Автогрейдеры: основная конструкция, системы, агрегаты и узлы
Современные автогрейдеры — это универсальные многофункциональные машины, которые применяются для планировки и профилирования участков и откосов, разравнивания грунта, перемещения сыпучих строительных материалов, очистки дорожной поверхности от снега.
Помимо разбора технических характеристик, в этой статье мы сделаем обзор конструкции и базовых компонентов автогрейдера: от двигателя и трансмиссии, до гидравлики и системы управления, дадим представление о технологиях нивелирования, управления планировкой и телематике, а также коснемся темы дополнительных опций и навесного оборудования.
Технические характеристики
Рассмотрим основные технические характеристики 10 моделей американских, европейских, китайских, японских и российских производителей, чья продукция наиболее распространена на отечественном рынке дорожно-строительной техники. Несмотря на то, что они имеют весьма различные габаритные размеры и разную эксплуатационную массу — от 16,3 до 26 тонн, все они относятся к классу тяжелых машин и обладают относительно близкой друг к другу номинальной мощностью — от 160 до 187 кВ. В выделенной подборке разница в мощности объясняется тем, что либо у разных производителей модели не совпадают между собой по мощности, либо их нет на российском рынке. Поэтому мы взяли наиболее близкие по мощности модели ведущих изготовителей, и все они принадлежат к классу 250 — от 147,8 кВт.
Среди этой выборки быстрее всех оказался John Deere 672G с максимальной скоростью движения вперед 45,5 км/ч, а самым медленным – LiuGong CLG 425-4WD. Его скорость составляет 36,6 км/ч. При движении назад максимальная скорость у Komatsu GD705-5 — 34,1 км/ч, а минимальная также у LiuGong — 23 км/ч.
Наибольшее тяговое усилие выдает грейдер John Deere — 220 кН, остальные машины находятся недалеко друг от друга, с показателями в районе 100 кН. Наименьшее тяговое усилие у полноприводного SEM 922 AWD — 86 кН.
*Shantui SG21-3
Самым маневренным оказался китайский автогрейдер XCMG GR 230 с радиусом поворота 7,3 м. Наибольший радиус поворота также у «китайца»: Shantui SG21-3 разворачивается на 8,2 м. У грейдеров Case, John Deere и Shantui наибольший угол уклона передних колес — 20º, наименьший крен дает Komatsu – 15º.
Самый габаритный отвал опять-таки у Komatsu: ширина — 4320 мм, высота — 700 мм. Наиболее миниатюрный отвал у SDLG G9220 — 4267×635 мм. Выше всех поднимает отвал Case — 527 мм, замыкает список LiuGong CLG 425-4WD, поднимая отвал на 405 мм.
Практически на всех машинах установлены полноповоротные круги, которые позволяют поворачивать отвал на 360º.
Таблица 1. Технические характеристики
Технические характеристики | Cat 14 | Case 885B | John Deere 672G | Komatsu GD705 -5 | UMG СДМ TG 200 | XCMG GR 230 | SEM 922 AWD | SDLG G9220 | Shantui SG21- 3 | LiuGong CLG 425-4WD |
Размеры (ДxШxВ) (мм) | 8534x2654x3340 | 11050x2790x3260 | 9400x2550x3700 | 8970x2625x3470 | 8855 х 2768 х 3360 | 9235x2710x3240 | 9260×2600×3400 | 9588x2915x3636 | ||
Эксплуатационная масса (кг) | 25968 | 18890 | 22450 | 18800 | 16500 | 18270 | 16500 | 17000 | 19500 | |
Максимальная скорость вперед (км/ч) | 44,7 | 45,5 | 42,5 | 41,2 | 40 | 39 | 39,7 | 36,6 | ||
Максимальная скорость назад (км/ч) | 30,9 | 34,1 | 28,6 | 25 | 25 | 25,4 | 23 | |||
Тяговое усилие (кН) | 220 | 92 | 86 | 87 | 95 | 100 | ||||
Радиус поворота (мм) | 7289 | 7210 | 7600 | 7800 | 7300 | 7800 | 7600 | 8200 | 8000 | |
Колесная база (мм) | 6219 | 6800 | 6200 | 6140 | 6480 | 2155 | 6520 | |||
Угол уклона передних колес (°) | 17.1° | 20 | 20 | 15 | 18 | 18 | 18 | 20 | 17 | |
Макс глубина резания отвала (мм) | 593 | 711.2 | 710 | 500 | 715 | 787 | 500 | 600 | ||
Ширина отвала (мм) | 4290 | 4267 | 4320 | 4270 | 4270 | 4279 | 4267 | 3660/3965/4270 | 4572 | |
Высота отвала (мм) | 631 | 671 | 700 | 700 | 610 | 607 | 635 | 635 | 680 | |
Угол поворота отвала (°) | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | ||
Макс высота подъема отвала (мм) | 419 | 527 | 490 | 450 | 450 | 475 | 410 | 405 | ||
Диапазон регулирования режущего угла отвала (°) | 5-40 | 42-87 | 5-42 | 7-45 | 30-70 | 5-47 | 44–91 | 40-70 |
Конструкция
