Самосвалы: экспансия на российский рынок            

   Конец лета ознаменовался громкими новостями о том, что рынок грузовиков из-за санкций практически превратился в рынок самосвалов и бóльшую долю на нем теперь занимают китайские бренды. В данной статье разберемся, что действительно происходит на рынке техники с самосвальным кузовом и сравним цены на машины, которые сегодня доступны к продаже.       

Увеличение доли самосвалов               

Летом 2022 года самосвалы заполонили российский рынок: на них приходилась почти половина продаж новых грузовых авто. В целом рынок коммерческого транспорта сокращается и, по данным гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, озвученным на Петербургском международном экономическом форуме, может сократиться по итогам года на 30–40%. В прошлом году, по оценкам компании, этот рынок составил 79 000 единиц техники. Таким образом, в этом году может быть продано 47 000–55 000 грузовиков.           

С самосвалами другая ситуация. По информации аналитического агентства «Автостат», в первом квартале текущего года доля самосвалов на российском рынке грузовой техники не превышала 23% общего объема. Во втором она начала резко увеличиваться, и в апреле составляла уже треть, в мае – 36%, в июне – 43%, а в июле – уже 48%. Это фактически половина рынка.         

Источник: НАПИ (Национальное агентство промышленной информации)

По данным НАПИ, в июне 2022 года продажи самосвалов превзошли продажи седельных тягачей в три раза и продолжили рост. В этом есть логика: магистральные тягачи – это наиболее дорогие машины, от них отказываются в первую очередь, особенно на фоне изменения и сокращения логистических коридоров. Но есть и другие факторы.        

Среди причин феномена эксперты называют потребность обновления парка грузовой техники и рост объемов инфраструктурного строительства. Эти факторы присутствовали и раньше, но такой ситуации не наблюдалось. Гораздо более значимым кажется, во-первых, рост продаж самосвалов на фоне общего падения рынка грузовых машин. По итогам 7 месяцев 2022 года эти показатели составили +14% и −21% соответственно. Хотя, как мы отметим ниже, прирост продаж самосвалов по сравнению с 2021 годом есть и в количественном эквиваленте. Во-вторых, огромное значение сейчас имеет факт экспансии самосвалов из КНР, на которые не распространяются санкции.        

Рост продаж китайских самосвалов                

По данным того же «Автостата», в начале 2022 года треть купленных самосвалов была из Китая, а в июле на их долю пришлось уже две трети. И это не только отыгрыш позиций европейских брендов, доля российских самосвалов с начала года снизилась с 50% до 30% даже при том, что КАМАЗу разрешено снизить экологический класс выпускаемой техники из-за нехватки компонентов.                     

Если говорить о рынке в количественных показателях, то, по данным «Автостата», за семь месяцев 2022 года в России было куплено 8 745 новых грузовиков китайских брендов, что в 2,2 раза больше, чем за январь-июль прошлого года. Три четверти этих машин – самосвалы (6608 штук). За отчетный период объем их продаж увеличился в 2,6 раза.     

Сейчас в ТОП-5 грузовых брендов первое место, несмотря на значительное падение, пока удерживает КАМАЗ, за ним идет Shacman/Shaanxi, который был лидером в сегменте зарубежных самосвалов в прошлом году и реализовал 3 800 машин за семь месяцев текущего. Далее Howo с результатом 1 909 единиц. За ним FAW (1121 шт.), JAC (1301 шт.) и Hongyan, с которыми за место в пятерке активно борется завод «Урал». Из названных китайских брендов, только FAW демонстрирует «скромный» рост (+18%), в то время как у остальных скачок составил от +116% до +226%.            

НАПИ приводит такие цифры: в июне китайские бренды поставили 55,6% новых самосвалов. Более того, аналитики предполагают, что по итогам года китайские грузовые бренды продемонстрируют объем выше прошлогодних показателей «европейской семерки» производителей (Scania, Volvo, Man, Mercedes-Benz, DAF, Iveco, Renault), отвоевав в том числе и часть рынка российских производителей.            

