Что происходит на рынке спецтехники?       

    Дефицит, нарушение логистических цепочек, рост курса валют и цен на спецтехнику, новая волна санкций и отказов в поставках в РФ – события начала 2022 года сильно скорректировали прогнозы экспертов о том, чего ждать от рынка коммерческого транспорта и спецтехники. Одним из основных факторов сейчас является неопределенность и постоянное изменение ситуации по конкретным брендам. В этой статье мы попытаемся определить векторы, которые действуют на рынок сейчас, и их дальнейшее направление.   

Санкциезамещение        

10 июля 2022 года начинает действовать очередной пакет санкций Евросоюза, который запрещает экспорт в Россию грузовиков и спецтехники. Эмбарго распространяется на дизельные грузовые автомобили с полной массой от 5 до 10 тонн (бензиновые и газовые – свыше 5 тонн), широкую номенклатуру специальной техники, которая монтируется на автомобильных шасси, самосвалы, предназначенные для эксплуатации вне дорог.

Кроме того, под запрет попали бульдозеры, экскаваторы, погрузчики, гусеничные тракторы, а также техника для перевозки грузов на небольшие расстояния, работающая в портах, аэропортах и на складах. По данным аналитиков, сейчас импортные грузовики составляют примерно треть парка, но в сегменте седельных тягачей достигает и 90%. Именно здесь ожидаются самые большие сложности и с приобретением новых машин, и с ремонтом имеющихся.      

Российские производители выражают готовность замещать эту продукцию, но не быстро. Например, на КамАЗе сейчас нет возможности выпускать ДВС класса выше «Евро-2», и необходимы решения властей, которые позволят покупателям ставить такие машины на учет, то есть приостановка требования по соответствию машин нормам «Евро-5». При этом ожидается, что уже к лету Алтайский завод прецизионных изделий начнет выпуск топливной аппаратуры, аналогичной Bosch.        

В общих чертах можно сказать, что модельные ряды МАЗа и КАМАЗа сейчас ужимаются до самых простых версий, пилотные проекты, например К5, встают на паузу. «Мы развернули внутри компании работу по увеличению выпуска наших собственных агрегатов и компонентов. Грузовики К3 – глубоко локализованные автомобили, там импортного почти ничего нет. Соответственно, этой продукцией мы будем заполнять наши мощности», – говорит гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в пресс-релизе компании. 

Сегмент автобусов пока выглядит более уверенно, поскольку в нем преобладает российская техника, которая поставляется в рамках госзакупок. По данным «Автостат Инфо», в сегменте автобусов по результатам двух первых месяцев этого года на долю российских производителей автобусов приходилось 89,5%. К тому же основной производитель – Группа ГАЗ – работает под санкциями с 2018 года. Тем не менее проблемы могут возникнуть с производством электробусов, где гораздо больше импортных комплектующих.      

Говоря о замещении европейских и американских брендов, помимо ренессанса отечественных предприятий специалисты говорят о возможной экспансии брендов из КНР. Эксперты считают, что сейчас на российский рынок могут зайти новые бренды из Поднебесной, которые входят в состав крупных концернов и собирают похожие машины на более доступных компонентах. Многие аналитики также отмечают, что к импорту спецтехники в РФ могут подключиться Иран и Индия.         

Однако наш прогноз в этом отношении довольно сдержанный. Сегодня по китайским машинам остаются проблемы прошлого года: нехватка чипов, сдвиги сроков поставки, антиковидные меры, которые до сих пор очень влияют на производственные мощности, и ограничения на погранпереходах. Однако в разных регионах России периодически появляются небольшие партии китайской коммерческой и специальной техники. Вопрос опять же в цене и валютных ограничениях, отключение РФ от международной системы межбанковских транзакций и обмена информацией SWIFT.     

Рост и коррекция цен      

Важным компонентом текущей ситуации на рынке спецтехники остается нестабильность цен.      

Рост цен на строительную технику и коммерческий транспорт начался в 2021 году, а после начала спецоперации на Украине и скачка курса мировых валют превратился в галопирующий. Так, например, по данным «Экскаватор.Ру», цены на новые гусеничные экскаваторы в России в марте в среднем выросли на 38%, а на отдельные позиции – до 66%. Плюс количество объявлений с привязкой стоимости к курсу валют увеличилось на 19%.        

В конце февраля – начале марта многие представители заводов отмечали, что даже те клиенты, которым машины необходимы, приостановили переговоры о покупке. Покупатели находились в стадии отрицания новых цен.        

К концу марта курс стал снижаться, по многим доступным брендам (об этом отдельно ниже) цены пошли вниз и почти вернулись к цифрам начала февраля. Однако многие ожидают еще большей коррекции стоимости и не торопятся приобретать сейчас, если нет «горящих» проектов. Этот фактор сдерживает продажи, которые остаются на низком уровне, но не является единственным.      

Наличие машин и запчастей       

В текущих условиях много вопросов с наличием техники и перспективами поставок. Ряд брендов спецтехники, запчастей и компонентов завили о приостановке работы в России: Iveco, Ford, Scania, MAN Truck & Bus, Volvo Trucks, Renault Trucks, Mercedes-Benz, Volkswagen CV, Kramer, Schmitz Cargobull, Volvo CE, Daimler Truck, John Deere, Caterpillar, Continental, Tadano, Komatsu, Hitachi, Metso и другие. Но нет точных сведений о том, что именно подразумевается под этой паузой. Варианты от остановки локализованных сборочных производств до полного прекращения ввоза техники. Опять же вопрос, будут ли в продаже уже ввезенные машины.       