Одной из основных современных тенденций является постоянное улучшение металлической конструкции автогрейдеров. Популярность получила А-образная тяговая рама, обеспечивающая большее усилие прижатия грейдерного отвала к поверхности. Так, на грейдерах Komatsu используется А-образная конструкция из высокопрочных U-образных штампованных и сварных секций, снабженная съемной шаровой опорой. На модели SEM 922 AWD используется трубчатая конструкция А-образной тяговой рамы, а закрепленный болтами сменный шаровой шарнир позволяет снизить время и стоимость сервисного обслуживания. Чтобы отрегулировать механизм тяговой рамы достаточно снять калибровочные шайбы. Коробчатая конфигурация передней рамы с загнутым бортом дает возможность обойтись без сварных швов в местах больших нагрузок. Примечательно, что нижняя и верхняя часть передней рамы выполнена из цельной стали, что, несомненно, многократно увеличивает прочность всей конструкции.
*Case 885B
На машинах Case серии В устанавливается поворотный круг самого большого диаметра среди «одноклассников» других производителей. Его поддерживает широкое основание усиленной А-образной тяговой рамы коробчатого сечения. Нововведением являются внешние зубья зацепления на поворотном круге, которые могут самоочищаться и имеют увеличенную зону контакта. Это снижает износ и увеличивает усилие при развороте круга под нагрузкой.
На многих автогрейдерах устанавливается шарнирно-сочлененная рама, которая значительно уменьшает радиус поворота и повышает маневренность машин при работе.
Двигатель
В последние годы общей тенденцией является повышение мощности двигателей. Вследствие этого машины становятся более универсальными, приспособленными для выполнения разных работ, увеличиваются транспортная и рабочая скорости, грейдеры способны работать в более экстремальных условиях, при низких и высоких температурах, при сильной сильной запыленности или влажности.
Из рассмотренных 10 моделей, практически на всех установлены 4-тактные шестицилиндровые дизельные двигатели, с прямым впрыском топлива, турбонаддувом и последующим воздушным охлаждением. Также у передовых производителей силовые агрегаты оснащены электронной топливной системой. Так, на автогрейдере John Deere 672G с двигателем PowerTech Plus работает автоматическая система впрыска топлива с общей топливораспределительной рампой (HPCR), которая контролирует точный впрыск, увеличивая общую производительность двигателя. Двигатель PowerTech Plus поставляется с 4-клапанными головками цилиндров с каналами впуска и выпуска по разные стороны, турбонагнетателем с переменной геометрией (VGT) и охлаждаемой рециркуляцией выхлопных газов (EGR).
*Komatsu GD705 -5
Двигатель Komatsu SAA6D114E-3 снабжен системой впрыска Common Rail
(CRI) и обеспечивает высокую мощность при низком расходе топлива, что позволяет выполнять работу с высокой скоростью. Кроме того, двигатель может работать 2 режимах: экономичном (Е) и повышенной мощности (Р). Экономичный режим выбирается для максимальной экономии при работе в более легких условиях. Он создает условия для получения необходимой мощности двигателя при улучшенных показателях по расходу топлива. Режим повышенной мощности рекомендуется использовать на тех рабочих площадках, где автогрейдеру приходится работать в тяжелых условиях.
Как предупреждает производитель, третье поколение автогрейдеров Shantui, к которым относится SG21-3, не предназначено для работы в подземных условиях или в условиях с недостаточной вентиляцией, так как в двигателе Cummins предусмотрен непосредственный впрыск топлива, и имеющегося специального фильтра выхлопов может оказаться недостаточно.
Рассмотрим основные характеристики двигателей. Самая высокая номинальная мощность у российского автогрейдера TG 200 — 191 кВ. Недалеко отстали машины John Deere — 187 кВ, и Komatsu — 186 кВ. Замыкает перечень китайский Shantui — 160 кВ. У большинства автогрейдеров обороты двигателя составляют 2100-2200 об/мин, максимальный крутящий момент у Cat 14 — 1542 Нм. Самый объемный двигатель оказался опять-таки у Caterpillar — 12,5 л. Что касается соответствия экологическим стандартам, то самым высоким требованиям соответствует американский грейдер Cat 14 – Tier 4 Final, Stage V.
