2.0 Рынок ДСТ: всплеск, взрыв или взлет? Ответы от поставщиков.

Евгений Римский, директор департамента по продажам строительной техники Hitachi Construction Machinery Eurasia

1.Какая дорожно-строительная техника (ДСТ) сейчас наиболее востребована в РФ при строительстве дорог? Почему? Благодаря каким новым функциям?

При строительстве дорог всегда используется определенная техника. Это прежде всего экскаваторы, самосвалы, бульдозеры, катки, а также в отдельных случаях – погрузчики и экскаваторы-погрузчики. Среди машин Hitachi особой популярностью пользуются экскаваторы серий Zaxis средней эксплуатационной массой от 18 до 36 тонн. Они оборудуются ковшами разного объема, начиная от 0,7 м3 на ZX180LCN и заканчивая 2,1 м3 на ZX380LC.

2. Есть ли какие-то новинки в вашей линейке дорожно-строительной техники? Какими инновационными решениями они оснащены?

В 2020 году компания Hitachi выпустила на рынок новую модель гусеничного экскаватора – ZX380LC. Машина предназначена для работы с грунтами средней плотности. Она оборудуется стрелой длиной 6,4 м, рукоятью – 3,2 м и ковшом объемом 2,1 м3, а также башмаками шириной 800 мм. На текущий момент на рынок выпущено уже более 50 единиц такой техники.

Также в этом году на тверском заводе Hitachi было локализовано производство экскаватора ZX400LCH-5G.

3. В какие регионы возросли продажи дст техники?

В среднем по России спрос на дорожно-строительную технику в январе – июле этого года увеличился почти на 80% по сравнению с этим же периодом 2020-го. Рост отмечался по всей стране. Но самый большой скачок продаж наблюдался в Приволжском и Сибирском федеральных округах, где объемы реализации ДСТ выросли более чем в два раза.

Если говорить о каких-то конкретных областях, то наибольший рост показали те, спрос на ДСТ в которых был традиционно небольшим. Это Тамбовская, Ульяновская, Псковская области, а также Чеченская Республика, где наблюдалось более чем пятикратное увеличение рынка.

Если же говорить о регионах с изначально высоким уровнем спроса на ДСТ, то среди них стоит отметить Нижегородскую, Кемеровскую и Новосибирскую области, где продажи дорожно-строительной техники продемонстрировали двух-, трёх- и четырехкратный рост соответственно.

Традиционно самым ёмким рынком является Московский регион, где продажи новой техники увеличились примерно в полтора раза относительно прошлого года.

4. Какие прогнозы ставите по продажам дст техники на 2022 год?

Сейчас очень трудно делать прогнозы на будущий год. Ситуация на мировых рынках сырья слишком нестабильна, продолжающаяся пандемия коронавируса также не вносит ясности в вопросы о перспективах. Тем не менее, учитывая текущую обстановку на рынке ДСТ, а также многочисленные инфраструктурные проекты в России, в целом наши прогнозы довольно оптимистичны. Мы ожидаем как минимум отсутствия падения спроса, если, конечно, не будет никаких искусственных ограничителей, например, таких как увеличение утилизационного сбора.  Пока более актуален вопрос в том, смогут ли производители в полной мере удовлетворить растущие потребности рынка в технике.

5. Отразилась ли ситуация с Covid19 на поставки дст техники?

Безусловно. Наблюдаются как задержки поставок различных комплектующих на производственные площадки, так и дефицит материалов и высокотехнологичных компонентов. Также отмечаются сбои по линии логистики конечного продукта, что связано с карантинными ограничениями и в целом с более низкой пропускной способностью терминалов.

Пётр Плаунов, региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток)

Какая дорожно-строительная техника сейчас наиболее востребована при строительстве дорог?

-Среди дорожно-строительной техники JCB особой популярностью пользуются универсальные колесные и гусеничные экскаваторы (эти машины в целом являются наиболее распространенными на строительных объектах), а также экскаваторы-погрузчики, спрос на которые по сравнению с 2020 годом вырос более чем на 50%.

Есть ли у Вас какие-то новинки в линейке ДСТ?

