Конкуренция на российском рынке: какие автокраны эффективнее?

Сегодня рынок может предложить колесные краны различных конструкций и моделей. Покупатель имеет возможность выбрать то, что оптимально будет способствовать решению его производственных задач, причем ориентируясь не только на грузоподъемные характеристики приобретаемого оборудования, хотя это является основным параметром для крана, но и возможности передвижения по дорогам для автомобилей.

ИМЗ «Автокран» и ККЗ: банкротство как начало успешной деятельности

Совсем недавно знаменитый завод, выпускающий краны «Ивановец», был официально признан банкротом, но уже в 2017-м предприятие вернулось на рынок. Сегодня ИМЗ «Автокран»выпускает традиционные «ивановские» семейства автокранов г/п 16, 25,35 и 40 т, используя в качестве базового шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал».Освоен выпуск моделей с двигателями категории Евро-5 на шасси «Урал-NEXT», МАЗ, КамАЗ.

Предприятие уже вовсю работает над созданием новых современных моделей, что и нашло отражение в экспонатах на стенде предприятия, продемонстрированных в июне 2019 г. на выставке Bauma СТТ Russia 2019. Как известно, за рубежом, в Европе, Японии и США, КМУ вытеснили с рынка не только автокраны г/п16 т, но и 25-тонники. Там можно приобрести только автокраны, г/п которых начинается с 32 т. У нас же автокраны г/п в 25 т – это основа производственной программы всех отечественных производителей.

Поэтому и ивановцы, прежде всего, представили 25-тонный кран серии КС-25 CNG с 3-секционной овоидной стрелой длиной 24 м на шасси КамАЗ-43118(6×6),в котором двигатель работает на сжатом метане. Система баллонов позволяет одновременно заправить машину 1120 л сжиженного метана, этого хватает не менее чем на 500 км пробега. Опорный контур имеет значительные размеры, демонстрируя высокую устойчивость, что чрезвычайно важно для автокрана.

Овоидная стрела, используемая в модели, изготавливается непосредственно ИМЗ «Автокран». Овоидные стрелы демонстрируют грузовысотные характеристики, превышающие до 20% показатели стрел прямоугольной формы. На предприятии установлена автоматическая линия, выпускающая секции телескопических стрел, которые отличаются большим сопротивлением к потере местной устойчивости, обеспечивают высокую надежность и длительный срок эксплуатации сопрягаемых «скользунов».

Еще одним экспонатом стала 25-тонная мод. АК-25 Air. Модель представляет собой облегченную версию автокрана, который при этом сохраняет грузовысотные характеристики на уровне более тяжелых аналогов. Для воплощения подобного проекта в жизнь были усовершенствованы многие узлы крановой установки. В автокране используется 4-секционная телескопическая стрела длиной31 м, а сама крановая установка смонтирована на вездеходном шасси КамАЗ-43118(6х6).

Также на Bauma СТТ Russia был представлен кран АК-32, новинка 2019 г.,на базе КамАЗ-6540 с овоидной 4-секционной стрелой в 31 м.Эта модель создана заводчанами буквально с нуля и предназначена для строительно-монтажных работ. Выпускавшаяся прежде модель 32-тонника имела 4-осное мощное шасси со значительным запасом г/п, заказчикам же требовалась более экономичная 32-тонная машина с соответствующим шасси, и они ее получили.

Крановая кабина делалась специально для новой модели. Для управления сбоку от сиденья установлено четыре рычага с отличной чувствительностью. Но покупатель может заказать и электропропорциональные джойстики. Такие джойстики компания так же устанавливает в 40-тонных «Ивановцах».

В кабине использована современная система управления: конструкторы снабдили автокран стрелой с одноцилиндровым выдвижением и К-образным контуром, который превышает по площади контуры большинства представленных на рынке моделей не менее чем на 40%. Кран может работать с тремя наборами дополнительных противовесов или вообще без них. На поворотную раму можно повесить и навсегда там оставить противовес массой 1,2 т. Наиболее интересная конфигурация – противовес массой 3,2 т. Такой противовес кран может перевозить самостоятельно. Его только нужно снять с поворотной рамы и положить на раму шасси между кабинами машины и крана. Снять противовес и перенести в нужное место кран может своей же стрелой, как бы разобрать сам себя. Причем вся операция с противовесом занимает около 10 минут, и тогда нагрузка на заднюю тележку не превышает 15000 кгс, а кран может свободно перемещаться по дорогам без каких-либо дополнительных платежей и согласований, модель остается в допустимых осевых нагрузках.

Все представленные модели, несмотря на г/п в 25 и 32 т, спроектированы таким образом, что нагрузка на оси в этих машинах позволяет им свободно перемещаться по дорогам без каких-либо дополнительных согласований. Инженеры предприятия провели огромную работу, чтобы облегчить конструкции, сохранив при этом главные эксплуатационные параметры.