Таблица 2. Двигатель
Двигатель | Cat 14 | Case 885B | John Deere 672G | Komatsu GD705 -5 | UMG СДМ TG 200 | XCMG GR 230 | SEM 922 AWD | SDLG G9220 | Shantui SG21- 3 | LiuGong CLG 425-4WD |
Производитель | Caterpillar | FPT Industrial | John Deere | KOMATSU | ЯМЗ | Dongfeng Cummins | SDEC | DEUTZ | Cummins | Cummins |
Модель | Cat C13 | F4HE9687B | PowerTech Plus 9,0 л | SAA6D114E-3 | ЯМЗ-5366.1000175 | 6CTA8.3-C230 | SC9D220G2 | BF6M1013ECP | 6CTAA8.3-C215 | 6LTAA8,9 |
Номинальная мощность, кВ | 178 | 164 | 187 | 186 | 191 | 170 | 162 | 165 | 160 | 179 |
Номинальные обороты, об/мин | 1850 | 2200 | 1900 | 2200 | 2200 | 2100 | 2200 | 2200 | ||
Объем двигателя, л. | 12,5 | 6,7 | 9 | 8,27 | 6,65 | 8,82 | 7,14 | |||
Число цилиндров | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Диаметр цилиндра, мм. | 130 | 104 | 114 | 105 | 108 | |||||
Ход поршня, мм. | 157 | 132 | 135 | 128 | 130 | |||||
Максимальный крутящий момент, Нм | 1542 | 924 | 1248 | 1130 | 1100 | 819 | 1100 | |||
Экологический стандарт | Tier 4 Final, Stage V, Tier 3, Stage IIIA, Tier 2, Stage II | EPA TIER 3 | EPA Tier, 2/EU Stage II | EPA Tier 3, EU Stage 3 | Tier 3 | TierIII | China Phase II | Tier 2, Stage II |
Трансмиссия и коробка передач
На автогрейдерах John Deere используется собственная трансмиссия PowerShift™ с прочными муфтами, подшипниками и модулированным переключением на ходу. Программное обеспечение трансмиссии с переключением передач на основе событийно-управляемого программирования (EBS) позволяет измерять нагрузку на двигатель, а также другие вводные параметры, для оптимального плавного переключения, каждый раз, когда оператор выбирает новую передачу. В кабине установлен 15-позиционный переключатель управления скорости передних колес и точный режим работы на скоростях до 0 км/ч (тяга только передними колесами).
*John Deere 672G
Автоматический двухпоточный гидростатический привод на 6 колес увеличивает тяговое усилие и управляемость переднего моста. Кроме того, здесь применены раздельные левая и правая системы с насосами переменного рабочего объема. Аксиально-поршневые гидромоторы колес и обгонная муфта на транспортных скоростях увеличивают эффективность трансмиссии.
Автоматическая блокировка дифференциала остается включенной во время движения по прямой, отключается при поворотах, превышающих 10 градусов, и снова включается при движении по прямой.
*LiuGong CLG 425-4WD
Китайский автогрейдер LiuGong CLG 425-4WD оснащен полноприводной планетарной гидромеханической трансмиссией с переключением передач под нагрузкой (Power Shift) с возможностью фиксации передач (блокируемый диффернциал). Предусмотрено 6 передних передач и 3 задних. На машине также работает трехступенчатый однотурбинный гидротрансформатор.
В целом, безотносительно к модели, системы автоматического переключения передач позволяют правильно выбрать передачу в зависимости от нагрузки и скорости движения машины. К примеру, на автогрейдере Komatsu GD705-5 используется коробка передач с электронным управлением, оснащенная блокируемым гидротрансформатором. Она обеспечивает выполняемое на ходу переключение передач под нагрузкой, а также точный режим управления и автоматическое переключение передач на более высоких скоростных диапазонах.
На грейдере предусмотрена система выбора режима работы коробки передач. Автоматический режим отличается простым управлением с помощью педалей газа и тормоза, сохраняется высокая производительность и маневренность. При запуске двигателя гидротрансформатор создает более чем двукратное возрастание крутящего момента, что позволяет трогаться с места на 4-й передаче. Для плавной и легкой работы может использоваться автоматически переключаемый скоростной диапазон F5 — F8. При ручном режиме обеспечивается постоянная скорость передвижения и выполнение рабочих операций в более экономичном ключе.
Кроме того, на Komatsu есть функция предотвращения останова двигателя. Дело в том, что при постоянном возрастании нагрузки двигатель может заглохнуть, а функция защиты двигателя срабатывает непосредственно перед остановкой, переводя его (вместе с гидротрансформатором) в автоматический режим работы.