-История развития компании JCB — это история инноваций. Поэтому в 2021 году мы уделяем особое внимание нашей новейшей линейке JCB E-TECH, включающей электрические машины нового поколения, которые при нулевом уровне выбросов сохраняют высокий уровень рабочих характеристик. Одна из моделей — телескопический вилочный погрузчик JCB Teletruk 30-19E грузоподъёмностью 3 тонны с высотой подъёма стрелы 4 метра — недавно одержала победу в номинации «Телескопический погрузчик года» в ходе конкурса «Инновации в строительной технике в России 2021». Аккумуляторная батарея GNB линейки Marathon Classic напряжением 80В и ёмкостью 625 Ач, установленная на эту машину, обеспечивает длительную бесперебойную работу погрузчика, выдерживая сильные морозы.

В какие регионы возросли продажи дорожно-строительной техники?

-В этом году мы наблюдаем скачок продаж дорожно-строительной техники JCB абсолютно во всех регионах. Среди них можно выделить Сибирь и Дальний Восток, где рынок ДСТ вырос почти на 80%.

Какие прогнозы ставите по продажам ДСТ на 2022 год?

-Наши планы на 2022 год остаются амбициозными. Мы ожидаем дальнейшего роста рынка. Возможно, он будет не таким значительным, как в 2021-м, прогнозируем увеличение на 15-20%. Ключевым показателем для компании JCB остается доля рынка, и мы намерены нарастить ее на 1% по сравнению с 2021 годом.

Отразилась ли ситуация с Covid-19 на поставки дорожно-строительной техники?

-Пандемия Covid-19, безусловно, повлияла на весь рынок дорожно-строительной техники. Несмотря на то что большинство компаний нарастило объемы производства, в России до сих пор ощущается некоторый дефицит машин. Также хотелось бы отметить рост цен на строительные материалы, который в первом полугодии 2021 года составил как минимум 15%, а по некоторым позициям речь идет о кратном увеличении.

Маклаков Михаил, руководитель отдела продаж строительной техники John Deere.

1. Какая ДСТ сейчас наиболее востребована при строительстве дорог?

Строительство дорог довольно трудоёмкий и дорогостоящий процесс. Когда мы говорим о строительстве дорог, то в голову сразу приходит ассоциация с работой асфальтоукладчика и катка при укладке дорожного покрытия. Однако укладка дорожного покрытия, это безусловно крайне важный и дорогой, но уже завершающий этап строительства, предшествуют которому работы по подготовке дорожного основания, как часть работ по формированию дорожного пирога. От качества и состава данного пирога будет зависеть как ходимость дороги, так и стоимость её строительства и последующей эксплуатации. Правильно подобранная технология и передовое оборудование может сократить стоимость строительства и эксплуатации дороги в разы, поэтому переоценить их значимость в строительстве дорог крайне тяжело. Именно поэтому мы гордимся, что John Deere и Wirtgen вместе поставляют весь перечень оборудования для всех этапов строительства дорог различных классов от высокоскоростных автомагистралей до нескоростных лесовозных и технологических дорог.

В зависимости от класса дороги к ней предъявляются различные требования. Например, при строительстве лесовозных и технологических дорог требования к износному слою будут значительно ниже, нежели требования, предъявляемые к автомагистралям. При этом требования к устойчивости дорожного основания («подушки») могут быть на порядок выше, а условия, в которых строятся лесовозные и технологические дороги, и инвестируемые в строительство этих дорог средства могут сильно разниться.

И в том, и в другом случае при строительстве дорожного основания могут применяться различные подходы, в зависимости от качества грунта: повышение несущей способности и качеств грунта внесением вяжущих компонентов (стабилизация); укрепление грунта неделовой древесиной при строительстве лесовозных и технологических дорог; полная выемка переувлажнённого грунта в случаях, когда стабилизация невозможна (например, на сильно обводнённых участках и болотах). При этом используются и бульдозеры, и экскаваторы, и грейдеры, и фронтальные погрузчики, и сочленённые самосвалы – абсолютно все, что мы поставляем. А решения Wirtgen являются передовыми в стабилизации грунта, его уплотнении. Также как и для укладки дорожного покрытия.