Отечественное краностроение постепенно все больше ориентируется на повышение грузоподъемности. В планах ИМЗ «Автокран» создание 50- и 80-тонных моделей, такие автокраны очень нужны отечественной индустрии. Причем в Иваново планируется, что крановая надстройка будет установлена на оригинальное шасси. Правда, когда этим планам суждено осуществиться, на предприятии не уточняют.

В бывший холдинг «Ивановская марка» входило и предприятие АО «Газпром-Кран». До 2016 г.завод производил автокраны г/п 32 и 50 т, а затем был закрыт по причине банкротства. Однако в 2018 завод ожил под именем ООО «Камышинский крановый завод». Деятельность предприятия началась с участия в государственном инвестпроекте, рассчитанном на два года. В рамках проекта ККЗ освоил выпуск 25-тонного автокрана на базе вездеходного шасси КамАЗ-43118 (6х6) и со стрелой длиной в21 м, изготовленной из стали Weldox 5700, с гидроразводкой из компонентов, разработанных немецкой компанией Stauff, и кабиной крановщика, отличающейся повышенной обзорностью. У нынешнего руководства ККЗ большие планы: уже сегодня завод принимает заявки на автокраны г/п 21, 25, 30, 31, 32 и 40 т.

Галичский + Клинцовский автокрановые заводы = 60% рынка

C 1998 г. специалисты ООО«Кудесник», главного акционера Галичского автокранового завода, занимаются продвижением автокранов производства ГАКЗ. Аc 1999 г. «Кудесник» начал параллельно продвигать на рынке и автокраны производства КАЗ. Являясь дистрибьютором двух заводов, продукция которых известна под брендами «Галичанин» и «Клинцы», Группа компаний«Кудесник» превратилась в крупнейшего российского поставщика автокранов с долей рынка около 60%.

АО «Галичский автокрановый завод» получил свое название и стал самостоятельным предприятием в 90-х гг. прошлого века. До этого времени завод производил в разные периоды запчасти к тракторам, экскаваторы, выпускал 16-тонные автокраны в составе ПО «Автокран».

Главный акцент в своей производственной программе ГАКЗ сделал в новом тысячелетии на создании автокранов высокой г/п. В 2010 г. на заводе был освоен выпуск 80-тонников,в 2015 г. бренд «Галичанин» с гордостью представил 100-тонник КС-85713 собственного производства. В качестве базового конструкторы завода применили шасси Volvo FM3(10×4). В последующие годы завод изготавливал подобные краны г/п 100 т, уже используя белорусское шасси МЗКТ-740001(10х4) и МЗКТ-740001 с колесной формулой 10х10.

В модели была использована стрела длиной в 51 м «овалоидного» сечения. Предприятие освоило выпуск современных телескопических стрел из высокопрочных сталей Weldoх, Domex, Optim класса прочности 640, 700, 960, а на профиль «овалоид» ГАКЗ получил патент и устанавливает сегодня такие стрелы, кроме 100-тонных, на автокраны КС-55721-1В серии «Пионер» г/п 35 т. Еще один тип стрел с секциями округлого сечения, именуемого«овоид», также полностью делается на предприятии. Этими стрелами оснащаются автокраны г/п 32, 50, 60 и 70 т.

Актуальный модельный ряд автокранов «Клинцы» включает в себя модели г/п 16, 25 и 40 т.Модели серии КС-35719 на шасси МАЗ, КамАЗ, «Урал»–это экономичные компактные краны городского применения. Длина стрел серии КС-35719 –19 м, а КС-45719– 23 м. Причем оба вида стрел изготавливаются из гнутого гексагонального профиля.

Модели также могут оснащаться системой подкачки шин, что позволяет на ходу изменять давление в камерах колес в зависимости от дорожного покрытия, тем самым увеличивая проходимость машины.

Зона обслуживания 16-тонников может расширяться за счет установки решетчатого гуська длиной 7,5 м, а для увеличения грузовысотных характеристик на ближних и дальних вылетах кран может опционально комплектоваться противовесами массой 1т и 4т (1т+3т).

25-тонники–топовые модели для КАЗ. Они представлены в целом ряде серий. В качестве базового покупателям предлагается шасси Volvo, Ford и Hyundai, кроме отечественного шасси КамАЗ, МАЗ и «Урал».Секции телескопические стрел, образующие при выдвижении стрелу длиной 24 м, могут представлять собой коробчатый профиль, а могут свариваться из двух выгнутых цельнометаллических «корытообразных» профилей. В профилях используется высокопрочная сталь импортного производства. Современные материалы и технологии изготовления подобных профилей позволили заметно снизить общую массу стрелы, повысив при этом ее прочностные показатели. Самые современные разработки 25-тонных автокранов КАЗ оснащены телескопическими 33-метровыми стрелами овоидного типа.