Электронная защита от превышения номинальной частоты вращения двигателя предотвращает повреждение двигателя и коробки передач,
вызываемое преждевременным переключением на пониженную передачу и превышением допустимых оборотов двигателя при преодолении уклонов.
Плавное переключение передач,сопровождаемое изменениями крутящего момента гидротрансформатора при блокировке передачи, защищает оператора и оборудование, в том числе двигатель и коробку передач,путем снижения толчков при переключении передач.
Гидравлическая система
*SDLG G9220
Практически на на всех современных западных и японских автогрейдерах тяжелого класса устанавливается гидравлическая система с закрытым центром и аксиально-поршневым насосом. У китайских производителей SDLG и LiuGong используется гидроситема с открытым центром и шестеренным насосам. В чем их отличие? Система с открытым центром позволяет работать гидравлике только на повышенных оборотах. Это происходит из-за того, что объем шестеренного насоса постоянен и его производительность зависит от числа оборотов двигателя. На малых оборотах потока не хватает для нормальной работы гидравлики. В гидрораспределителе используется последовательная схема подключения золотников, поэтому гидропоток уходит в функцию, расположенную ближе к входной секции распределителя.
В системе с закрытым центром гидравлика работает на всем диапазоне оборотов. Аксиально-поршневой насос с компенсацией давления по нагрузке имеет переменный объем и качает до тех пор, пока в системе не установится давление, необходимое для преодоления нагрузки и потерь. Производительность насоса не так сильно зависит от частоты вращения, поэтому любые функции выполняются даже на низких оборотах двигателя.
*SEM 922 AWD
В качестве примера рассмотрим гидравлическую систему с пропорциональной приоритетной компенсацией давления (PPPC) на автогрейдере SEM 922 AWD. Гидрораспределители с клапанами PPPC, разработанные специально для грейдеров, непрерывно регулируют расход и давление в гидросистеме в соответствии с нагрузкой и управлением, что облегчает контроль за всеми функциями. Аксиально-поршневой насос с переменной производительностью уменьшает тепловыделение и потребляемую мощность, а также повышает топливную экономичность. Регулирование мощности по нагрузке повышает производительность благодаря непрерывному прецизионному управлению движением отвала. Запорные и предохранительные клапаны фиксируют рабочие органы в заданном положении, исключают смещения поршней в гидроцилиндрах из-за внешних нагрузок и соответствующие повреждения от избыточного давления.
Таблица 3. Гидравлическая система
Гидравлическая система | Case 885B | John Deere 672G | Komatsu GD705 -5 | UMG СДМ TG 200 | SEM 922 AWD | SDLG G9220 | Shantui SG21- 3 | LiuGong CLG 425-4WD |
Тип гидравлической системы | С закрытым центром, чувствительность к нагрузке | С закрытым центром, компенсацией давления и управлением по нагрузке (PCLS) | С закрытым центром | С закрытым центром | Гидравлическая система с пропорциональной приоритетной компенсацией давления (PPPC) | Открытого типа | Открытого типа | |
Тип насоса гидравлической системы | Аксиально-поршневой | Поршневой насос переменного рабочего объема | Поршневой насос переменной производительности | Аксиально-поршневой | Аксиально-поршневой с управлением по нагрузке | Шестеренный | Шестеренный | |
Давление в системе, мПа | 18,9 | 24,5 | 16 | 22 | 21 | 16 | 18 | |
Максимальная подача насоса, л/мин | 186 | 212 | 165 | 90 * | 126 | |||
*гидросистема рабочего оборудования |
Системы управления и удобство оператора
Безусловно, лидерами по многофункциональности и эффективности систем управления, а также относительно комфорта работы оператора являются западные производители. Так, на грейдере John Deere 672G устанавливается усовершенствованный пульт управления с целым рядом новых функций. На жидкокристаллическом мониторе отражается диагностика основных систем автогрейдера, высвечиваются аналоговые и цифровые указатели и индикаторы жизненно важных параметров. Например, функция поперечного уклона, встроенная в цветной ЖК-монитор, позволяет оператору устанавливать желаемый уклон и автоматически поддерживать его с помощью только одного рычага подъема отвала. Также, при работе не в режиме «авто» он может использоваться как встроенный измеритель уклона.
Стандартная консоль Grade Pro, позволяет управлять машиной с помощью переключателей на подлокотнике, или эргономичной консоли со стандартными элементами управления.