Соответственно, мы предлагаем весь перечень оборудования для строительства дорог, вне зависимости от того: где и в каких условиях эта дорога строится; идет ли реконструкция старой дороги или строительство новой; технологическая это дорога, лесовозная или автомагистраль.

Что делается на самой дороге при строительстве. В любом случае убирается плодородный слой почвы. Во-первых, это обязательное требование охраны природы. Во-вторых, потому что он нестабилен и в последующем приведёт к разрушению дороги. На этом этапе из техники задействуется бульдозер, экскаватор сочленённый самосвал.

Дальше, если дорога строится с нуля, то в зависимости от качества грунта принимается решение о возможности его использования – проводить ли полную выборку грунта, либо его стабилизацию. При стабилизации грунта используются навесные / самоходные стабилизаторы грунта и холодные ресайклеры, которые создают поддающееся обработке основание с достаточной несущей поверхностью за счёт добавления вяжущих компонентов: известью; битумной эмульсии; вспененных битумов и т.д.

В жизни это выглядит так – сначала проходит стабилизатор грунта и смешивает грунт с вяжущим компонентом. Далее поверхность уплотняется грунтовым катком, за ним проходит грейдер, который выполняет профилирование дороги. После этого делается финальная укатка грунтовым катком до заданного состояния плотности.  В случаях если необходимо дорожное покрытие, то его укладывают асфальтоукладчиком и закатывают вальцовыми катками, при необходимости закрывают поры пневмокатками.

В портфолио John Deere есть полный комплект техники для строительства дорог, и вся она востребована. Для нас это направление – одно из ключевых. Если говорить о конкретных машинах, то очень востребованы наши бульдозеры на гидростатической трансмиссии – 700J-II, 750J-II, 850J-II, они широко используются в строительстве дорог. Работают как с толкающим, так и с планировочным отвалом. 850-й бульдозер мы представляем на более широком рынке, но одновременно формируем новый сегмент более легких 13-17-ти тонных машин, которые в большей степени используются при реконструкции дорог. Они очень мобильные, могут работать как с толкающими, так и с планировочными отвалами, в какой-то мере даже заменяют грейдеры. Есть решения со складным отвалом, для того чтобы более тяжёлая машина – 750J-II оставалась в габарите при транспортировке, что крайне важно для дорожников.

Опять же, есть две задачи. Первая – когда дорога строится с нуля и есть необходимость сформировать пирог на больших расстояниях, а есть задачи по реконструкции, с корректировкой подушки на отдельных участках, т.е. на коротком расстоянии.

В первом случае необходимы более тяжёлые бульдозеры (750J-II – 850J-II), способные распределять большой объем материала. Работа машины с планировочным отвалом и с системой нивелирования позволяет сразу выводить призму основания в заданные отметки за меньшее количество проходов, с меньшим расходом топлива. Также очень важно отметить, что при работе с системой нивелирования на наших машинах минимизируется риск отклонения от норматива за счёт исключения вероятности ошибки по смещению вешек. Другими словами, гарантируется точность работы машины, происходит автоматизирования процесса и сокращение нагрузки на оператора.

Там, где необходимо просто профилирование дороги и распределение небольшого количества материала на большей скорости и больших расстояниях, там работают грейдеры. Работа с мачтовой или безмачтовой системой нивелирования даёт абсолютно такие же выгоды, как и от использования на бульдозере.

Без ложной скромности скажем, что грейдеры для John Deere – имя нарицательное, наши грейдеры очень востребованы. К такому же результату последовательно идём и с остальными нашими продуктами – бульдозерами, экскаваторами, фронтальными погрузчиками и экскаваторами-погрузчиками.

Что касается экскаваторов, то наше портфолио идеально подходит для дорожного строительства. Машины могут работать на разных режимах, позволяя максимально адаптировать машину под задачи строителей от высокой скорости цикла при загрузке материала, до экономичной и точной работы при профилировании. Кстати, установка системы нивелирования на экскаваторы перестаёт быть редкостью. Строители, особенно в сфере дорожного строительства, уже оценили выгоды от работы экскаватора с системой, в особенности на работах по профилированию откосов, где найти опытного оператора зачастую очень сложно.

2. Есть ли какие-то новинки в линейке для ДСТ?

