Большая часть труда в дорожном коммунальном хозяйстве носит характер средней и малой сложности. Выполняют эту работу неутомимые труженики – многофункциональные комбинированные дорожные машины (КДМ).
Целью КДМ является поддержание порядка на уличных и прилегающих дорогах. А задачи подчиняются сезонным требованиям. От чистки мусора с помощью щеток, мытья и полива для борьбы с летней пылью до разбрасывания песка, соли и других способов борьбы с гололедом, а также расширения дорожного полотна от снега (производство фронтальных и боковых отвалов).
Отечественная техника не стоит на месте
Сегодня можно с уверенностью говорить о преобладании на улицах наших городов и поселков техники отечественного производства. Российские машины очень много лет критиковали за имеющиеся недостатки. Но время не стоит на месте, и все основные проблемы были в той или иной степени решены. В том числе снижение эксплуатационных затрат, ведь текущее обслуживание, амортизация и стоимость запчастей, а также общая производительность труда уступали зарубежным образцам КДМ в прошлом на 20-30%. Внушительная сумма для городских структур ЖКХ.
Признаем также, что высокие эксплуатационные расходы были связаны с повышенной мощностью отечественных КДМ. В прошлом неоднократно бывали ситуации, когда производители настойчиво предлагали коммунальное оборудование, установленное на шасси с колесной формулой 6х4 или 6х6. Такие машины имели избыточную мощность для городских улиц при среднем уровне осадков в зимний период. Климатическое потепление привело к тому, что большие снегопады стали редким явлением. И картину чистки улиц при помощи передних поворотных отвалов теперь нечасто встретишь в городской черте. Поэтому заказчики предпочитали более экономные и удобные в условиях города КДМ на автомобильном шасси 4х2. Сегодня отечественные производители предлагают соизмеримое количество моделей КДМ на всех видах шасси.
Основные производители в России
АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» на сегодняшний день выпускает 12 моделей КДМ. Заказчикам предлагается определиться с главной функцией приобретаемой техники. Их может быть три: магистральная очистка, городское использование и компактная техника, задействованная для уборки пешеходных зон.
Уборка трасс и магистралей большой протяженностью делает востребованной модели КО-829С1-03, КО-829С1-02, КО-829С1, КО-829Б1, КО-829Б на шасси КАМАЗ по формуле 6х4. Одна модель КО-829СМ сделана на шасси МАЗ-6501. В условиях городской застройки предлагается использовать технику КДМ на шасси КАМАЗ и МАЗ по формуле 4х2. Это модели КО-829АМ, КО-829ДМ, КО-829А1, КО-829Д1, КО-829БГ. Производитель гарантирует удобный и быстрый монтаж необходимого или дополнительного оборудования с помощью ручных инструментов.
Компактная городская КДМ КО-829N на базе ГАЗ-41R13 имеет все шансы стать популярной среди заказчиков. Она хорошо подходит для содержания в чистоте не только городских дорог, но и дворовых и публичных пространств. Оснащенная пескоразбрасывающим, плужно-щеточным и поливомоечным оборудованием, компактная КДМ используется зимой для очистки дорог от снега и их последующей обработки противогололедными материалами, а летом – для чистки и мойки улиц. Машина КО-829N имеет кузов повышенной жесткости с «европейской» формой сечения и особой геометрией, исключающей зависание пескосоляной смеси на его стенках. Диск пескоразбрасывателя сделан из полиуретана, ширину зоны разброса можно регулировать от 2 до 9 м с помощью простейших механических переключателей. Управление работой остального навесного оборудования можно осуществлять с помощью пультов в кабине, причем параметры, например распределения реагентов, не меняются от скорости автомобиля. Такая небольшая машина будет отличным выбором для городских служб как больших городов, так и небольших поселков.
Производственная компания ООО «Дормаш-К» из Кургана с 1997 года наработала большой опыт по созданию КДМ на базе автомобильных шасси ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ, SCANIA и других грузовых автомобилей. Сегодня товарная линейка курганцев состоит из 39 моделей КДМ. Самыми дорогими машинами оказываются и магистральная, и городская КДМ. Машина уборочная комбинированная КМД-652С-02 на базе КАМАЗ по формуле 6х4 и модернизированная машина уборочная комбинированная КМД-53605С с точным дозированием материалов на шасси КАМАЗ по формуле 4х2.
