Рынок запчастей для спецтехники    

  Главным драйвером рынка запчастей для коммерческого транспорта и спецтехники является количество техники, находящейся в эксплуатации, и ее возраст. Санкции и макроэкономические изменения, конечно, тоже оказывают влияние, но сформировавшуюся потребность в компонентах они отменить не в силах.     

Рынок запчастей с 2020 по 2022 год    

Начнем с того, что отрасль штормит с 2020 года. Тогда в связи с пандемией и нарушением сложившихся логистических цепочек дилеры спецтехники особое внимание уделили формированию складских запасов, а клиенты, наоборот, в большинстве своем отказались от практики закупа определенной номенклатуры заранее и стали чаще приобретать запчасти для срочного ремонта уже в момент поломки техники. Хотя в целом, по данным портала «Экскаватор.ру», по итогам 2020 года рынок вырос по отношению к 2019 году примерно на 30–40%, а рост цен составил 15–25%. В 2021 году рост продолжился. По итогам года рынок дорожно-строительной и специальной техники вырос на 47%, однако сохранился еще значительный неудовлетворенный спрос, который связан в первую очередь с потребностью обновления парка. То есть в России сохраняется значительное количество – по разным оценкам, от 20 до 60% – устаревшей техники, которая требует замены, а пока этого не происходит, поглощает большое количество запчастей.       

Что касается общих принципов к покупке запчастей, по результатам опроса, который проводил тот же портал год назад, только 23,9% эксплуатантов техники предпочитали приобретать оригинальные запчасти или для сложных узлов – оригинальные, а для остальных – аналоги.       

При этом примерно такая же доля (21%) респондентов ответила, что покупают запчасти исключительно у официального дилера. Остальные участники рынка предпочитают искать требуемые позиции в ассортименте других компаний и в том числе пользоваться возможностями современных интернет-площадок. О цифровизации рынка мы поговорим ниже, сейчас же перейдем к реалиям 2022 года.     

Итак, до введения антироссийских санкций спрос на импортную спецтехнику на протяжении многих лет был высоким. По разным оценкам, в разных отраслях и регионах доля импортных машин в парках профессиональной техники составляет до 30 до 70–80%. В марте о прекращении или приостановке поставок в Россию объявили ряд международных брендов, поставляющих для российских предприятий дорожной, строительной, агроотрасли, промышленности спецтехнику: Bosch, John Deere, AGCO, Komatsu, Caterpillar, Scania, Volvo Trucks, Volkswagen и MAN, Renault Trucks, Mercedes-Benz и другие. В списки попала и сама техника, и запчасти для нее, компоненты и строительное оборудование. И хотя лишь часть эксплуатантов использовала оригинальные запчасти, остро встал вопрос о том, как осуществлять ремонт и сервисное обслуживание этих машин. При этом пользователи сельскохозяйственных машин оказались чуть в более простом положении, так как здесь много отечественной и белорусской техники, а строители, дорожники и владельцы коммерческого транспорта попали в действительно сложное положение.       

По факту часть дилеров ведущих мировых производителей смогли перестроить организационные процессы, логистику и стремятся выполнять сервисные обязательства и поставлять запчасти в изменившихся условиях.         

Ситуацию немного упростило вмешательство на государственном уровне: 29 марта 2022 года Правительство РФ приняло Постановление № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы». Оно позволило без разрешения правообладателей импортировать в страну различные виды товаров, в том числе комплектующие для спецтехники. Затем и Президент РФ подписал закон, разрешающий параллельный импорт и освобождающий от ответственности за него.     

Большинство участников рынка позитивно оценили легализацию параллельного импорта, однако Ассоциация европейского бизнеса официально заявила, что не поддерживает этот шаг из-за его негативного влияния на социально-экономическое развитие России. Так, в АЕБ считают, что легализация параллельного импорта будет способствовать снижению объемов инвестиций в экономику страны и снижению объемов легально поставляемых товаров, в том числе автомобилей и запчастей к ним. Кроме того, по мнению экспертов, параллельный импорт приведет к замедлению локализации производств правообладателей и увеличению объемов ввоза контрафактных товаров.

Тем не менее сейчас схема уже работает. Ввоз оригинальных запчастей через альтернативные каналы поставок вместе с образовавшимся дефицитом привел к росту цен на запчасти для спецтехники и комтранса зарубежных брендов. К тому же даже с учетом новых схем работы дилеры и дистрибьюторы не могут на 100% удовлетворить имеющийся спрос на запчасти и предоставить полномасштабное обслуживание реализованной техники.

Таким образом, наибольшие трудности сейчас испытывают владельцы сравнительно новых машин, находящихся на гарантии: техобслуживание должно осуществляться с использованием оригинальных запчастей. В случае отсутствия запчастей и расходников на складе дилера они пытаются найти компоненты у других поставщиков по завышенной цене или сознательно закупают неоригинальных запчасти, рискуя при поломке получить отказ в гарантии. Многие игроки рынка говорят о том, что дилеры пересмотрели сервисные контракты и предложили условия, соответствующие текущей ситуации.     