Сейчас у нас идет обновление семейства экскаваторов. В прошлом году мы запустили серию 2 и представили первые модели – E210LC/SC, E260LC. Сейчас запустили серию 3 – E300LC, E330LC, E380LC. Раньше у нас была и серия 4, но мы решили сделать небольшое переформатирование. 400-е машины достаточно тяжелые, и было принято решение фокусироваться не на 40-тонных машинах, а на чуть более лёгких, но не уступающих по производительности 38-тонных. Мы также видим большой потенциал роста для 30-тонных машин с объемом ковша 1,6 – 1,8 куб. м. Кроме того, были выведены на рынок новые грейдеры – 622G. Шестая серия идет исключительно под дорожные работы, тогда как восьмая серия предназначена для поддерживания дорог в карьерах. Седьмая же серия больше заточена под строительство дорог для лесных предприятий, но также встречается и на строительстве дорог, и на поддержании дорог в угольных разрезах. 622-я машина с чуть меньшим объемом двигателя и меньшей шириной отвала именно в дорожном строительстве показывает даже более высокие характеристики и продуктивность, потому что машина легче, маневреннее и быстрее. Сейчас с нашей стороны также делается фокус на развитии линейки погрузчиков: в полную силу заработал завод в Бразилии, откуда мы поставляем погрузчики – 524K-II, 544K-II, 624K-II, 644K-II и 724K-II. Наши фронтальные погрузчики очень хорошо себя зарекомендовали, и сейчас идет большой запрос из Сибири и Дальнего Востока для погрузки угля, погрузки щебня, в сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве и т.д.

Также отмечу, что мы всегда фокусировались на оптимальное соотношение между стоимостью машины, стоимостью эксплуатации и стоимостью обратного выкупа. Другими словами – стоимостью владения. Мы с гордостью можем заявить, что нам есть что показать на цифрах нашим клиентам во всех отраслях: дорожно-строительной, лесозаготовительной и сельскохозяйственной.

К слову, популярность наших сельхоз тракторов класса 6 и 8 в обслуживании и строительстве дорог также набирает популярность. Машина универсальна и может работать с отвалом для расчистки снега, щётками и дорожными фрезами, с прицепом и манипулятором как транспортная машина. Особенно интересная нам развивающаяся в настоящий момент часть – работа с навесными стабилизаторами Wirtgen WS250. Другими словами, все решения на любой вкус.

3.В какие регионы возросли продажи ДСТ техники?

Выросли абсолютно все регионы без исключения. Лидеры ростра – те регионы, по которым проходит федеральная трасса М12, то есть первый участок разрабатывается от Москвы до Казани, там мы участвуем с полным перечнем дорожной техники. Дальше – от Казани до Екатеринбурга, соответственно, регионы где уже пошло строительство трассы выросли больше всего. Но в целом выросли все регионы – наша техника используется и для строительства лесных и технологических дорог, и для строительства автомагистралей. Поэтому по всей карте России мы видим рост и надеемся, что в следующем году он продолжится.

4.Какие прогнозы ставите по продажам ДСТ техники на 2022 год?

Мы надеемся на рост индустрии и оцениваем, что она вырастет примерно на 10%, но это средние показатели, по разным регионам наши оценки варьируют от 5 до 20%.

5. Отразилась ли ситуация с Covid19 на поставки ДСТ техники?

На поставки техники она особенно не повлияла, гораздо большее влияние оказал бум на рынке, который происходит по всему миру – растет сельхозтехника, строительная техника, дорожная, горная, абсолютно вся. Соответственно, идет определенное смещение по отдельным сегментам. Любой рост обычно сопряжен с вызовами – в первую очередь это освоение новых производственных мощностей, либо это расширение комплектующих для производства машин. Производственных мощностей и собственных комплектующих у нас достаточно. Может косвенно влиять сдерживающий фактор, связанный с компонентами, которые мы не производим сами, но в целом мы держим марку и растем вместе с индустрией.

ООО “СюйГун Ру” представляет на российском рынке крупнейшего представителя китайской строительной техники XCMG и запасных частей к ним.

1.Какая дст сейчас наиболее востребована при строительстве дорог?

