Рынок ДСТ: всплеск, взрыв или взлет?

  После сложного 2020 года на российский рынок дорожно-строительной техники пришло оживление. Уже по первому полугодию эксперты отмечают значительный рост продаж всех типов машин: если в прошлом году цифры были на уровне 1%, то сейчас речь идет о 50%. Одой из причин стало введение утилизационного сбора, но это далеко не единственный и, разумеется, не главный драйвер рынка. О том, что движет продажами дорожно-строительных машин, нам рассказали участники рынка.

Новые дороги

Первое условие активного роста продаж спецтехники – объем дорожно-строительных работ, активизация финансирования инфраструктурных объектов национального уровня.  В 2021 году было запланировано построить и отремонтировать свыше 6 000 км федеральных автотрасс, а в рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» – провести работы по строительству и реконструкции автодорог на 20 объектах общей протяженностью 146,4 км. Это довольно высокий показатель. По данным Минстроя РФ, до конца 2024 года предполагается отремонтировать еще 77 тыс. км и построить 8,5 тыс. км региональных и федеральных дорог.

Среди ключевых проектов 2021 года ‒ строительство первого этапа федеральной трассы А-289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк, автомобильная дорога А-290 Новороссийск – Керчь, которая обеспечит скоростное сообщение между Кубанью и Крымским полуостровом. Это означает, что Южный федеральный округ по итогам года, вероятно, останется в числе самых быстрорастущих субъектов страны.

В Сибири и на Дальнем Востоке, наоборот, многие объекты приостановлены. Эти регионы и в минувшем году были аутсайдерами. С другой стороны, по мнению представителей дилеров спецтехники в ДВФО, потребность в строительстве и ремонте дорог есть огромная. Значит, у регионов есть отложенный потенциал по закупке дорожно-строительной техники. Эксперты ожидают, что он реализуется в следующем году.

Последствия пандемии

Сам по себе фактор отложенного спроса тоже имеет значение. По мнению некоторых игроков, он реализуется уже сейчас и проявляется в виде дефицита машин, который возник практически у всех производителей из-за сложностей с логистикой и компонентами. Если ранее это были электронные компоненты, то сейчас недостает даже банального пластика.

Кроме того, с прошлого года значительно выросли цены на металл и компоненты, а также транспортировку готовых машин. Это оказывает влияние и на себестоимость техники, и на цены для конечного потребителя.

Что касается логистики, здесь есть проблемы со сроками. Например, спрос на самосвалы Shaсman практически весь активный дорожно-строительный сезон превышал предложение в разы. Однако китайские предприятия до сих пор не могут выйти на скорость поставки, которая была до пандемии. Плюс не так давно обновившиеся условия прохождения таможни затягивают процедуру оформления техники.

В глобальном плане нарушение цепочек поставок сейчас дает рынку дорожно-строительных машин положительный вектор, но в перспективе может сильно его затормозить.

Старые машины

Третьим важным фактором, который стимулирует рост рынка ДСТ, является изношенность парка. По информации Росстата, в 2019 году в разных регионах страны  у 38,9% экскаваторов срок службы давно перевалил за отведенный производителем. В парке бульдозеров устаревших машин еще больше – 53% процента, грейдеров – 49,3%. То есть почти половину всего действующего автопарка дорожно-строительной техники пора менять.

Современные условия работы требуют не только высокой надежности, но и высокого уровня автоматизации, энергоэффективности и экологической безопасности. Кстати, государство еще в 2014 году ввело субсидии для компенсации рисков инновационной деятельности, чтобы российские предприятия могли не просто обновлять машины, но и внедрять принципиально новые решения.

И еще одна мера господдержки направлена именно на обновление парка – упрощенная схема покупки дорожно-строительных машин в лизинг.

Утильсбор

На рынке дорожно-строительной техники в России сейчас лидируют импортные бренды, которые, по подсчетам АЕБ, имеют долю порядка 80%: JCB, Volvo, Hitachi, John Deer, Komatsu, Caterpillar и др. Составить им конкуренцию пытаются российские производители спецтехники: «Дормаш», «Эксмаш», «ДСТ-Урал», «ЧТЗ-Уралтрак», «ЧЕТРА», «Кранэкс», «Тверской экскаватор», «Брянский арсенал», «Челябинские строительно-дорожные машины», Заволжский завод гусеничных тягачей и другие предприятия. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), РФ продала таких машин на 136,46 млн долларов, а купила почти на 1,5 млрд долларов.