Серия автокранов КС-65719 «Клинцы» – это 40-тонные краны, которые постоянно совершенствуются специалистами КАЗ.В качестве базового шасси покупателю предлагается шасси КамАЗ различных модификаций с колесными формулами 6х6, 8х4 либо 8х8, а также шасси Volvo FE-280(6×4). Начиная с 2013 г., в 40-тонном кранеКС-65719-3К-1 используется овоидная телескопическая стрела длиной 31 м, но в остальных моделях серии длина используемых овоидных стрел выросла до 34 м. Овоидные стрелы высокого качества полностью изготавливаются на мощностях КАЗ. Особенностью мобильных кранов серии является значительная компактность, а именно то, что габарит по длине не превышает 12 м.

Челябинские автокраны «Серия плюс»

В 2012 г. Челябинский механический завод отпраздновал свое 70-летие. ОАО «ЧМЗ»– уникальное предприятие в российском краностроении, сумевшее на одной площадке наладить производство гусеничных, автомобильных и специальных кранов.

Модельный ряд автокранов ОАО «ЧМЗ»составляют так называемую «Серию плюс».Сегодня марка крана «Челябинец» на отечественном рынке грузоподъемной техники занимает передовые позиции в сегменте автокранов повышенной проходимости. Номенклатура автокранов включает в себя десять серийных моделей. Это автокраны г/п 16 со стрелой от 9 м в сложенном состоянии и до 19 м в выдвинутом положении с высотой подъема, с учетом добавления 7-метрового гуська, до 26,1 м.

Автокраны г/п 25 т оснащаются овоидными стрелами длиной от 9,7 м в транспортном и до 22 м в максимально выдвинутом состоянии.

Покупателям предлагаются версии двух моделей автокранов г/п 16 и 25 т на шасси с ГБО. Одной заправки метаном такого автокрана достаточно для преодоления более 500 км пути или работы в крановом режиме свыше 12 ч.

В кранах ЧМЗ используются овоидные телескопические стрелы, сделанные из высокопрочной стали, система выдвижения секций стрелы осуществляется одним гидроцилиндром и канатным полиспастом – такой подход облегчает конструкцию, сохраняя надежность и прочность.

Автокраны «Челябинец» с г/п 32,40 и 50 т монтируются на различные 3- и 4-осные модификации шасси КамАЗ либо «Урал», в автокранах используются овоидные стрелы длиной от 10,3 м в сложенном состоянии и до 34,3 м в выдвинутом.

Производство «экзотики»мы пока не освоили

Узким сегментом колесных автокранов выступает категория короткобазовых кранов. Особенность машин– это короткая колесная база и малый передний и задний свесы. Учитывая конструктивные особенности, такие краны в основном производятся в 2-осном исполнении, хотя имеются модели большой г/п на 3-хи 4-х осях.

Исходя из ограниченных габаритов, в моделях используется одна кабина, установленная на поворотной платформе, в которой оператор осуществляет как управление движением автокрана, так и выполняет крановые работы. Короткобазовые краны разделяют на те, которые предназначены для работы в городских кварталах, и на вездеходные. Последняя категория автокранов представлена на отечественном рынке шире, чем т.н. краны сити-класса.

Эти два вида кранов имеют существенные отличия. Короткобазовые для городского применения отличаются компактными транспортными габаритами, малым радиусом поворота, короткой в транспортном положении многосекционной телескопической стрелой. Для вездеходных же автокранов с короткой колесной базой приоритетным качеством является высокая проходимость благодаря большому просвету, вездеходным шинам с мощными грунтозацепами, полному приводу и системе блокировки дифференциалов.

Преимущества конструкции налицо: во-первых, короткая база позволяет маневрировать на ограниченном пространстве, во-вторых, высокая устойчивость машины во многих случаях допускает эксплуатацию без выдвижения опор и даже делает возможным перемещение с грузом на крюке, а, в-третьих, при равной грузоподъемности внедорожный короткобазовый кран примерно в 1,5 раза дешевле полноценного автокрана.

Однако и короткобазовые краны «не без греха», и главным недостатком практически всех конструкций и моделей этих кранов –соотношение массы машины и ее габаритов. Эти параметры превышают показатели, допустимые нашим законодательством. Таким образом, перевозка с объекта на объект такой машины стоит достаточно дорого с учетом необходимости оформления различных разрешений и допусков.

На нашем рынке представлены короткобазовые краны зарубежного производства. В разные годы отечественные краностроители пытались освоить этот вид спецтехники, создавались даже единичные образцы, зарекомендовавшие себя положительно. Например, в 2000-х гг. предприятие «Газпром-кран» в тесном сотрудничестве с НИИ краностроения России и Брянским автозаводом выпустило короткобазовый кран мод. КС-59713 «Ивановец» г/п 32 т. Но серийный выпуск автокрана так и не начался.

