Обзор вездеходов – 2022

    Мировой и российский рынок вездеходной техники демонстрирует стабильный рост уже девять лет подряд. Несмотря на внешние экономические факторы, 2022 год не стал исключением. Безусловно, произошли перемены: часть производителей скорректировала модельный ряд, некоторые наладили по сути новый производственный цикл, частично – скорректировали прайсы. Однако почти все заметные бренды вывели на рынок новинки универсальной техники или заявили о расширении. Большая часть из них была представлена на военно-техническом форуме «Армия», некоторые еще появятся на выставке «Вездеходер».      

Вездеходные новинки            

                    
Пожалуй, самым обсуждаемым стал снегоболотоход Arkhant N, который был представлен на форуме «Армия» в поисково-спасательной адаптации на стенде МЧС РФ.  «Архант» – это Sherp. Внимание к нему было приковано по политическим мотивам. Дело в том, что этот успешный в России бренд принадлежал украинскому бизнесмену, действовали две производственные площадки: в Санкт-Петербурге «Шерпы» выпускались в основном для российских потребителей, а под Киевом – для экспорта. Создатель компании после начала специальной военной операции на территории Украины отозвал у российской стороны все патенты на бренд и технические решения.                 

Тем не менее завод продолжил работу: разработал собственную машину, наладил цепочки поставок комплектующих и показал компактный «Архант N» с колесной формулой 4х4 грузоподъемностью 1000 кг. Что, собственно, о машине? Кузов с тентом, вес 1 600 кг, скорость до 40 км/ч по грунту и до 6 км/ч по воде. Есть несколько комплектаций и в том числе возможность выбора бензинового или дизельного ДВС. Первый вариант – петербургская сборка, второй – китайский Kubota, оба на 85 л. с. По сравнению с «Шерпами» машина получилась чуть более простой, но гораздо более доступной. Разница в цене почти в два раза. Это важно, поскольку значительная доля потребителей – это частные охотники и рыбаки, небольшие ИП, хотя, судя по характеристикам и возможностям подготовки, машина может использоваться для поисково-спасательных работ, патрулирования труднодоступных мест, экологических рейдов.          

Кстати, еще одну вариацию на тему «Шерпа» планируют выпускать в Ангарске на Иркутском заводе гусеничной техники. Предприятие, которое до этого производило всего одну модель негусеничной техники, выиграло грант Фонда содействия инновациям на сумму 30 миллионов рублей и хочет наладить серийное производство вездеходов на шинах низкого давления АГ-30, желая активно осваивать рынок колесной техники. Предполагается, что новая машина, получившая название по имени и фамилии конструктора Алексея Гарагашьяна, может быть интересна российским силовым ведомствам.       

Яркую новинку показал тандем Нижегородского завода транспортно-технологических машин и ООО «Специальные проекты машиностроения». Это многоцелевой гусеничный снегоболотоход с гибридным двигателем. Здесь работают дизельный агрегат КАМАЗ-740.60‑360 на 360 л. с. и тяговый генератор мощностью 210 кВт. Электромеханическая трансмиссия включает два тяговых электродвигателя и редуктор. Разработка реализована на базе шасси СПМ-5906ЭТ и снегоболотохода ТТМ-5906. Габариты машины 6 930х3 150х2 800 мм, масса 13 000 кг, грузоподъемность 5 000 кг. Еще из интересного: этот гусеничный вездеход может развернуться на месте, достигать скорости 50 км/ч на грунте и 5 км/ч на воде.           

Один из лидеров российского рынка, компания «ТРЭКОЛ» представил восьмиместную машину «Трэкол Хаски». Ее габариты 6 880х2 550х3 110 мм, а масса 4000 кг. Грузоподъемность составляет до 2000 кг на твердом покрытии и до 1500 кг на слабонесущих грунтах и на плаву. Модель многие называют флагманом. Она рассчитана на круглогодичную эксплуатацию, для этого оснащена утепленным кузовом из алюминиевого сплава и 210‑литровым топливным баком. Клиренс – 550 мм, довольно короткая база, небольшие свесы дают отличную геометрическую проходимость. Под капотом – дизель Hyundai D4BH объемом 2,5 литра и мощностью 100 л. с. Его дополняют 5‑ступая КПП, 2‑ступенчатая раздатка и блокируемый межосевой дифференциал.             