При этом ни один бренд по запросу покупателей не говорит: машин нет и не будет. Рассматриваются схемы ввоза в обход санкций, складские единицы, возможность небольших легальных поставок и другие схемы. Другой вопрос, что машин в наличии крайне мало, сроки поставки размыты, а цена не фиксируется. То есть покупателям предлагается 100% авансировать спецтехнику и грузовики, которых еще нет в стране – многие оказываются к этому не готовы.       

Тем не менее продажи идут, и некоторые иностранные производители уже подтвердили Минпромторгу, что намерены возобновить работу своих предприятий в России.

При этом эксперты отмечают, что основной проблемой для эксплуатирующих организаций в текущих условиях станет не обновление автопарка, а поддержание в рабочем состоянии уже имеющейся техники, возрастет спрос на запчасти, часть из которых тоже станет сложно поставлять в Россию. Игроки рынка предполагают использование государств-реимпортеров, сложных схем, но это, безусловно, скажется и на сроках поставок, и на стоимости.       

В настоящее время никто из опрошенных нами участников рынка не завил о приостановке действия дилерских сервисных контрактов или отсутствии ключевых компонентов на складах – остатков пока хватает, ажиотажного спроса нет.      

Статистика рынка                    

По данным аналитического агентства «Автостат», в марте текущего года в России было куплено порядка 17,6 тыс. новых коммерческих автомобилей: легкая коммерческая техника (LCV) с долей рынка около 50% и объемом 8 800 единиц; грузовые заняли порядка 43% рынка (7 500 единиц) и автобусы заняли оставшиеся 7% рынка (1 300 единиц). При этом в плане динамики у автобусов +57% на фоне упавших рыночных объемов LCV (-21%) и грузовиков (-8%). В сегменте иномарок спад, конечно, глубже.        

По информации агентства, в марте КамАЗ продал 3 383 грузовика, что на 16,3% больше результата годичной давности — 2 909 единиц. Второе место в рейтинге рынка грузовиков в России в марте этого года сохранил ГАЗ, несмотря на 30%-ный спад продаж в годовом сравнении с 892 до 623 единиц. «Урал» продемонстрировал в отчетный период прирост продаж на 45%, с 398 до 577 единиц, и занял третье место в рейтинге. МАЗ стал четвертым, реализовав 357 единиц, что оказалось на 12% меньше прошлогоднего результата. Пятым стал китайский бренд Shaanxi (Shacman), продажи у которого выросли с 36 до 273 ед. в отчетный период.        

Что касается результатов за первый квартал 2022 года, то, по данным «Автостата», в целом объем рынка новых коммерческих автомобилей показал рост на 7% в сравнении с январем-февралем предыдущего года, несущественное снижение продаж зафиксировано в сегменте LCV (-0,2%), рост на 13% и 49% соответственно наблюдался у грузовых автомобилей и автобусов. По данным агентства Russian Automotive Market Research (НАПИ), по итогам первого квартала 2022 года в России реализовано 8,1 тысячи грузовиков, что на 12% больше, чем за три месяца предыдущего.        

Сведения по продажам дорожно-строительной и спецтехники в России за 1-й квартал 2022 года предоставила Ассоциации европейского бизнеса. Общий рост здесь составил 24,5%. Приведем несколько наиболее ярких примеров по типам техники.   

Экскаваторы-погрузчики

1 кв. 2022

1 кв. 2021

%

1040

1037

0,3%

Гусеничные экскаваторы

1700

1159

46,7%

Погрузчики с бортовым поворотом

315

332

-5,1%

Колесные погрузчики

730

589

23,9%

Гусеничные трактора

350

292

19,9%

Колесные экскаваторы

202

181

11,6%

Самоходные грейдеры

217

180

20,6%

Сочлененные самосвалы

78

55

41,8%

Самосвалы с жесткой рамой

104

51

103,9%

Колесные бульдозеры

37

22

68,2%

Телескопические погрузчики

130

80

62,5%

Трубоукладчики

10

11

-9,1%

Гусеничные асфальтоукладчики

70

41

70,7%

Двухвальцовые вибрационные катки

64

27

137,0%

Одновальцовые вибрационные катки

86

67

28,4%

Пневмоколесные катки

 

 

4

3

33,3%

Катки с комбинированными вальцами

10

5

100,0%

Еще один сегмент, который интересно рассмотреть с учетом текущей ситуации и высокого сезона, – сельскохозяйственные машины. Последние восемь лет отечественный АПК демонстрировал возрастающий спрос на технику и оборудование. Доля российской техники довольно высока, но на фоне санкций со стороны европейских стран возникли проблемы с поставками необходимых комплектующих.       

В сложившейся ситуации государство принимает новые меры поддержки, например программу государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники, которая предусматривает объем финансирования в 2022 году около 16 миллиардов рублей, плюс 12 миллиардов на поддержку программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники.     

Положительная динамика рынка, по мнению экспертов, не является результатом задела, который был совершен в первые полтора месяца текущего года. Это результат завершения согласованных поставок, продажи машин из наличия и тех, которые удалось ввезти в страну. Пока нет данных о динамике рынка в денежном эквиваленте, но можно уверенно утверждать, что значительная доля продаж прошла по завышенным ценам с учетом максимального скачка курса валют. Потребители, которые имеют обязательства и участвуют в государственных проектах, были вынуждены совершать закупки на любых условиях, чтобы понести меньшие издержки.    

По предварительным данным, за апрель рост немного замедлился, однако вектор до сих пор сохраняет положительную окраску: по коммерческим машинам – в пределах 5–6%, по строительной технике – на уровне 12–15%. Прогноз на итог второго квартала эксперты делают, разумеется, очень осторожный либо вовсе воздерживаются от комментариев.

Мы будем наблюдать за ситуацией вместе с участниками рынка, потребителями различных видов коммерческой и специальной техники, экспертами, маркетологами.

Похожие записи

Оставить комментарий