На КАМАЗе в целом признают экспансию китайских самосвалов, общий рост поставок продукции из Китая там оценивают более чем в два раза, но утверждают, что его позиции на рынке тяжелых грузовиков грузоподъемностью свыше 14 тонн стабильны. В этом есть доля истины, поскольку некоторые марки из КНР поставляют только среднетоннажные и легкие грузовики.                       

Кстати, в сегменте карьерных самосвалов Китая пока нет. Здесь традиционно сильны позиции российских и белорусских игроков. Замещать позиции ушедших европейских, американских и японских производителей пришел южноафриканский Bell Equipment, который планирует уже в октябре запустить сборочное производство самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой в городе Верхний Уфалей Челябинской области на площадях завода «Дормаш». В пресс-релизе сообщается, что локализация производства в будущем будет доведена до 60–70%, многие комплектующие будут производиться на территории региона.                  

Но вернемся к китайским самосвалам, наводнившим рынок. Чуть ниже мы поговорим о конкретных брендах, моделях и ценах. Пока же отметим, что, по словам дилеров, 90% машин продаются на этапе пересечения китайской границы, у большинства продавцов сформирована очередь. Есть высокая конкуренция по цене: за счет скачков курса и различных условий предоплаты для самих дилеров, цены очень отличаются, плюс некоторые компании откровенно демпингуют.                

Здесь хочется отметить еще один интересный факт о сегодняшнем рынке самосвалов: в последние месяцы подержанные грузовики дорожают быстрее новых, цены на которые скорректировались на фоне нормализации курса доллара и юаня. По подсчетам НАПИ, средняя цена на неновый грузовой автомобиль в России во втором квартале выросла на 29,3% и составила 3,6 миллиона рублей. Цены на новые самосвалы выросли на 9,4% и достигли отметки 8,6 миллиона рублей. Это говорит о росте значения такого фактора, как остаточная стоимость автомобиля. И если с российским КАМАЗом все более или менее понятно, то большинство китайских брендов в этом плане остаются темными лошадками: часть из них недавно зашли на рынок и не успели сформировать вторичный ассортимент, другая – редко продается по причине критического износа. Однако покупатели, которым машина нужна срочно, не обращают внимания на этот фактор: для них важна цена и наличие.        

Обзор самосвалов из Китая            

Марка Shacman знакома российским транспортникам не первый год и в прошлом году была лидером по продажам самосвалов среди соотечественников. Самосвалы поставляются с кабинами двух линеек: более скромной F и более современной Х в трех- и четырехосном исполнении. «Иксы» – довольно современные машины, но эксплуатанты ценят их не столько за современный вид и оснащение, сколько за высокую грузоподъемность и ремонтопригодность.            

На завершившейся СТТ Expo 2022 Shacman показал две версии самосвалов. Модель 6×4 серии X3000 с двигателем Weichai класса Евро-5. Мощность ДВС 430 л. с., он агрегатирован 12‑ступенчатой МКПП, в подвеске часть узлов – по лицензии MAN. Особенность выставочного автомобиля – северное исполнение, которое включает подогрев топливного фильтра и подогрев зеркал. На этой машине была установлена платформа «Бецема Формат» объемом 20 кубометров, но есть модификации и с собственным кузовом на 25,8 куб. м.                

Грузовики концерна Sinotruk, выпускаемые под маркой HOWO, – это лицензированная китайская версия Volvo FL7. В России машины этого производителя продаются довольно давно, они имеют неплохую репутацию и широкий спектр модификаций.         

Самосвальная линейка HW76 включает технику с колесной формулой 6х4 и 8х4, оснащенную дизельными двигателями мощностью от 380 до 480 л. с. Что касается объемов, здесь тоже приличный разбег: от 19 до 35 кубометров. Кузов обычно идет с днищем 8 мм, бортами 6 мм, а также продольными и поперечными ребрами жесткости.   