Еще одна особенность рынка запчастей сегодня – попытки импортозамещения. И речь идет не только о европейских, японских или американских брендах, например, «ЧАЗ» в августе начал серийное производство гусеничных цепей и гусениц для бульдозеров марки Shantui. Предприятия срочно налаживают производство гидравлики, трансмиссий, мостов, светотехники и других важных узлов и агрегатов. Среди наиболее активных можно выделить «НПП «Итэлма», «ШААЗ», «Динекс Русь», «ЧАЗ», «ПТФК «Технотрон», а также крупных производителей техники, которые активизировали выпуск запчастей на собственных мощностях. По официальным данным и пресс-релизам, процесс импортозамещения идет отлично. По инсайдерской информации дилеров техники, оперативно смогли запустить производство лишь несколько предприятий – те, у кого были старые линии и технологии, однако по большинству компонентов пока есть проблемы как с наличием запчастей, так и с их качеством.        

Остро встал вопрос соотношения цены и качества. Часть собственников машин готова платить любые деньги и использовать любые схемы, лишь бы получить проверенные запчасти. Но таких не много. Для большинства собственников техники цена является важнейшим критерием принятия решения о покупке тех или иных запчастей, увеличилась доля компаний, которые отдают предпочтение неоригинальным компонентам. В начале года уровень удорожания оценивался в 40–60% за запчасти для российских машин и на 200% – для европейских и американских за счет курса валют и логистики. В мае-июне произошла значительная коррекция, хотя ценники остаются выше дофевральских.      

На этом фоне эксперты констатируют, что в текущем году актуализировалась проблема «серых» запчастей.

Ситуация на рынке запчастей для грузовой и специальной техники остается довольно сложной: меняются правила игры, меняются игроки и потребности владельцев техники. Разумеется, в таких условиях в выигрыше оказываются те, кто способен проявить гибкость, адаптироваться к переменам. Большое значение приобретают также надежные партнерские отношения между эксплуатантами, дилерами, поставщиками и умение видеть ситуацию наперед.       

Прогнозируем ситуацию       

Говоря о прогнозах дальнейшей динамики рынка запчастей для специальной техники и коммерческого транспорта, эксперты и участники рынка исходят из того, что в ближайшее время санкции не будут отменены: они могут быть ослаблены, усилены или останутся на текущем уровне. Во всех трех случаях будет развиваться российское производство, расти импорт из Китая и поставки запчастей, например, через Турцию, ОАЭ. Во всех трех случаях стоимость автокомпонентов вырастет, по некоторым оценкам, более чем на 30–40%, а также произойдет рост рынка контрафакта и «серого» импорта.      

Рассмотрим эти факторы подробнее.     

Что касается развития отечественного машиностроения, большинство участников рынка сходится во мнении, что переориентация реальна в длительной перспективе, но быстрый прорыв в производстве отечественных комплектующих и оборудования невозможен.

Курс на импортозамещение взят еще с 2014 года. Были планы по развитию, модернизации производств, созданию инженерно-конструкторских подразделений, но большая часть из них осталась на бумагах.       

Производственники видят причину в отсутствии реальной помощи со стороны государства: финансовых, налоговых преференций, доступных кредитов, необходимых особенно для малого и среднего бизнеса, формирования рынка сбыта. Другие важные препятствия – это нестабильность рынка металлопроката и недостаток технологий. В таких условиях действительно сложно производить конкурентную продукцию в рамках полного цикла. Для предприятий гораздо дешевле и проще закупать сырье, комплектующие или готовую продукцию из-за границы. На данном этапе нет внятных перспектив даже для повторения китайского пути – копирования технологий и последующего создания на их базе собственных решений. Хотя этот вариант тоже не быстрый.      

Однако многие участники рынка надеются, что сложившаяся ситуация станет стимулом, который замотивирует государство вкладываться в реальный сектор экономики, в машиностроение, способное самостоятельно производить продукцию полного цикла и закрывать потребности рынка в компонентах для спецтехники и коммерческого транспорта.        

Второй тренд – рост доли производителей из Китая – это уже практически свершившийся факт. Во-первых, по многим группам спецтехники увеличивается ввоз машин из КНР. За ними логично следует увеличение импорта запчастей. Во-вторых, китайские производители компонентов активно отвоевывают долю у конкурентов из санкционных стран. Здесь остро встает вопрос качества этих запчастей. В КНР есть предприятия разного уровня: одни выпускают детали действительно достойного качества, другие – более дешевые и менее надежные. Какие из них заполнят рынок РФ? Те, за которые владельцы техники проголосуют рублем.       

Кстати, некоторые крупные автопарки, которые не могут найти необходимые запчасти отечественного производства и не хотят переходить на китайские, сегодня ориентируются либо на создание и расширение собственной сервисной базы, либо на умельцев, которые по образцам могут восстановить или изготовить любую деталь. По оценкам наших собеседников в отрасли, летом 2022 года около 10–15% предприятий, эксплуатирующих спецтехнику, заказывали запчасти у токарей, в распоряжении которых токарно-фрезерные станки с программным управлением. Это очень существенная доля рынка и в денежном, и в количественном выражении. Копии делаются по чертежам или даже просто по образцам и техусловиям. Единственное требование здесь – доверие к мастеру.

