Рынок прицепной техники: особые правила

  Рынок прицепной техники: особые правила

В последние несколько месяцев специалисты, занятые в сферах производства, продаж и эксплуатации грузовых прицепов и полуприцепов, активно обсуждали сложившийся дефицит. Но в июне главная тема сменилась. В ассоциации «Росспецмаш» заявили: зарубежные производители компонентов приостановили свою работу в России, серьезно осложнив выпуск отечественной техники, вместе с тем подсанкционные производители готовых прицепов и полуприцепов из Германии и Польши спокойно продолжают работать на рынке РФ. Российские машиностроители обратились к властям с просьбой запретить импорт и продажу в стране прицепной техники из «недружественных стран» и повысить утильсбор на нее в шесть раз. Однако этому событию предшествовал целый ряд других, менее сенсационных, но значимых.

С чем рынок прицепов пришел к 24 февраля 2022 года?

Данные различных аналитических агентств в последние годы отличались незначительно и однозначно свидетельствовали о том, что как минимум на протяжении последних трех лет в России шел рост и продаж, и производства грузовых прицепов и полуприцепов. В прошлом году резко выросла стоимость коммерческой техники: по данным компании «Полуприцеп.рф», рост составил в среднем 30% на новые прицепы и около 25% – на подержанные. Причины понятны: инфляция по комплектующим и материалам, сложности с логистикой из-за пандемии.
При этом одновременно значительно вырос рынок грузоперевозок и, соответственно, спрос. Отдельные бренды и некоторые дилеры даже пытались установить спекулятивные цены, но рынок быстро вернул их в реальность. Тем не менее некоторые производители нарастили продажи на 30–40%. По данным SBS Consulting, по итогам 2021 года в РФ было продано 37 500 единиц новой прицепной техники, а ключевыми игроками были Schmitz Cargobull с долей примерно в 15%, «Тонар» – около 13%, Krone – порядка 10%, «НефАЗ» – около 7%. На 2022 год прогнозы также были довольно оптимистичными.
И начало года оправдало ожидания.

Как развивался рынок в первом полугодии?

Согласно данным Russian Automotive Market Research, за первый квартал текущего года продажи новой прицепной техники на российском рынке составили 10 100 единиц и выросли на 24%. ТОП производителей возглавил машиностроительный завод «ТОНАР», реализовавший в первом квартале 1 514 единиц прицепной техники (+ 52,9%). Второе место занял именитый немецкий бренд Schmitz Cargobull, поставивший 1 214 полуприцепов. На третьей строчке расположился Krone c результатом продаж 591 прицеп (+ 11,1%). Далее – рязанский «Центртранстехмаш», который после одного проданного полуприцепа в 2021 году реализовал 547 единиц. Замкнул пятерку лидеров «НефАЗ», который отличился существенным падением продаж ( -29% к АППГ) и показал результат 387 единиц. Эти марки получили в совокупности почти половину российского рынка.

За первый квартал текущего года есть статистика и по рынку подержанных коммерческих прицепов и полуприцепов. По данным НАПИ, он сократился на 13,4%: за первые три месяца текущего года было продано 16 600 единиц бывшей в употреблении техники.
   И если в первом квартале внешнеполитическая ситуация еще не успела сильно скорректировать ситуацию на рынке, то, по информации того же НАПИ/Russian Automotive Market Research, в апреле и мае пошло снижение продаж новой прицепной техники: в апреле почти на 30%, в мае – на 39%. Данных за июнь пока нет. И здесь интересно отметить два основных момента.
Первое – рынок просел неодинаково по сегментам. Так, аналитики отмечают, что по итогам пяти месяцев выросли продажи бортовой прицепной техники, а также сортиментовозов и контейнеровозов.

   Рынок подержанных прицепов и полуприцепов по итогам пяти месяцев 2022 года, кстати, тоже сократился – на 22,6%.
Второе, собственно, то, что стало поводом для обращения «Росспецмаша» к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением запретить ввоз и реализацию в РФ прицепов и полуприцепов из «недружественных стран» и поднять утилизационный сбор на них в шесть раз: зарубежные поставщики прерывают поставки материалов для производства российской техники, при этом готовая продукция из этих стран продолжает поступать на рынок РФ.

  Санкции ЕС запрещают поставки в РФ некоторых прицепов и полуприцепов, в том числе полуприцепов для транспортировки товаров. Их импорт из ЕС сократился еще до объявления о санкциях: в финансовом эквиваленте с 26 миллионов евро в феврале до 2,4 миллионов евро в марте, и 1,6 миллионов в апреле. Однако, как утверждают в ассоциации, осложнилась борьба за российского клиента «со стороны производителей из Германии и Польши, которые, несмотря на санкционные и контрсанкционные ограничения, свободно поставляют свою продукцию».


