Самоходные грузоподъемные машины в последнее десятилетие завоевывают все более устойчивые позиции в различных отраслях современной экономики. Целые сферы экономики, прежде обслуживаемые, например, преимущественно кранами на рельсовом ходу, стали переходить на использование совершенно новых безрельсовых грузоподъемных кранов и машин непрерывного транспорта с собственными автономными энергоисточниками. Такие машины получили название «мобильные ГПМ».
Мобильные краны: в ходу как колесное, так и гусеничное шасси
Определение «грузоподъемная машина», или ГПМ, гласит, что это оснащенное двигателем техническое подъемно-транспортное устройство циклического действия, предназначенное для подъема и опускания грузов или людей, или людей вместе с грузом, в вертикальном или близком к вертикальному направлении.
Практически у всех ГПМ имеются в конструкции следующие элементы: механизм изменения размера вылета стрелы, механизм подъема груза, механизм поворота и механизм передвижения ГПМ.
Тенденции использования мобильных ГПМ, пожалуй, заметнее всего проявились в области механизации погрузочно-разгрузочных работ, осуществляемых в терминалах и на причалах морских и речных портов. Еще недавно основной объем работ в портах, связанный с перемещением грузов, осуществлялся при помощи портальных кранов, козловых кранов-перегружателей. Эти электрокраны с внешним питанием перемещаются по рельсовым путям, оснащаются крюками, грейферами либо спредерами в зависимости от характера обрабатываемых грузов. Однако, начиная с конца ХХ века, стали появляться все новые и новые модели крупных мобильных кранов, предназначенных для работы с практически любыми грузами в морских и речных портах.
У истоков производства портовых мобильных кранов (ПМК) стояла немецкая фирма Gottwald. По определению самих инженеров Gottwald, первоначально их краны представляли собой верхнюю часть портального крана, т.е. кабину с решетчатой стрелой, установленную на автомобильное шасси. Такая компоновка автошасси и части портального крана получила название «mobile krane», или «мобильный кран», что означало появление новой перегрузочной машины в общем семействе кранов.
В последующие десятилетия фирма Gottwald продолжала наращивать выпуск ПМК, совершенствуя их технически и увеличивая, в первую очередь, г/п и максимальный вылет стрел. В начале нового столетия более 50 % мирового производства и реализации мобильных портовых кранов принадлежало немецкой компании Gottwald Port Technology GmbH, оставившей за собой, с точки зрения объемов производства того периода, немецкую компанию Liebherr, итальянскую Fantuzzi Reggiane и еще ряд компаний.
В 2006 г. была произведена консолидация активов компаний Gottwald Port Technology GmbH и Demag Cranes & Components GmbH, в результате чего возникла Группа компаний Demag Cranes AG, которая уже в 2014 г. благополучно влилась в компанию Terex MHPS GmbH.
Сегодня Gottwald Port Technology GmbH стала частью глобального бренда Konecranes. В настоящее время мобильные портовые краны Konecranes Gottwald обеспечивают универсальную и экономичную обработку грузов любой категории, обслуживая суда любого типа и размера в любом виде терминалов по всему миру.
Модельный ряд мобильных колесных кранов с электроприводом включает семь моделей. Наиболее легкая модель, мод. G HMK/G HRK 2204, рассчитана на г/п от 63 т с максимальным радиусом зоны обслуживания в 40 м при скорости подъема груза до 100 м/мин. Мобильный кран приводится в действие усилиями гибридного дизель-электрического привода. Наиболее крупная модель, мод. G HMK 8710, обеспечивает г/п до 200 т с выдвижением стрелы на 20 м, максимальный же рабочий радиус действия G HMK 8710 достигает 64 м, причем компания предлагает данную модель не только на пневмоколесном шасси, но и в варианте, где установка перемещается по рельсовым путям, а также в виде плавучего крана, смонтированного на судне, например, на барже.