Заволжский завод гусеничных тягачей представил результат многолетних трудов и последних доработок – двухзвенный плавающий тягач ЗЗГТ 3344‑20 «Алеут». Машина, которая создавалась для территорий со сложным ландшафтом и суровым климатом, уже поступила на службу в Вооруженные Силы РФ. Его основное назначение – перевозка личного состава, боеприпасов и легких военных грузов. Масса 11 000 кг, грузоподъемность составляет 750 кг груза, или пять человек в первом звене плюс 2250 кг, или до 15 человек во втором. При этом машина не громоздкая, ее габариты 9 890х2 430х2 755 мм, внешний радиус поворота – менее 10 метров, клиренс при полной загрузке – 350 мм. Запас автономного хода – 450 км. Теперь «Алеут» ориентирован и на экспорт.

Компания Sever Trucks представила новинку – пятиместный вездеход «Север-3360 Пикап-Макс». Это машина с колесной формулой 6х6, габаритами 6 750х2 500х2 805 мм. Его масса 4 600 кг, а грузоподъемность до 2000 кг. Что еще? Дизельный двигатель Cummins ISF 3,8 мощностью 152 л. с., который агрегатируется механической коробкой переключения передач, мосты от 131-го ЗИЛа или ГАЗ-66 на выбор и топливный бак на 120 литров. Модель ориентирована на охотников, рыбаков, туристов.    

 

Компания «Солитон» показала обновленную полноприводную (4х4) машину-амфибию «Леший». Ее отличают ровная развесовка по осям, что важно при массе 5 500 кг, грузоподъемность 2 500 кг и хорошие скоростные характеристики: до 100 км/ч на асфальте (без специального разрешения), до 12 км/ч по воде. Два бака общим объемом 150 литров позволяют проехать 900 км. Под капотом дизельный двигатель объемом 2,8 литров и мощностью 150 л. с. Хороший внутренний объем рассчитан на экипаж из восьми человек. Это делает машину интересной для многих сфер: технологического обслуживания промышленных объектов, патрулирования лесных хозяйств, поисково-спасательных работ, в том числе во время паводков, экспедиционно-туристического обслуживания. Допоснащение – без проблем. В 2023 году «Солитон» обещает доработать специальную модификацию для борьбы с пожарами в лесных массивах.      

Еще один апгрейд – от компании «Лаборатория вездеходов». Здесь доработали амфибию BigBo. Основная часть работ была проведена еще в 2021 году, а модель представлена широкой публике сейчас. Габариты вездехода 3 650х2 520х2 520 мм, масса 2000 кг, клиренс 560 мм, бак 120 литров. Есть несколько вариантов исполнения кузова. Двигатель – 128-сильный дизель Hyundai объемом 1,6 литра, он работает в дуэте с АКПП. Из новшеств – внятная приборная панель, сдвижные окна у водителя и переднего пассажира, усиленное лобовое стекло из триплекса. Вездеход рассчитан на 5 человек, и создатели уделили внимание их комфорту. Например, даже в базовой комплектации установлены кондиционер, отопитель Webasto, аудиосистема JBL. Но главное – пневмоподвеска колес сверхнизкого давления.         