И теперь мы подошли к одному из самых болезненных вопросов сегодняшнего рынка запчастей для спецмашин: вопросу контрафакта и аналогов. По оценкам экспертов, доля контрафакта в обороте автозапчастей в России в предшествующие годы составляла до 50%, а в сегменте спецтехники – до 20–30%. По прогнозам, сейчас ситуация может ухудшиться: официальные дистрибьюторы и дилеры определенно потеряют некоторую долю рынка из-за роста объема неоригинальных запасных частей. Здесь важно различать совместимые аналоги и фальсификат.      

Аналоговые компоненты выпускаются под маркой альтернативного производителя, найти его наименование не составляет труда. Плюс они всегда имеют собственную буквенно-цифровую кодировку. Качество у аналогов может быть различным, но это уже другой вопрос. Контрафактные запчасти – это подделка. Их кодировка совпадает с оригинальными компонентами, иногда даже бывает указан производитель оригинала, но отличаются цена и срок поставки. Разумеется, крупные поставщики и дилеры сразу отличают фальсификат, хотя нечистые на руку компании могут ввозить и его. Это занчит, что эксплуатантам техники, покупающим запчасти самостоятельно и даже через представителей, в текущих условиях важно иметь эффективную систему закупок и приемки продукции. Ведь использование деталей сомнительного качества может стать причиной серьезных поломок, приводящих к длительному простою и дорогостоящему ремонту.    

Поводы для оптимизма        

Как говорят опытные экономисты, любая сложная ситуация для части игроков рынка открывает новые возможности. По мнению аналитиков РБК, автозапчасти для спецтехники и коммерческого транспорта – это перспективное направление бизнеса. Здесь играют роль несколько факторов. Во-первых, дефицит, который возник еще в 2020 году из-за нарушения цепочек поставок и сейчас только увеличился. Один из способов оценки спроса и заинтересованности аудитории тематикой в целом – это изучение динамики популярности запросов в поисковых системах. Как отмечают аналитики, только в марте 2022 года число запросов по ключевым словам «запчасти трактор» в Яндексе выросло на 13,9% к предыдущему месяцу и превысило 43 000. Сейчас сервис «Яндекс. Вордстат» свидетельствует о наличии порядка 40 000 запросов. Рост популярности наблюдается и по смежным запросам, связанным с поиском компонентов для различных видов техники.     

Во-вторых, разрешенный в конце марта параллельный импорт дает больше возможностей для поставщиков. Есть несколько вариантов: сотрудничество с российскими производителями компонентов и заводами стран ЕАЭС, поставки из КНР и ввоз из других стран через альтернативные каналы поставок.       

Основная проблема существующих игроков рынка запчастей – это поиск новых партнеров по поставкам и сложность выстраивания новых логистических цепочек из-за сложностей с контейнерными перевозками. Для новой компании в этой сфере отсутствие стереотипов и «легких» путей может стать отличным стимулом для хорошего старта и интересных договоренностей.        

Еще один позитивный драйвер, который открывает новые возможности для предпринимателей, связан с цифровизацией автопарков и, в частности, покупкой запчастей. Он начал формироваться в условиях ковидных ограничений. К началу 2021 года маркетологи отмечали, что многие покупатели предпочитают знакомиться с коммерческими предложениями продавцов в онлайн-формате, прежде чем отправиться в офис или на склад – по такой схеме осуществлялось до 90% контактов. В текущем году дилеры говорят об эффективности комбинации e-commerce и традиционных продаж, а также о развитии служб поставки компонентов по принципу «одного окна», простой организации доставки в любой регион и формировании системы региональных складов.    

Крупные парки техники, внедрившие новые технологии закупок, оказались сегодня в более выгодной ситуации: им проще мониторить постоянно изменяющиеся цены, искать новых поставщиков и даже напрямую работать с производителями запчастей. Но главное – электронный закуп дает больше возможностей контроля качества запасных частей и расходников. Как мы говорили выше, сейчас и в ближайшие годы этот фактор будет очень важным.     

Ранок запасных частей для спецтехники отчасти следует курсом, намеченным рынками различных групп транспорта: на него также оказывает влияние глобальная экономическая и политическая ситуация. Однако есть и особенные черты. Именно на рынке компонентов у российских предприятий есть реальный шанс развития. Это непростой и небыстрый путь, который требует и господдержки, и наличия добросовестных производителей, но именно эту сферу экономисты, аналитики оценивают как одну из самых перспективных. Еще одно существенное отличие заключается в том, что сегодняшняя ситуация с запчастями сильнее всего ударила по пользователям машин, в том числе по тем, кто не так давно вложился в приобретение техники. И этот факт тоже требует анализа и поиска решений, взаимовыгодных для всех заинтересованных сторон. Рынок запчастей уже не будет прежним, но есть большой шанс, что после временных трудностей он станет гораздо цивилизованнее, современнее и динамичнее.

Похожие записи

Оставить комментарий