Характерной особенностью мобильных портальных кранов Gottwald серии HSK является то, что пневмоколесные тележки, на которых перемещаются краны серии, поставляются не для каждого крана индивидуально, а могут использоваться то с одним, то с другим краном, по мере производственной необходимости. Такое конструкторское решение значительно сокращает расходы на приобретение мощной подъемной техники.
Однако надо отметить, что подобное решение, использованное конструкторами Konecranes Gottwald, было взято на вооружение и российским краностроительным предприятием ЗАО «СММ» из Петербурга. Компания разработала концепцию, которая определяет линейку из четырех базовых моделей мобильных кранов под общим названием «Пересвет». Причем шасси каждого крана линейки может отделяться от конструкции мобильного крана, в основу конструктивной схемы положен модульный принцип. Проанализировав статистику, специалисты ЗАО «СММ» обратили внимание, что 85-95 % своего жизненного цикла портовые краны находятся в неподвижном, стационарном положении, зафиксированном аутригерами. Так происходит, потому что основная технологическая функция крана – это перегрузка грузов, а не перемещение по территории порта. Поэтому инженеры СММ решили использовать отделяемый транспортный модуль, представляющий собой самоходный агрегат, для перемещения различных крановых установок. Нельзя не сказать, что в этом случае резко возрастают требования к надежности всех деталей и узлов самого транспортного модуля, поскольку в случае его поломки будут одновременно обездвижены все краны этой системы.
И все-таки современные тенденции развития портов предполагают, помимо высокой производительности техники, высокую ее мобильность, позволяющую использовать мощные краны на самых сложных ландшафтах, встречающихся на территориях портов. Следуя этой тенденции, один из мировых лидеров в области производства портальных кранов, компания KIROW ARDELT GmbH, разработала модель мобильного крана, назвав ее Adler.
В конструкции инновационного крана были объединены преимущества высокого портала, производительность шарнирно-сочлененной стрелы и великолепная маневренность огромной установки, позволяющая ей в процессе выполнения производственных заданий самостоятельно перемещаться в нужную точку.
Мобильные краны Adler комплектуются как собственным дизельно-электрическим оборудованием, позволяющим работать главному приводу совершенно независимо от внешних условий, так и приводом в виде энергоустановки, питающейся от внешнего источника тока, а именно с берега. Данный тип кранов может использоваться на всей территории порта. Adler не нуждается во внешнем источнике питания, может перегружать контейнеры и навалочные грузы. Под порталом могут проезжать все виды наземного транспорта. Более того, при переездах по портовым территориям на узких участках колею портала можно сузить с 10,5 м до 6 м.
Геометрия стреловой системы механически обеспечивает нужную горизонтальную траекторию движения груза без использования энергии механизма подъема. Благодаря малой длине каната даже при ветре и плохих погодных условиях груз может быть легко и точно установлен, что является большим преимуществом при всех условиях работы. Для снижения веса Adler не имеет традиционной консоли противовеса, а оснащен запатентованным устройством гидравлической компенсации нагрузки, встроенным в колонну. Форму крана образует легкая, мощная главная стрела большой жесткости многогранного профиля. В целом взаимодействие главной колонны с поперечной тягой и стрелой представляется современным динамичным решением и позволяет, например, модели Adler 1500 работать с радиусом до 40 м и максимальной грузоподъемностью до 90 т под крюком.
Наряду с пневмоколесным шасси из-за часто встречающегося некачественного покрытия портовых территорий в портах используются также мобильные краны, базирующиеся на гусеничном и железнодорожном шасси. Гусеничные краны обладают хорошей проходимостью, маневренностью, используются как при перегрузочных, так и на монтажных работах. Причем работают, как правило, гусеничные краны без выносных опор-аутригеров.