      В обращении союза, которое попало в распоряжение газеты «КоммерсантЪ», говорится, что платежеспособный спрос на технику упал из-за ограничений на перевозки автотранспортом, падения грузооборота и дорогого финансирования: «число заказов в мае-июне 2022 года обрушилось в три-восемь раз в зависимости от вида продукции». При этом, как сообщается, прицепы и полуприцепы российского производства дорожают на фоне усложнения логистики и перестройки производственных цепочек, в результате происходит «вынужденное снижение потребительских свойств отечественных машин из-за запрета поставок компонентов мировых брендов». Имеются в виду электронные системы управления тормозами, шины, высокопрочные стали, осевые агрегаты и так далее.


    Наши собеседники в этой отрасли подтверждают: на рынке прицепной техники сегодня, по большому счету, есть только одна проблема – остановленные поставки EBS от Wabco закрыты. Если с осевыми агрегатами SAF и BPW ситуация понемногу выравнивается, по гидравлике есть варианты, то вместо системы EBS производители полуприцепов и прицепов могут только поставить простую ABS из Китая и сделать принудительное поднятие осей.
Что касается лидера рынка – завода «ТОНАР», дилеры говорят, что у предприятия дела идут довольно хорошо. Здесь есть практически полный цикл производства, очень высокий уровень локализации, плюс сохраняется запас по некоторым комплектующим. Однако гендиректор завода Денис Кривцов на отраслевых мероприятиях и в СМИ говорил, что весной все равно приходилось «работать сейчас день и ночь для перенастройки цепочек поставок».

    В итоге в июне «ТОНАР» смог представить новый полуприцеп 9984 со снаряженной массой 8 500 кг, грузоподъемностью до 18 000 кг и допустимой полной массой 26 500 кг. Модель имеет двухосную подвеску на продольных упругих рычагах с пневматическими упругими элементами, двускатную ошиновку, осевой агрегат собственного производства и размерность шин 235/75R17,5. Другая новинка предприятия – контейнеровоз К3-40.
У остальных российских производителей та же проблема с Wabco, плюс сложности с поставками осевых агрегатов. Тем не менее 2022 год многие отмечают новинками: «НефАЗ» внедрил горячее цинкование, в разы увеличив долговечность совей продукции, «Грюнвальд» начал продажи самосвального сельскохозяйственного полуприцепа Т49-АВ, «Политранс» запатентовал платформу для транспортировки тяжелой карьерной техники и модернизировал популярный сортиментовоз, «Сеспель» выпустил контейнеры для СПГ, а на «Тверьстроймаше» нарастили модельный ряд тяжеловозов.
Продолжая тему защиты отечественных заводов от импорта, в «Росспецмаше» отмечают, что конкуренция со стороны компаний из стран, не присоединившихся к санкциям против РФ, например Турции и Китая, тоже возросла.
Согласно таможенной статистике, отгрузки прицепов и полуприцепов из Турции в денежном эквиваленте упали с 5,2 миллиона евро в феврале до 1 миллиона евро в марте и 1,3 миллиона в апреле. Вообще, у Турции есть несколько марок, которые в теории могли бы составить конкуренцию российским предприятиям, но пока они проявляют себя довольно скромно.
Из Китая в мае было ввезено прицепной техники на 135 400 долларов, что превышает объемы февраля. Хотя У КНР на рынке прицепной техники традиционно сохраняется небольшая доля рынка. Это историческая особенность данного сегмента спецтехники: китайские прицепы в России совсем не пользуются популярностью. В начале 2000-х годов два или три бренда попытались зайти в Россию, но продукция была невысокого качества, а цена с учетом утилизационного сбора – неконкурентная. И если в других группах машин китайцы сейчас ведут агрессивную экспансию, то информации о намерении поставлять в Россию прицепную технику нет.

Что происходит на рынке сейчас?