В настоящее время мы видим множество крупных объектов, которые находятся на начальных этапах строительства, например скоростная автомагистраль Москва-Казань. Поэтому, техника для работы с грунтом сейчас востребована в первую очередь – это автогрейдеры, а также средние и тяжелые одновальцовые виброкатки. В ассортиментной линейке XCMG представлен полный модельный ряд таких машин и мы поставляем технику, максимально соответствующую конкретным задачам заказчика.

Вместе с тем продажи машин асфальтовой группы – а это тротуарные и тяжелые тандемные катки, асфальтоукладчики и дорожные фрезы – также растут хорошими темпами.

2.Есть ли какие то новинки в линейке для дст?

Безусловно, новинок очень много, ведь недавно компания XCMG начала смену поколений дорожно-строительной техники. В этом году мы уже активно предлагаем тяжелые грунтовые катки XS пятого поколения, отличающиеся современным дизайном, более надежной конструкцией и повышенной проходимостью. На выставке Bauma СTT 2021 в Москве компания XCMG презентовала на российском рынке габаритные автогрейдеры GR1605 и GR1805, представляющие новый модельный ряд из более 9 моделей весом от 14,5 до 74 тонн. Эти машины имеют усиленную ходовую часть и рабочие органы с увеличенным ресурсом, а новая кабина и современные органы управления с сенсорными дисплеями выводят комфорт оператора и производительность работы на новый уровень.

Кроме того, дорожные фрезы и некоторые модели асфальтоукладчиков RP пятой серии уже доступны на складах в России. На следующий год мы планируем продолжение обновления линейки асфальтоукладчиков, а немного позже ожидаем новый модельный ряд тротуарных и тяжелых асфальтовых катков пятого поколения.

3.В какие регионы возросли продажи дст техники?

В первую очередь хотелось бы отметить значительный рост продаж техники в центральных и южных регионах, а в асфальтовом сегменте – хороший рост показывают Сибирь, Заполярье и Дальний Восток.

Среди крупнейших объектов, куда поставлена и успешно работает дорожно-строительная техника XCMG стоит отметить такие крупные стройки, как будущая магистраль М-12 Москва-Казань, Судостроительный комплекс «Звезда» (Владивосток), Амурский газоперерабатывающий завод (г. Свободный), Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) — это часть проекта «Арктик СПГ-2», который реализует компания «НОВАТЭК» в Мурманской области, строительство порта и газоперерабатывающего завода в г. Усть-Луга (Ленинградская обл.), Глубоководный порт Архангельск, и многие другие.

4.Какие прогнозы ставите по продажам дст техники на 2022 год?

XCMG каждый год практически удваивает объем проданной техники в России, и дорожно-строительная техника не является исключением. Мы видим, что хорошую дополнительную динамику развитию отрасли придают существующие федеральные программы, такие как Национальный проект «Безопасные качественные дороги», рассчитанный до 2030 года. Поэтому мы более чем оптимистично смотрим в будущее.

Необходимо отметить, что начинающиеся в 2021 году проекты строительства новых и модернизации существующих автомобильных дорог будут выходить на финальную стадию, поэтому можно также ожидать дальнейшее усиление динамики в асфальтовом сегменте.

Кроме того, в России в данный момент бурно идет развитие применения относительно новой для нас технологии стабилизации грунта и холодного ресайклинга старого дорожного покрытия. Мы  считаем, что это очень перспективная ниша для развития направления дорожно-строительной техники, и в этом сегменте у компании XCMG также есть решение для наших заказчиков – модельный ряд уже зарекомендовавших себя в российских условиях ресайклеров/стабилизаторов серии XLZ.

5.Отразилась ли ситуация с Covid19 на поставки дст техники?

Во время пандемии объемы строительства оставались стабильны или возрастали, и техники для выполнения работ в срок становится необходимо все больше. К тому же существующий парк машин требует постоянного обновления. Однако мы сталкиваемся с тем, что вынужденное закрытие границ в связи с инфекцией существенно усложнило логистику. Существует острая нехватка всех видов транспорта, включая морской, железнодорожный и автомобильный, а также свободных контейнеров. Все это привело к существенному росту цен и сроков поставки, и, что наиболее чувствительно, к определенному дефициту некоторых типов техники.

Похожие записи

Оставить комментарий