Но главным преимуществом гусеничных кранов является то, что они являются рекордсменами по г/п. Стрела гусеничного крана может быть прямой, изогнутой или телескопической, ее длина составляет от 60 до 100 и более м. В гусеничных кранах с г/п до 50 т обычно используется в качестве базы шасси гусеничного экскаватора, т.е. привод механизмов в этих машинах носит групповой характер. А вот краны большой г/п имеют персональный привод для различных механизмов. Рекордсмен отрасли – гусеничный кран китайской компании XCMG мод. XGC88000 с г/п 3200 т. Длина стрелы этого крана – 216 м. Модель XCMG установила рекорд, а именно, используя грузовой момент в 88 000 т.м., оператор сумел поднять груз массой 4,5 кт на вылете стрелы в 60 м.
Кран-гигант был создан инженерами XCMG в 2013 г. Двумя годами ранее, в 2011-м, китайский производитель Sany Heavy Industry продемонстрировал рынку модель SCC86000TM. В тот момент разработка Sany являлась самым большим краном в мире. Г/п гусеничного гиганта составляет 3600 т, что превышает на 400 т г/п долго удерживавшего звание «Крана № 1» в мире «произведения» немецкого концерна Liebherr, модель LR13000. Рекордную первую ступеньку с первыми двумя разделила и третья китайская компания – Zoomlion со своей моделью ZCC3200NP.
Если говорить о существующих конструкциях гусеничных машин, то, пожалуй, наибольший ассортимент мобильных подъемных устройств предлагает сегодня немецкая легендарная компания Liebherr со штаб-квартирой в городе Биберах-ан-дер-Рис, земля Баден-Вюртемберг. Причем кранам на гусеничном ходу в компании Liebherr уделено особое внимание. Немецкие конструкторы предлагают сразу две серии гусеничных кранов. Это такие серии, как серия LR, cостоящая из 16-ти моделей. Самоходные гусеничные краны этой серии отличаются высокой грузоподъемностью, свыше 3000 т, большой высотой подъема и обширной зоной действия. А также серия кранов LTR, в которую вошло три модели мобильных кранов с телескопической стрелой. Различные варианты стреловых систем расширяют сферу использования кранов Liebherr.
К сожалению, отечественных моделей, обладающих параметрами г/п, приближающихся хотя бы близко к параметрам рекордсменов, сегодня не производится. Но выбрать модели гусеничных кранов, созданных российскими производителями, наши покупатели имеют возможность.
Самоходные подъемные платформы
Строительные подъемники – это шарнирные, телескопические или ножничные конструкции, служащие для вертикального или наклонного межуровневого перемещения людей и грузов в специальном грузонесущем устройстве, закрепленном на конце стрелы.
Появившиеся в 70 гг. прошлого века подъемные механизмы быстро получили широкую популярность, и, конечно, их производство начало интенсивно развиваться, причем по нескольким направлениям практически одновременно.
Все типы конструкций, используемых в подъемниках сегодня, имеет в своей производственной программе французская компания Haulotte Group – известный европейский производитель мобильных платформ. Этому способствует наличие у компании Haulotte четырех заводов в Европе, одного в США и 20 коммерческих центров на пяти континентах.
Для работ внутри помещений и на складах инженеры Haulotte создали ассортимент ножничных подъемников с электроприводом, с рабочими высотами от 8 до 14 м. Для наружных работ компания предлагает ножничные подъемники с дизельными двигателями, здесь рабочая высота от 10 до 18 м. Их применяют на дорожных работах и для монтажа разнообразных сооружений.
В коленчатых подъемниках мод. HA260PX или HA41RTJ PRO и других главным приводом служит дизельный двигатель, а модели с электроприводом, такие как HA12 IP, HA12CJ/CJ+. HA15 IP, поднимают на своих платформах работников на высоту в 12-15 м. Коленчатые подъемники с рабочей высотой до 20 м справляются с работами в тесных помещениях, благодаря их компактным размерам.