С помощью больших и мини-рычагов можно включать основные и вспомогательные функции. Переключение рычага бокового перемещения отвала влево или вправо позволяет управлять грейдером. Автоматическое выключение позволяет экономить топливо и снижает уровень шума, а также износ двигателя, трансмиссии и гидравлических систем. Эта функция также выключает машину после определенного промежутка времени, выбранного оператором.
Режим безопасности предотвращает несанкционированный запуск двигателя до ввода кода на цифровой клавиатуре герметичного модуля переключателей. Владелец, оператор и транспортные коды задаются через монитор.
Особенностью автогрейдера Case 885B является смещенная назад, полностью остекленная кабина, что обеспечивает хороший обзор отвала, поворотного круга, седла и колес. Закругленный капот дает отличную обзорность при движении задним ходом. Кабина установлена на изолирующих опорах, что уменьшает шум и вибрацию, обеспечивая комфортное вождение.
Системы нивелирования и телематика
Системы автоматизированного нивелирования и управления планировкой, а также телематика существенно повышают производительность и эффективность автогрейдеров, позволяют увеличить темп и качество планировки, существенно сократить эксплуатационные расходы и время на выполнение геодезических работ, обеспечить охрану труда на объекте строительства. Сроки работ снижаются в 2 раза при использовании того же самого парка техники. Это ведет к пропорциональному снижению затрат на топливо, техническое обслуживание, шины, режущие кромки отвалов.
Если говорить о системах нивелирования, то объём и сроки производства геодезических работ при строительстве дорог снижаются до 90%. Уменьшается количество персонала (геодезисты, вспомогательные рабочие, операторы), что ведет к снижению травматизма. Качественное земляное полотно с требуемой степенью уплотнения и в проектных отметках обеспечивает последующее снижение расхода асфальтобетонной смеси на обустройство дорожной одежды до 10%.
*Cat 14
К примеру, опциональная система Cat GRADE с функцией отображения поперечного наклона на грейдере Cat 14 помогает поддерживать нужный уклон, автоматически управляя одной стороной отвала. А система Cat AccuGrade™, также устанавливаемая в качестве дополнительной опции, использует технологии навигации и позиционирования, датчики машины и функцию автоматического управления отвалом, чтобы сделать рабочий процесс более быстрым, легким и эффективным. Система состоит из приёмников сигналов ГНСС и управляющих электрогидравлических устройств рабочих органов. Она обеспечивает непрерывную заданную установку и контроль положения рабочего органа машины относительно проектных отметок. Это позволяет звеньям землеройных машин выполнять работы по 3D-проекту и контролировать ход производства работ посредством передачи данных через геоинформационные системы или интерфейсы.
Телематические системы помогают контролировать состояние оборудования и способствуют снижению стоимости эксплуатации. На машинах Komatsu, например, устанавливается терминал KOMTRAX, который используя беспроводные средства связи, собирает и передает такую информацию, как данные о местонахождении машины, рабочее состояние, количество моточасов, нагрузку, средний расход топлива, время для замены, ошибки и предупреждения. Система KOMTRAX не только предоставляет информацию о грейдере, но также позволяет через веб-сайт контролировать состояние парка техники.
Дополнительные опции и навесное оборудование
*UMG СДМ TG 200
Все ведущие бренды предлагают в разных вариациях широкий набор дополнительных опций, начиная от системы стабилизации отвала и заканчивая усиленным поворотным кругом для тяжелых работ. Примечательно, что российский производитель UMG СДМ по запросу клиента также может установить на полноприводный грейдер TG 200 целый перечень дополнительных опций:
- Передний мост с двумя гидроцилиндрами и рулевой насос увеличенной производительности
- Автоматическая система нивелирования (2D и 3D)
- Модуль ГЛОНАСС
- Автоматическая система смазки шарниров рабочих органов Lincoln
- Камера заднего вида
- Дополнительное рабочее освещение (4 направления)
- Подогрев топливного фильтра
- Независимый отопитель кабины
- Автоматическая система пожаротушения с возможностью ручной активации
- Автоматический маршевый подогреватель дизельного топлива
- Чехол утепления капота.
Выбор навесного оборудования чрезвычайно широк, его можно устанавливать на переднюю, среднюю или заднюю часть машины:
– Боковое снегоочистительное оборудование для очистки обочин и откосов дорог, а также для уборки снега за дорожным ограждением (бордюром)
– Боковое рабочее оборудование
– Рыхлитель заднего расположения
– Скарификатор среднего расположения.
Бульдозерный отвал входит в базовую комплектацию.
Подбирать навесные орудия следует для конкретных условий, в которых используется автогрейдер. Нужно учитывать характер работ, тип материала, наличие свободного пространства для разворота. Это позволит максимально увеличить рентабельность машины.