Секреты долголетия

Техника и оборудование известных производителей, используемые сегодня на строительных площадках, являются плодом тщательных исследований и расчетов. С самого начала индустриализации инженеры и конструкторы стремятся создавать современные для своего времени машины, которые бы обеспечивали бесперебойную работу при минимальных затратах. Какие основные факторы влияют на надежную и эффективную работу спецтехники и когда с техникой следует «прощаться» – в этой статье.

 Правила эксплуатации строительной техники необходимо соблюдать

Оборудование одного и того же производителя, так же как и отдельные аналогичные агрегаты в двух одинаковых моделях одного бренда, могут на практике демонстрировать разные показатели надежности и долговечности. И причин такого «поведения» деталей или узлов одного качества может быть много – это и использование техники в разных отраслях экономики, кардинально отличающихся условиями эксплуатации, это и применение одинаковых машин в совершенно разных климатических условиях. Влияет на долговечность и режим эксплуатации, навыки и приемы управления машиной оператором, качество организации сервисного обслуживания и ремонтных работ и многое другое.

Например, в строительной отрасли коэффициент использования машин в большинстве случаев гораздо меньше, чем в горной. А интенсивность эксплуатации оказывает прямое влияние на ресурс техники. Долговечность работы зависит и от типоразмера машины, от ее массы и мощности: чем машина легче и компактней, тем меньше ее долговечность.

Таким образом, установить конкретные сроки службы как для отдельных деталей, так и для того или иного вида дорожно-строительной техники, исходя из вышесказанного, невозможно. Однако выяснить заблаговременно, где, в каком узле и агрегате может возникнуть поломка, вполне реально. Соблюдая некоторые, не такие уж и сложные правила, владельцы спецтехники могут заранее знать, на что им надо обратить внимание в работе машины, чтобы не попасть в нештатную ситуацию.

Эксплуатация машины начинается с момента ее первого использования и может длиться многие годы до момента полного износа, за которым следует утилизация. Для надежного и безаварийного использования спецтехники необходимо выполнять рекомендации производителя этой техники относительно ее эксплуатации.

Правилом для каждого оператора должен стать ежедневный осмотр своей машины. Без осмотра ни одна машина не должна попадать на стройплощадку. Ежедневная визуальная проверка исправности оборудования и контроль количества масла в двигателе должны производиться оператором автоматически, войти, как говорят, в привычку.

Осмотр предполагает выполнение определенных несложных операций: доливку моторного масла до нужного уровня, замену фильтров, если в этом есть необходимость, нанесение смазки на детали, подверженные действию коррозии или имеющие повреждения в результате воздействия трения.

Но основная цель осмотра – это раннее обнаружение дефектов, не бросающихся в глаза без внимательного осмотра. Очень часто без принятия превентивных мер, казалось бы, малозначимые изменения во взаимном расположении отдельных деталей могут вызвать нарушение основных регулировок либо усиленный износ какой-либо ответственной детали, что через короткий период времени приведет к серьезным поломкам и значительным финансовым затратам.

Факторы, разрушающие дорожно-строительную технику

Главной проблемой, влияющей на работоспособность деталей и узлов спецтехники, является механический износ. Согласно статистике, около 80 % отказов спецтехники являются следствием износа деталей, и наиболее часто износ воздействует на рабочие органы, и предотвратить этот износ органов, к сожалению, невозможно.

Однако можно увеличить срок их эксплуатации, если учесть все обстоятельства. Вот конкретный пример: большинство рабочих органов современной спецтехники сделаны из металла, плотность которого не превышает 400 кг/мм2, тогда как плотность кварца, основного минерала в составе песков и суглинка, составляет 800-1200 кг/мм2 по Бринеллю. И это означает только одно: чтобы обеспечить длительный срок работы инструмента, тех же ковшей, при их выборе нужно определиться, с каким грунтом предстоит работать, и подобрать такой материал инструмента, чтобы его плотность была сопоставима с плотностью этого грунта.

Чрезвычайно вредное воздействие на состояние оборудования в целом оказывает процесс старения. Прежде всего, от старения разрушаются пластмассовые, резиновые детали, активные элементы АКБ, некоторые другие комплектующие. Предотвратить явление старения невозможно, но, зная о существовании этого фактора, можно менять резиновые и пластмассовые прокладки, манжеты, уплотнения, не дожидаясь их неожиданного разрушения.