Телескопические самоходные платформы Haulotte приводятся в действие дизельными двигателями Deutz, Kubota или Perkins мощностью от 31, 2 до 55,2 кВт. Платформы этих подъемников поднимают сотрудников для выполнения высотных работ на 14-43 м. Большой боковой вылет и высокая скорость движения стрелы делает телескопические подъемники Haulotte незаменимыми при разработке ремонтных технологий на судоверфях, на различных строительных работах, в т. ч. и при сносе зданий.
Мачтовые подъемники Haulotte – идеальное средство для работы в труднодоступных местах. Корзина с рабочими поднимается практически вертикально на высоту от 6 до 10 м, а беззвучный двигатель подъемника подключается к внешней сети переменного тока. Подъемники рассчитаны для технического обслуживания помещений внутри зданий. «Обутые» в белые покрышки «суперэластик» подъемники могут ездить по любому полу, не повреждая его.
Еще один производитель мирового уровня, бренд Genie, хорошо знаком всем, кто связан с использованием подъемных платформ. Компания Genie Industries вот уже 50 лет занимается подъемниками. Ныне Genie – дочерняя компания корпорации Terex APW. С логотипом Genie/Terex производятся самоходные коленчатые и телескопические подъемники, ножничные подъемники и телескопические погрузчики, самоходные мачтовые подъемники.
Вообще российский рынок подъемников очень представителен, на нем сегодня работают все крупные производители этой техники из Европы и США, в меньшей степени из Японии. Это такие компании, как JLG, продукция которой представлена брендами Liftlux и Toucan, французский производитель Manitou, канадская Skyjack и, конечно, предприятие из Великобритании NiftyLift. Испанская компания Ausa предлагает одну из самых обширных в этом классе линейку из пяти дизельных телескопических погрузчиков. Миниатюрный AUSA T 144 H Plus может работать с грузами до 1,35 т, поднимая их на высоту до 3,90 м, а самый мощный, AUSA T 307 H, способен перемещать грузы массой в 3,0 т, а максимальный подъем стрелы для этой модели – до 7 м!
Рост масштабов строительства диктует необходимость оснащения строительных объектов мобильной и удобной техникой для качественного и своевременного выполнения работ, и эффективным способом увеличить производительность работ является увеличение использования строительных подъемников.
Складская мобильная грузоподъемная техника
Времена, когда люди и машины работали раздельно, давно в прошлом. В настоящее время эти два мира работают параллельно, и автоматизация вмешивается практически во все корпоративные среды. Растущий интерес к современным решениям особенно подвержен дефициту персонала. Ответом на кадровые проблемы предприятий является автоматизация процессов во все больших масштабах, роботизация и оцифровка процессов, которые все больше влияют на интралогистику и проведение внутренних складских операций.
Несмотря на все проблемы экономического характера, рынок складских машин в России сегодня демонстрирует рост, особенно доля техники с электроприводом. Покупатели все чаще обращают внимание на модели с современными литий-ионными аккумуляторными батареями: такой технике особое помещение для подзарядки АКБ не требуется, и подзарядить их можно в любой момент.
Среди наиболее передовых производителей – немецкая компания Jungheinrich. Компания представила рынку свой самый быстрый на сегодня комплектовщик заказов EKS 412s со вспомогательными системами безопасности. Мод. EKS 412s – это вертикальный комплектовщик, который обеспечивает оптимальную производительность при высокой плотности хранения товара на складах с высокими стеллажами. За счет использования синхронного реактивного электродвигателя компании Jungheinrich удалось сократить на 50 % потери энергии, увеличить эффективность. Комплекс технических мер, использованных в EKS 412s, позволил поднять уровень экономии энергии до 10 %.
Свободный ход новой телескопической мачты позволяет избежать ударных нагрузок. Вся необходимая оператору информация выводится на большой цветной дисплей. Новая педаль присутствия очень удобна, она требует едва заметного усилия нажатия.