Главным событием рынка в июне стала все-таки не попытка запретить импорт из недружественных стран, а снижение ключевой ставки ЦБ и вслед за ней ставок лизинговых компаний. Эксперты отмечают, что на сегменте прицепов для строительства это отразилось мгновенно: число заказов увеличились. По технике для транспортировки: шторным, бортовым полуприцепам, рефрижераторам спрос реагирует более плавно и скромными темпами. Вероятно, здесь сказывается сложная ситуация для большой части объектов малого и среднего бизнеса. Однако есть надежда, что в летние месяцы положительная тенденция сохранится и приумножится.
Для самих производителей важным остается фактор поиска новых поставщиков компонентов или новых схем работы с привычными производителями. Кроме того, многие говорят о серьезных задержках выплат компенсаций по утилизационному сбору. Заводам приходится «замораживать» большие суммы и на более длительный срок. Не все предприятия к этому готовы.
Еще один факт, который имеет место прямо сейчас: отечественные производители активно наращивают дилерскую сеть. По данным НАПИ/Russian Automotive Market Research, во втором квартале 2022 года в России насчитывалось 1 107 центров продаж новых прицепов-полуприцепов. Даже с учетом свернувшихся зарубежных ДЦ, это на 12 центров больше, чем годом ранее. Лидерами по приросту дилерской сети стали марки Grunwald (+33 точки продаж), «ТОНАР» (+26) и «НефАЗ» (+19).

Каков прогноз развития продаж полуприцепов и прицепов?

   Большая часть участников рынка – производителей и дилеров прицепной техники – настраивается, что специальная военная операция на Украине и санкции ЕС и США продлятся еще довольно долго. Аналитики соглашаются: до конца 2022 года российская экономика будет находиться в депрессивном состоянии, но без резких спадов. В таких условиях они настроены активно работать над корректированием производства и поставок компонентов, доработкой моделей и повышением уровня локализации, повышением универсальности (в том числе по высоте седла) и совместимости полуприцепов. При этом все устанавливают довольно объемные планы продаж, то есть рассчитывают удержать темпы и занять дополнительные доли рынка.
Что касается мнения экспертов о дальнейшем развитии рынка, в НАПИ/Russian Automotive Market Research сделали прогноз по рынку новых грузовых автомобилей и прицепов до 2026 года. Он включает три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный. Однако все они предполагают в текущем и следующем году рост относительно той точки, в которой рынок находится сейчас.

Примечательно, что позитивный тренд рынка прицепов и полуприцепов прогнозируется на фоне снижения продаж грузовиков, с которым он тесно связан. Это говорит о дефиците прицепной техники, который будет восполняться вне зависимости от внешних факторов.

Источник: НАПИ/Russian Automotive Market Research

Какие драйверы будут влиять на рынок в ближайшей перспективе?

Помимо высокого спроса аналитики отмечают несколько положительных драйверов рынка прицепной техники, которые будут тянуть рынок вверх в 2022 году.
Прежде всего это сохранение присутствия российских, белорусских и китайских брендов тягачей и другой техники, которые будут стимулировать спрос на прицепы.
Базовый сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца года, в таких условиях российские производители коммерческого транспорта продолжат продажи «простых» комплектаций грузовых автомобилей в ежемесячном объеме на уровне апрельских показателей, а в конце года увеличат объемы продаж. Плюс к ним китайские компании смогут улучшить логистические цепочки для ввоза автомобилей и комплектующих в Россию, а грузовики, поставки которых запрещены, будут завозиться в страну по параллельному импорту в небольших объемах. Эти машины, безусловно, необходимо будет комплектовать различными видами прицепов и полуприцепов.
Оптимистичный сценарий прогноза тоже предполагает, что санкции против нашей страны продлятся до конца года, но будут постепенно смягчаться. В таком случае экономическая ситуация будет улучшаться по ряду макроэкономических показателей во втором полугодии и в числе прочего даст толчок росту рынка коммерческого транспорта.
Пессимистичный сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ будут ужесточаться. В такой ситуации продажи грузовых автомобилей будут колебаться вокруг апрельских показателей, что также оставляет достаточную потребность в полуприцепах и прицепах.
Второй важный фактор, который мы косвенно уже упомянули выше, это легализация параллельного импорта.

      6 мая Минпромторг РФ утвердил и обнародовал перечень автомобилей и запчастей, доступных для параллельного импорта без разрешения правообладателя. В этот список вошли мировые производители грузовой техники: Mercedes-Benz, Renault, MAN, Volvo, DAF, Mitsubishi, Freightliner, Peterbilt, Kenworth. Эксперты НАПИ отмечают, что параллельный импорт, хотя и будет обходиться дорого, обеспечит приток иностранных грузовых автомобилей на российский рынок в 2022 году и далее.
Еще один положительный двигатель рынка – восстановление автомобильных перевозок после спада, которое требует обновления автопарка и основных видов полуприцепов. Этот фактор многие считают спорным. В начале года биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU фиксировала резкий рост спроса на доставку грузов. В январе-феврале количество заявок на перевозки по стране выросло по сравнению с АППГ на 56% — с 3,1 до 4,8 миллиона. При этом одновременно с ростом спроса отмечалось значительное снижение количества добавленных машин — с 394 тысяч до 305 тысяч (-22%). Безусловно, после 24 февраля картина изменилась. Но спрос на рынке автоперевозок не компенсируется соответствующим ростом предложения, что создает риски дефицита даже при небольшом оживлении отрасли. Санкции, периодическое закрытие границ с Китаем, ситуация на контрольно-пропускных пунктах на белорусско-польской границе не будут вечными. Эксперты считают, что переформатирование российской грузовой транспортной логистики на фоне антироссийских санкций займет около года. При этом внутренний рынок автоперевозок уже начал восстанавливаться.