Активно влияет на состояние конструкций спецтехники фактор усталости металла. Именно из-за усталостного износа происходят многие поломки, приводящие к длительным простоям техники. Интенсивность развития усталостного износа определяется величиной нагрузки, ее длительностью и частотой изменения направления приложения. Таким образом, можно сделать вывод, что немалую роль в развитии этого явления в дорожно-строительной технике играет человеческий фактор. По оценкам специалистов, развитию усталостного износа способствуют нарушения правил эксплуатации, а именно работа с перегрузами, а также неправильная манера вождения с резкими торможениями, крутыми маневрами и быстрым троганием с места.

Однако первичной причиной усталости металла является некачественная заводская сборка узла либо, что случается гораздо чаще, неправильные действия при сборочных работах, выполняемые уже в процессе текущего ремонта машины. Ремонтируя узел, механики часто не учитывают, что любая разборка механизмов меняет затяжку резьбовых соединений, приработавшиеся детали меняют свое положение, а при обратной сборке все нарушенные параметры необходимо восстановить. В результате зазоры меняются, натяги в сопрягаемых деталях ослабляются, а это недопустимо.

Кроме того, подверженность усталостному износу зависит от конструктивных характеристик деталей, таких как чистота обработки, квалитет точности сопряжения и т. д. А это как раз то, что наиболее часто отличает нашу технику от зарубежных брендов не в лучшую сторону.

Низкие температуры не идут на пользу

Зима – период для спецтехники особенный. Даже машины в северном исполнении требуют в этот период бережного отношения к себе. То, что не беспокоит в работе техники в теплый период года, может стать зимой большой проблемой. Например, запуск двигателя спецтехники в мороз может быть затруднен, а связано это, как правило, с использованием не рекомендуемых специальных марок дизельного топлива, а обычного дизтоплива.

Образовывающиеся при низкой температуре сгустки парафинов блокируют работу топливного фильтра, и горючее перестает поступать в топливную систему. Для выхода из положения необходимо предварительно приобрести и установить одно из предлагаемых торговлей устройств, предназначенных для подогрева дизтоплива, которое монтируется перед топливным фильтром и при включении нагревает топливо за считанные секунды. Как правило, нагревательный элемент такого устройства, подключенный к бортовой сети, автоматически поддерживает температуру топлива не ниже 40 ℃, является безопасным и экономным, потребляя не более 200 Вт. Существуют и более мощные подогреватели.

Следует добавить, что надежная эксплуатация спецтехники, особенно в зимний период, тесно связана с качеством используемого топлива вообще. Высококачественное топливо гарантирует работу двигателя с максимальной мощностью, а вот загрязненное или такое, в составе которого имеется вода, может вызвать повреждение мотора или даже его остановку на длительный срок.

Что же касается моторных масел, то их следует использовать в соответствии с сезоном и не стараться сэкономить, приобретая непроверенные виды масел у непроверенных поставщиков. Арктические виды масел, естественно, должны применяться только в условиях очень низких температур, потому что при более высоких температурах свойства таких масел могут провоцировать повышенный износ деталей двигателя и привести к его поломке.

Конечно, не допускается добавление в моторные масла дизтоплива, хотя метод этот достаточно распространен. Добавление дизтоплива меняет свойства масла, по сути, лишает его смазочных качеств, полезные присадки могут выпадать в осадок, и поведение двигателя при использовании такого «коктейля» может быть непредсказуемым.

Также категорически не рекомендуется добавлять бензин в дизельное топливо либо использовать специальные разжижающие присадки с целью более легкого пуска мотора. Такие приемы – верный путь к разрушению узлов двигателя. И если не сразу, то по прошествии некоторого времени примененный метод проявится в выходе двигателя из строя.

Генератор также нередко «отказывается» запускаться в сильный мороз. Для решения проблемы необходимо предварительно утеплить отсек, где установлен генератор. Но более профессиональное решение – это установка на контур охлаждения двигателя специального подогревателя, работающего от э/сети или же автономно, на дизельном топливе. Такое устройство обеспечит подогрев охлаждающей жидкости, нагреет моторное масло в картере, а также согреет генератор.