Ирландская известная компания Combilift вывела на российский рынок палетопогрузчик Combi-PPT. Новая машина – это высокопроизводительный сопровождаемый перевозчик палет г/п до 16т, который обеспечивает надежную и безопасную перевозку очень тяжелых грузов без помощи вилочного погрузчика. Высокая маневренность Combi-PPT позволяет ему максимально эффективно работать даже в ограниченном пространстве.
Один из ведущих производителей складской техники и оборудования, компания Yale недавно представила новую линейку ричтраков. Это три модели с рабочей высотой от 5 до 7,5 м и г/п 1 т, 1,2т и 1,4 т. Ричтраки MR10-14E – машины, отличающиеся маневренностью, эргономичным дизайном, универсальностью.
Эффективно управлять складской техникой позволяет система VCM, связанная с остальными блоками машины посредством двойной шины CAN. Чтобы оператор мог безошибочно определять оптимальное позиционирование техники для безопасного выполнения рабочих операций, ричтраки оснащаются функцией режима рулевого управления с поворотом на 180 ° или 360 °, легко активизируемой нажатием кнопки. Интегрированный в приборную панель дисплей помогает оператору получать всю необходимую информацию о состоянии машины, устанавливать нужные настройки, исходя из рабочей обстановки и стоящих задач.
Машины новой серии оснащены приводным электросиловым агрегатом переменного тока, что обеспечивает ускорение ходовой скорости до 11 км/ч, повышая тем самым эффективность погрузочно-разгрузочных работ.
В классе узкопроходной техники интересен штабелер с трехсторонней обработкой грузов MIMA MC15, выпущенный компанией OXLIFT. Особенность работы нового штабелера – это то, что каретка с вилами может вращаться в стороны на 180 °. Такой грузоподъемный механизм дает возможность обрабатывать грузы как слева и справа, так и спереди от электроштабелера. Основными преимуществами MIMA MC15 является 2-кратное ускорение транспортировки, экономия до 70 % складской площади за счет возможности применения более высоких стеллажей, а также габаритов и конструктивных особенностей самоходного штабелера. Узкопроходный штабелер MIMA МС15 позволяет повысить эффективность использования площади склада, а также гораздо быстрее обрабатывать грузы.
А компания UniCarriers расширила возможности своих же ричтраков серии U-TERGO, внедрив в блок управления новую систему стабилизации мачты. Функция Mast Tilt Control (MTC) теперь доступна для ричтраков с небольшой высотой подъема. Благодаря ей мачта стабилизируется на 80 % быстрее, что позволяет осуществлять постановку и снятие грузов на повышенных скоростях, когда ричтраки работают на больших высотах.
Новая система стабилизации особенно эффективна в сочетании с системой безопасности S3, которая автоматически оптимизирует скорость гидравлических функций, таких как вылет и наклон мачты, а также функции бокового смещения относительно фактической высоты подъема вил. Совместное использование систем MTC и S3 сокращает время постановки/снятия палет на 12 %.
Популярность мобильных крано-манипуляторных установок растет
Рынок мобильных КМУ традиционно связан с рынком грузовых автомобилей, в экономически развитых странах до 10 % грузовых автомобилей оснащены КМУ. Известно, что автокраны с грузоподъемностью до 35 т в Европе не производят, поскольку этот сектор г/п полностью заменяют краны-манипуляторы, установленные на различное шасси. А возможность использования с КМУ навесного оборудования, а именно бурильных установок, различного рода люлек, трубозахватов, различных типов грейферов, гуськов, грузовых траверсов, экскаваторных ковшей, является чрезвычайно значимым преимуществом КМУ перед автокраном. Эксперты отмечают, что с ростом рынка грузовых автомобилей растет и рынок КМУ. В отношении насыщения рынка грузовиками с КМУ у российского рынка есть большой потенциал развития.
К сожалению, на улицах наших городов до сих пор встречается большое число японских манипуляторов с 30-летним, и даже более, «стажем». Такие КМУ использовать опасно, и, вероятно, следует ожидать ужесточения мер по ввозу б/у импортной грузоподъемной техники.