Марка FAW работает в России с 2007 года и предлагает проверенные временем модели самосвалов: трех- и четырехосные самосвалы на базе J6 с кузовами AMKAR и платформами собственного производства с 52-градусным углом подъема объемом от 18 кубометров до 20,7. Машины предлагаются с тремя типами двигателей на 375, 390, 420 л. с. и 12-ступенчатой механической коробкой переключения передач.        

Китайский бренд JAC предлагает к продаже широкую гамму коммерческих автомобилей. В сегменте самосвалов следует отметить модель N410 с колесной формулой 8х4 и полной массой 41 т при собственной 17 т. По габаритам он сопоставим с одноклассниками: 10 520х2 550х3 450 мм, а объем кузова 26 кубометров. ДВС – рядный 6‑цилиндровый Weichai с турбонаддувом, который выдает мощность 423 л. с. Машина агрегатируется 12‑ступенчатой КПП Fast Gear.           

Есть еще новый легкий самосвал JAC N120S с кузовом «Чайка-Сервис» с объемом кузова всего 10 куб. м и внутренними размерами 4 000х2 200х1 200 мм. Он способен перевозить до 6,3 т груза.               

Относительный новичок на российском рынке самосвалов – Hongyan. Однако, судя по статистике, приведенной выше, начал он весьма агрессивно и успешно. На выставке СТТ Expo-2022 бренд запомнился тем, что показал четырехосный самосвал Genlyon с кабиной по лицензии IVECO Stralis и кузовом объемом 35 кубометров. Заметим, однако, что для такого крупного зверя грузоподъемность у него довольно скромная – всего 19 тонн. От большинства китайских самосвалов эта машина отличается дизельным силовым агрегатом Cursor 9. На российских стройках работают также модификации самосвалов в двухосном исполнении и машины с колесной формулой 6х4.                       

Из пока менее активных игроков назовем марку Dayun Truck, которая выпускает грузовики по лицензии на модель FM Volvo Trucks. В России можно купить самосвал с колесной формулой 6х4.              

Dongfeng Trucks сейчас больше продается на вторичном рынке, но под заказ поставляет самосвалы DFH с колесной формулой 6×4 и четырехосные DFH. Однако эксперты прогнозируют, что в текущих условиях бренд может активизироваться.         

Sitrak – еще одна структура внутри китайской корпорации Sinotruk, которая выпускает грузовики по лицензии MAN TGA: кабины, двигатели, мосты, оси, другие узлы и агрегаты разработаны немецкими инженерами, но изготовлены в КНР. На российском рынке востребован самосвал Sitrak C7H, который имеет несколько модификаций. На СТТ была показана машина с кузовом объемом 38 кубометров, в котором можно перевозить до 40 т сыпучих грузов. Машина имеет дизельный ДВС мощностью 540 л. с., надежные лицензионные передние оси.       

Есть еще несколько брендов, для которых продажа самосвалов не является основным направлением и не имеет значимой доли на российском рынке.       

Цены на китайские самосвалы          

Сразу отметим, что сегодня можно говорить только о приблизительных ценах на самосвалы, поскольку ситуация на рынке постоянно меняется. И если одни дилеры делают хорошую накрутку, то другие сильно демпенгуют. Цена также зависит от того, в наличии техника, на границе или еще на заводе в Китае. Дело в том, что большинство предприятий КНР не берут 100-процентную предоплату с дилеров до момента выхода машины к границе, таким образом долго сохраняется риск скачка курса валют.      

Однако в любом случае китайские самосвалы сегодня дороже модификаций КАМАЗа и имеют больше привлекательных характеристик.      

