже сегодня все больше предприятий по изготовлению емкостного оборудования планируют начать производить, а многие уже выпускают газовозы для транспортировки сжиженного метана.

Приступили к выпуску сверхлегкого полуприцепа-цистерны для перевозки сжиженного метана мод.SF4LNG50 в ЗАО «Сеспель», производителе автоцистерн из Чебоксар, известном своим высоким качеством продукции. Криогенная цистерна с вакуумной термоизоляцией вместимостью 49,5 м3 изготавливается из стали и является отличным решением для доставки метана на большие расстояния.

Серию полуприцепов-цистерн GT7 СПГ вместимостью от 43,2 до 54 м3 производят в НПО «Нефтегазовое машиностроение и специальное автомобилестроение», г. Москва. Цистерны, являющиеся криогенными емкостями с перлитно-вакуумной или экранно-вакуумной изоляцией, обеспечивают минимальные потери сжиженного метана при перевозке и хранении.

Как мы видим, рынок отечественных АТЗ достаточно разнообразен и развивается динамично. Можно с уверенностью сказать, что даже в отдаленные уголки нашей родины бензин и дизтопливо могут быть доставлены без особых проблем: шасси заправщиков имеет высокую проходимость, цистерну необходимого объема подобрать несложно, рынок предлагает большое разнообразие моделей.

А вот что касается природного газа, то сегодня в России основным фактором, сдерживающим увеличение числа машин, работающих на метане, является малое количество АГНКС. А увеличение количества АГНКС сдерживает небольшое число работающих на метане машин, низкий спрос на КПГ.

Такой замкнутый круг может быть разорван производством ПАГЗ, которые смогут выступать альтернативной заменой АГНКС: газовые автозаправщики могут выполнять функцию приближения заправок компримированного природного газа к потребителям. Развитие производства ПАГЗ – огромный, пока не использованный ресурс нашей экономики, и надо об этом помнить.

Похожие записи

Оставить комментарий