Легендарная гусеничная машина ТМ-140 производства «Курганмашзавода» тоже претерпела изменения. Они оказались настолько серьезными, что вездеход получил обновленное персонифицированное название ТМ-140А «Аврора». Грузоподъемность 4 000 кг, широкий спектр опций. Вездеход стал более комфортным за счет улучшенной «шумки», теплоизоляции, двух отопителей, кондиционера и использования композитных материалов в интерьере. Но доработка машины не окончена. Планируется совершенствование ходовки и замена ДВС: вместо ЯМЗ-236 мощностью 195 л. с. будет устанавливаться ЯМЗ-536, который производит 312 л. с. Кроме того, инженеры предприятия намерены агрегатировать этот силовой агрегат 6‑ступной трансмиссией с полуавтоматическим переключением передач. Ожидается, что после всех доработок «Аврора» станет быстрее модели предыдущего поколения и экономичнее.             

Можно сделать вывод, что развитие линеек российских вездеходов идет во всех направлениях: одни производители повышают комфорт, другие – тяговые и скоростные характеристики, третьи – ищут инновационные решения. Рынок довольно объемный, каждый находит свою нишу. Для потребителей это тоже огромный плюс: российский рынок вездеходной техники на гусеничном, колесном и мотоходу по своему разнообразию превосходит мировой.                 

Прогноз развития рынка                 

Если коротко, то в перспективе до 2029 года подавляющее большинство маркетологов ожидает рост рынка вездеходов в среднем на 5–7% ежегодно. Это очень хороший показатель, который вселяет оптимизм производителям. Оптимизма добавляет тот факт, что правительство РФ не торопится с введением утилизационного сбора на данный вид специальной техники. Как результат, несмотря на внешние факторы, последствия пандемии и СВО, многие сейчас находятся в стадии расширения производства.           

Один из примеров – компания «Вездеходы «Бурлак» из Кургана. Завод получил поддержку государства и активно растет: производственные площади увеличатся в четыре раза – до 8 000 квадратных метров. В текущем году заканчивают строительные работы, в следующем – будет монтаж автоматизированного и роботизированного оборудования. Сейчас в месяц производится в среднем три машины «Бурлак» и один прицеп. Уже к концу 2023 года хотят вырасти до десяти вездеходов ежемесячно. А после 2024 года – до 30 машин в месяц, то есть в 10 раз.      

    

Хорошим примером также является запуск производства многоцелевых гусеничных вездеходов в Республике Тува. Проект, который оценивают в 260 миллионов рублей, реализуется при поддержке областных властей. Ожидается, что завод создаст около 150 новых рабочих мест. Компания «Русские вездеходы «Пластун» планирует запустить всю линию в 2023 году.           

Другой пример – запуск производства полного цикла снегоболотоходов «ТРОМ» в Сургуте. Предприятие работает уже 15 лет, 14 из них создает легендарный «ТРОМ-8», но полноценные цеха появились только в этом году. В 2021 компания спроектировала единственный в мире болотоходный форвардер «ТРОМ-20». Он уже прошел все испытания, дорабатываются детали. Его можно дополнить харвестером или мульчером этой же марки. Однако, по мнению руководства предприятия, в Сургуте запускать серийное производство экономически не выгодно и логистически сложно. Поэтому компания готова предоставить свои разработки более крупным заводам с 700–800 пар лесных машин в год.           

Эти бизнес-истории показывают не только позитивные тренды текущего момента, но и сложности, с которыми сталкиваются предприятия, выпускающие технику исключительно утилитарного назначения. Как говорят участники рынка, спрос на тяжелые вездеходы – это прежде всего государственные заказчики. Для работы с ними нужны объемы, а для объемов – вложения и осязаемые перспективы реализации, получается замкнутый круг. С небольшими гусеничными и колесными вездеходами, ориентированными на частников, небольшим компаниям проще, там другой уровень вложений.         

Если говорить о сегментах рынка всепроходимой техники, в гусеничной технике наблюдается тотальное превосходство отечественной техники. Неизменным лидером остается ОАО «ЗЗГТ», именно тяжелые двузвенные вездеходы составляют основу рынка. Их доля особенно велика в денежном выражении за счет высокой стоимости. Кроме того, по-прежнему востребованы демилитаризованные машины повышенной проходимости на базе тягачей МТ-ЛБ и МТ-ЛБу.          