Поэтому эта ниша на рынке автокранов наполняется сегодня только иностранными поставщиками, причем спросом пользуются короткобазовые краны с г/п от 50 т и выше. Это объясняется тем, что отечественные автокраны дешевле новых импортных короткобазовых той же г/п примерно в полтора-два раза. Так что если даже покупателю нужен компактный кран для работы в городе, он предпочтет покупке импортного крана с короткой базой приобретение обычного, сравнительно недорогого, российского.

Новые короткобазовые краны в Россию поступают главным образом из Японии. Компания Tadano через своих дилеров предлагает короткобазовые краны серии GR. В серии собраны машины, г/п которых составляет 30,50, 60 и 80 т. Самой массивной моделью является мод.GR-1450EXс г/п 145 ти стрелой овоидного типа длиной 61 м.

Еще одним поставщиком на российский рынок кранов с короткой базой является компания Kato, которая предлагает сити-краны серии CR с г/п 13,20 и 35 т. В серии SR, объединяющей внедорожные короткобазовые автокраны Kato, краны большей г/п – 25,30,50 и 70 т.

Также поставками в Россию короткобазовых кранов занимаются компании Terex, Manitowoc, Sennebogen, Liebherr, а также целый ряд китайских компаний –XCMG, Zoomlion, Sany и др.

Также специалисты различают категории автокранов и кранов на пневматическом ходу, поскольку конструкции этих промышленных кранов существенно отличаются между собой. Устройство автокрана предполагает использование в качестве базового шасси обычного грузовика, а опорный контур крановой надстройки закрепляется на раме базового шасси сверху.

Пневмоколесные же краны имеют собственное оригинальное шасси, их опорный контур просто встроен в раму ходовой части. Устройство пневмоколесной машины позволяет расположить кабину гораздо ниже, чем в автокране, а также выдвинуть ее несколько вперед. За счет такого приема можно расположить поворотную крановую платформу со стрелой на более низком уровне, центр тяжести также смещается ниже, и все это, безусловно, улучшает устойчивость пневмоколесных машин.

Еще больше увеличивает устойчивость пневмоколесного крана многоосная ходовая часть, в которой от 4 до 12 осей. На поворотную платформу, имеющую чрезвычайно надежное основание, помещают стрелу, способную оперировать грузами массой до 1200 т. Спрос на такие машины, безусловно, ограничен, тем не менее создать подобный автокран для компании – это не только техническая победа, но и мощная реклама, которой можно гордиться.

Пневмоколесные краны производят и с меньшей г/п, это и40, и 60 т. И именно такие 4-осные модели пользуются на рынке спросом, потому что, по сравнению с автокранами, на них могут устанавливать стрелы большей длины. Габариты пневмоколесных машин не вписываются в допустимые для беспрепятственного движения по дорогам страны, поэтому размеры секций в стрелах делают больших размеров. Подобные краны так же, как и короткобазовые модели, наши предприятия не производят, поэтому встретить отечественные пневмоколесные модели пока не представляется возможным.

А вот категория «кранов-такси», или автокранов, адаптированных для городских условий и перевозящих непосредственно на себе основную массу противовесов, удлинителей стрелы и готовых для выполнения крановых работ без привлечения дополнительных транспортных средств, в ассортименте одного из наших производителей имеется.

Галичский автокрановый завод предлагает две модели с различными двигателями и базой, укладывающиеся в допустимые нормы нагрузки на оси. Это мод.КС-65715, в которой используется шасси Volvo с колесной формулой 8х4 и дизельный мотор Евро-5 мод.D11C300 мощностью 330 л.с. Автокран способен развивать скорость до 60 км/ч.

На отечественном шасси КамАЗ-65201(8х4) базируется вторая модель – КС-65715-1.Все механизмы этого «крана-такси»приводятся в движение дизельным двигателем Cummins мощностью 390 л.с. Скорость движения этой машины– до 50 км/ч.

ГАКЗ использует в своих компактных«кранах-такси» 5-секционную стрелу овоидного профиля длиной 40 м. В базовой комплектации стрелу может дополнять гусек длиной 10 или 17 м. Максимальная г/п моделей на вылете в 3,2 м – 50 т.

Краностроение – сложнейшая отрасль современного мира техники, которая объединяет создание сложнейших стальных конструкций, высочайшие требования в области крано- и автомобилестроения, точную механику и тяжелое машиностроение. И поэтому успех российских краностроителей, обеспечивающих более 80% объема продаж автокранов на российском рынке, не может не радовать. Тем более что спрос на эту технику стабильно растет. И еще хотелось бы дождаться расширения ассортимента российских колесных кранов, чтобы во всех категориях кранов, без исключения, качество наших моделей не уступало качеству импортных.

Похожие записи

Оставить комментарий