Тем более, что продукцию японских и европейских фирм, выпускающих КМУ, активно теснят новые производители, пришедшие на рынок из Южной Кореи, Китая. Например, КМУ компании XCMG известны на отечественном рынке достаточно давно и заслужили высокую оценку покупателей. Компания предлагает в России десять моделей, начиная от компактной гидравлической крюковой мод. SQ1ZK2 с максимальной грузоподъемностью до 1,4 т и вылетом стрелы до 3,2 м и заканчивая тросовой мод. SQ16SK4Q с максимальной грузоподъемностью 14 т и вылетом стрелы до 18,5 м. Однако наибольшей популярностью в модельном ряду КМУ XCMG пользуются установки грузоподъемностью 6,3 и 8 т с увеличенным вылетом стрелы до 19,8 м и высотой подъема около 22 м. В этих КМУ оптимально соединяются грузовысотные характеристики и производительность с массой самой установки и ее стоимостью. Плюсом этого типоразмера является возможность установки на обширный ряд грузового шасси, начиная от грузовиков с полной разрешенной массой 16 т и более, таких как КамАЗ и различное шасси автомобилей азиатских производителей.
Исследования показали, что на рынке страны популярность набирают КМУ г/п свыше 5 т. В дальнейшем спрос на КМУ увеличенной г/п и имеющих стрелу со значительным вылетом будет расти, поскольку такие КМУ отличаются многофункциональностью.
Касаясь видов конструкций, эксперты отмечают повышенный спрос на тросовые КМУ с жесткой стрелой. Их преимущество: цена, которая на 25-30 % ниже стоимости аналогичных гидравлических КМУ с такими же г/п характеристиками, простота конструкции, большие вылеты и наличие лебедки в базовой комплектации крана, недостаток – габаритные размеры.
Наиболее высокий спрос на тросовые телескопические манипуляторы, обладающие широким функционалом: с их помощью можно перемещать грузы на значительном удалении за счет большого вылета стрелы и грузового момента, а также опускать и монтировать грузы ниже уровня опорной поверхности. Но распределение спроса в сторону тросовых КМУ нестабильно. У Z-образных КМУ есть множество преимуществ: они занимают минимум места за счет коленчатого складывания и пользуются спросом там, где необходимо производить погрузо-разгрузочные работы в помещениях с ограниченной высотой потолка. Сегодня около 60 % рынка занимают шарнирные КМУ.
Эксперты отмечают, что в стране развиваются новые направления использования данного вида мобильной подъемной техники, завоевывают популярность манипуляторные установки на грузовом шасси различных конструкций и с абсолютно разными и специфическими вылетами стрел. Тросовые манипуляторы с г/п от 3 до 5 т устанавливают на шасси, рассчитанное на г/п до 12 т. Более мощные КМУ, такие, например, как очень популярный у потребителей тросовый кран-манипулятор Palfinger INMAN IT 150 российского производства г/п 7 т и вылетом стрелы до 19 м или шарнирный КМУ Palfinger PK15500, используются в России в «сегменте» КамАЗа.
Те же покупатели, которые хотят видеть в своем автопарке универсальную спецтехнику, подходящую на «все случаи жизни», выбирают тросовые КМУ средней г/п, монтируемые на 2-х или 3-осное шасси отечественных и азиатских производителей.
Как же раньше обходились без кранов-пауков?
Самоходные мини-краны практически все производятся теми же самыми компаниями, которые выпускают КМУ. Например, в Японии это UNIC, Maeda, Kato. Тем не менее, существуют и компании, специализирующиеся на производстве мини-кранов, но не выпускающие КМУ для грузовиков. Пример – итальянская группа компаний Ormet S.p.A., выпускающая мини-краны под торговой маркой Jekko Minicrane.