Компактные модели КДМ представлены десятью образцами. Самая дешевая и востребованная КДМ марки КМД-3309 на шасси ГАЗ-3309. Эта машина комплектуется сменной навеской, которая включает в себя пескоразбрасывающее, поливомоечное и плужно-щеточное оборудование. Клиент также может, взяв за основу базовую машину, конструктивно добавить к ней необходимые агрегаты или убрать неиспользуемое оборудование. Так, в качестве опции дополнительно устанавливаются поворотный комбинированный отвал и щеточное оборудование для мойки ограждений.
Стоит также обратить внимание на то, что курганские производители предпочитают КДМ с самосвальным кузовом. Это имеет определенные преимущества, когда используется только один тип навески на шасси. Например, сразу устанавливают только автоцистерну или только бункер пескоразбрасывателя. И тогда для сезонной замены одного вида навесного оборудования на другое потребуется кран. А вот КДМ с самосвальным кузовом предполагает установку того же пескоразбрасывателя или цистерны для воды в этот самый кузов, закрепляя специальными скобами. И тогда, сняв навесное оборудование, машину всегда можно будет использовать как обычный самосвал.
ОАО «Завод КДМ» в Смоленске специализируется на производстве коммунальной дорожной техники и установке специального навесного оборудования на шасси КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ, MERCEDES, SCANIA. Завод изготавливает 24 модели КДМ и предлагает для них более 20 видов навесного оборудования. Техника, выпускаемая заводом, предназначена для магистральных и городских работ. Из машин, предназначенных для долгих и тяжелых работ на трассе, выделим ЭД405Г на шасси УРАЛ-55571 по формуле 6х6. Производитель предлагает установить для заказчика любое нужное оборудование прямо в самосвальный кузов. Получаемые удобства такого расположения мы обсуждали выше.
Из 8 моделей, предназначенных для работы в городской черте, предлагаем обратить внимание на машину ЭД-244КМГ. Эта КДМ отлично справляется с работами по содержанию дорог и улиц в городе. Выигрышной стороной машины, помимо небольших габаритов и высокой маневренности, становится относительно недорогая эксплуатация.
Модель ЭД-244КМГ на шасси КАМАЗ-53605 по формуле 4х2 оснащена газомоторным двигателем. Заправка метаном позволяет максимально снизить затраты на топливо по сравнению с дизельным мотором. К базовой комплектации заказчик может самостоятельно подобрать любое нужное оборудование: поливомоечное, пескоразбрасывающее, плужное, щеточное. Управление оборудованием позволяет производить как раздельную, так и одновременную работу в зависимости от полученного задания.
ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» является предприятием полного производственного цикла. Завод специализируется на разработке и производстве новой дорожно-коммунальной техники. Сегодня линейка КДМ представлена шестью моделями. Это модели ДМК-40, ДМК-55, ДМК-70, ДМК-80, предназначенные для магистральной уборки на базе КАМАЗ с шасси по формуле для 6х6. Наиболее популярной КДМ этого типа считается ДМК-80. В качестве шасси используется КАМАЗ-65115, в базовой комплектации – быстросъемное навесное оборудование для зимнего и летнего содержания автодорог. Завод относит ДМК-80 к типу скоростных дорожных машин. Популярность машины объясняется наличием удобного гидравлического привода, который обеспечивает работоспособность оборудования в сибирских районах с температурой окружающего воздуха от –40 до +40 °С. Завод предлагает версию этой модели с двигателем на метане, так что газомоторная КДМ получает преимущество в виде снижения расходов на топливо.