         

Ведущие производители вездеходов:         
ООО НПФ «ТРЭКОЛ», ОАО «ЗЗГТ», ООО НПО «ТРАНСПОРТ», ООО «ЗВМ», ООО «ТРАНСМАШ», ООО «ЕЗСМ «КОНТИНЕНТ»», ООО «ЛЕСНИК», ООО «АЛТАЙТРАНСМАШ-СЕРВИС», ООО «АВТОРОС», ООО «РУСАК», ООО «ВПК», АО «МК «ВИТЯЗЬ»», ПАО «КУРГАНМАШЗАВОД».
                     

В сфере колесных снегоболотоходов на шинах сверхнизкого давления импортные бренды тоже не выдерживают прессинга отечественных предприятий, особенно с учетом скачков курса рубля и проблем с логистикой. Здесь главным игроком является ООО НПФ «ТРЭКОЛ». В прошлом году в числе лидеров было ООО «Шерп», сейчас его доля активно делится между российскими марками, о которых мы упоминали выше. Важно подчеркнуть, что предложений много во всех сегментах по грузоподъемности и мощности. При этом, по данным Market Research Future, на рынке грузовых снегоболотоходов в последние годы нет выраженного тренда: стабильный рост и расширение линеек.            

Российскому рынку вездеходной мототехники мы не планировали уделять большого внимания в данной статье, поскольку он наиболее импортозависим и требует отдельного дополнительного изучения. Пандемия, повышение интереса к внутреннему туризму и активному отдыху, санкции и заградительные меры, безусловно, должны были активизировать интерес российских производственников к этому сегменту. Однако пока неизвестно о каких-либо громких премьерах и новых игроках.         

Если говорить о географии производства внедорожной техники в России, лучшие показатели демонстрирует Северо-Западный ФО с объемом выпуска продукции, который, по оценкам Marketing RBC, составил 310 штук продукции по итогам 2021 года. Хорошие показатели демонстрирует также «Урал», и именно этот регион аналитики считают наиболее перспективным для дальнейшего масштабирования имеющихся производств и создания новых.              

В текущем году многие производители техники также задумались о необходимости освоения внешних рынков. Если в прошлом году основными экспортерами, по данным RBC, были ООО «АВТОРОС» и ООО «ЗАВОД ВЕЗДЕХОДНЫХ МАШИН», то сегодня о возможности продажи техники за границу или создании специальных экспортных версия говорят практически все. Это одна из наиболее выраженных тенденций современного рынка техники для бездорожья. Российские вездеходы, многие из которых были вынуждены скорректировать производственный цикл из-за санкций, с учетом курса валют оказались гораздо более дешевыми по сравнению с заграничными конкурентами.

Кстати, говоря об экспорте, важно упомянуть, что большую часть продукции российских производителей вездеходов покупает ОАЭ: более 50%, согласно аналитике РБК. По мнению участников рынка, страны Юго-Восточной Азии, Австралии тоже могут стать постоянными покупателями российской внедорожной техники.           

В целом рынок вездеходов испытал меньший стресс и от пандемии коронавирусной инфекции, и от начала военной операции на Украине, чем другие сегменты специальных машин. С точки зрения конструкторских проблем и нехватки компонентов, производство вездеходов оказалось более гибким. Амплитуда цен здесь тоже не была такой большой, как в сегменте строительных или дорожных машин. Пандемия и закрытие границ спровоцировали всплеск внутреннего туризма и интерес к активному отдыху, а текущее положение курса валют сделало отечественные машины привлекательными и для внутреннего рынка, и для иностранцев. Важно, что в ряде регионов власти и инвесторы оперативно отреагировали на изменение рыночной ситуации, что и положило начало новым проектам. Мы ожидаем, что на выставке «Вездеходер» может состояться еще несколько премьер и заявлений о создании новых предприятий.                 

Похожие записи

Оставить комментарий