Технический прогресс в г/п технике и необходимость работ с грузами в различных сложных условиях в свое время привели к созданию гидравлических КМУ. Несколько позже появился новый класс крановых установок – мини-краны. По конструкции стрелы этот вид спецтехники почти всегда идентичен КМУ, различие только в том, что большинство КМУ монтируется на различные виды шасси, и даже необязательно бортовых грузовиков, а мини-краны, которые иногда называют кранами-пауками, главным образом являются самоходными устройствами на гусеничном ходу.
Проведенные исследования говорят о том, что распространение кранов-пауков в Европе и США сдерживается недостаточным пониманием возможностей машин. В то же время на «родине» кранов-пауков на различных работах задействовано более 10 тыс. единиц этой техники, чрезвычайно популярны пауки и в Великобритании. Популяризатором этого вида спецтехники там является компания Kranlift, являющаяся дистрибьютором японской компании Maeda.
Особенностью таких кранов является возможность работы внутри помещений, некоторые модели способны проехать через обычный дверной проем! Существуют и консольные мини-краны, которые монтируются и устанавливаются внутри зданий и помещений, на лестничных площадках. Установка производится посредством распорки консольного крана между двух точек – полом и потолком. Для работы такого крана достаточно обычного источника переменного тока стандартной сети 220 В, что делает эксплуатацию консольного мини-крана доступной везде.
Мини-краны и КМУ не являются конкурентами, каждый вид подъемной техники занимает свою нишу, хотя в некоторых ситуациях их функции могут пересекаться.
Огромным преимуществом мини-кранов-пауков является возможность их использования там, где невозможна работа машин с двигателями на жидком топливе. Краны-пауки на газовом топливе успешно работают в крупных торговых центрах, в крупных сборочных цехах, например, на авиастроительных предприятиях.
Некоторые модели мини-кранов комплектуются и дизельным двигателем, и электромотором. Таким образом, исходя из ситуации, один из двигателей используется, а второй является резервным главным приводом. Интересно, что в Великобритании, о которой писалось выше, краны-пауки используют часто, с их помощью делаются реставрационные работы, выполняется модернизация зданий, производится остекление.
В то же время в России краны-пауки используются исключительно на строительстве. Популярностью у наших строителей пользуются упоминавшиеся выше мини-краны Jekko. Так, при создании внутригородской платной автомагистрали ЗСМ в Санкт-Петербурге монтажом конструкций на пункте взимания платы занимались краны-пауки Jekko SPX 52. Их небольшие габариты и высокая г/п позволили оперативно сделать те задачи, которые иначе можно было решить только используя комплекс тяжелой спецтехники.
Еще одним примером является использование мини-кранов Jekko мод. SPD 360 и SPD 527 для монтажа и демонтажа опалубки во время ее установки в поселке Сколково. Кран-паук Jekko SPD 527 имеет характеристики крупного строительного крана, вылет стрелы составляет до 18 м, а г/п на полном вылете – 2,7 т. И это несмотря на компактные габариты машины: всего 1,1 м. Краны Jekko выполнили в сжатые сроки задачу, которую прежде даже теоретически не представлялось возможным выполнить за отпущенное время.
Также краны Jekko SPD 360 выполняли монтаж светопрозрачных конструкций внутри помещения на строительстве крупного торгово-развлекательного комплекса «МореМолл» в г. Сочи. Ни один стеклопакет не пострадал, хотя масса каждого превышала 300 кг, а точность движений рабочих органов SPD 360 позволила сдать объект в рекордные сроки.
Возрастающие масштабы урбанизации заставляют все чаще в производственной деятельности сталкиваться с необходимостью решать различные нестандартные задачи, связанные с перемещением значительных масс как внутри, так и снаружи городских строящихся объектов, на причалах и в терминалах морских и речных портах, на промышленных складах. При этом проведение грузоподъемных работ часто имеет большой перечень ограничений. Информация о возможностях мобильной грузоподъемной техники может придать импульс развития тому либо иному направлению в создании спецтехники, придать росту отечественного рынка мобильных ГПМ большую динамичность.