Модели ДМК-50, ДМК-65 являются КДМ, которые подойдут для городских условий. Эти машины представляют собой автомобиль-самосвал КАМАЗ-53605 на базе шасси 4х2. КДМ оснащены комплектом быстросъемного навесного оборудования для зимнего и летнего содержания автодорог, а также для перевозки сыпучих и прочих грузов. Машины отличаются высокой маневренностью и хорошими тяговыми усилиями. Управление всем оборудованием электрогидравлическое, осуществляется из кабины водителя. Механизм отбора мощности позволяет беспрепятственно переключать передачи в КП на любых режимах работы установленного навесного оборудования, а также производить манипуляции самим навесным оборудованием независимо от включенной передачи в КП.
ООО «Меркатор-Холдинг», завод, которой находится в Калуге, с 2004 года является российским представителем известного европейского бренда коммунальной техники Bucher (Швейцария). Но вот уже на протяжении шести лет компания занимается локализацией производства КДМ-оборудования в России. При заводе есть собственное конструкторское бюро, что позволяет самим проектировать и разрабатывать дополнительное оборудование по просьбам заказчиков. Производитель готов установить дорожно-коммунальное оборудование на машины любого иностранного производителя. Но базовой моделью для российского рынка у компании выступают КДМ на базе шасси КАМАЗ с формулами 6х6 и 6х4.
В качестве навесного оборудования используются распределители твердых и жидких реагентов, фронтальные и боковые плуги, подметальные и моющие щетки, поливомоечное оборудование. Машины могут оснащаться автоматической системой управления навесным оборудованием из кабины водителя во время движения. Для поливомоечного и пескосолераспределяющего оборудования используются пластиковые емкости Е-2000. Универсальная передняя монтажная плита позволяет устанавливать полный спектр фронтального плужного и щеточного оборудования.
Калужский производитель гордится своими технологическими наработками. Европейские технологии, ставшие российскими, по-прежнему показывают свою высокую функциональность, качественную обработку дорожного полотна, точную дозировку противогололедных материалов, удобное управление навесным оборудованием.
АО «Мценский завод коммунального машиностроения» выпускает 10 моделей КДМ, монтаж которых возможен на шасси МАЗ, КАМАЗ, MAN, VOLVO, MERCEDES и др. Модели КДМ на базе шасси по формуле 6х4 и 4х2 распределяются поровну. Популярными и хорошо востребованными машинами из линейки являются КДМ с предустановленным поливомоечным оборудованием. К примеру, модели КО-009 и КТ-502 на шасси МАЗ. Машины используются для мойки дорожного покрытия, поливки зеленых насаждений.
В настоящий момент завод активно продвигает модель КДМ с индексом КО-848. Это многофункциональная машина на базе шасси КАМАЗ-65115 с формулой 6х4. На модели установлен самосвальный кузов, изготовленный непосредственно на мценском заводе из легированной стали повышенной прочности. В нем с помощью специального креплений может быть установлено до 20 видов различного навесного оборудования. Штатная комплектация машины – зимняя, летние навески предлагаются как опции, среди которых кроме переднего и бокового отвалов есть щетки, мойки под давлением и поливомоечное оборудование. Есть и специальная щетка для мытья бордюров, автоматическая система управления шириной и плотностью посыпки, увлажнитель твердых реагентов, а также навигационная система GPS/ ГЛОНАСС. Монтаж и демонтаж оборудования при смене сезона не требует применения грузоподъемных механизмов и осуществляется за короткий промежуток времени. Специалисты предприятия также подчеркивают сверхнадежность используемой гидравлической системы Binotto.
ОАО «Ряжский авторемонтный завод» предлагает своим заказчикам 7 моделей КДМ. На базе шасси КАМАЗ выполняются машины МК-4432-08, МК-4533-06, МК-4534, МК-4534-08. На базе шасси МАЗ устанавливается КДМ для моделей МК-3435-10(-11), МК-3533-03. И одна модель КДМ является конструкцией на базе шасси MERCEDES.