Shacman серия F:

6×4 – 6 8000 000 – 7 100 000 ₽

8х4 – 7 700 000 – 8 200 000 ₽

Shacman серия Х:

6х4 – 7 400 000 – 7 500 000 ₽

8х4 – 7 800 000 – 8 500 000 ₽

Howo HW76:

6х4 – 6 500 000 – 6 700 000 ₽

8х4 – 7 200 000 – 7 400 000 ₽

Howo T5G:

6х4 – 7 300 000 – 7 500 000 ₽

8х4 – 8 300 000 – 8 500 000 ₽

Hongyan:

6х4 – 6 700 000 ₽

8х4 – 7 700 000 ₽

JAC:

6х4 – 6 500 000 – 6 700 000 ₽

Sitrak С7Н:

6х4 – 8 200 000 – 8 500 000 ₽

8х4 – 9 500 000 – 9 800 000 ₽

Перспективы рынка самосвалов

Необходимость обновления парка самосвалов, сохранение и даже ускорение темпов строительства крупных федеральных строек, позитивные тенденции на рынке жилищного строительства в большинстве регионов России – факторы, которые определяют потребность в большом количестве самосвалов. Они сохранятся, по оценкам аналитиков, как минимум до 2030 года.           

Что касается обновления парка, по данным НАПИ, более 67% парка составляют самосвалы, имеющие наработку более 10 лет. И если сегодня часть потребностей еще закрывает вторичный рынок грузовиков, то через 2–3 года потребность в обновлении станет огромной. Рост рынка самосвальной техники – это долгосрочный тренд. Так, в НАПИ рассчитали прогноз по рынку новых грузовых автомобилей до 2026 года. Он включает три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный. Однако все они предполагают в текущем и следующем году рост относительно той точки, в которой рынок находится сейчас. Согласно базовому сценарию, санкции против РФ сохранятся, а производители грузового транспорта продолжат продажи «простых» комплектаций на уровне апрельских показателей, а в конце года увеличат объемы продаж. Оптимистичный сценарий прогноза предполагает, что санкции против нашей страны продлятся, но будут постепенно смягчаться. В таком случае экономическая ситуация будет улучшаться по ряду макроэкономических показателей и даст толчок росту рынка комтранса и самосвалов. Пессимистичный сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ будут ужесточаться на протяжении еще длительного времени. Тогда продажи грузовых автомобилей будут колебаться вокруг апрельских показателей, но сегмент самосвалов, как ожидается, будет расти опережающими темпами. Официально не называются цифры, но в отрасли идут разговоры о приросте на уровне 17–20% при самых сложных внешних факторах.                    

Соответственно, решающее значения для его характеристики приобретает именно структура. Экспансия китайских брендов, как предполагают эксперты, продолжится. Основным фактором станет длительность специальной военной операции на Украине и усиление санкций ЕС и США. В таких условиях китайские компании смогут улучшить логистические цепочки для ввоза автомобилей и комплектующих в Россию.

Есть еще несколько позитивных драйверов для рынка самосвалов. Во-первых, ожидается, что в ближайшие месяцы сократят перебои в работе заводов и границ в Китае из-за COVID-19. Во-вторых, ситуация с нехваткой систем «ЭРА-ГЛОНАСС» также стабилизируется. Как уверяют дилеры крупнейших брендов и производители, сегодня задержки поставок по причине отсутствия кнопок носят единичный характер.

Важно понимать, что российским предприятиям предстоит столкнуться с ожесточающейся конкуренцией со стороны заводов из КНР, но в перспективе двух-трех лет они, как ожидается, сохранят свою долю рынка. Покупатели самосвалов: строительные и подрядные организации уверяют, что потребность в данном виде техники высока и спроса хватит на всех.

Многие из них с недоверием относятся к машинам из Поднебесной и настроены при любых условиях приобретать именно российские самосвалы.      

Таким образом, практически все игроки рынка и маркетинговые аналитики сходятся во в мнении, что у рынка самосвалов сейчас хорошие перспективы. И сегодня эта сфера способна привлекать новых игроков как со стороны производителей из стран, не присоединившихся к санкциям, так и со стороны дилеров, число которых уже увеличивается по всей стране.      

Похожие записи

Оставить комментарий