Однако специалисты напоминают и о негативных драйверах рынка коммерческого транспорта в целом, и рынка прицепной техники в частности.
В их числе наиболее значимой является, конечно, санкционная политика против России и Беларуси: запрет на ввоз микроэлектроники и комплектующих для автомобильной промышленности, приостановка или сокращение локализованных производств иностранных брендов, а также прекращение поставок запчастей и оказания технической помощи.
Также специалисты и участники рынка говорят о влиянии таких факторов, как перебои в работе заводов и границ в Китае из-за COVID-19, прекращение действия государственных программ, например льготного лизинга грузовых автомобилей, сокращение и неопределенность объемов госзакупок грузовой техники на газомоторном топливе.
Отдельно специалисты выделяют проблемы с поставками систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и спекуляцию на этом рынке. Есть информация, что некоторые продавцы «кнопок» увеличивают цену в двое, обещая дилерам техники более оперативные поставки.
Если говорить о лизинге: несмотря на то что ключевая ставка в конце мая была снижена до 11%, а на момент публикации она составляла 9,5% (что даже ниже первоначальных планов ЦБ), ставки по кредитам и лизингу отреагировали на нее, они все равно выше, чем в 2021 году. Кроме того, некоторые дилеры отмечают, что клиентам работать с лизинговыми компаниями стало сложнее: одобрение занимает больше времени, что в условиях дефицита техники может играть решающую роль и даже срывать сделки.
Без сомнения, скажется на росте прицепного рынка и повышение цен на технику в связи с усложнением логистических цепочек поставок, дефицитом комплектующих для производства грузовой техники, а также с высокой инфляцией, повышением стоимости владения автопарком. В 2022 году значительно выросли цены на запчасти, шины, моторные масла и другие технические жидкости, расходники. Рост стоимости владения может негативно повлиять на принятие решений о покупке новых грузовых автомобилей в 2022 году.
В этой связи некоторые потребители могут обратить внимание на подержанную технику. Хотя пока этот рынок не демонстрирует роста, многие производители и маркетологи предполагают его активизацию в ближайшие год-два. За последние несколько лет в России сформировался разнообразный парк бывшей в употреблении техники, выбор есть. Плюс могут быть задействованы схемы «серого» импорта и вброс на рынок «свежих» подержанных грузовых автомобилей в связи с сокращением бизнеса ряда перевозчиков и других компаний.

Какой можно сделать вывод?

В целом рынок грузовых прицепов и полуприцепов будет ориентирован на общую макроэкономическую ситуацию в стране и объемы продаж грузовых машин с коэффициентом порядка 1,5–1,7 относительно него за счет дефицита.
Что касается судьбы российской экономики в общих чертах, в любом случае при сохранении санкций, которое эксперты оценивают с вероятностью 99,9%, будет иметь место ухудшение макроэкономической ситуации в России. По прогнозам ЦБ, российский ВВП в 2022 год может сократиться на 8–10%. Темп инфляции в РФ в апреле, по информации Росстата, составил 17,8%, а по итогам года Минэкономразвития РФ ожидает инфляцию на уровне 17,5%.
Кроме того, уже заметно и сокращение объема международных перевозок из-за санкций, снижение оборота оптовой и розничной торговли, что приведет к ухудшению финансового положения многих компаний, использующих грузовую и прицепную технику для собственных нужд, и автоперевозчиков. В этих условиях обновление парков грузовой техники скорректируется и несколько замедлится, но эти показатели не будут критичными.
Аналитики, руководство заводов – производителей грузовых прицепов и полуприцепов, дилеры и перекупщики, а также сами потребители формулируют свои ожидания от ближайшего года примерно одинаково: возможность зарабатывать будет, но необходимо прилагать чуть больше усилий. Многие также отмечают, что в ближайшие год-два будут важны добросовестность и налаженные партнерские взаимоотношения с поставщиками, клиентами и другими игроками.

 

 

 

 

Похожие записи

Оставить комментарий