Популярной моделью КДМ выступает МК-4432-08 на базе шасси КАМАЗ-65115 по формуле 6х4, предназначенная для всесезонной работы. Поливомоечное оборудование, применяемое на этой машине, разработано на самом ряжском заводе и состоит из нескольких наборных полиэтиленовых емкостей, изготовленных из устойчивого к коррозии материала. Распределитель жидких реагентов состоит из трех отдельных групп аппарелей с форсунками, размещенными параллельно. Каждая такая группа включает в себя одну центральную аппарель и по одной угловой аппарели слева и справа. Форсунки у них имеют разный диаметр сопла, за счет чего можно регулировать плотность распределения реагентов. Это позволяет использовать машину в летний период для мойки дорожного полотна, знаков и ограждений. А зимой то же самое оборудование задействуется для распределения жидких реагентов с регулировкой ширины и плотности поливки.
В небольшой линейке КДМ присутствует и модель МК-3435-10, выполненная на самосвальном кузове. В зависимости от потребности машина может работать как обычный самосвал, а для обслуживания дорог предусмотрен монтаж навесного оборудования непосредственно в кузов, тем более что кузов самосвала имеет ровный пол и может оснащаться поливомоечным или пескоразбрасывающим оборудованием. Машина МК-3435-10 реализуется на шасси МАЗ по формуле 4х2 и хорошо зарекомендовала себя в качестве городской КДМ.
Обращает на себя внимание еще одна КДМ ряжского завода. Модель МК-3533-03 на шасси МАЗ по формуле 4х2 отличается тем, что базой для навесного оборудования является контейнерный мусоровоз. Особенность такой установки – возможность быстрой замены оборудования за счет погрузочного устройства, которое самостоятельно снимает или ставит на кузов нужную навеску, работая по принципу бункеровоза, без необходимости привлечения дополнительной грузоподъемной техники.
ООО «Смолмаш» (завод «Смоленские машины») выпускает широкий спектр дорожной техники с 2006 года. Это предприятие полного производственного цикла. И здесь много внимания уделяют разработке и производству дорожно-коммунального оборудования. Линейку КДМ отличает особое внимание к производству моделей на базе самосвалов. Таких насчитывается 9 моделей, из которых 6 реализуются на базе КАМАЗ и еще 3 машины оборудованы на шасси МАЗ, MERCEDES, VOLVO.
Востребованной машиной становится модель КДМ-7881-01 на базе шасси КАМАЗ 6520 по формуле 6х4. Реализуется принцип КДМ с широким спектром навесного оборудования, который устанавливается в самосвальном кузове. Бункер и пескоразбрасыватель с усиленной конструкцией изготавливаются из нержавеющей стали толщиной 4 мм. Машина может использоваться для распределения жидких и сыпучих противоледных материалов зимой и для мойки и поливки дорожного полотна летом. В качестве емкости при этом применяется как металлическая цистерна, внутренняя поверхность которой обработана антикоррозийными материалами, так и пластиковые емкости.
Широкий выбор навесного оборудования типичен для этого производителя, например, предлагаются гидроповоротные отвалы из обычной и нержавеющей стали со сменными ножами, с подпружиненной подвеской или подпружиненной полосой.
Машина приобретает многофункциональное использование. И не только для работ КДМ. Производитель предлагает активно задействовать машину модели КДМ-7881-01 для обустройства дорог (разравнивания песка и щебня), а также осуществлять перевозку различных грузов.
АО «Тосненский механический завод» выступает одним из крупнейших производителей комбинированных дорожных машин в России. На сегодняшний день в линейке КДМ этого предприятия 17 различных моделей, устанавливаемых на шасси КАМАЗ, МАЗ и др.
Среди линейки КДМ выделяется универсализмом модель «Сокол», представляющая собой погрузочно-разгрузочный механизм типа «мультилифт» с гидравлическим приводом и крюковым захватывающим устройством. Базой машины является автомобильное шасси КАМАЗ-65115 с формулой 6х4. КДМ предназначена для быстрой смены различных кузовов, цистерн, контейнеров, поливомоечного или распределительного оборудования, а также для перевозки сыпучих материалов с последующей самосвальной разгрузкой. Гидрооборудование отечественного производства как опции возможно комплектовать импортной гидравликой.