Проблемой зимнего периода являются отказы гидравлической системы. Справедливости ради надо отметить, что сегодня некоторые производители спецтехники вопрос быстрого охлаждения гидравлики решили: гидравлическая система в их машинах имеет закрытый контур, в результате чего для работы системы необходим минимальный объем гидрожидкости, и, соответственно, поверхность РВД существенно уменьшена.

Но в тех машинах, где подобных нововведений нет, от холода густеет смазка, не срабатывают предохранительные клапаны. Действовать рекомендуется следующим образом – запустить главный привод машины и, не пытаясь нагружать гидравлику «по полной программе», постараться прогреть систему, аккуратно и не спеша.

В РВД, особенно в массивных моделях спецтехники, сохраняется большой объем гидрожидкости, и, если несколько раз попробовать заставить гидросистему работать «на холодную», то разрывов и образования трещин в РВД и уплотнениях не избежать.

Много неприятностей может доставить и работа ходовой части в холодный период. Оставшиеся после смены в гусеничном движителе замерзшие грязь и лед не дадут гусеницам утром полноценно двигаться, в результате чего в ходовой части возникнет нагрев отдельных элементов, из строя могут выйти уплотнители, резиновые кольца и т. д.

Для того, чтобы избежать проблем, необходимо ставить технику после работы на сухом месте, предварительно проверив, что грязь и вода с ходовой части стекли. Еще лучше, если под гусеницами будет лежать какой-либо материал – доски, старые покрышки, которые не дадут за ночь гусеницам примерзнуть к грунту. Вообще же нужно помнить, что погода изменчива и, оставляя вечером машину в поле, утром можно найти ее в болоте, в которое превратили поле растаявшие снег и лед.

Для того, чтобы сохранить строительную технику, необходимо и работы выполнять в зимний период, соблюдая определенные рекомендации. Прежде всего, скорость движения машины должна быть снижена: на замерзшем грунте, особенно у колесного транспорта, снижается сцепление с поверхностью.

Также поправку на сезон следует делать и при землеройных работах: ни в коем случае не долбить мерзлую поверхность, а аккуратно срезать ее пластами. А с намывным песком вообще рекомендуется работать ковшом только после подготовки его бульдозером-рыхлителем.

Масло – индикатор работы агрегатов

Как избежать простоев, вызванных поломкой двигателя, узлов трансмиссии, отказом в работе гидравлики? Один из методов – взять за правило регулярно производить анализы смазочных масел, оптимально – это проверять не только моторное, но и смазку, используемую в трансмиссии, рабочую жидкость в гидросистеме. Регулярный отбор проб масел – мощный инструмент, позволяющий снизить эксплуатационные затраты, сократить время простоев и в итоге увеличить срок службы оборудования в целом.

Причем специалисты по мониторингу оборудования, есть такие в крупных дорожно-строительных и коммунальных компаниях, рекомендуют производить анализы нескольких типов. Это, конечно, прежде всего, анализ масла на скорость изнашивания. Такое исследование выявляет металлические и неметаллические частицы износа с размерами до 10 мкм. Сопоставляя результаты предыдущих анализов с современными в динамике, оценивается, как меняется тип и количество таких частиц в процессе эксплуатации спецтехники. На основании сравнения можно с большой долей уверенности сказать, есть ли основания ожидать той или иной поломки, выявить неисправность на ранней стадии и принять меры, не дожидаясь аварии.

Также эффективность демонстрирует и проведение анализов чистоты масла. Присутствие частиц пыли, грязи, сажи, попавшие в масло извне, а также воды, появившейся из конденсата, – все это, кроме частиц износа, относится к загрязнениям и в идеале в масле быть не должно. В результате исследования определяют количество твердых загрязнений, таких как песок, сажа, частицы металла, грунта и т.д., и жидких: кроме воды, в масло может попадать топливо, технические жидкости. На основании такого анализа определяются источники загрязнений, и делается вывод о возможности дальнейшего использования данного масла. Окончательное решение, обеспечивает ли данное масло достаточную смазку и защиту компонентов, принимается в ходе сравнения характеристик масла из пробы со свойствами масла той же марки, но не бывшего в эксплуатации.