Хотя выпускаемой в России ДСТ не достаточно даже для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, в стране загружена всего треть производственных мощностей, говорится в исследовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Эти цифры конкретизирует Росстат: в РФ используется только 29,8% мощностей для производства бульдозеров, 39,3% – для выпуска дорожных катков и 33,9% – для изготовления экскаваторов. Одним из основных инструментов стимулирования отечественного производства является  утилизационный сбор. Он выступает в качестве четвертого драйвера рынка дорожно-строительных машин.

Представители дилеров единогласно отмечают, что рынок взбодрила инициатива Минпромторга: повышение утильсбора может привести к росту розничной цены на большинство видов ДСТ на 15 – 25%. Ожидание скачка цен стимулирует продажи. Кроме того, постоянно существуют санкционные риски и волатильность курса рубля, что тоже мотивирует потребителей не откладывать приобретение ДСТ.

Ситуация с новым размером сбора остается непонятной: проект отправлен на доработку в Минпромторг, обсуждение ставок идет, а тем временем разговоры об изменениях госполитики играют на руку производителям и продавцам специальных машин. Однако в случае действительно резкого роста ставки утильсбора ожидается снижение продаж на рынке ДСТ.

Таким образом, рынок дорожно-строительной техники имеет внушительные перспективы роста, хотя есть и ограничивающие факторы. Какова же статистика продаж ДСТ сегодня? Сначала обратимся к аналитике профильных агентств.

Что имеем?

К основным видам ДСТ в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, относятся гусеничные экскаваторы (31% рынка), экскаваторы-погрузчики (27%), погрузчики с бортовым поворотом (9%), гусеничные тракторы (8%), колесные погрузчики (8%), колесные экскаваторы (5%), автогрейдеры (5%), катки (4%),  асфальтоукладчики (2%), сочлененные и карьерные самосвалы.

По данным АЕБ, в первом квартале 2021 года на рынке было реализовано 3,7 тыс. единиц дорожно-строительной техники. Это на 26,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: за первый квартал 2020 года продажи спецтехники по сравнению с таким же периодом 2019 года увеличились на 8%.

Как уточнили в ассоциации «Росспецмаш», отгрузки бульдозеров на внутренний рынок РФ выросли за три месяца на 67%, фронтальных погрузчиков – на 20%, экскаваторов – на 18%, самосвальных полуприцепов – на 75%. По данным АЕБ, в текущем году наиболее  высокий рост продаж показали автогрейдеры (рост продаж по итогам первого квартала на 52%), колесные экскаваторы (38%), экскаваторы-погрузчики (29%). При этом  асфальтоукладчики потеряли 24% по сравнению с первым кварталом прошлого года.

Во втором квартале рост продолжился и составил 74,4%, а по итогам полугодия – и на 50,6%. Конкретику аналитики дают по следующим видам машин: продажи бульдозеров выросли на 56%, экскаваторов-погрузчиков – на 49%, автогрейдеров – на 27%, автокранов – на 25%. Такой рост компенсирует падение, вызванное пандемией.

Что касается отечественной дорожно-строительной техники, по итогам шести месяцев продажи выросли на 36%. Но реализовать его российские компании смогли не полностью. Как отмечает Росспецмаш, в числе негативных тенденций – возросшая доля импорта и демпинг со стороны китайских брендов. Однако, как мы говорили выше, китайские производители тоже сталкиваются с трудностями.

Росспецмаш подчеркивает, что сдерживающими факторами в сегменте отечественной дорожно-строительной техники являются рост цен на металл на 56–87% и тарифов на электроэнергию. По данным ассоциации, с июля 2020 года себестоимость спецтехники выросла на 20%, но для участия в программах господдержки заводам приходится жертвовать маржинальностью, ведь, чтобы получить льготы, рост стоимости техники не должен превышать индекс дефлятора, то есть 5%.

Несмотря на это, АЕБ и Росспецмаш сходятся в том, что рынок ДСТ растет не только в количественном, но и в денежном выражении. Однако большинство игроков рынка оценивает ситуацию более сдержанно. Многие дилеры сталкиваются с трудностями в текущем году и отмечают падение спроса в отдельных регионах. Мы попросили представителей крупных компаний прокомментировать, как складываются продажи в текущем году.

*Источник графиков: Expert.ru, АЕБ

Читать , что об этом  думают ведущие поставщики ДСТ техники https://spec-technika.ru/2021/10/rynok-dst-vsplesk-vzryv-ili-vzlet-otvety-ot-postavshhikov/

Похожие записи

Оставить комментарий