Крюковой механизм позволяет водителю в автономном режиме оперативно заменить сменное навесное оборудование в зависимости от проводимых работ. Времени на такую операцию потребуется не более 3 мин. Управление подъемом или опусканием, а также всем сменным оборудованием осуществляется из кабины с помощью пульта. КДМ по желанию заказчика комплектуется навесным снегоуборочным и щеточным оборудованием и может использоваться в коммунальном или сельском хозяйстве, при строительстве и обслуживании дорог.
Модель КДМ G20 представляет собой компактный автомобиль для круглогодичной уборки дорожно-уличной сети. КДМ реализуется на шасси ГАЗон Next по формуле 4х4. За счет сменного оборудования КДМ G20 является всесезонной машиной. В зимний период на шасси монтируются фронтальный отвал и распределитель твердого противогололедного реагента. В летний период устанавливается поливомоечное оборудование. Все оборудование является быстросъемным, замена оборудования осуществляется оператором вручную.
Завод также предлагает КДМ на базе трактора МТЗ-82.1 под маркой «МК-1». Такая машина, хотя и обладает минимальными техническими характеристиками КДМ, но выполняет все стандартные коммунальные операции. Многофункциональная прицепная машина может быть укомплектована поливомоечным оборудованием, пескоразбрасывателем, снегоуборочным отвалом и коммунальными щетками и подходит для круглогодичного использования. Выигрышные стороны тракторной модели КДМ – это высокие надежность, экономичность, производительность и ремонтопригодность.
АО ПК «Ярославич» является крупнейшим производителем КДМ в России с гибким маркетинговым подходом к заказчикам и разветвленной дилерской сетью. Автомобильной базой для устройства КДМ обычно выступают шасси КАМАЗ, в качестве исключения – МАЗ.
В производстве дорожно-коммунальной техники завод делает ставку на установку оборудования КДМ в самосвалочные кузова. Популярной моделью, которой реализован этот принцип, выступает машина КДМ 76-10 на базе шасси КАМАЗ-53605 по формуле 4х2. Плюсы этой модели очевидны. Городская модель КДМ получает всесезонную загруженность. Сочетание многофункциональности и невысокой эксплуатационной стоимости привлекают заказчиков. Возможность использовать машину в качестве грузовой создает дополнительное преимущество. Присутствует также широкий набор устанавливаемого оборудования: 2 вида фронтальных отвалов, 4 вида щеток, бункер для сыпучих реагентов, емкость для жидкостей. Возможна комбинация бункера и емкости в разных пропорциях.
Коммунально-дорожные работы на загородных трассах и крупных магистралях выполняются машинами с дополнительной маркировкой СМД. Известным представителем этой линейки КМД является модель СМД-502900. Оборудование устанавливается на базе шасси КАМАЗ-6520 по формуле 6х4.
Модели СМД предназначены для всесезонного обслуживания дорог с твердым покрытием. В зимнее время – очистка дорожного полотна от свежевыпавшего снега, удаление наката, шуги; распределение сыпучих противогололедных материалов. Для этих целей на шасси КАМАЗ устанавливается пескоразбрасыватель вместимостью до 12 куб. м или полиэтиленовая емкость для жидких реагентов. В летнее время – уборка и мойка дорог, ограждений, бордюров, дорожных знаков и элементов обустройства дороги; перевозка асфальта при ямочном ремонте.
Присутствует широкий набор устанавливаемого оборудования: 5 видов фронтальных отвалов, 4 вида щеток, боковой отвал, средний грейдерный нож, бункер для сыпучих реагентов, емкость для жидкостей. Возможна комбинация бункера и емкости в разных пропорциях.
В целом можно заметить, что российский рынок КДМ, несмотря на присутствие разных производителей, не является высококонкурентным. Это связано с несколькими факторами, важнейшим из которых является низкий уровень спроса на эту технику. Объем рынка является не таким большим, чтобы производители были заинтересованы в агрессивном продвижении. Рынок КДМ развивается, но медленными темпами. Вместе с ростом потребления растет понемногу и количество предложений. Несомненно, эта ситуация будет меняться. Но пока рано делать прогнозы, когда произойдет взрывной рост рынка КДМ.
В статье использована информация и фото компаний – производителей техники.
Ирек Давлетшин