Состав смазочного масла отражает реальные условия эксплуатации, в т.ч. и нагрузки, действующие на двигатель. Практика показала, что особенно эффективным является диагностирование по пробам масла, взятого в дизельных моторах дорожно-строительной техники: предполагаемые неисправности находят при ремонте подтверждение в 95 % случаев. Специалисты подсчитали, что регулярное диагностирование дизелей по анализу масла позволяет сократить эксплуатационные расходы в среднем на 25 %!

Таким образом, регулярный контроль состояния масел и технических жидкостей не только позволит избежать неожиданной поломки одного из узлов, но и даст возможность агрегатам и отдельным деталям проработать выше среднестатистического срока.

Время обновлять технику?

Хотя тот или иной вид спецтехники не является живым партнером ни оператора, ни тем более руководителя предприятия, но качество их жизни иногда зависит от этого технического объекта. И иногда привязанность к той или иной машине вмешивается в рациональные рассуждения. Однако существуют обстоятельства и причины, следуя которым необходимо избавиться от конкретной техники, хотя и машина   в отличие от людей   теоретически бессмертна. Конечно, при условии, что после каждой поломки механики профессионально выполняют ремонт, используя необходимые запчасти, и возвращают машину к «жизни».

На практике оборудование стареет так же, как и человек, но выход на пенсию в этом случае не всегда связан с датой выпуска машины. Технику следует признать устаревшей тогда, когда оказывается, что в результате технического прогресса на рынке доступны более эффективные версии аналогичных машин. Каждые несколько лет производители, особенно иностранные, выпускают новые модели, которые по крайней мере, в соответствии с маркетинговыми материалами, потребляют меньше топлива за моточас работы, имеют более высокую производительность, очень надежны и управлять ими могут операторы с минимальным опытом работы, а техобслуживание этих машин максимально упрощено. К тому же работа двигателя в меньшей степени вредит окружающей среде. Если хотя бы некоторые из этих обещаний правдивы, особенно в части расхода топлива, то владельцам устаревающей, пусть даже и не совсем древней, спецтехники стоит серьезно задуматься о дальнейшем ее использовании.

Об обновлении спецтехники стоит задуматься еще и по той причине, что в 2020 г. Россию ожидает рост экономики. По мнению экспертов компании «Ренессанс Капитал», наибольший вклад в повышение ВВП, который должен вырасти с 1,1 %, достигнутого в 2019 г., до 2,6 % в 2020 г., внесут увеличенные объемы импорта, а также реализация финансовых и ресурсных запасов страны, направленных на экономические проекты.

Надо отметить, что на отечественном рынке спецтехники, безусловно, представлены российские производители, но объемы импорта спецтехники в Россию в 2018 г. увеличились, по сравнению с 2017 г., на 22,5 %. Европейские, японские, североамериканские производители предлагают свои машины, однако лидирующие позиции в области импорта спецтехники принадлежат Китаю, причем уже не один год.

Эта тенденция подтвердилась в 2018 г., сохранится она, конечно, в 2019-м. Сегодня в России работает 80 % колесных импортных погрузчиков китайского производства, почти такой же показатель и в сегменте мини-погрузчиков. Более 45 % гусеничных бульдозеров ввозится в Россию из Китая, более 50 % грунтовых катков. Китайские автогрейдеры составили в 2018 г. более 56 % от всего объема импорта этого вида спецтехники, примерно то же можно сказать и о других видах спецтехники.

Перед тем как все же решить, от каких машин избавляться предприятию, необходимо проанализировать среднюю стоимость эксплуатации за 1 м/ч, трудозатраты на обслуживание каждой машины, расход топлива и т. д. От машин, затраты на которые явно превышают средний уровень, лучше все же избавиться. Ведь спецтехника следующего поколения, как правило, более совершенна, экономична и удобна в техническом обслуживании. Ее характеристики говорят о снижении эксплуатационных расходов, о повышении эффективности и надежности в работе, и, конечно, при соблюдении правил эксплуатации ресурс нового оборудования позволит ему интенсивно работать многие годы.

Похожие записи

Оставить комментарий